ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По сути, социально-культурная деятельность - воспитательная деятельность; она носит человекотворческий характер, ориентирована на человека, на исчерпывающее раскрытие заложенного в нем духовного потенциала. В процессе этой деятельности направленно, в соответствии с заданной моделью, изменяются социальные и культурные отношения и связи между людьми, сами люди и окружающая их реальная действи­тельность.

Социально-культурная деятельность рассматривается нами как ро­довое понятие, «Социум», «культура», «деятельность» определяют исходный, родовой характер этого понятия по отношению к остальным. Благодаря определениям «социум», «социальное», «культура», «куль­турное» особый смысл, предметность и конкретизацию обретает и тер­мин «деятельность».

Любому из субъектов, представляющих общество (социум), присуща активность, которая проявляется в его конкретных действиях, актах, по­ступках. Деятельность - основа человеческого бытия, специальная форма проявления активности человека, Это многогранный процесс, характери­зующий определенный тип отношения к миру и тип бытия в мире. В об­щесоциологическом аспекте понятие «деятельность» характеризует и активность социального субъекта.

Некоторые исследователи ставят знак равенства между понятиями «социальная активность» и «социальная деятельность». Однако это не синонимы, хотя понятия взаимосвязаны, взаимообусловлены и имеют общие качественные характеристики. Деятельность - это процесс реали­зации социальной активности, поскольку «сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем только система его деятельности»3. В то же время деятельность всегда носит целесообразно организо­ванный характер, её структура помимо самого субъекта предполагает наличие цели, объекта, средств и методов достижения цели.

Что касается понятия «социальная активность», то наиболее точным, по нашему мнению, является определение Н. С. Мансурова, считающего, что социальная активность — это «проявление существенных свойств личности в общественной жизни, то есть в тех социальных условиях, в которых протекает ее бытие»2. Такая трактовка понятия многогранна. Ее «непривязанность» к общественным формациям обогащает и возвышает философское обобщение, делает его современным, приближает к пониманию общечеловеческих норм, явлений, ценностей.

Социальная активность как проявление сущностных свойств лич­ности выражается через деятельность, непосредственно с ней связана. Социальная активность значительно шире социальной деятельности. Наряду с последней она включает в себя еще и предшествующий деятельности процесс — образование источника напря­женности, осознание необходимости действия, формирование соответ­ствующих целей, установок, задач. Сама же деятельность приобретает конкретную предметную направленность, в ходе ее определяются цель, программа действий, их последовательность, управление (само­управление) самим процессом деятельности. В специальной литературе последних лет деятельность определяется человеческими характеристи­ками, поскольку является специфической формой именно человеческой деятельности.


Психологи и социологи выделяют понятия поведения и деятельности. Поведение представляет собой цепочку относительно самостоятельных, автономных, обособленных, часто совершенно случайных поступков. В этом отношении деятельность, напротив, выглядит как Целенаправленная, соответственно организованная последовательность определенных операций. Такой целенаправленностью и последователь­ностью отмечена любая культурная деятельность личности или группы, связанная с созданием, сохранением, распространением и освоением культурных ценностей. Именно сознательно поставленная цель приводит в движение деятельность: предварительная продуманность действий после ее постановки, анализ ситуации, в которой человеку предстоит действовать, выбор способов и средств достижения цели определяют последовательность действий личности в социально-культурной сфере.

Есть свои отличия и сходство у деятельности и поведения. Поведение характеризует ситуативность, импульсивное, спонтанное проявление активности, своего рода реакцию на определенную ситуацию, часто без предварительно поставленных целей, схемы действий, ожидаемого результата. В то же время поведение, как и деятельность, носит сугубо личностный характер, по существу, это две сторо­ны социально-культурной активности человека. Деятельность и поведение являются проявлением сущностных свойств личности, ее актив­ности.

Здесь необходимо сделать немаловажное уточнение. Традиционно считалось, что человеческая деятельность - это всегда деятельность со­зидательная, а не разрушительная, труд во благо, а не во зло другим лю­дям и самому себе. Между тем это не так. Памятники культуры не только создаются людьми, но и разрушаются ими же. Духовная деятельность -источник не только возвышенных идей и хитроумных изобретений, но и лжи, коварства, предательства, человеконенавистничества. Достижения культурной деятельности, начиная с каменного топора первобытного человека и кончая космической техникой, часто служили преступным замыслам и становились орудием разрушения, а не созидания. Стало быть, человеческую деятельность по се конечным, этическим результатам можно поделить на два рода: конструктивную, созидательную, подлинно культурную деятельность, нацеленную на созидание, сохранение, распространение культурных ценностей, и деструктивную, разруши­тельную, антикультурную деятельность, цель которой - уничтожение культурных ценностей и утверждение антиценностей. Это деление человеческой деятельности назовем гуманистическим, поскольку в его основе лежат сугубо этические критерии.


В последние годы психологами активно обсуждается вопрос о соотношении деятельности и общения. Некоторые из них (например, Б. Ломов) видят в общении одну из сторон жизни человека, причем не менее существенную, чем деятельность. Другие (например, В. В. Давыдов), рассматривая деятельность как исходную основу всей общест­венной жизни людей, считают, что общение лишь оформляет в опреде­ленных рамках содержание деятельности.

Наиболее близка, на наш взгляд, к истине точка зрения Ю.А. Стрельцова, по мнению которого социально-культурная деятельность базируется на повседневном общении людей. Досуговое общение, подчеркивает он, вносит важный и практически незаменимый вклад в процесс индивидуальной жизнедеятельности человека, а вся работа по ор­ганизации общения представляет собой одновременно и науку, и искусство4 .-

Общение, потребность в общении являются доминантой действий человека, существенным качеством человека на всех исторических этапах его эволюции, проявлением определенной культуры общества.

Таким образом, понятие «деятельность» приобретает два основополагающих признака: 1) конкретную предметную направлен­ность, в ходе которой определяются цель, программа действий, последовательность предстоящих операций; 2) совершение управленческого {самоуправленческого) действия, подразумевающего организа­цию самого процесса деятельности. Этими качествами обладают обе разновидности социально-культурной деятельности: профессиональная деятельность специалистов отрасли культуры, их главное профессиональное занятие, отвечающее определенным требованиям и нормативам; 2) непрофессиональная, любительская культурная деятельность, которая предполагает творческое саморазвитие, самоут­верждение, самореализацию личности и осуществляется в часы досуга, что дает ряду авторов обоснованно называть ее культурно-досуговой.

Каждый человек на протяжении своей жизни оказывается погруженным во множество конкретных видов деятельности, которые разли­чаются, прежде всего, своим предметным содержанием, обусловлен­ным совокупностью потребностей, мотивов, задач и действий.

Социально-культурная деятельность отличается глубокой личностной направленностью, поскольку несет в себе черты индивидуальности, определяемые ее биологическими особенностями и социально-психологической структурой. Эта деятельность может протекать как индивидуально, так и коллективно. Ей присуща целенаправленность. Именно сознательно поставленная цель приводит в движе­ние деятельность: предварительная продуманность действий после ее постановки, анализ ситуации, в которой человек)' предстоит действовать, выбор способов и средств достижения цели определяют последовательность действий личности в социально-культурной сфере.


Рассматривая ведущие черты социально-культурной деятельности, особо выделим ее гуманистический, культурологический, развивающий характер, поскольку в основе она имеет культурные цели.

Социально-культурную деятельность в определенном смысле можно отождествить с целенаправленно организованной активностью, связанной с сохранением, созданием, распространением и освоением культурных ценностей. Такую активность, мотивированную определенными интересами, потребностями, а также задачами, пра­вилами и требованиями, человек проявляет и в сфере труда (в рамках своего рабочего времени), и в сфере досуга, свободного времени. Именно поэтому правомерно выделить два параллельно функционирующих вида индивидуальной и групповой (коллективной) социально-культурной деятельности - профессиональную (основную, производ­ственную) и непрофессиональную (любительскую).

Как профессиональную, так и особенно непрофессиональную социально- культурную деятельность отличают свобода выбора, добровольность, активность, инициатива. Эта деятельность обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями. Она характеризуется многообразием видов на базе общекультурных, художественных, познавательных, политических, социальных, бытовых, семейных, профессиональных и прочих интересов взрослых, молодежи, детей.

Нельзя сказать, что существовавшая на протяжении многих деся­тилетий государственная сеть учреждений культуры, искусства, спорта, досуга и развлечений не обеспечивала такого многообразия. Но с активным вторжением негосударственного, коммерческого сектора на рынок социально-культурных услуг резко возросла их вариативность; бизнес и предпринимательство открыли массу новых возможностей для институциональных и неинституциональных форм, свободного выбора досуговых занятий, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением на основе интересов и потребностей человека.

Перечисленные свойства и черты социально-культурной деятельности могут быть значительно дополнены, иначе классифицированы, но именно они определяют ее назначение.

Анализ сущности социально-культурной деятельности показывает, что в ней взаимодействуют репродуктивные, творческие и репродуктивно-творческие элементы. Репродуктивная деятельность в культурно-досуговой сфере является необходимым условием жизнедеятельности человека. Репродуктивность неизбежна и обязательна во многих видах досуговых занятий, непрофессиональной художественной самодеятельности, клубной практике и т.п. В то же время, например, для участника самодеятельного коллектива освоение азов искусства, овладение организаторскими умениями, сами процессы познания, реализации своих интересов и потребностей — не только репродукция, но и творчество. В связи с этим типологические уровни социально-культурной деятельности можно классифицировать следующим образом: творческий - преобладание творческих моментов в деятельности; репродуктивно-творческий - открытие человеком того нового для себя, что объективно не является новым; репродуктивный - простое воспроизведение отработанных форм, предметов, способов и т.п.


Понятие «социализация личности» обычно трактуется как начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения человеком социальных ролей и культурных норм. Другими словами, речь идет об освоении огромного социально-культурного опыта.

Этот процесс предполагает как включение личности в систему1 общественных отношений, так и самостоятельное воспроизводство индивидом этих отношений. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, На протяжении жизни каждому из нас приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице.

Социализация обусловлена разнообразными социальными, социально-психологическими, психолого-педагогическими факторами. Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит. Необходимо различать целенаправленные усилия общества и его различных социальных институтов по оформлению личности (т.е. собственно воспитание), влияние среды и ближайшего окружения личности, активность личности, избирательно продвигающейся к ближнему окружению, к его нормам и ценностям, к педагогическим воздействиям, самовоспитанию и саморегулированию поведения 5.

Социально-культурная деятельность, по существу, может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализа­ции личности, социального воспитания и образования людей. В ходе этой деятельности социализация выступает как двусторонний акт. С одной стороны, он состоит в передаче обществом исторического социально-культурного опыта, символов, ценностей и норм, а с другой -предполагает их усвоение человеком и социальной группой.

Одновременно она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством рацио­нального использования свободного времени различных групп насе­ления.

Природа и назначение социально-культурной деятельности иссле­дуются и в целом ряде других аспектов, в частности:

Социально-культурная среда

Для полного представления о сущности социально-культурной деятельности принципиальное значение имеет конкретная, содержательная трактовка такого понятия как «социально-культурная среда».

Это понятие наполнено огромным социальным смыслом. Говоря о социально-культурной среде, нельзя ограничивать ее сферой науки, культуры и образования, оставляя вне поля зрения такие социально значимые вопросы, как, например, права и свободы человека, цивилизованные формы контактов между людьми, свободное и широкое распространение информации.