ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 190
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
3. Объем и содержание рефератов, курсовых работ и вкдр
4. Руководство выпускной квалификационной (дипломной) работой
5. Типы и виды учебных исследований применяемых при написании письменных работ
6. Реферат, курсовая и дипломная работы как формы организации самостоятельной работы студента
7. Тематика курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы
9. Цели, объект и предмет исследования
10. Основные разделы курсовой или дипломной работы
11. Изложение результатов работы
12. Технология работы с литературой
13. Виды библиотечных каталогов
14. Оформление реферата, курсовой и дипломной работ
16. Основные элементы библиографического описания
17. Правила написания числительных в тексте
18. Правила сокращения слов и словосочетаний
19. Оценка курсовой и выпускной работы
13. Виды библиотечных каталогов
Для того чтобы правильно вести поиск необходимой литературы, студенты должны представлять себе, что такое библиотечные каталоги. Самое важное значение каталогов состоит в том, что читатели имеют возможность самостоятельно, без посредничества библиотекаря, установить наличие в данной библиотеке литературы по интересующему их вопросу.
В условиях открытого доступа читателей к полкам значение каталогов не уменьшается. Раскрыть состав фонда во всей его полноте, глубине и во всем многообразии возможно только с помощью каталогов. На полках открытого доступа, как правило, размещен далеко не весь фонд библиотеки; не все требующиеся читателю книги в момент его обращения в библиотеку находятся на месте; книги разностороннего содержания стоят на полках обычно лишь в одном месте, тогда как в каталоге они отражаются одновременно в нескольких его разделах. Таким образом, и в условиях открытого доступа каталоги сохраняют свое большое значение. Использование каталогов в сочетании с просмотром книг на полках дает возможность читателям разносторонне познакомиться с фондом библиотеки и выбрать нужные книги.
Библиотечные каталоги и библиографические пособия тесно между собою связаны сходством целей и имеют много общих черт.
Отражают фонды одной или нескольких библиотек.
Содержат обычно библиографические описания одного вида изданий, например, книг или периодических изданий. Лишь в отдельных случаях в каталоги книг включают статьи из журналов и газет.
Рассчитаны, как правило, на использование всеми категориями читателей, независимо от степени их подготовки и квалификации. Сравнительно редко составляются каталоги, рассчитанные на определенные категории читателей.
Включают описания изданий вне зависимости от года их опубликования.
Библиотечные каталоги имеют сходство с информационно-поисковыми системами (ИПС), создаваемыми в органах научной информации для раскрытия содержания их фондов. Библиотечные каталоги, как и ИПС, предназначены для информации о содержании фонда, для поиска и установления местонахождения нужных читателям библиотеки или потребителям информации в информационных учреждениях материалов. Однако наличия общих функций недостаточно для их отождествления, между ними есть и различия. Сходство и различия между библиотечными каталогами и ИПС обусловлены сходством и различием функций библиотек и органов научной информации.
Библиотечные каталоги
Функции: информационная, поисковая, справочная, педагогическая.
Рассчитаны на использование всеми категориями читателей, включая детей.
Отражают издания, предназначенные для удовлетворения как профессиональных, так и общеобразовательных, общекультурных потребностей читателей.
Наиболее распространенными видами каталогов этой группы являются алфавитный, систематический и предметный. Два последних каталога объединяются понятием «реальные» (от латинского слова гез — вещь). Этим подчеркивается, что систематический и предметный каталоги в отличие от алфавитного строятся на основе существенного признака произведений печати — их содержания.
В алфавитном каталоге описания книг (или других произведений печати) располагаются в алфавите фамилий (и имен) авторов, наименований учреждений и организаций, принятых в качестве авторов, и заглавий произведений. При таком построении каталога возможно установить наличие или отсутствие известной читателю книги, а также выяснить, какие произведения определенного автора имеются в данной библиотеке. Алфавитный каталог, в котором библиографические описания произведений печати располагаются в алфавите фамилий авторов, наименований учреждений и организаций, принятых в качестве авторов, и заглавий произведений, является обязательной составной частью системы каталогов каждой библиотеки.
Систематический каталог представляет собой перечень книг (или других произведений печати), библиографические описания которых группируются в зависимости от содержания книг по отраслям знания и дальнейшим более дробным подразделениям, расположенным в последовательности от более общих к частным. В систематическом каталоге, в отличие от алфавитного, библиографические описания книг, относящихся к одной отрасли знания, будут сосредоточены в одном месте каталога, независимо от того, кто является их автором.
Систематический каталог, благодаря его структуре, дает возможность получить ответ на вопрос, какие книги по той или иной отрасли знания (например, какие книги по биологии) или определенному ее разделу (например, ботанике) имеются в библиотеке.
Предметный каталог, так же как систематически основывается при построении на содержании книг (или других произведений печати), но их библиографические описания, в отличие от систематического каталога, располагаются не по отраслям знания, а в алфавите наименований предметов, о которых рассказывается в книгах. В систематическом каталоге литература об одном предмете может быть рассредоточена по различным отделам, если этот предмет изучается разными науками. Например, книги, посвященные месторождению нефти, ее добыче, переработке, будут отражены соответственно в отделах геологии, горного дела, химической технологии. В предметном каталоге все эти книги будут собраны под словом «Нефть». Такая структура предметного каталога позволяет быстро получить ответ на вопрос, какие книги по конкретному предмету имеются в библиотеке.
Сводные каталоги, в отличие от каталогов конкретной библиотеки, создаются группой библиотек с целью выявления состава их фондов, учета территориального распределения фондов, информации о местонахождении каждой включенной в каталог печатной единицы.
Сводные каталоги дают возможность изучить фонды библиотек для координированного комплектования. Сводный каталог также играет большую роль в книгообмене между библиотеками, способствуя активизации МБА как внутри страны, так и в международном масштабе.
14. Оформление реферата, курсовой и дипломной работ
Реферат, курсовая работа могут быть представлены в папке с мягкой обложкой, а выпускная работа должны быть представлена в твердых корках (красной папке) и на диске в электронном виде. Нередко полностью повторяется титульный лист с выходными данными о самой работе. Образцы титульных листов см. Приложение 3, 4.
Тексты работ печатаются на стандартных листах формата А4, с выделением заголовков, подзаголовков жирным выделением. Размер шрифта для заголовков не меняется. Текст печатается 14 кеглем, шрифт Times New Roman, на одной стороне листа, с интервалом между строк «полуторный». Поля: верхнее — 20, правое — 15, левое — 30, нижнее — 20 мм.
Страницы текста нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц текста. Номер страницы на титульном листе не проставляется. Нумерация страниц проставляется в центре верхнего поля или справа в нижнем поле.
Абзацы в тексте начинаются отступом в 13-14 мм.(1,05)
Выделение названий разделов, глав, параграфов и подпараграфов в тексте обязательно. Это делается тем же размером шрифта, его полужирным начертанием, а также расстоянием между заголовком и основным текстом и отступом от начала строки. Расстояние между параграфами — 30 мм, между заголовком и обозначаемым им текстом — 15 мм. Нельзя оставлять на одной странице только заголовок, а сам текст начинать с другой: в этом случае заголовок следует перенести на страницу с началом текста. Размещают заголовки по центру строки. Точка после названия не ставится.
Для нумерации глав, параграфов и подпараграфов используются цифры: как правило, арабские — для глав и параграфов и двойные арабские для подпараграфов (например: 1.1, 1.2), когда первая цифра означает принадлежность к определенному параграфу, а вторая — номер подпараграфа в нем. Напоминаем, что приложения нумеруются арабскими цифрами без знака № и знака препинания в конце.
Основные части работы, т. е. «Оглавление», «Введение», главы, «Заключение», «Список литературы» и «Приложение», начинаются с новой страницы. Параграфы внутри глав и выводы по главам печатаются подряд, Не допускается использование знаков препинания в любых заглавиях, в том числе и в конце, и перенос слов.
Заглавия в текстах рефератов, курсовых и дипломных как исследовательских работах формулируются обычно в виде предложений с основными членами и в повествовательной форме (ни в коем случае не вопросительной или восклицательной).
В тексте и заглавиях не допускаются сокращения слов, кроме общепринятых аббревиатур.
Для замены слов в тексте не допускается использовать символы и малопонятные авторские аббревиатуры, тем более без их расшифровки.
В текстах реферата, курсовой и выпускной работ разрешается использование графических материалов, исполненных в цвете. Допускаются дополнительные выделения отдельных слов и словосочетаний, а также отдельных коротких положений. Делается это изменением наклона букв, их написанием разрядкой и подчеркиванием. Главное, чтобы выделенное не было более крупным и жирным, чем заглавия.
В тексте используются скобки и кавычки. В круглые скобки выносится дополнительная или уточняющая информация; сноски и ссылки на используемые источники заключаются в квадратные скобки или в косые линии. Кавычки ставятся при цитировании.
Никаких рамок, обрамляющих текст, в том числе и титульный лист, не делается.
Отработка печатного текста реферата согласно этим требованиям и нормам называется техническим редактированием.
После подготовки чистового варианта необходимо еще раз отредактировать текст, устранить опечатки. Далее следует проверить логику работы - насколько точен смысл абзацев и отдельных предложений, соответствует ли содержание глав их заголовкам.
Затем следует проверить, нет ли в работе пробелов в изложении и аргументации, устранить стилистические погрешности, обязательно проверить точность цитат и ссылок, правильность оформления, обратить внимание на написание числительных и т.д. Лишь после такой корректуры следует сделать окончательный вариант работы для представления ее руководителю.
Целенаправленная завершающая работа с текстом характеризует ответственность автора за представляемый материал, его уважение к руководителю и преподавателю-рецензенту, оценивающему работу.
Оформленная работа должна быть сброшюрована.
Правила оформления письменных работ являются общими для всех отраслей знания и регламентированы действующими государственными стандартами, в том числе и в упрощенном варианте. Поэтому их следует запомнить еще при написании первой курсовой работы, что сэкономит много времени и сил в дальнейшем.