ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 165

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 1. Введение в дисциплину «Менеджмент».

Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций.

Термин «менеджмент» («management») американского происхождения и не переводится на другой язык дословно. В англоязычных странах он употребляется довольно свободно и в различных значениях, но всегда применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как для других значений используются другие слова. Например, для обозначения управления в неживой природе употребляется термин «control»; для государственного или обществен­ного управления — термины «government administration» или «public administration». Иногда к слову «management» добавляется слово «business» («business management»), что лишь подчеркивает его принадлежность к хозяйственной сфере деятельности. Учитывая вышеизложенное, можно в дальнейшем применять термин «управление» в том же значении, что и «менеджмент».

Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает, что менеджер независит от собственности на капитал фирмы, в которой он работает. Он может владеть акциями фирмы, а может и не иметь их, работая по найму на должности менеджера. Труд менеджера — это производительный труд, возникающий в условиях комбини­рования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализа­ции работников, обеспечивающий связь и единство всего производственного процесса. Поэтому менеджмент объединяет работников различных специ­альностей: инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов, стати­стиков, психологов, плановиков, бухгалтеров и др., работающих под руко­водством менеджера, управляющего предприятием, производственным отделением или фирмой в целом.

Термин «менеджер» обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной деятельности в качестве управляющего фирмы независимо от уровня управления, а также его профессиональной подготовки и практического опыта работы. Профессиональный менеджмент как самостоятельный вид деятельности предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста-менеджера и в качестве объекта — хозяйственную деятельность фирмы в целом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы, НИОКР и др.).


Возросшие требования к управлению обусловлены увеличением размеров предприятия, сложностью технологии, необходимостью владения управленческими навыками. В современных условиях все решения по финансовым, ор­ганизационным и экономическим вопросам подготавливаются и вырабатываются профессионалами в области организации управления, которые осуществляют также наблюдение и контроль за выполнением принятых решений.

Менеджмент – это управление в условиях рынка, рыночной экономики.

Менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной работы фирмы, действующей в рыночных условиях, путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Менеджмент – это обеспечение выполнения работы с помощью других.

Менеджмент – это деятельность в процессе производительной работы, организация этой работы с целью полного раскрытия возможностей коллектива и каждого отдельного работника.

Менеджмент – совокупность форм, методов и средств управления производством.

Менеджмент – деятельность человека, с помощью которой он превращает организованную массу в целенаправленный и действенный коллектив.

Менеджмент так же можно представить в виде формулы:

Менеджмент = Обучение + Опыт + Искусство

Менеджер - это человек, который организует работу других, согласовывая при этом самые различные точки зрения с целью достижения поставленной задачи.

Менеджмент – область знаний и профессиональной дея­тельности, направленных на формирование и обеспечение до­стижения целей организации путем рационального использова­ния имеющихся ресурсов. Следует различать понятия: управ­ление, менеджмент и руководство.

Управление > Менеджмент

Менеджмент > Руководство

Основная цель менеджмента – обеспечение гармонии в развитии организации, т.е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов орга­низации.

Задача гармонизации по отношению к организации имеет внутренний и внешний аспекты.

На содержание менеджмента оказывают влияние две груп­пы факторов:

  • тенденция развития организаций;

  • специфические национальные факторы развития экономики.


Задачи менеджмента:

  1. Ознакомиться с опытом зарубежных стран.

  2. Адаптировать этот опыт к нашей стране, к социально-экономической и политической обстановке.

  3. Получение определенных навыков управления предприятием и собой.

  4. Научиться общению в различных ситуациях.

Задачи менеджера:

  1. Создавать комфортные физиологические и психологические условия на рабочем месте.

  2. Устранять на производстве не нужные элементы, параллели, промежуточные и конечные запасы.

  3. Развивать и внедрять инновации, вовлекая в процесс всех управляемых.

  4. Обеспечить адаптацию производства к меняющимся условиям (внутренним и внешним).

  5. Создать климат сотрудничества и постоянного роста подчиненных.

  6. Обеспечить заинтересованность персонала в качестве выпускаемой продукции.

  7. Определить фактор мотивации сотрудников.

  8. Расширять связи факторов и круг их обращения.

В современном мире на первый план в производство и сфере услуг выходит человек, который своим присутствием должен пронизывать все трудовые отношения (социальная революция), под которой подразумевается качественно-новое изменение методов управления и организации труда.

Современная модель управления – «человек ключевой элемент производства».


Тема 2. История развития менеджмента.

Как наука «Менеджмент» появился 100 лет назад.

Под научными основами управления понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, а точнее, обеспечение практики менеджмента научными рекомендациями. Наука об управлении получила развитие в трудах таких отечественных ученых как Д.М. Гвипшани, Г.Х. Попов, А.В. Попов, А.Г. Аганбегян, Ю.П. Васильев, А.И. Анчишкин, и в трудах таких зарубежных авторов как А. Файоль, П. Друкер, М.Х. Мескон, X. Вольфганг, И. Ансофф и др.

Первым этапом методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Затем была обоснована необходимость систематического использования стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности труда и росте объема производства. Авторы работ по научному управлению выдвинули и обосновали следующие научные положения:

- использование научного анализа для определения наилучших способов достижения, целей и решения конкретных задач;

- важность отбора работников, наиболее подходящих для выполнения конкретных задач, и обеспечение их обучения;

- необходимость обеспечения работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач.

В зарубежной науке управления сложились четыре важнейшие школы управления, которые внесли существенный вклад в развитие современной теории и практики управления. К ним относятся школы:

- классическая;

- административного управления;

- управления с позиций психологии и человеческих отношений;

- количественная.

Кроме того, существуют три научных подхода к управлению, которые получили развитие в современных условиях:

- подход к управлению как к процессу;

- системный подход;

- ситуационный подход.

Школы управления:

  1. Школа научного управления (рационалистическая школа) 1885-1920 –Фредерик Тейлор, Гилберт, Гаитт. Основной принцип, главная идея – рационализация труда в трудовом производстве плюс материальная заинтересованность рабочих ведут к повышению производительности труда.

Классическая школа управления получила развитие в США с начала XX в. Ее основоположником был Ф.Тейлор, книгу которого «Принципы научного управления» считают началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования.


Ф.Тейлор считал менеджмент истинной наукой, покоящейся на фундаменте точных законов, правил, принципов отделения планирования от фак­тического выполнения самой работы. Ф.Тейлор сформулировал важный вывод о том, что работа по управлению — это определенная специальность и что организация в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредо­точится на том, что она делает успешнее всего.

Благодаря разработке классической школы управления менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований, и было доказано, что методы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике деятельности организаций для достижения намеченных целей.

Авторы концепции научного управления посвящали свои исследования в основном проблемам управления производством и, в частности, вопросам повышения эффективности производства.

  1. Административная школа – 1920-50 г.г. – Анри Файоль, Урвик, Вебер. Основная идея – существуют «универсальные» принципы управления, применение которых гарантирует успех любой организации.

Школа административного управления была направлена на разработ­ку общих проблем и принципов управления организацией в целом. В рамках этой концепции в 20-е годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы как системы взаимосвязей, имеющей определенную иерархию (принцип иерархичности). При этом организация рассматривалась как замкнутая система, улучшение функционирования которой обеспечивается за счет внутрифирменной рационализации деятельности без учета влияния внеш­ней среды. Появилось понимание того, что организацией можно управлять автоматизировано, чтобы более эффективно достигать ее целей.

Согласно концепции одного из представителей классической школы теории А.Файоля, «управлять — это значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать». Это высказывание ученого относится к 1923 г., когда теория управления только начинала развиваться. А.Файоль рассматри­вал управление (в его терминологии — администрирование) как совокупность принципов, правил, приемов, направленных на осуществление предпринима­тельской деятельности наиболее эффективно, оптимально используя ресурсы и возможности фирмы. Главный вклад А.Файоля в теорию управления в том, что он рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких, как планирование, органи­зация, контроль. Ему принадлежит также разработка принципов построения структуры организации и управления производством.