ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 1392
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Имидж делового человека
Тема 2. Формы деловой коммуникации
Выражения, которых следует избегать
Как избавиться от агрессивности в споре
Инновационная игра «Есть идея!»
Тест 1. «Умеете ли вы вести деловые переговоры?»
Типы вопросов для успешных переговоров
Тест 2. «Как вести деловые переговоры?»
Упражнение-тренинг «Как вы ответите на возражения»
Тема 3. Русский речевой этикет
Обстановка общения и этикетные формулы. Ты- и Вы- общение
Психогеометрические характеристики личности: квадрат
Тема 5. Гендерный аспект коммуникативного поведения.
Способы добиться расположения женщин
Способы добиться расположения мужчин
Задание на находчивость и красноречие
Демонстрация находчивости, парадоксальной логики и красноречия
Казанский государственный университет культуры и искусств
Практикум по деловому общению
Тема 1. Имидж делового человека
Занятие 1. Формирование вербального имиджа
Как утверждают специалисты, в настоящее время борьба на рынке в основном ведется не между фирмами, а между их имиджами. При общении с представителями фирмы, знакомстве с ее товарами, услугами в восприятии партнеров, хотим мы этого или не хотим, складывается определенный образ.
Вербальный имидж – мнение, сложившееся о вас на основании информации:
· прямой или косвенной; · осознанной или неосознанной; · вербальной или невербальной.
Вербальный имидж формируется только через речь (устную или письменную). Если есть проблемы с речью (не все умеют достаточно четко и ясно излагать свои мысли в экспромт-речи), то здесь уместна поговорка «Слово – серебро, а молчание – золото». В ряде случаев молчание действительно имеет преимущество перед речью.
Вспомните четыре техники формирования вербального имиджапри выступлении (кстати, некоторые из этих техник применимы и в других ситуациях, когда вам нужно будет говорить… или разговаривать):
· позитивнее с людьми разговаривать, а не говорить; · необходимо учитывать личные интересы собеседников; · не забывать при разговоре с собеседником инициировать улыбку; · смелее преодолевать некоторые социальные табу (не явно обоснованные или архаичные запреты на определенные темы).
А также…. Диагностическая роль и значение употребления некоторых достаточно распространенных в обыденной речи вводных слов и негативное их влияние на имидж человека.
Почему некоторые люди представляются «в ладошку», и как влияет на имидж фактор «четкость речи».
Кстати, есть ли у вас отклонения в темпе речи? Если есть, их надо откорректировать.
Вспомните о роли интонирования и о психологической функции пауз в речи.
Как обычно люди здороваются. Кстати, звучание собственного имени является для человека сигналом, который отвечает требованиям формирования аттракции:
· не фиксироваться в сознании собеседника; · вызывать чувство приятного (пусть и не всегда осознаваемого настолько, чтобы об этом думать).
Назвать человека по имени – проявить интерес к его личности, а не к социальной или иной функции данного человека.. Вы произнесли вслух имяВашего собеседника, следовательно,проявили внимание к его личности, следовательно,утвердили его(в глазах)как личность, следовательно,вызвали у него(помимо его воли)положительные эмоции, следовательно,сформировали у него невольную тягу к себе.
Кстати, прием «имя собственное» – замечательное средство диагностики, или Почему вы не называете коллегу по имени.
А еще… Если кто-то плохо запоминает имена людей вообще – дело не в склерозе, а в… психологической отчужденности этого человека от людей вообще; люди – как часть окружающего мира занимают в его жизни далеко не первое место.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое «вербальный имидж»? 2. Назовите и охарактеризуйте техники формирования вербального имиджа. 3. Как на имидж делового человека влияет манера представляться?
Задание 1
Известно, что слово «здравствуйте» может быть произнесено на все лады. Попробуйте выявить свой потенциал использования приветствия. Попросите кого-нибудь послушать и «оценить» подтекст, который вы вкладываете в приветствие.
Задание 2
Произнесите одну и ту же фразу, придавая ей прямой и противоположный смысл
1. Рад вас видеть! 2. Спасибо за работу. 3. Приходите завтра. 4. Я в восторге. 5. Спасибо, мне очень приятно ваше внимание. 6. Приятно было с вами поговорить. 7. Спасибо за комплимент. 8. Очень вам признателен. 9. Ценю вашу настойчивость. 10. Мне это очень нравится.
Задание 3
Произнесите фразу с разными интонациями
1. Умница! Молодец!(с благодарностью, с восторгом, иронично, огорченно, гневно) 2.Я этого никогда не забуду(с признательностью, с обидой, с восхищением, с гневом). 3.Спасибо, как это вы догадались!(искренне, с восхищением, с осуждением). 4.Ничем не могу вам помочь(искренне, с сочувствием, давая понять бестактность просьбы). 5.Вы поняли меня?(доброжелательно, учтиво, сухо, официально, с угрозой). 6.До встречи!(тепло, нежно, холодно, сухо, решительно, резко, безразлично). 7.Это я!(радостно, торжественно, виновато, грозно, задумчиво, небрежно, таинственно). 8.Я не могу здесь оставаться(с сожалением, значительно, обиженно, неуверенно, решительно). 9.Здравствуйте!(сухо, официально, радостно, грозно, с упреком, доброжелательно, равнодушно, гневно, с восторгом).
Занятие 2. Самопрезентация
Я есть то, чем признают меня окружающие. У.Джеймс
Всего четыре секунды нужно для того, чтобы произвести на партнера первое впечатление, а сколько времени понадобится, чтобы изменить его?!
Положительный имидж
Если участнику деловой коммуникации не удается так преподнести себя, чтобы сформировать у партнера положительный и престижный образ, рассчитывать на успех не приходится. Наш образ – это наш портрет, который мы показываем окружающим. Он должен работать на нас, а не против нас, должен правдиво отображать лучшие качества и при этом быть простым и искренним.
Составляющие имиджа делового человека – это впечатление, которое он производит (внешний вид, речь, манеры, окружающие его люди и вещи), и его деловые качества.
Анализ своих целей
Преуспевающий деловой человек должен выглядеть как преуспевающий деловой человек. В бизнес-практике особое внимание уделяется такой личностной характеристике, как способность вызывать доверие. Обманчиво первое впечатление или нет, деловой человек должен сделать все, чтобы понравиться своему деловому партнеру с первого раза.
Вспомните фактор преимущества, фактор привлекательности, фактор отношения к нам.
Приемы установления контакта:
· улыбка, доброжелательный взгляд; · приветствие, включающее рукопожатие и слова; · обращение к партнеру по имени-отчеству, с этой целью – представление, знакомство, обмен визитными карточками; · проявление дружеского расположения, использование для этого шутки, юмора, комплиментов, видимого участия; · подчеркивание значимости партнера, фирмы, которую он представляет, проявление уважения к нему, демонстрируемое словами, мимикой, жестами, позой, организацией пространственной среды; · открытое признание достоинств вашего партнера.
Уверенность в себе
Уверенность в себе несомненно способствует успеху самопрезентации, ибо неуверенный в себе человек, все подвергает сомнению, прежде чем что-то сказать, сомневается в своих возможностях, долго думает. Для развития уверенности в себе делайте следующее:
1. Перестаньте критиковать самого себя. 2. Перестаньте жаловаться. 3. Займитесь своей физической формой. 4. Обретите независимость. 5. Смотрите на мир позитивно.
Типичные признаки человека, который «закрыт» для других:
· он испытывает страх, нерешителен, ему недостает веры в свои силы; · он пессимист, отличается недоверчивостью, рассчитывает только на плохое; · он редко смеется и проявляет свою радость, редко говорит «спасибо»; · он часто отказывается, чаще говорит «нет», чем «да»; · о себе он говорит, что работа приводит его в стрессовое состояние, что у него практически нет свободного времени; · он ругается, брюзжит, выказывает себя умником; · он слишком много говорит о себе и слишком мало слушает; · он часто действует суетливо, нервозно, с раздражением; · он распространяет вокруг себя гнетущую, недружелюбную обстановку, он действует «против».
Человек «открыт», если:
· он уверен в себе, знает свои цели и знает, чего хочет; · он оптимист, он ищет и видит в других прежде всего хорошее; · он сначала думает о клиенте, потом о фирме, потом о себе; · он – жизнерадостный, веселый человек; · он с пониманием относится к другим, чаще говорит «да», чем «нет»; · он не предъявляет чрезмерных требований к себе и не позволяет это делать другим, у него хватает времени на все его проекты и замыслы; · он не брюзжит, внимательно слушает собеседника, старается как можно большему научиться у других людей; · от него исходит доброта и внутреннее спокойствие.
Вопросы для самоконтроля
1. Как связаны понятие имиджа и смысл поговорки «По одежке встречают, по уму провожают»? 2. Кто из ваших знакомых имеет имидж, соответствующий его профессии и должности? Кто не имеет? А вы сами?
Задание 1
Попросите друг друга ответить на вопросы об особенностях вашего внешнего вида: манеры одеваться, походки, излюбленных поз, жестов, звучания голоса, выражения лица, взгляда, улыбки. Интересно было бы узнать, вызывает ли какие-нибудь ассоциации ваш образ с цветом, запахом, формой, движением, растением, животным, предметом. Какого литературного или киногероя вы ему напоминаете?
Задание 2
Группа помогает каждому найти ответы на следующие вопросы:
1. В чем особенности вашего имиджа? Насколько он приемлем в деловом мире? 2. Подумайте, что нужно сделать, чтобы ваш имидж способствовал успеху в деловом мире:
а) как улучшить внешнее впечатление;
б) какие деловые качества нужно приобрести, какие усовершенствовать, от каких недостатков характера необходимо избавиться.
Задание 3
Одежда для первого впечатления
Цель: анализ своих возможностей, создание имиджа.
Задание: прочитайте предлагаемые рекомендации, продумайте варианты одежды для следующих деловых целей:
· самопрезентация, · участие в деловом совещании, · вечерний ужин с деловыми партнерами.
Рекомендации:
1. Самое важное правило – одеться соответственно. Изучите будущую аудиторию. У всех фирм есть свой код в одежде. Сотрудники крупной фирмы, связанной с бухгалтерским учетом и менеджментом, одеваются совсем иначе, чем небольшой компании звукозаписи. Людям нравятся те, кто выглядит похоже на них самих, поэтому приспособьте свой внешний вид к общему стилю своей будущей аудитории.
2. Приспосабливаться к стилю своей аудитории вовсе не значит жертвовать изяществом. Вы оскорбите их, если будете выглядеть неряшливо.
3. Вы можете ободрить аудиторию своим видом. Покажите, что вы уже преодолели все трудности и проблемы и что они тоже могут это сделать.
4. Если вы выступаете перед аудиторией противоположного пола, не перестарайтесь в своем желании уподобиться им. Женщина, одетая в женственный, хорошо сидящий костюм, выступая перед преимущественно мужской аудиторией, достигнет гораздо большего, чем в строгом мужском костюме в узкую полоску.
5. Никогда не позволяйте, чтобы ваша внешность превалировала над вашим выступлением. Аудитория собралась, чтобы услышать, что вы хотите сказать, а не увидеть, во что вы одеты. Если вы хотите показать себя как знатока в своем предмете, то вам скорее поможет одежда сдержанная и солидная, чем небрежная или очень эффектная.
6. Подготовка очень важна. Никогда не оставляйте решения, что же надеть, на последний вечер. Решите это немного раньше, чтобы все было подготовлено, выглажено и проверено заранее.
Задание 4
Резюме в настоящее время является распространенным документом при приеме на работу на негосударственное предприятия. Особенностью резюме является изложение сведений об образовании и трудовой деятельности в обратном хронологическом порядке. В графе «Дополнительные сведения» может быть указана любая информация: знание иностранных языков, наличие печатных трудов, профессиональные навыки по другой специальности и т.д.
Пользуясь образцом, составьте резюме для задания 5.
РЕЗЮМЕ
Должность: Секретарь-референт фирмы «Поиск»