ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 0
Сибирякова а.Ю., 2003 программа курса
Тема №1. Место дизайна в деятельности человека. Виды компьютерного дизайна.
Значение слова «дизайн». ИКСИД – международная организация дизайна. Визуальные виды искусства и место дизайна среди них. Системный анализ дизайна как вида человеческой деятельности. Виды дизайна и их особенности. Прямые и опосредованные виды дизайна, их принципиальные отличия. Архитектурный дизайн. Промышленный дизайн. Полиграфический дизайн. Графика. Теледизайн. Применение современных графических пакетов в дизайнерской деятельности.
Структура творческой деятельности дизайнера. Логическая триада ОСОЗНАТЬ – ПРОЧУВСТВОВАТЬ – ОРГАНИЗОВАТЬ (выразить). Критерии оценки дизайнерского решения.
Общественно востребованный продукт: внутренняя организация, внешний вид и художественная форма изображения. Вкус потребителя.
Обязательная литература:[12, 23, 33].
Дополнительная литература:[2, 20].
Тема №2. Основы композиции.
Принцип организации композиции. Иерархическая структура ДОМИНАНТА – СИЛОВЫЕ ЛИНИИ – ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ. Способы выделения доминанты и значение каждого из них в сравнении. Взаимное влияние элементов композиции.
Средства организации композиции. Качественная, количественная и относительная мера активности выразительных средств композиции. Масштабность и пропорциональность. Метрические и ритмические ряды. Симметрия, асимметрия и диссимметрия. Контраст и нюанс. Открытый и закрытый характер композиции. Статичный и динамичный характер композиции. Включение «эталона» в композицию. Человек как мера всех вещей. Человек – эталон Альберти, Леонардо да Винчи и Ле Корбюзье.
Способы организации композиции. Чувственная, символическая и функциональная композиция.
Обязательная литература:[4, 12, 18, 33].
Дополнительная литература:[2, 3, 6, 7, 29].
Тема №3. Форма и формообразование.
Концепция формы. Первичные элементы формы. Точка, линия, плоскость, объем, пространство. Уровни понимания существа формы: чувственное познание, функциональное назначение и историко-культурная оценка. Базовые формы пространства и плоскости. Психологический ряд форм. Ряд эталонных форм с последовательным переходом друг в друга. Метод отраженного трансформирования функциональных форм.
Пропорциональность формы. «Золотое сечение».
Форма, материал и конструкция. Текстура и фактура. Тектоничность формы. Психологическое воздействие формы на человека. Семантика формы. Семантика базовых форм. Пассивные, активные и агрессивные соединения.
Выразительные проявления формы. Собственные свойства формы, пространственные связи формы. Описание формы – критерии собственно формы и критерии значения формы.
Форма и фон. Основы гештальтпсихологии. Возможности активного выделения формы и возможности слияния формы и фона. Возможности орнамента. Орнаменты – паркеты. Паркеты Мориса Эшера.
Метод – структурный анализ формы. Два взгляда на форму: вещь как она есть и зримый образ вещи. Реальность и абстракция. Объективизм – имитация, творчество как зеркало реальности. Субъективизм – «вещи такие, какими вы их видите».
Обязательная литература:[4, 12, 18, 33].
Дополнительная литература:[6, 23].
Тема №4. Колористика.
Отраженный и излучаемый свет. Кривая относительной видности. Основные характеристики цвета: тон, насыщенность, светлота. Хроматические и ахроматические цвета.
Цветовые круги. Цветовой круг Ньютона, цветовой круг Гете. Естественный, или природный, цветовой круг. Группы цветов: активные цвета, теплые цвета, пассивные цвета и холодные цвета.
Компьютерные цветовые системы. Аддитивная и субтрактивная системы. Системы CMYK,RGB, HSB, HLS.
Цветосочетания. Нюансные и контрастные цветосочетания. Цветовые палитры. Применение цветового круга Гете для подбора гармоничных цветосочетаний.
Психология цвета. Воздействие на человека основных цветов и цветосочетаний.
Обязательная литература:[10, 12].
Дополнительная литература:[4, 9, 33].
Тема №5. Выход в третье измерение. Пространство. Воздушная перспектива..
Проецирование. Параллельное и центральное проецирование. Ракурс.
Приемы построения линейной перспективы. Предметная плоскость. Картинная плоскость. Точка зрения и главный луч зрения. Линия горизонта. Дистанционные точки. Главная линия картины. Предметное пространство, промежуточное пространство и мнимое пространство.
Перспектива горизонтальных прямых. Перспектива параллельных прямых. Точка схода. Перспектива окружности. Пропорциональные отрезки в перспективе.
Перспектива базовых объемных форм. Куб, шар, конус, призма.
Возможности отступления от правил построения перспективы
Воздушная перспектива. Ближний, средний и дальний планы. Выбор освещенности пространства – контрастное, моделирующее и сглаживающее освещение. Блик, освещенная часть предмета, перелом света и тени и рефлекс.
Приемы передачи объема и пространства в двухмерных и трехмерных графических пакетах. Возможности освещения в программе 3D Studio MAX.
Обязательная литература:[4, 16, 34].
Дополнительная литература:[14, 27, 28].
Тема №6. Оптические иллюзии.
Иллюзия перспективы. Приемы выхода из плоскости листа.
Иррадиация. Светлые и темные предметы. Возможности штриховки различного направления и формы. Заполненные и свободные пространства.
Зависимость восприятия фигуры от окружения.
Форма и воспринимаемые размеры предмета.
Обязательная литература:[4, 12].
Тема №7. Шрифты.
Терминология. Графемы. Маюскульный и минускульный варианты шрифта. Элементы букв и надписи. Основной и дополнительный штрих, засечка. Оптическое поле буквы. Межбуквенное и внутрибуквенное пространство. Выносные и концевые элементы.
Классификация шрифтов. Антиквенные и медиевальные шрифты. Брусковый шрифт (египетский и итальянский). Шрифт с едва заметными засечками. Рубленый шрифт (гротеск). Декоративные и каллиграфические шрифты.
Различие шрифтов по начертанию:
- по характеру начертания – прямой, наклонный, курсивный;
- по плотности – нормальный, широкий, узкий;
- по насыщенности – светлый, полужирный, жирный.
Основные требования к шрифту в дизайне. Текстовые, титульные и акцидентные шрифты. Удобочитаемость шрифта. Образность шрифта – содержание и форма. Ритмический строй шрифта. Влияние оптических полей букв на линейный ритм строчек. Равновесие оптических полей. Единство стиля, целостность, композиционная сглаженность шрифта. Цвет как средство выразительности шрифта.
Выбор шрифта. Приемы построения шрифта. Методы построения шрифта:
- по модульной сетке;
- по полиграммам;
- по основным элементам.
Примеры создания иллюзии объемного шрифта. Создание шрифтовой композиции.
Обязательная литература:[5,8, 15].
Дополнительная литература:[19].
Тема №8. Стили.
Исторический аспект в дизайнерской деятельности человека. Культура как синтез искусств. Эклектика. Отголоски стилей различных времен и народов в культуре ХХ и ХХIвеков. Мода.
Особенности стиля жизни и мироощущений различных времен и народов и их отражение в искусстве (архитектура, мебель, одежда, шрифты, изобразительное искусство). Культура Древнего Египта. Древняя Греция и Древний Рим. Средневековая Европа. Романский стиль и готика. Эпоха ренессанса. Барокко и рококо. Классицизм. Оригинальные направления XXвека.
Периодизация культурных различий. Чувственные, образные и функциональные стили. Отношение к форме в искусствах XXвека: экспрессионизм, супрематизм и конструктивизм. Три уровня анализа формы: форма как таковая, или ее геометрия, стремление выявить «мотивы» - ответ на вопрос «зачем?», определение культурно-исторических признаков времени и места.
Обязательная литература:[12, 23].
Дополнительная литература:[11, 13, 20].
Тема №9. Дизайн конкретных изделий.
Дизайн изделий. Выбор стиля. Придание объекту законченности. Стайлинг изделия. Антропометрия и эргономика.
Обязательная литература:[12, 18. 23, 33].
Дополнительная литература:[20, 24, 29].
Библиографический список
Бегенау З.. Функция. Форма. Качество. - М.:1987
Божко Ю.Г. Основы архитектоники и комбинаторики формообразования. – Харьков: Харьков, 1984
Божко Ю.Г. Эстетические свойства архитектуры. Моделирование и проектирование. – Киев: Будивельник, 1990
Герчук Ю.Я. Язык и смысл изобразительного искусства. Учебное пособие. – М.: РИО Мособлупрпоиграфиздата, 1994
Декоративные шрифты для художествено-оформительских работ. Сост. Кликушин - Мн.:Полымя, 1987.
Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре. – М.: Стройиздат, 1986
Иконников А., Степанов Г. Основы архитектурной композиции. – М.: Искусство, 1971
Капр А. Эстетика шрифта. – М.
Корриган Джон. Компьютерная графика. Секреты и решения. - М.:Энтроп, 1995
Лещенко Э.М.. Теория цвета. - Л.: 1980
Малевич. Художник и теоретик. – М.:Советский художник, 1990
Науменко О.Г. Дизайн. – М.: Высшая школа, 1997
Паперный В. Культура два. – М.: новое литературное обозрение, 1996
Петерсон М.Т.. Эффективная работа с 3D Studio MAX. - СПб.: Питер, 1997
Смирнов С.И. Шрифт в наглядной агитации. - М.: Плакат, 1988
Соловьев, Буланже, Шульга. Черчение и перспектива. - М.: Высшая школа, 1982
Таяновский П.. CorelDRAW! 6.0 - К.:BHV, 1996
Чернышев О.В. Формальная композиция. Творческий практикум. – Мн.: Харвест, 1999
Helmuth Baur Christian Pfeitter-Belli. 270 Schriften. - Munchen: Callwey Verlag 1984.
Периодические издания:
Архитектура СССР. – М.: Стройиздат
Архитектура. Строительство. Дизайн. – М.: Стройиздат
Архитектура и строительство Москвы. – М.: Издание Мосгорисполкома
Ландшафтная архитектура. Дизайн. – М.: Ландшафтная архитектура
Техническая эстетика. – М.: Техническая эстетика
Материалы, размещенные в Интернете:
logs.wallst.ru
www.arhi.ru
www.arhaos.ru
www.archjournal.ru
www.bigmax.ru
www.forma.ru
www.houses.ru
www.sibdesign.ru
www.sreda.boom.ru
www.sreda.boom.ru/cool.htm
www.3dcafe.ru
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ
Первые два задания предназначены для освоения студентами некоторой грамотности с точки зрения композиционной организации работы и приемов передачи трехмерности объектов и пространства. Начиная с третьего задания, мы попробуем решать конкретные дизайнерские задачи. При этом некоторые задания лягут в основу итоговой работы – рекламного плаката, посвященного фирме, выпускающей какие-либо промышленные изделия. Для выполнения работы необходимо продумать имидж фирмы, создать ее логотип, эксклюзивный фирменный шрифт и вариант дизайна продукции, выпускаемой фирмой. Поэтому необходимо три названные задания выполнить в едином стиле для последующего использования в плакате.