ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 0
Формат Вашего листа играет важную роль для задания необходимых параметров. Вертикальные композиции более динамичны, горизонтальные ближе статике. Квадратный лист требует от художника большого умения организовать пространство, он может подчеркнуть или, наоборот, проигнорировать многие характеристики. Самым гармоничным является соотношение сторон, близкое к «золотому сечению», что доказано эмпирическим путем. Длинные, вытянутые композиции обычно подчеркивают доминанту пространства над элементами, они более сложные и менее традиционные, но и создавать их труднее.
Не стоит создавать многофигурную композицию. Оптимальное число элементов (или групп элементов) 5±2, т.е. от трех до семи. Меньшее число не создают общей идеи, большее – может нарушить целостность композиции.
Принципиально важно определить центр композиции. Он практически никогда не совпадает с центром листа. Исключение составляют лишь центральносимметричные, узорные композиции. Смещение центра композиции вниз отражает устойчивость, смещение вверх и в сторону может создать ощущение полета, невесомости. Расположение центра на вертикальной оси листа и рядом с ней ближе статичной композиции, для динамики необходимо сместить его в сторону одного из углов работы.
Теперь представьте себе главные линии композиции, тесно связанные с выбранным центром. Они могут направляться к нему прямыми или сложными путями, закручиваться вокруг него, расходиться наподобие лучей и т.п. Подчеркните этими линиями уже выбранный Вами тип композиции: статичный или динамичный, тяжелый или легкий.
Выбираем доминанту пространства или элемента, открытый или закрытый тип композиции. В связи с этим центр композиции может занять:
- большой элемент;
- малый элемент;
- зона пространства.
Рассчитывайте свои силы! Более простой является организация композиции вокруг большого элемента, самой сложной – относительно зоны пространства. Доминирующий элемент, кроме расположения на листе, может быть выделен формой, размером, ориентацией в пространстве, количеством деталей, цветовыми характеристиками. Но выделяя его как доминанту, следует помнить о чувстве меры, оставить стилевое единство всех деталей композиции, иначе может возникнуть отторжение элемента.
Располагаем второстепенные элементы в соответствии с главными линиями картины. Решаем их относительные характеристики и направленность. Четкость расположения элементов вносит в композицию размеренность, порядок, математическую логичность, но такая композиция может восприниматься несколько упрощенной. Небольшая хаотичность (за которой не теряется общая идея) придает образам легкость, изящество. Выберите, что Вам ближе.
Создаем фон композиции. Безусловно, он должен подчиняться уже выявленным связям и силовым линиям.
Приведем несколько примеров. Вам нужно попытаться отразить свой характер, темперамент, чувственность через систему упрощенных образов, геометрических элементов. Загляните в себя и ответьте на вопрос, какие черты Вашего характера Вы считаете главными, определяющими, отличающими Вас от других людей.
Пример №1. Вы – мечтатель, тонко чувствующий, не очень общительный, взлетающий в своих мечтах на недосягаемую высоту, скорее поэт, чем философ или ученый.
Попробуем прочувствовать данные характеристики. Может быть, будет легче справиться с этим, если закрыть глаза. Композиция должна оставить у зрителя ощущение полета, легкости, красоты и изящества. Из различных художественных школ ближе всего к такому «чувственному восприятию стоят импрессионисты. Можно позаимствовать у них средства для достижения наших целей – цветовую палитру, множество форм и переливов, тонкость и неясность очертаний. Ваша работа скорее будет строиться на нюансах, чем на контрастах, в ней, возможно, не будет единой, абсолютной и очевидной доминанты. Прямые линии отдадут пальму первенства кривым, а простые формы – более сложным. В Вашей композиции, скорее всего, пространство будет доминировать над элементами, и центр композиции займет зона пространства или малый элемент . Не останавливайте работу воображения, постарайтесь увидеть образы, которые могут стоять за Вашими чувствами. Здесь нет единого для всех решения, каждый замысел неповторим. Возможно, Вам представится мотылек над искорками огня, или солнечные блики на далеких горных ледниках, или космическая бездна. Возьмите стержень композиции у близкого Вам образа, но не забывайте, что Вы изображаете не предметы, которые представляете, а чувства, что они у Вас вызывают. Образ не должен слишком явно проступать сквозь абстрактные формы, оставьте зрителю возможность создать свои образы на основе Вашей композиции, те образы, которые у них вызывают ощущение полета, свободы, мечты. Это достаточно сложная задача для неподготовленного автора, но необходимо попытаться ее решить. Впрочем, именно в первом примере, «чувственном» варианте композиции, реальный образ может сильнее проступать за абстрактными формами.
Пример №2. Вы человек спокойный, сдержанный, немного флегматичный. Вас больше интересуют законы чисел или природы, чем люди, Вас окружающие и Ваш собственный внутренний мир. По натуре Вы скорее аналитик.
Возможно, именно Вам труднее будет осознать и прочувствовать данное задание. Оно кажется Вам слишком отвлеченным, логически незавершенным, лишенным конкретики. Абстрактные понятия не вызывают у Вас чувственных ассоциаций. Скорее всего Ваш стиль – функциональная композиция с точно выверенными местом и ролью каждого элемента. Попробуйте расслабиться, найти близкую для Вас цветовую гамму. Хорошо, если это будет не просто Ваш любимый цвет, но палитра интерьера, в котором Вам было бы комфортно находиться длительное время. Наверное, это будут холодные или пассивные цвета (синий – зеленый – желтый), может быть, различные оттенки серого. Вас не должно устроить мелькание, разбрасывание акцентов, как в первом примере. Вам необходима четкая, ясная и активная доминанта и геометрическая правильность в расположении второстепенных элементов. Возможно, это будут ритмические ряды – Вам должна нравиться их сложная, но четкая и логически завершенная красота. На компьютере особенно легко можно создавать эти ряды с достаточно сложной структурой (например, при помощи функции InteractiveBlendToolвCorelDraw!). Определите, что Вам ближе – статическое спокойствие или направленная, размеренная динамика. Если Вы выбрали статику, Вам ближе симметричная или диссимметричная композиция. Наметьте мысленно логический центр композиции. Вряд ли это будет центр листа, но также вряд ли композиционный центр окажется на периферии. Для статичной композиции доминанту лучше немного опустить, для динамичной – приподнять и сместить относительно вертикальной оси листа. В этом примере композиционный центр скорее всего совпадет с местом расположения крупного, доминирующего элемента. Наметьте приятную Вашему глазу линию расположения второстепенных элементов. Скорее всего, это будут либо фрагменты прямых, либо «математические» кривые – спирали, окружности. Вам стоит четко разграничить фигуры и фон. Закономерность изменения фона должна подчиняться главным линиям композиции. Скорее всего, это будет градиентная заливка, центр которой совпадает с центром композиции, может быть, и единый цвет. Если траектории второстепенных элементов достаточно сложны, можно снова воспользоваться функциейBlendс большим числом промежуточных шагов для создания эффекта плавного перехода одного цвета в другой. При заливке фона используйте менее яркие и активные цвета, чем при создании элементов, но держитесь той же части палитры. В противном случае Вы получите слишком контрастное и активное цветосочетание, противоречащее заданным качествам, таким как уверенность и спокойствие.
Пример №3. Вы - веселый человек, открытый, «рубаха - парень», у Вас много друзей. Вас часто переполняют радостные эмоции, Вы активны и деятельны.
Наверное, так же как и автор из первого примера, Вы предпочтете чувственный вариант решения композиции, но в остальном Ваша работа будет другой. Вам близки теплые, яркие краски, контрастные отношения между элементами. Ваша композиции будет более упорядоченной, чем в первом примере, но не такой четкой и «сухой», как во втором. Доминанта – центральный элемент - будет символизировать огонь, солнце, радость, веселье. Остальные элементы будут стремиться к нему, надо выявить их динамику: скорость, направленность. Фон не будет вступать в противоречие с элементами, надо подобрать гармоничное, но активное сочетание цветов. Вся композиция должна выражать молодость, буйство сил, энергию. Поэтому отношения элемент – элемент – пространство надо строить как активные, но не агрессивные. Заливку фона лучше сделать более сложную, чем обычный градиент, с дополнительными «вспышками энергии». В этом Вам может помочь функция InteractiveMeshFillTool, наложенная на градиентную заливку с центром в главной точке композиции. Форма главного элемента, возможно, будет достаточно сложной, ограниченной плавными кривыми, без изломов. Необходимо четко выделить этот элемент, он должен занимать безусловно лидирующее, доминирующее место. Возможно, его стоит выделить даже сильнее, чем во втором примере.
Пример №4. Вы - человек философского склада, во всем ищете суть явления.
Очевидно, Вы – символист по натуре, Вам близки супрематические искания Малевича. Именно Вам легче выразить простыми фигурами сложные чувства и отношения. Ваш вариант формальной композиции – «самый формальный», если можно так выразиться. В Вашей композиции главным будут не элементы или фон, но их единство и борьба. Вам чужды градиенты и излишняя детализация. Композиция будет состоять из нескольких геометрических фигур, связывающих пространство листа силовыми линиями. Фон также будет решен единым цветом. Попробуйте создать черно – белую композицию. Чем проще фигура, тем больше ассоциаций она может вызвать, тем более разнообразные и глубокие чувства может внушить.
Примеры можно было бы продолжать бесконечно, ведь невозможно найти двух одинаковых людей. Такими же разными должны получиться и ваши композиции. Эти примеры описывают лишь первый этап Вашей работы – создание образа композиции. На основе этого образа следует двигаться дальше по этапам, оставляя неизменными выбранный Вами характер композиции и ее структурную целостность.