ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание n1 Название работы

ФОРМАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «Myself»

Постановка задачи

Создание формальной композиции, соответствующей характеру автора.

Цель работы

Научиться

  • элементарным навыкам композиционного управления силовыми линиями и силовыми полями;

  • видеть и осознавать тесную связь между расположением фигур на листе и тем впечатлением, которое композиция производит на зрителя;

  • логически четко ставить перед собой композиционную задачу и находить пути для ее решения.

Графический пакет, рекомендуемый для создания композиции

CorelDraw!

Для данной работы графический пакет не является принципиальным условием. Можно использовать AdobePhotoShopилиAdobeIllustrator. Важным является двухмерность графики.

Этапы работы

  1. Определение характера будущей работы.

  • формулировка особенностей, черт характера, которые Вы хотели бы передать в своей работе;

  • выводы о характере будущей композиции, ее типе и цветовой гамме;

  • построение ассоциативного ряда на основе данных характеристик;

  • создание в воображении образов - ассоциаций;

  • выбор состава композиции, объектов, их взаимоотношений между собой и фоном, способов выделения доминанты и т.п.

Главным на данном этапе является создание образа композиции, художник ставит перед собой цели и находит средства для их решения. Целью в данном случае является то впечатление, которое получат зрители, а средствами – общее композиционное решение и объекты композиции.

2. Построение нескольких вариантов композиционного решения.

  • решение формата композиции;

  • выбор центра композиции;

  • прорисовка главных линий композиции;

  • создание доминанты и второстепенных объектов.

Каждый из данных этапов создается в нескольких вариантах. При этом все эскизы должны отвечать целям, сформулированным на первом этапе. Хорошо, если все варианты находятся на одной стадии проработки. ( Вы создаете несколько форматов, затем на каждом выбираете будущий центр, изображаете главные, напряженные линии и т.д.). Можно каждый из вариантов создавать на отдельной странице, но лучше, если Вы сможете видеть их все одновременно для сравнительного анализа и выбора композиции, наиболее отвечающей поставленной задаче и композиционно завершенной.


3. Сравнительный анализ полученных эскизов и окончательный выбор общего композиционного решения.

Третий этап является очень важным для Вашей работы. Автору могут нравиться все эскизы, или отдельные составляющие каждого из них. Может появиться искушение использовать для окончательного варианта «винегрет» из различных композиций. Такое возможно, но достаточно редко, обычно нужно сделать свой выбор между средствами изобразительности, используя «бритву Оккама» - «ничего слишком». Не надо использовать сразу все для достижения цели, особенно в начале творческой деятельности. Для чистоты, образности работы, для донесения своей идеи до зрителя не стоит пытаться изобразить сразу многое. Достаточно одной «изюминки» в произведении, несколько могут противоречить друг другу и сводить на нет достижения друг друга.

  1. Создание нескольких эскизов на основе выбранного.

По завершении этого этапа Вы получаете несколько более проработанных и детализированных изображений, обычно отличающихся от первоначального одним параметром (например, на втором эскизе Вы решили несколько изменить цветовую гамму, на третьем – относительные размеры доминанты, на четвертом – заливку фона и т.п.).

  1. Завершающий этап.

  • выбор эскиза, наиболее отвечающего Вашим целям и композиционно выразительного;

  • уточнение и детализация изображения;

  • расстановка акцентов, подчеркивание доминанты и главных линий.

Данный этап должен дать нам ответ на вопрос, смогли ли мы достигнуть тех целей, которые ставили перед собой. Кроме того, он придает тонкость, четкость, завершенность, лоск вашей работе.


Методические указания

Условно в данном курсе лишь одна работа названа «формальной композицией». Главная трудность состоит в том, что большинство студентов не в состоянии быстро и легко перейти от традиционных представлений о композиции в области изобразительного искусства к понятию формальной композиции. Чувственное восприятие и мышление держатся за предметно – фигуративные, наглядно – образные способы отражения реальности со всеми ее конкретно – реалистическими атрибутами. В противовес этому формальная композиция кажется многим бессодержательной, беспредметной, эмоционально «раскованной» и чуть ли не «нарочито бездумной мазней» художников – абстракционистов или, в лучшем случае, орнаментально – геометрической стилизацией из области декоративно – прикладного искусства.

Однако необходимо осознать, что формальная композиция присутствует в любой работе, связанной с визуальными видами искусства – на полотне живописца и на плакате, на фирменном знаке-логотипе и в скульптурном произведении, на архитектурном чертеже и макете промышленного изделия. Формальная композиция является основой, тем цементом, который скрепляет части работы в единое целое. Без этой основы произведение «разваливается», «распадается» на части, перестает быть единым, логически связанным произведением даже при высокой профессиональной технике проработки всех элементов. Они перестают доносить до зрителя идеи художника, творца и даже перестают быть произведениями искусства. «Формальная композиция» является профессиональной грамотностью любого человека, связанного с визуальными видами искусства. (Да и у музыкальных произведений есть формально – организационная структура. Не случайно найдена тесная связь между ритмами и мелодиями конкретного народа в конкретную эпоху и ритмами архитектуры того же общества.) Поэтому не случайно данная работа стоит в начале курса «Компьютерный дизайн». Все, что говорится о формальной композиции, следует применять абсолютно ко всем заданиям и будущим работам, связанным с дизайном.

Строго говоря, в формальной композиции необходимо создать органическое единство отношений «элемент - пространство». Композиции с доминантой элемента относят к «монтажным», а с доминантой пространства – к «сюжетным». Автор сознательно идет на некоторые неточности в названии для того, чтобы более четко и целенаправленно определить главные цели работы: создание организованной композиции с заданными свойствами без использования реальных образов. «Формальной» в данной композиции является задача отражения не реальности, но своего отношения к ней на основе абстрактных элементов.


Итак, перед Вами – чистый экран, даже формат листа пока не определен. Не торопитесь браться за инструменты! Сначала необходимо поставить перед собой задачу и логически ее осознать. Цепочка от идеи до решения принципиально неизменна для любой композиции:

Создаем замысел, идею – логически, аналитически осознаем и формулируем идею – пытаемся прочувствовать и ощутить идею, создаем в сознании ее образ – находим пути решения идеи – представляем себе будущую композицию – воплощаем замысел в произведение.

Сокращенно это можно выразить следующим образом:

ОСОЗНАТЬ – ПРОЧУВСТВОВАТЬ – ВОПЛОТИТЬ.

Можно видеть, что знание принципов организации композиции безусловно необходимо, но это недостаточное условие для создания оригинальной, интересной работы. Необходимо задействовать интуицию; только синтез сознательного и бессознательного начал дает возможность работать в такой сфере деятельности, как дизайн. Поэтому данная композиция носит название «Myself» - ведь прочувствовать и ощутить себя легче, чем что-либо другое. Следовательно, большое значение в композиции приобретает психологическое значение цвета, формы, расположения главных линий картины.

Методическая цель задания состоит в том, чтобы студенты практически соприкоснулись в работе с проблемой композиционной организации пространства, почувствовали элементы не как отдельные составляющие работы, но в единстве и тесной связи с соседними объектами и пространством. Необходимо ощутить силовое поле, возникающее вокруг элемента, изменение силовых линий в зависимости от изменения характеристик элемента и его окружения. Большинство студентов впервые встречается с подобного рода задачами, поэтому полезно сначала сделать небольшое упражнение, помогающее обрести видение силового поля элемента и его границ. Возьмите традиционный формат А4, расположите его горизонтально. Изобразите два одинаковых черных кружочка величиной приблизительно 2 см (в масштабе формата). Расположите их на одной горизонтали достаточно далеко друг от друга, так, чтобы визуально они не воспринимались пространственно связанными. Постарайтесь почувствовать силовое поле каждого элемента, т.е. зону пространства, на которую он имеет влияние. Может быть, стоит обвести зону влияния каждого элемента тонкой линией (и делать так в дальнейшем при фиксации каждого этапа состояния композиции).

Теперь начинайте медленное движение элементов (без зон влияния) друг к другу. Особенно удобно выполнять это упражнение на компьютере. Я бы посоветовала даже создать дубль первоначального варианта композиции для того, чтобы в дальнейшем можно было сравнить результаты. Передвигайте элементы, пока не появится ощущение, что между ними установилась пространственная связь, что они зрительно тяготеют друг к другу и как бы становятся принадлежащими общей структуре. При этом зона пространства, расположенная между ними, приобретает определенный композиционный смысл и содержательную значимость для целостного визуального восприятия, в отличие от тех зон, которые находятся слева и справа от этой пары элементов. Мы можем наглядно убедиться в том, что собственное силовое поле кружочка изменилось и стало асимметричным, тяготея к соседнему элементу. Чувственным критерием визуальной целостности композиции является то, что ее трудно (невозможно) мысленно разделить на две независимые половинки. Если такое разделение напрашивается, это свидетельствует о том, что композиционная связь между силовыми полями элементов не установлена, т.е. между ними находится так называемое «отрицательное пространство», не заполненное их силовыми линиями. После фиксации момента установления первичной композиционной связи между элементами создадим следующий дубль для последующего сравнения.


Продолжим движение элементов. Теперь нашей целью является объединение элементов в единую группу или пару, имеющую общее силовое поле, которое активно взаимодействует со всем композиционным пространством. Постарайтесь при перемещении элементов наблюдать за состоянием целостности и визуальной уравновешенности композиционной организации пространства. При этом сразу обнаружится, что перемещение элементов не может осуществляться строго синхронно, т.е. симметрично вертикальной оси композиции, и поэтому общая организация пространства будет тяготеть к асимметричному построению. В зависимости от того, в какой зоне пространства оказалась эта пара в результате перемещений, может обнаружиться, что необходимо изменить их общее положение относительно композиционного поля, чтобы наиболее активно задействовать все пространство, включить все его зоны в целостную организованную структуру. Зафиксируем и это состояние композиции.

На третьем дубле нужно постараться максимально приблизить элементы друг к другу, чтобы создалось впечатление, что это уже не пара элементов, объединенная в одну группу, но единый элемент (гештальдт), целостный, со сложной конфигурацией и соответствующим силовым полем. Здесь вновь придется прибегнуть к определенным пространственным перемещениям, чтобы восстановить целостность и уравновешенность композиции.

После выполнения данного упражнения следует рассмотреть все четыре композиции одновременно, провести их сравнительный анализ. Для повышения эффективности работы можно изменять качественные характеристики одного или обоих элементов в каждом варианте, создавая новые дубли и сравнивая их. Например, заменив цвет одного кружка на красный, Вы почувствуете повышение напряженности силовых линий и их асимметричности. Светлый, близкий по тону к фону элемент, создает вокруг себя меньшее по площади и менее напряженное силовое поле. Разные по форме элементы (например, кружок и квадрат) объединятся в гештальдт позже, при большем сближении, чем одинаковые. Сложнее, но и интереснее работать не с двумя, а с тремя элементами. Можно также попытаться создать один элемент, организующий все пространство листа, менять его форму, цвет, размер (не одновременно), прослеживая, как при этом меняются характеристики композиции, перемещается ее центр, меняется ощущение уравновешенности.

Сложно также в первый раз самому задать отношения между абстрактными элементами для получения конкретного эффекта. Поэтому так важно проанализировать задание и определить композиционные характеристики будущей работы. Сначала – несколько общих рекомендаций.