ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание n2

Название работы

НАТЮРМОРТ

Постановка задачи

Визуальная передача свойств 3-хмерных объектов и 3-хмерного пространства посредством 2-хмерной векторной графики.

Цель работы

Научится

  • воспринимать пространственные отношения между объектами;

  • выявлять приоритеты объемного решения объектов и среды;

  • пользоваться средствами программы CorelDraw! для передачи объемных свойств объектов.

Графический пакет, рекомендуемый для создания композиции

CorelDraw!

Для тех, кто владеет растровыми пакетами, возможно завершающее редактирование работы в AdobePhotoShopили аналогичном пакете.

Этапы работы

  1. Определение характера будущей работы.

  • выбор типа композиции в зависимости от предположительного воздействия на человека (возбуждающая – умиротворяющая, пассивная – спокойная – агрессивная);

  • определение главных линий картины;

  • определение расположения линии горизонта;

    • взаиморасположение объектов и наблюдателя;

    • выбор доминанты в паре «объект – пространство»;

    • выбор формата будущей композиции;

    • выбор состава объектов и определяющих их форм;

    1. Построение контуров объектов.

    • распределение объектов по планам (ближний – средний – дальний).

    • расстановка в композиции простых фигур, пропорционально близких к будущим объектам;

    • построение объекта (-ов) первого плана;

    • наметка объектов второго плана;

    • завершение построения контуров всех объектов;

    • построение дальнего плана работы (столешница, стены, драпировка, фрагмент интерьера, деталь пейзажа).

    На этом этапе необходимо обратить внимание на:

    • придание завершенности основным линиям композиции и всей композиции в целом;

    • придание композиции открытый или закрытый характер;

    • соответствие объектов заднего плана характеру всей композиции;

    • усиление, подчеркивание свойств главных объектов элементами заднего плана.

    3. Светотеневое, колористическое и тональное решение композиции.

    • выбор приоритетов между относительным тоном элементов композиции, общим светотеневым решением пространства и колористическим решением объектов;

    • выбор соотношений между объектами в паре контраст – нюанс;

    • колористическое решение композиции; цветосочетание объектов, цветовая карта композиции;

    • выбор направления света и степени освещенности композиции;

    • создание цветовой и светотеневой заливки главного объекта композиции (максимально контрастный объект, объект переднего плана, объект, «собирающий», «притягивающий» главные линии произведения);

    • создание заливки объектов второго плана;

    • «доводка» объектов в соответствии друг с другом; решение степени контрастности различных планов работы, взаимное цветовое решение объектов;

    • визуализация «окружающей среды», пространства композиции, прорисовка и заливка падающих теней.

    Третий этап является самым трудоемким и длительным по времени. Он включает в себя много мелкой, кропотливой работы, в которой необходимо не только решить, каким будет конкретный объект или фрагмент пространства, но и выбрать компьютерный способ визуализации вашего решения. Поэтому может возникнуть опасность «погрязнуть» в мелочах, за отдельными элементами потерять всю композицию в целом. При работе средствами живописи или графики художник обычно старается прорабатывать все детали одновременно, так что на каждой стадии они примерно одинаково близки к завершению. При работе на компьютере это практически невозможно. Следовательно, главным при светотеневом и колористическом решении композиции является умение отрешиться от мелочей и увидеть не отдельные объекты, а всю работу в целом; не забывать о целях, которые вы поставили перед собой в начале работы. Возможно, стоит отказаться от интересных, красивых деталей, если они не работают на композицию в целом ( уже упомянутая «бритва Оккама» - уметь отказаться от частностей ради целого, не создавать сущностей сверх необходимого).

    1. Завершающий этап

    • проверка выполненной работы по критериям оценки композиции;

    • проверка относительных свойств различных элементов композиции;

    • расстановка акцентов композиции.


  • Методические указания

    Первый этап работыявляется достаточно абстрактным, умозрительным. По его завершении визуально мы имеем обычно лишь формат будущей работы. Однако ни в коем случае нельзя игнорировать этот этап или сводить его лишь к форматированию листа на экране компьютера! Начальный этап является важным, определяющим для дальнейшей работы. Цель его – создать образ композиции в голове художника, определить ее характер. Необходимо понять, что главным в композиции является не состав объектов, но общий смысл и идея работы и как следствие этого выбор типа композиции и главных линий картины. Все перечисленные выше факторы сильно взаимосвязаны друг с другом, невозможно локально изменить один из них. Подробнее об этом сказано в теме «Формальная композиция». Выделим здесь факторы, конкретно связанные с максимально реалистическим изображением, которого мы добиваемся в данной работе.

    Попробуем как по ступенькам подняться от простейших и общепонятных значений изображения к таким, которые видны не сразу и требуют для постижения известного опыта, внимания, а часто и дополнительных знаний. Практически все изображения имеют первый, предметныйуровень смысла - мы отвечаем на вопрос, что изображено. Однако в своей элементарности этот ответ не интересен, это лишь инвентарь изображенного, не имеющий с искусством ничего общего. На следующем этапе мы начинаем выяснять, что свело вместе эти предметы, что происходит между ними. Это уровеньсюжета, он важен не только в повествовательных жанрах. Сюжетный уровень может присутствовать и на натюрморте, и на плакате, а может быть и не выявлен, опущен в каком-либо произведении, если объекты композиции сведены вместе не жизненным взаимодействием, а чем-то другим – общностью формы, глубинного смысла, ассоциативных образов, эмоциональной окраски. Таким образом мы определяем следующие уровни смысла произведения, лежащие более глубоко и не столь очевидные. Это уровеньэмоциональной оценки и уровень философского смысла –мирового устройства. Без этих уровней произведение искусства еще не является таковым, а остается всего лишь информацией – констатацией факта, как профессионально не было бы оно создано. Автор, а вместе с ним и зритель, мысленно соучаствует в композиции, радуясь или грустя, восхищаясь или осуждая. Организация произведения, характер композиции, способы построения пространства, характер размещения цвета и форм отображает представления художника об окружающем мире, причем не только о его физическом устройстве, но и о том, что в этом мире главное, какова связь и порядок вещей, где место человека в этом мире. (Еще раз подчеркну, что все это должно присутствовать не только в сюжетных композициях. «Черный квадрат» Малевича не имеет ни сюжетного, ни даже предметного уровня смысла – вся его идея как раз в философском осмыслении мироздания.)


    Не будем сразу ставить перед собой слишком большую задачу, однако попытаемся найти композиционное выражение хотя бы некоторых человеческих эмоций.

    Несколько слов об организации пространства композиции – в данном случае реалистической композиции, картины как «окна в мир». Леон Батист Альберти, итальянский живописец и архитектор XVвека, говорил: «Сначала там, где я должен сделать рисунок, я черчу четырехугольник с прямыми углами такого размера, как я хочу, и принимаю его за открытое окно, откуда я разглядываю то, что на нем написано». Таким образом, организация пространства начинается уже с размеров и формы того «окна», сквозь которое мы смотрим на картину. Большой формат настраивает на впечатления грандиозные, годится для величественных фигур и колоссальных событий. Маленький скорее подходит для событий скромных, интимных. Формат, вытянутый в длину, благоприятствует подробному рассказу, взаимодействию отдельных объектов и групп. Как его не растягивай, он все равно несет в себе заряд спокойствия, уравновешенности. Напротив, вертикальный формат, вытягиваясь, все острее подчеркивает контраст верха и низа композиции, становится все более напряженным. Его выбирают для сюжетов торжественных или, напротив, драматических. Работая на экране компьютера, не забывайте о реальных размерах Вашей работы. Отформатируйте лист не только пропорционально, но и задав ему реальные размеры. Старайтесь иногда посмотреть на работу или ее фрагмент в реальном формате – это может изменить Ваше представление о происходящем внутри композиции.

    Перспективное изображение строится относительно зрителя. Различают нормальную, высокую и низкую точку зрения. При нормальном положении глаза зрителя располагаются в средней части композиции, здесь проходит линия горизонта. Эта позиция наиболее простая и уравновешенная, она создает ощущение соразмерности и единого положения объектов композиции и зрителя.

    Высокая точка зрения – это вид из горы в долину, «с высоты птичьего полета». Все объекты разворачиваются в глубину, видны в активном ракурсе, с сильным горизонтальным сокращением. Такая точка зрения подходит для передачи простора, свободы, доминанты пространства, может служить также ощущениям превосходства автора (или зрителя) над изображением, его полновластия.

    Напротив, при низкой точке зрения даль исчезла, фигуры, видимые почти из-под ног, кажутся зрителю грандиозными. Также очень активная точка зрения, способствует передаче движения. Может произвести впечатление ничтожности зрителя, переходя в агрессивные формы.


    Важно и расположение зрителя относительно центра композиции. Значительное смещение точки зрения от центра преображает ее пространство, это достаточно сильное выразительное средство. Мир такой работы оказывается беспокойным, неуравновешенным и резко асимметричным. Острые ракурсы предметов тянут глаз в глубину, усиливая чувство пространства. Спокойной по составу композиции можно таким образом придать ощущение невероятного драматического напряжения.

    Рассмотрим несколько примеров.

    Пример №1.Вы хотите создать спокойную, уютную, тихую сцену Следовательно, ваши объекты не должны сильно контрастировать друг с другом и с окружающим пространством, их отношения скорее будут построены на нюансе по относительным размерам, цвету, насыщенности и степени освещенности. Разрешается расставить лишь небольшие контрастные акценты, не противоречащие основной идее. Сама композиция скорее должна носить закрытый характер, чтобы не создать впечатления пустоты, одиночества (хотя это уже не так однозначно). Композиция, безусловно, должна иметь уравновешенный характер. Исходя из этого, выбираем основные линии работы, на которых будут располагаться будущие объекты и акценты композиции. Например, выбираем неправильный, но уравновешенный треугольник как наиболее простую фигуру, ведущую нас по выбранному пути. (Кстати говоря, не случайно именно такой треугольник наиболее часто встречается как основа композиции полотен великих мастеров. В портретах ренессанса и постренессанса он обычно образован светлыми пятнами лица и двух манжет на общем темном фоне пространства и одежды, в многофигурных композициях часто присутствует посредством трех ярких, контрастных элементов и т.п. Другие линии картины также подчинены основной фигуре, дополняют и подчеркивают ее.) Также нужно продумать определяющие формы. В нашем примере они должны быть достаточно устойчивыми, не слишком изломанными и сложными. Их количество обозначено формулой 5±2, лучше, если оно нечетное. Выбираем три основных элемента: греческая ваза, куб и оливковый венок. Высокая ваза будет задавать верхний угол треугольника композиции, куб высотой чуть менее половины вазы расположим впереди и слева от нее, венок задаст правый угол, несколько выше левого и более удаленный от верхнего. Таким образом, мы создадим ощущение покоя и уравновешенности при асимметричной композиции. На заднем плане работы создадим внутренний угол прямоугольного параллелепипеда (например, угол комнаты) для придания камерности и ощущения защищенности. Возможна драпировка, распадающаяся складками, близкими к главным линиям картины. Преследуя те же цели, расположим зрителя немного сверху объектов композиции и достаточно далеко от них, чтобы не создавать слишком сильную, утрированную, агрессивную перспективу. Осталось выбрать формат композиции. Более спокойным, безусловно, является горизонтальный формат, близкий по пропорциям к «золотому сечению». Созданная в нашем воображении композиция имеет и сюжетный уровень – объекты подобраны так, то все они вызывают ассоциации с Древней Грецией, гармонией. Формы объектов плавны и спокойны, пропорции малоконтрастны. Единственный элемент с прямыми линиями – куб – также создает ощущение покоя, гармонии и завершенности. Представьте на его месте другую геометрическую форму – она не вписалась бы в созданный смысловой и зрительный ряд! Шар при гармоничности и плавности линий неустойчив и не вызывает ассоциаций с Грецией. Конус слишком агрессивен, призма или цилиндр менее уравновешены и пропорциональны, тор слишком сложен, он вызовет ассоциацию скорее с технической деталью. А нашей целью является создать не противоречие, но единение форм.


    Необходимо помнить, что в дизайне, как и в любом искусстве, нет единственно верного решения, художник и дизайнер делает свой выбор в зависимости от личных наклонностей, характера, настроения из бесконечного множества вариантов, необходимо лишь обозначить рамки своего выбора в зависимости от поставленной задачи.

    Пример №2.Рассмотрим теперь другой вариант решения композиции, достаточно отличающийся от первого. Теперь нашей целью является возбудить зрителя, заставить его почувствовать радостный прилив сил, желание что-то изменить в мире. Однозначно выбираем динамичную композицию, главной линией хорошо сделать «восходящую» диагональ (из левого нижнего угла в правый верхний). Можно сделать активный контраст между элементами, выбрать яркие, насыщенные цвета, контрастное освещение и сильную перспективу. Формы примем необычные, более сложные, чем в первом примере (конечно, не забывая о чувстве меры). Количество объектов оставим без изменений – три. Наша композиция будет состоять из:

    • яркой розы (правая верхняя точка диагонали) в высокой бутылке, приближающейся по цвету к фону, чтобы не нарушать основную диагональ;

    • упавшей в сторону зрителя рюмки с каплей пролившегося красного вина (левая нижняя точка диагонали);

    • небольшого паучка, свисающего на ниточке.

    В отличие от первого примера формы не только сложны. Они могут вызвать достаточно разнообразный ряд ассоциаций на тему, что же свело их вместе. Здесь присутствует некоторое противоборство форм, цвета и фактур, что создает активный характер композиции.

    Композицию лучше не делать полностью закрытой, чтобы оставить ощущение свободы, простора, силы, может быть, ветра. Особенно это касается правой стороны работы. В качестве заднего плана возможны солнечные лучи, может быть, открытое окно, разбитое стекло и т.п. На данном этапе не обязательно продумать все детали, важно выявить приоритеты и основную тенденцию. По высоте зрителя расположим немного ниже горлышка бутылки, чтобы на часть объектов смотреть снизу, на часть – сверху (для продолжения идеи противоречия). Необходимо при этом учесть, что размещение линии горизонта близко к горизонтальной оси листа останавливает динамику, необходимую нам в данной работе. Также зритель должен располагаться достаточно близко к объектам – тогда резкая, активная перспектива создаст контраст объектов и возбудит зрителя. Чем сильнее перспектива – тем активнее, необычнее, ярче композиция. (Например, работы художников – сюрреалистов почти все написаны с очень большой перспективой.) Необходимо лишь не забывать о том, что перспектива совместно с местоположением линии горизонта создает неявный масштаб изображения относительно зрителя. Формат выбираем вертикальный, как более активный, из тех же соображений делаем его более вытянутым относительно «золотого сечения».