ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.05.2024
Просмотров: 410
Скачиваний: 0
Диагностика и коррекция отклонений, учет и информирование семьи
Семейно-ориентированные группы позволяют бережно по отношению к семье выявить всех детей, нуждающихся в ранней помощи. А дальше требуется обеспечить этой помощью всех без исключения нуждающихся в ней детей.
Для этого каждый ребенок, у которого обнаружены отклонения в развитии, должен оказаться в поле зрения специалистов, осуществляющих квалифицированную диагностику, психолого-педагогическое и, при необходимости, медицинское сопровождение и поддержку семьи. Группы ранней помощи (в отличие от семейно-ориентированных групп развития ребенка раннего возраста) должны создаваться при дошкольных образовательных учреждениях либо как самостоятельные учреждения в системе образования.
На этапе диагностики и коррекции должна проводиться постановка таких детей на учет и обеспечение семьи ресурсами необходимой помощи (полис, сертификат) в любом месте постоянной или временной регистрации, вне зависимости от того, живут ли дети в семье или находятся в учреждениях здравоохранения (больницах, Домах ребенка).
Одновременно семье должна быть предоставлена всесторонняя информация:
–о нормативно-правовых актах, защищающих права ребенка и семьи, и социальных гарантиях;
–о государственных и негосударственных организациях, оказывающих необходимую помощь, о родительских организациях и семейных клубах;
–о литературе для родителей, посвященной помощи детям раннего
возраста.
Учреждение, осуществляющее учет, информационную поддержку и коррекционную работу, должно при переходе ребенка на следующий возрастной этап обеспечить передачу информации учреждению, осуществляющему в дальнейшем дошкольное воспитание ребенка и его коррекционную поддержку, если такая необходима.
Дошкольное детство
Малыш растет, и в некоторый момент наступает пора задуматься о том, в какой детский сад его устроить. В разных семьях это происходит поразному и определяется чаще всего двумя факторами: во-первых, стремлением мамы вернуться к профессиональной деятельности, во-вторых,
66
необходимостью ребенка общаться со сверстниками – начинать активно социализироваться.
Как выбрать детский сад
В соответствии со статьей 18 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. В России существуют следующие виды дошкольных образовательных учреждений1:
–детский сад;
–детский сад для детей раннего возраста;
–детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) воз-
раста;
–детский сад присмотра и оздоровления;
–детский сад компенсирующего вида;
–детский сад комбинированного вида;
–детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей;
–центр развития ребенка – детский сад.
Для родителей незаменимым подспорьем в выборе подходящего детского сада является «родительский телеграф»: всегда полезно посоветоваться с теми, кто уже стоял перед таким выбором. В этом случае, как и во всех остальных, неоценимы родительские организации. Созданы замечательные ассоциации родителей, объединенные общей проблемой,
где родители особых детей смогут получить не только сочувствие и моральную поддержку, но и практический совет.
Выбрать, в какой детский сад отдать ребенка, – это право родителей2. Однако помочь ребенку наилучшим образом можно, лишь объединив усилия родителей с работой специалистов, наблюдающих ребенка (педиатр, логопед, психолог и т.д.). Если ребенок пока еще не занимается со специа-
1В соответствии с пунктом 7 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666.
2Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений (статья 18 Закона РФ «Об образовании»). Родители имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка (статья 52 Закона РФ «Об образовании»).
6. Образование особого ребенка 67
листами, то их можно найти в специальных центрах по психолого-медико- социальному сопровождению детей и подростков, а также в других государственных и негосударственных организациях, помогающих детям с проблемами и особенностями развития. О том, как найти реабилитационные, образовательные и коррекционные организации, работающие в разных городах, можно прочитать в главе 10 «Если рядом нет специалистов».
Если родители не могут сами определиться в выборе детского сада и вокруг нет специалистов, которые подскажут подходящее место для малыша, – остается возможность получить такую консультацию в психолого- медико-педагогической комиссии (ПМПК) – см. подраздел «Как получить рекомендации специалистов и подготовиться к прохождению ПМПК» раздела «Как выбрать школу» части «Пора в школу». (Забегая вперед, заметим, что если родители нацелены на «коррекционный» детский сад компенсирующего вида, то заключение ПМПК им придется получить обязательно – без него в такой детский сад не примут.)
Оформление ребенка в обычный детский сад
Получив рекомендацию специалиста, родители начинают оформление ребенка в детский сад. В каждом регионе России существует свой порядок комплектования детских дошкольных учреждений, который регулируется соответствующим нормативным документом.
Если в регионе комплектование детских учреждений осуществляет орган образования, то родителям необходимо обратиться в орган образования (отдел, управление, комиссия по комплектованию детских образовательных учреждений) с заявлением о выдаче путевки (направления) в детский
сад по месту жительства (Приложение 6.3), не забывая соблюдать формально-
сти переписки. Результатом обращения должно стать получение путевки. Если орган образования (отдел, управление, комиссия по комплектованию) отказывается выдать путевку в детский сад, то следует обязательно получить письменный отказ органа образования (отдела, управления, комиссии по комплектованию дошкольных учреждений). В такой ситуации родители смогут напомнить сотруднику органа образования, что обратились с конкретным заявлением и просят дать на него письменный ответ в установленный законом месячный срок. Исходя из содержания ответа, родители могут его обжаловать в вышестоящие органы образова-
ния, курирующие данные вопросы, или обратиться в прокуратуру с жалобой на неправомерные действия должностных лиц (Приложение 6.4). К жалобе прилагаются документы, подтверждающие факт обращения в орган (отдел, управление) образования (заявление о выдаче путевки с отметкой о принятии либо открытка-уведомление о доставке заявления).
68
При этом надо обязательно выяснить, в какой срок и к кому конкретно родители могут обратиться, чтобы узнать о решении вопроса. В Приложениях 6.5 и 6.6 приведены примеры заявления в суд и судебного решения о восстановлении права ребенка на образование.
Если комплектование детского учреждения осуществляется самим учреждением, а также в случае получения путевки от органа образования следует обратиться в администрацию детского сада с заявлением о приеме ребенка (Приложение 6.7). Для оформления ребенка в детский сад кроме заявления о приеме ребенка родителям необходимо будет представить следующие документы:
–паспорт родителя (законного представителя);
–медицинскую справку от участкового врача (форма № 026/у-2000);
–свидетельство о рождении ребенка и его копию;
–документы, подтверждающие льготы (справка об инвалидности ребенка, удостоверение многодетной матери и пр.). После принятия решения
оприеме ребенка в детский сад с родителями заключается договор об организации дошкольного воспитания и обучения ребенка (Приложение 6.8).
Заметим, что отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон1. Наличие подписанного сторонами договора является документальным доказательством, закрепляющим взаимные права и обязанности сторон. Если у родителей не окажется подписанного экземпляра договора, им будет трудно подтвердить факт прикрепления ребенка к данному образовательному учреждению и ссылаться на обязанности администрации учреждения по отношению к ребенку.
Может возникнуть ситуация, когда администрация детского сада отказывается зачислять ребенка и заключать договор либо согласна принять ребенка без заключения договора. Следует понимать, что отказ директора принять ребенка под предлогами, что его будут обижать другие дети, что родители других воспитанников будут против, что воспитатели откажутся заниматься с таким ребенком, – является незаконным. В этом случае полезно напомнить руководителю содержание пункта 1 статьи 51 Закона РФ «Об образовании»: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся…» и пункта 7 этой статьи, устанавливающего ответственность должностных лиц образовательных учреждений за создание необходимых условий для
пребывающих в учреждении детей. Если убедить руководителя детского сада не удастся – родители будут вынуждены решать вопрос о принятии ребенка в учреждение и заключении договора совместно с вышестоящими
1Пункт 4 статьи 18 Федерального закона «Об образовании».
6. Образование особого ребенка 69
органом образования (Приложение 6.9) или с помощью обращения в прокуратуру или суд. К жалобе в указанные инстанции прилагаются документы, подтверждающие факт обращения в детский сад (заявление родителя с отметкой о принятии, открытка-уведомление о доставке заявления).
Отступление: еще раз о главном
Каким бы ни были состояние здоровья и уровень развития ребенка, он имеет право на воспитание в дошкольном учреждении. Встречающиеся на практике утверждения типа: «С таким ребенком невозможно заниматься!» говорят только о непрофессионализме лица, допустившего такое высказывание. Занятия с ребенком предполагают не только и не столько получение формальных знаний – они призваны расширить представление ребенка о себе и окружающем мире, помочь ему в меру своих возможностей социализироваться (это позиция, которую поддерживают как специалисты – психологи и педагоги, так и правительство, – см. Приложение 6.10). Объяснения представителей органов образования об отсутствии необходимого для конкретного ребенка дошкольного образовательного учреждения не могут быть приняты в качестве основания для отказа в дошкольном воспитании. Например, в имеющемся судебном решении1 по аналогичному спору указывалось: «…ссылка представителя Управления образования Администрации г. Реутова на отсутствие возможности обеспечения дочери заявительницы условий для получения соответствующего образования с пребыванием в детском дошкольном учреждении общего типа не лишает ребенка права на его получение и не освобождает от обязанности заинтересованного лица создать их, исходя из требования Закона».
В связи с этим следует однозначно сказать, что требования со стороны администрации каких-либо справок о «возможности обучения» ребенка как при поступлении в детский сад, так и при поступлении в школу – незакон-
ны. Отказать в приеме ребенка в образовательное учреждение на основании отсутствия подобной справки из поликлиники администрация детского сада не может, так как в соответствии с Конституцией РФ каждый человек, без каких-либо исключений, имеет право на образование.
Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (статьи 7, 43 Конституции Российской Федерации). Положения Конституции Российской Федерации разъясняются в Законе РФ от 10 июля 1992 г. №
1Решение Реутовского городского суда Московской области от 2 февраля 2003 г. по гражданскому делу по заявлению Ивановой А.И. о признании незаконным (действия) бездействия Управления образования Администрации г. Реутова.
70