ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.05.2024
Просмотров: 391
Скачиваний: 0
нодательство: в случае «выписки» с места жительства подопечный может лишиться некоторых региональных льгот, которые не установлены в регионе, где располагается организация, оказывающая социальные услуги.
Вместе с тем в нынешней законодательной ситуации надо учитывать некоторую «зыбкость» описанного выше варианта жизнеустройства: если после смерти опекуна-родителя найдется кандидат в опекуны, готовый забрать недееспособного из такой организации, то принятие решения о его дальнейшем жизнеустройстве полностью лежит на органе опеки и попечительства и/или новоназначенном опекуне. Новый опекун может расторгнуть договор с организацией, оказывающей социальные услуги,
ипо своему усмотрению организовать жизнь недееспособного. Эта возможность обусловлена пунктами 1 и 3 статьи 35 Гражданского кодекса Российской Федерации. Однако законодательством не предусмотрена возможность выражения и учета мнения родителей или лица, фактически воспитавшего ребенка, признанного в дальнейшем недееспособным, о его будущем жизнеустройстве. Также отсутствует возможность выражения и учета мнения самого недееспособного о его жизнеустройстве и о назначении конкретного человека опекуном.
Если речь идет о негосударственной организации, оказывающей социальные услуги, которую могли бы создать родительские объединения, – то встает вопрос финансирования работы такой организации. Случаи привлечения состоятельного спонсора (отечественного или иностранного) крайне редки, в особенности для российской глубинки; при несомненной желательности привлечения спонсорских средств полагаться на этот источник финансирования как на основной не приходится. Вряд ли можно также рассчитывать на значительную помощь государства в ближайшем будущем
– пока средства в этой сфере, как правило, идут на поддержку системы психоневрологических интернатов. Государство еще не развернулось в сторону поддержки имущественных интересов обитателей таких интернатов. В частности, имущество недееспособного лица, помещаемого в интернат, фактически «висит» на банковских счетах недееспособного человека до его смерти и никаким образом не «работает» на само это лицо, а после его смерти отходит государству. Имущество недееспособных людей, живущих в семье, также фактически на них не «работает», поскольку органы опеки
ипопечительства на практике преследуют цель: сохранить имущество недееспособного лица от его окружения (в том числе опекуна-родителя), в то время как жизнь такого лица и его окружения неразрывно связаны.
При невозможности выразить в завещании свои пожелания о жизнеустройстве недееспособных наследников (в завещании распоряжаются только имуществом) у родителей-опекунов сегодня все же существует возможность косвенно выразить такие пожелания, завещав имущество или его часть доверенному лицу с так называемым завещательным отка-
7. Взрослая жизнь (что дальше?) 119
зом. Например, родитель может завещать квартиру, оговорив, что в пределах стоимости квартиры наследник (доверенное лицо) должен в какомто размере осуществлять ежемесячные выплаты в пользу отказополучателя – недееспособного (оплата социальных услуг организации, которая оказывает их отказополучателю, а в случае расторжения договора – непосредственно на счет отказополучателя). На случай смерти наследникадоверенного лица можно подназначать следующего наследника – доверенное лицо с условием завещательного отказа.
Конечно, идея с «завещательным отказом» – вынужденный выход в сегодняшней ситуации, не являющийся полной гарантией достойного будущего недееспособного наследника. Однако такая схема позволяет расходовать средства наследодателя (родителя-опекуна) на содержание недееспособного человека в организации, оказывающей социальные услуги, минуя органы опеки и попечительства: получение их разрешения на такую оплату было бы обязательным для опекуна лишь в случае, если наследником выступал бы непосредственно недееспособный человек.
Заметим, что если наследником является недееспособный человек, то любые расходы, влекущие уменьшение имущества недееспособного, возможны только с разрешения органов опеки и попечительства. Конечно, когда органы опеки будут работать, исходя из интересов недееспособного, то опекуну или организации, исполняющей функции опекуна, достаточно будет получить разрешение на снятие средств со счета недееспособного на оплату услуг по социальному обслуживанию. Если недееспособному человеку принадлежит недвижимое имущество, то опекун, организация, исполняющая функции опекуна, или доверительный управляющий могли бы сдавать квартиру в аренду, а доходы с разрешения органов опеки расходовать на оплату услуг по социальному обслуживанию. Но все
это возможно только с разрешения органов опеки и попечительства.
О возможности выражения воли родителя относительно будущего опекуна совершеннолетнего недееспособного человека
Если родители-опекуны в настоящий момент видят кандидата в опекуны на случай, когда они не смогут исполнять опекунские функции (длительная болезнь, недееспособность, уход из жизни), то можно постараться «обезопасить» будущее своего ребенка, используя возможность назначения недееспособному одновременно нескольких опекунов (статья 10 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»). В этом случае необходимо обратиться в орган опеки и попечительства с просьбой назначить одновременно второго опекуна в связи с трудностями родителя в осуществлении опекунских функций и преклонным возрастом. Основанием для этого являются положения статьи 10 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» (Приложение 7.3). В заявлении от действующего
120
опекуна в этом случае следует указать, что действующий опекун должен остаться опекуном, поскольку основные опекунские функции он выполняет и продолжает быть самым близким человеком для недееспособного, в связи с чем перемена опекуна нецелесообразна и не соответствует интересам подопечного. Если орган опеки и попечительства решит вопрос о назначении второго опекуна положительно – последний сможет начать осуществлять опекунские функции полностью с того момента, как роди- тель-опекун будет освобожден (в связи с невозможностью их исполнения) от опекунских функций решением органа опеки.
Что следует доработать в законодательстве до тех пор, пока сохраняется парадигма «недееспособности»
До тех пор, пока государство еще не начало делать серьезные практические шаги в сторону обеспечения достойной жизни выросших особых детей, инициативу в создании моделей поддерживаемого проживания придется, как и всегда в таких случаях, взять на себя общественности – родителям и специалистам. Первые модели такого жизнеустройства уже созданы в разных регионах России. Однако для того, чтобы родители могли быть уверены в продолжении достойной жизни их недееспособных детей в будущем, необходимо поддержать эти модели законодательно. Следует добавить в законодательство (и прежде всего – в Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»1) ряд положений, гарантирующих возможность прямой поддержки жизнеустройства и избавляющих родителей от необходимости реализовывать сложные косвенные схемы. Облечь в нормы закона необходимо следующие очевидные тезисы.
1.Решение о назначении недееспособному лицу опекуна и/или решение вопросов жизнеустройства недееспособного должно приниматься с учетом его мнения об опекуне и собственном жизнеустройстве, в том числе – о месте проживания, получении социальных услуг (исполнитель, виды и формы услуг, оплата услуг), выраженного этим лицом до и после признания его недееспособным, а также мнения по указанным вопросам,
выраженного его предыдущим опекуном (родителем).
Для этого специалистам необходимо разработать механизм выражения недееспособными людьми мнения по указанным вопросам.
2.Совершеннолетний человек должен иметь право подать в орган опе-
ки и попечительства заявление, выражающее его мнение по вопросам собственного жизнеустройства и о назначении ему опекуна с указанием конкретного лица или лиц на случай признания его недееспособным.
1 Очевидно, что, создавая этот закон, законодатель имел в виду исключительно «детскую» ситуацию – упустив из виду, что дети непременно вырастают…
7. Взрослая жизнь (что дальше?) 121
3.Опекун недееспособного лица должен иметь право подать в орган опеки и попечительства заявление о назначении опекаемому недееспособному опекуна с указанием конкретного лица или лиц, а также заявление, выражающее мнение опекуна по вопросам жизнеустройства опекаемого, на случай своей смерти или невозможности исполнения опекунских обязанностей (в том числе болезнь, признание недееспособным, иное).
4.При органе опеки и попечительства должен действовать общественный орган по вопросам жизнеустройства недееспособных лиц. Общественный орган должен рассматривать жалобы опекунов на решения органов опеки и попечительства, устанавливать отсутствие или наличие противоречий между содержанием заявлений и интересами недееспособных, осуществлять иные функции по обеспечению прав недееспособных лиц. В общественном органе по вопросам жизнеустройства недееспособных лиц должно быть представительство общественных организаций, занимающихся вопросами лиц с ограниченными возможностями здоровья, опекунов недееспособных. Порядок создания и деятельности общественного органа жизнеустройства недееспособных лиц при органах опеки и попечительства должен устанавливаться субъектом РФ.
5.Орган опеки и попечительства может принимать решение об отказе в назначении опекуном и в решении вопросов жизнеустройства недееспособного, выраженных опекуном-родителем и самим недееспособным человеком, только в случае, если такое назначение противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации, законодательству и/или интересам недееспособного с обязательным обоснованием принятого решения. Противоречие между интересами недееспособного и содержанием заявления об опекунах, о решении вопросов жизнеустройства должно быть подтверждено решением общественного органа по вопросам жизнеустройст-
ва недееспособных, действующего при органе опеки и попечительства.
Когда приведенные выше тезисы будут отражены в законодательстве, мы сможем сказать, что государство сделало решительный шаг в простраивании всего жизненного пути особого ребенка, не бросив его на произвол судьбы в 18 лет и создав необходимые предпосылки к его достойной взрослой жизни.
Решению этой задачи призван способствовать Проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об опеке и попечительстве”» (Приложение 7.4). Проект предлагает реальные механизмы, гарантирующие не только соблюдение законных интересов взрослых людей с особыми потребностями, но и учет их мнения и мнения их родителей-опекунов при организации будущего жизнеустройства, а также оптимальное управление имуществом в целях обеспечения достойного уровня их жизни.
122