ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.05.2024
Просмотров: 392
Скачиваний: 0
8. Резюме: отношение к мифам
Прогрессивная парадигма современного российского социального законодательства, которую мы обсуждали в начале книги, еще недостаточно освоена сотрудниками этой сферы. Общая инерция, характерная для любой государственной машины, порождает вполне понятные «искажения» ведомственного сознания – отголоски тоталитарных времен. Как мы упоминали в разных частях книги, реальный опыт в регионах (общение родителей особых детей с госслужащими в разнообразных описанных в книге ситуациях) позволяет судить о наиболее распространенных заблуждениях, встречающихся среди сотрудников ведомств социальной сферы по вопросам реабилитации и образования особых детей (об организации их достойной будущей взрослой жизни Россия еще только «подумывает» – сколько-нибудь заметная практика в этой сфере отсутствует).
Поскольку трудности, с которыми сталкиваются многие семьи при организации реабилитации и образования ребенка, довольно типичны, мы предприняли попытку обобщить базовые тезисы-заблуждения и привести здесь ответы юристов на возникающие по этим темам вопросы. Оговоримся сразу: подобные тезисы-заблуждения были выражены в процессе устного общения родителей с некоторыми сотрудниками государственных учреждений, поэтому назвать их «официальными» можно только с оговоркой. Тем не менее они вполне отражают общие представления многих сотрудников социальной сферы.
Мыхотелибыдумать,чтоприведенныенижекраткиерассужденияпомогут
работникам этой области прояснить для себя истинное положение дел и предохранят их от концептуальных и практических ошибок. Мы надеемся, что представители ведомств социальной сферы будут чувствовать себя гораздо увереннее, понимая смысл правовых норм, которыми они руководствуются.
По реабилитации
1. Утверждение: В ИПР включаются только те реабилитационные ме-
роприятия, которые могут быть проведены государственными учреждениями. При отсутствии таких услуг в госучреждениях соответствующие графы карты ИПР не заполняются вообще.
Комментарий юриста: соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (статья 11) в ИПР
123
включаются все реабилитационные мероприятия, в которых нуждается инвалид. Исполнителем ИПР может быть любая организация, оказывающая реабилитационные услуги, независимо от формы собственности и источников финансирования (статья 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; пункт 12 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития
РФ от 4 августа 2008 г. № 379н). В ситуации, при которой учреждения ме- дико-социальной экспертизы не могут определить исполнителя по реабилитационным мероприятиям, исполнителем необходимо указывать орган социальной защиты населения, поскольку согласно пункту 13 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 4 августа 2008 г. № 379н, координация мероприятий по реализации ИПР инвалида (ребенка-инвалида) и оказание необходимого содействия инвалиду осуществляется органом социальной защиты населения.
2. Утверждение: В нашем реабилитационном учреждении нет специалистов для работы с ребенком, имеющим такие нарушения или особенности развития, поэтому принять его для осуществления реабилитационных мероприятий мы не можем.
Комментарий юриста: Согласно статье 7 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»,
государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным указанным Федеральным законом, в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Одним из видов социального обслуживания является помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями (статья 14 указанного Федерального закона). Согласно Закону, одним из принципов социального обслуживания является его доступность.
К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся в том числе создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания (статья 21 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»).
Кроме того, в соответствии со статьей 11 Федерального закона «О со-
циальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационноправовых форм и форм собственности.
124
Таким образом, задача учреждений социального обслуживания – обеспечить, совместно с органами социальной защиты населения региона, предоставление гарантированных государством реабилитационных услуг того объема и качества, которые необходимы лицу с ограниченными возможностями. Обеспечить оказание услуг можно как введением дополнительных специалистов в штат действующего учреждения социального обслуживания, обеспечением повышения квалификации работающих спе-
циалистов, созданием специализированного учреждения социального обслуживания, так и размещением государственного заказа на необходимые услуги среди негосударственных реабилитационных организаций.
3. Утверждение: Получать реабилитационные услуги, включенные в ИПР, можно только в той организации, которая указана в ИПР.
Комментарий юриста: Исполнителем ИПР может быть любая организация, оказывающая реабилитационные услуги, независимо от формы
собственности и источников финансирования (статья 11 Федерального за-
кона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; пункт 12 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 4 августа 2008 г. № 379н). Также, согласно статье 7 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», при получении социальных услуг эти категории граждан имеют право на выбор учреждения и формы социального обслуживания.
4. Утверждение: Поскольку в Федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, отсутствуют услуги по психолого-педагогической и социальной реабилитации, то предоставление таких услуг в негосударственных организациях возможно только за счет инвалида.
Комментарий юриста: Реабилитационные услуги, технические средства реабилитации и услуги, включенные в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, гарантируются за счет средств федерального бюджета. Гарантии государства по реабилитационным услугам, не
включенным в Федеральный перечень, предусмотрены в Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Оказание реабилитационных услуг гарантируется в государ-
ственной системе социальных служб по основным видам, определенным указанным Федеральным законом, в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Указанные гарантии являются расходными обязательствами субъектов РФ. Если государство не может обеспечить необходимые лицу с ограничен-
8. Резюме: отношение к мифам 125
ными возможностями здоровья реабилитационные услуги надлежащего качества и в оптимальном объеме, то государство должно обеспечить оплату таких услуг в негосударственных организациях, предоставляющих услуги того объема и качества, которые необходимы такому лицу.
5. Утверждение: Если ребенок не признан инвалидом, то реабилитационное учреждение не обязано оказывать ему реабилитационные услуги.
Комментарий юриста: Согласно статье 7 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным указанным Федеральным законом, в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Одним из видов социального обслуживания является помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями здоровья
(статья 14 указанного Федерального закона). Согласно закону, одним из принципов социального обслуживания является его доступность.
Таким образом, отказ в оказании реабилитационных услуг ребенку с ограниченными возможностями, не признанному инвалидом, незаконен.
По образованию
1. Утверждение: При тяжелых нарушениях развития ребенок признается необучаемым (обучению не подлежит).
Комментарий юриста: В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 43) каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования.
Согласно Закону РФ «Об образовании», гарантируется возможность получения образования независимо от состояния здоровья. Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» устанавливает, что образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детейинвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в со-
126
ответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.
Таким образом, перечисленные выше органы обязаны обеспечить условия для получения ребенком общего образования независимо от состояния его здоровья, так как основное общее образование в соответствии с Конституцией Российской Федерации обязательно.
Признание лица «необучаемым» является незаконным; функция по «установлению» такого статуса не входит и не может входить в компетенцию ни одного органа или организации.
2. Утверждение: Ребенок с такими серьезными нарушениями научиться чему-либо в школе не может, ему там «нечего делать».
Комментарий юриста: Согласно Письму Министерства образования Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект», содержание образования в специальных классах, группах, группах продленного дня коррекционного учреждения направлено на решение следующих задач:
–формирование представлений о себе;
–формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения;
–формирование доступных представлений об окружающем мире и ориентации в среде;
–формирование коммуникативных умений;
–обучение предметно-практической и доступной трудовой деятель-
ности;
–обучение доступным знаниям по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующим психофизическим возможностям воспитанников;
–овладение доступными образовательными уровнями.
Следовательно, образование для детей, имеющих сложные (сочетанные)
нарушения развития, может и не предполагать достижение определенного образовательного уровня, а направлено на освоение доступного для ребенка образовательного уровня, а также на социализацию лица с особенностями развития. Задача по социализации лиц с ограниченными возможно-
стями здоровья поставлена в том числе и Законом РФ «Об образовании».
3. Утверждение: Ребенку с тяжелыми и/или множественными нарушениями развития рекомендуется пребывать в интернате системы социальной защиты населения.
8. Резюме: отношение к мифам 127
Комментарий юриста: Рекомендация поместить ребенка в интернат системы социальной защиты населения противоречит основным принципам внутренней государственной политики Российской Федерации, противоречит интересам ребенка и нарушает его права, установленные законодательством Российской Федерации. Семейный кодекс Российской Федерации устанавливает, что регулирование семейных отношений в России осуществляется в соответствии с приоритетом семейного воспитания детей. Статья 54 Семейного кодекса Российской Федерации определяет, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
4. Утверждение: Ребенок с тяжелыми и/или множественными нарушениями развития может получать образование только в учреждении социального обслуживания – например, в интернате системы социальной защиты населения.
Комментарий юриста: Выбор образовательного учреждения – право родителя, установленное Законом РФ «Об образовании». Заключение психолого-медико-педагогической комиссии носит для родителей рекомендательный характер.
Родитель вправе выбрать для обучения ребенка интернат системы социальной защиты населения, имеющий лицензию на образовательную деятельность и работающий в режиме дневного пребывания, в качестве образовательного учреждения, в котором его ребенок будет обучаться. Однако родитель не обязан выбирать для обучения ребенка учреждение социального обслуживания. Организация обучения – это задача в первую
очередь системы образования.
То, что государство не создало в зоне территориальной доступности
к месту проживания ребенка условия для получения им образования, т.е. не
выполнило свою законную обязанность, не является основанием для ущемления законного права родителей на выбор образовательного учреждения.
5. Утверждение: В нашем образовательном учреждении нет специалистов для работы с таким ребенком, поэтому здесь ему «не место».
Комментарий юриста: Задача государства в соответствии с законодательством – создать условия для получения лицами с ограниченными
возможностями здоровья образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации. Задача специалистов, педагогов – определить, что€ необходимо ребенку для успешного получения образования в данном образовательном учреждении (сопровождающий в процессе обучения на период адаптации или на весь период получения образования, дополни-
128