ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.05.2024

Просмотров: 394

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6.Члены психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) «оторваны» от специалистов, наблюдающих ребенка и работающих с ним. Это приводит к составлению неадекватных рекомендаций, ограничивающих образование детей.

7.Для значительного количества детей не обеспечены непрерывность

ипреемственность образования от ранней помощи до профессионального обучения. Помощь детям с проблемами в развитии носит фрагментарный и несистемный характер. Отдельные прецеденты организации необходимой помощи не могут заменить отсутствующей системы, включающей выявление такого ребенка и дальнейшее выстраивание и сопровождение его образовательного маршрута.

8.Продолжает действовать устаревшая система организации специ-

альных (коррекционных) учреждений по сегрегирующему принципу разделения детей при обучении по видам нарушений развития; это значительно сужает ее коррекционно-адаптационную эффективность.

9.Государственная система образования при очевидной своей недостаточности для решения обозначенных проблем не использует в разумной степени потенциал негосударственных организаций этой сферы.

По большому счету, решение этих проблем – задача общего федерального законодательства в области образования: только такой подход гарантирует интегративную организацию российского образования в целом. Однако федеральный законопроект «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» так и не принят; известные нам версии не решают описанного выше круга проблем.

С введением в действие в 2005 г. Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ из Закона РФ «Об образовании» оказались исключенны-

ми все положения, поддерживающие альтернативу – образование за пределами государственной системы образования. Тем самым в свете реализации конституционного принципа общедоступности образования государство фактически обязалось предоставить образование всем детям в рамках государственной системы образования. При этом в статье 16 законодатель переложил на регионы ответственность за обеспечение образования в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Острейшая проблема образования лиц с ограниченными возможностями здоровья вынуждает найти быстрое эффективное решение, не дожидаясь поворота федеральной инерционной законотворческой системы относительно образования в целом. При этом необходимо предложить такие подходы и механизмы, которые смогли бы естественным образом влиться в грядущую интегративную систему общего образования России.

Все это особенно остро поставило вопрос о создании регионального закона, который очертил бы реальные механизмы решения этой задачи.

Приложения к главе 6 225


II. Цели, задачи и предмет регулирования регионального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Настоящий Закон принимается в целях создания законодательной базы для удовлетворения потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья в получении образования и обеспечения условий, необходимых для развития, обучения, социальной адаптации указанных лиц и максимально возможной их интеграции в обществе.

Предметом регулирования настоящего Закона являются определение условий и порядок реализации конституционного права на образование для граждан с ограниченными возможностями здоровья – обеспечения им равных с остальными гражданами возможностей в получении бесплатного дошкольного, основного общего и начального профессионального образования1.

Субъектами отношений, регулируемых настоящим Законом, являются физические и юридические лица, участвующие в осуществлении образования лиц с ограниченными возможностями здоровья:

лица с ограниченными возможностями здоровья от рождения до

24лет, их родители (иные законные представители);

педагогические, медицинские и иные работники, участвующие в осуществлении образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления образованием, организации, занимающиеся образовательной деятельностью, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностные лица, а также иные лица, участвующие

восуществлении образования (развития, воспитания, обучения) лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Закон призван реально обеспечить образование всем лицам с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их способностями и

1 Получение такими лицами среднего специального и высшего профессионального образования регулируется следующими актами: Закон от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»; Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Письмо Минобразования РФ от 25 марта 1999 г. № 27/502-6 «Об условиях приема и обучения инвалидов в учреждениях высшего профессионального образования»; Письмо Рособрнадзора от 23 июня 2005

г.01-274/08-01 «О приеме детей-инвалидов, инвалидов I и II групп в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования в условиях участия в эксперименте по введению ЕГЭ»; Письмо Рособрнадзора от 21 февраля 2006

г.01-100/08-01 «Об участии в ЕГЭ отдельных категорий выпускников»; Приказ Минобразования РФ от 9 декабря 2002 г. № 4304 «Об утверждении порядка приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения) Российской Федерации».

226


психофизическими возможностями на каждом этапе развития, с учетом современных достижений и отечественного и международного опыта в этой сфере, в целях их социальной адаптации и интеграции (реинтеграции) в обществе, и включает в себя решение следующих основных задач:

1)предотвращение школьной и социальной дезадаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья, их сегрегации и вытеснения на более низкие уровни образования;

2)предотвращение изоляции лица с ограниченными возможностями здоровья от сверстников в процессе образования;

3)создание условий для профессионального обучения молодых людей

сограниченными возможностями здоровья, их профессиональной реализации, включения в общественно-полезный труд и максимально возможной самостоятельной жизни;

4)обеспечение всем лицам с ограниченными возможностями здоровья, у которых выявлены проблемы в развитии, как можно более раннего квалифицированного психолого-педагогического сопровождения, не прерывающегося в течение всего процесса их воспитания и образования;

5)повышение эффективности системы специального (коррекционного) образования;

6)законодательное обеспечение вариативности в системе общего образования;

7)переориентация психолого-медико-педагогических комиссий на реализацию в максимальной мере социального и образовательного потенциала детей, подростков и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья;

8)эффективное использование потенциала негосударственных организаций, занимающихся образовательной деятельностью в этой сфере,

сцелью компенсации недостаточной региональной инфраструктуры образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

III. Основные принципы и механизмы, положенные в основу регионального Закона

«Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»

1. Каждое лицо с ограниченными возможностями здоровья с момента их выявления должно попадать внутрь системы образования и получать специальную помощь – психолого-педагогическую поддержку, необходимую для получения образования.

Каждый ребенок, у которого проявились нарушения развития и/или трудности обучения, должен оказаться в поле зрения образовательной организации, осуществляющей психолого-педагогическое сопровождение и подготовку к образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья (нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной

Приложения к главе 6 227


помощи), – ПМС-центра1. Такой ПМС-центр в лице специально назначенного ответственного специалиста должен сопровождать лицо с ограниченными возможностями здоровья в течение всего периода получения образования.

При этом ПМС-центр не может заменять собой учреждения, где происходит обучение и воспитание такого лица (детский сад, школа, начальное и среднее профессиональное образование). Он готовит это лицо к интеграции в дошкольном учреждении, к очередному этапу школьного или начального профессионального обучения и сопровождает каждый этап необходимой психолого-педагогической поддержкой. ПМС-центр может временно заменять обучение только в рамках подготовки к очередному этапу образования или к расширению интеграции в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в том числе в типовых образовательных учреждениях).

Согласно Закону, функции ПМС-центра может выполнять служба пси- холого-педагогической поддержки лица с ограниченными возможностями здоровья по месту учебы (или воспитания в дошкольном учреждении). Это поможет реализовать принцип «вся помощь в одном учреждении по месту учебы», который в ряде случаев может оказаться наиболее удобным способом организации специальной помощи.

2.Каждое лицо с ограниченными возможностями здоровья имеет право выбора формы организации образовательного процесса: интегрированной в общеобразовательном учреждении – либо иной, в том числе

вспециальном (коррекционном) образовательном учреждении (классе, группе).

При получении образования в интегрированной форме возможно получение аттестата в специальном (коррекционном) образовательном

учреждении либо справки о прослушивании курса при интегрированной форме образовательного процесса (если лицо в этом случае справляется не со всеми предметами, однако успешно социализируется). В этом случае возможно также одновременное получение обоих документов при успешном прохождении лицом итоговой аттестации в специальном (коррекционном) учреждении.

3.В любом общеобразовательном учреждении может быть организована интегрированная форма организации образовательного процесса. Она сопровождается системой действенных мер финансовой и организационной поддержки, способствующих заинтересованности педагогов и других специалистов в повышении образовательного уровня детей и

1В системе образования функционируют различные виды учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; в Законе они объединяются под названием центров психолого-медико-социального сопровождения – ПМС-центров.

228


молодых людей с проблемами в развитии (обучении) и в интеграции их в постепенно усложняющихся образовательных средах.

4.Минимизируются изолирующие формы получения образования

(в том числе при обучении на дому или в стационаре по состоянию здоровья); они обязательно должны сочетаться с другими формами организации образовательного процесса и обеспечиваться специальной помощью.

5.Лица, образовательный потенциал которых находится за рамками освоения существующих стандартов специального образования, не могут на этом основании лишаться образования; их обучение осуществляется по индивидуальному учебному плану (включающему особые условия аттестации). Такое лицо не может оказаться вне образования из-за отсутствия каких-либо видов образовательных учреждений. Так, например, дети с тяжелыми нарушениями развития или с сочетанием различных нарушений развития (со «сложными нарушениями») должны быть приняты на обучение (воспитание) в любое специальное (коррекционное) образовательное учреждение (по отдельности или в составе специальной группы), где обучаются дети с нарушениями того же типа, но менее выраженными. Кроме того, Закон вводит возможность объединения лиц с различными нарушениями развития при обучении по образовательной программе одного уровня в одном классе (группе) специального (коррекционного) учреждения.

Индивидуальный учебный план может включать особые условия аттестации, в том числе заочную аттестацию по описанию работающего с таким лицом специалиста с привлечением письменных и видеоматериалов. Такой вид аттестации может применяться как для лиц с тяжелыми нарушениями развития, так и для лиц с выраженными нарушениями общения с целью реального определения их образовательных достижений

(такие лица зачастую не могут это продемонстрировать при кратковременных очных испытаниях).

6.Предлагаемые механизмы распространяются и на начальное профессиональное обучение молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. Настоящий Закон включает такое обучение в общую систему поддержки образования лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом того, что возраст завершения начального профессионального обучения (а следовательно, и его психолого-педагогической поддержки)

вреальности увеличивается до 24 лет.

7.Психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК) становятся инстанцией, обеспечивающей каждому лицу с ограниченными возможностями здоровья право на образование по оптимальному для него образовательному маршруту. ПМПК наделяются функцией и организа- ционно-экспертным ресурсом определения объемов и обеспечения необходимой специальной помощи такому лицу.

Приложения к главе 6 229