ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.05.2024

Просмотров: 393

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПМПК формируются на базе ПМС-центров из ведущих специалистовпрактиков, что гарантирует необходимый уровень квалификации членов комиссий. ПМПК составляют также для лиц с ограниченными возможностями здоровья, признанных инвалидами, в возрасте до 18 лет рекомендации к разделу «Программа психолого-педагогической реабилитации» индивидуальной программы реабилитации (ИПР), а в возрасте до 24 лет – к разделу ИПР «Программа профессиональной реабилитации» и «педагогическим» подразделам раздела «Программа социальной реабилитации».

8. Для необходимого дополнения государственной инфраструктуры образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья негосударственные образовательные организации включаются в региональную систему образования. При отсутствии необходимой инфраструктуры в государственной системе образования региональные органы управления образованием заключают договоры с негосударственными образовательными организациями по поводу обучения (воспитания) такого лица и/или оказания ему специальной помощи. Финансирование услуг негосударственных организаций в этом случае осуществляется из бюджета региона.

IV. Предполагаемые последствия реализации регионального Закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Введение в действие настоящего Закона позволит изменить ситуацию в сфере образования лиц с ограниченными возможностями здоровья следующим образом.

Правовые последствия

1.Для всех детей, подростков и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья в регионе будет реализовано конституционное пра-

во на образование; будет пресечена зачастую имеющая сегодня место дискриминация таких лиц в сфере образования.

2.Фактическая ситуация в регионе в этой сфере будет приведена в соответствие:

а) с нормами международного права в этой сфере:

– Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 г.; ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1962 г.), статья 1.1, пункты a), d); статья 3, пункт a); статья 4, пункт с); статья 9;

– Конвенцией о правах ребенка (принята 20 ноября 1989 г., ратифици-

рована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г.), статья 23, пункты 1–3; статья 28, пункт 1, подпункты а), d); пункт 2; статья 39;

б) с Конституцией Российской Федерации, статьи 2, 7, 43; в) с Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», статья

5, пункт 1.

230



3.Будут отменены противоречащие Закону региональные подзаконные акты, нарушающие права на образование некоторых категорий лиц

сограниченными возможностями здоровья.

4.Будут ликвидированы законодательные пробелы, вызванные отсутствием подзаконных актов, описывающих четкие механизмы реализации законодательства в сфере образования и необходимых для реального исполнения этого законодательства.

Социально-экономические и гуманитарные последствия

1.Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития, которые до сих пор оставались вне образования, смогут развиваться, учиться, социализироваться, интегрироваться в сообществе сверстников и участвовать в общественно-полезном труде. Матери смогут возобновить работу (ребенок будет воспитываться в дошкольном учреждении или обучаться в школе). Семья выйдет из социальной изоляции, повысится ее материальный достаток; семьи перестанут распадаться в той степени, которая свойственна социально депривированным семьям (по оценкам специалистов, в стране не менее миллиона семей, воспитывающих и содержащих лиц с ограниченными возможностями здоровья и вынужденных

всвязи с этим пожертвовать работой одного из членов семьи). Будет предотвращена профессиональная депривация таких родителей; семья перестанет быть изгоем и останется полноценной ячейкой общества.

2.Молодые люди с инвалидностью (от 18 до 24 лет) с тяжелыми и множественными нарушениями развития, которые остались без образования и возможности профессиональной реализации, а также значительная часть выпускников специальных (коррекционных) школ, которые получили образование, но не смогли получить необходимых трудовых навыков и вклю-

читься в трудовую деятельность, – смогут получить доступную профессию и включиться в общественно-полезный труд (их родители, находящиеся в трудоспособном возрасте, смогут работать, обеспечивая вместе со своими детьми материальный достаток семьи).

3.Лица в возрасте до 24 лет с тяжелыми и множественными нарушениями развития, получив образование и реализуясь профессионально, вместе с этим значительно повысят свои шансы на возможность самостоятельной жизни, уменьшится риск их попадания в интернаты системы социальной защиты. Существенно уменьшится число детей, лишившихся семейной и материнской заботы. Помимо очевидного гуманитарного эффекта (подавляющее большинство психоневрологических интернатов системы социальной защиты устроено сегодня бесчеловечным образом, препятствующим интеллектуальному, духовному и социальному развитию личности), налицо значительный экономический эффект: так, проживание такого лица в московской семье обходится обществу в 7 раз дешев-

Приложения к главе 6 231


ле, чем его проживание в интернате (на проживание такого лица в интернате в Москве, например, выделяется более 25 тыс. руб. в месяц). Даже с учетом повышения, согласно Закону, затрат на поддержку и осуществление образования для такого лица, живущего в семье, его образование при этом по-прежнему будет обходиться обществу в несколько раз дешевле, нежели проживание в интернате.

Мировая и отечественная практика убедительно продемонстрировала, что эффективная система поддержки семьи в образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья побуждает родителей забирать обратно в семью даже ребенка, уже сданного в интернат, а также усыновлять детей-сирот, содержащихся в интернате. Это обусловит значительный дополнительный гуманитарный и экономический эффект от реализации Закона (аналогичный уже полученному в ряде регионов России) и будет способствовать сокращению объемов бесчеловечной и сверхдорогой системы интернатов.

4.Дети, находящиеся в зоне риска по инвалидности (их состояние описывается как «пограничное»), до сих пор вытеснявшиеся преимущественно в классы коррекционно-развивающего обучения и «на улицу», смогут интегрироваться в обычных классах общеобразовательных школ. Это уменьшит и зачастую предотвратит неизбежную для них в прежней системе образования школьную и социальную дезадаптацию и приведет к максимальной реализации их образовательного потенциала.

Значительная часть таких детей до сих пор пополняла ряды криминальных и социально-неблагополучных подростков; часть – приобретала инвалидность. Авторы Закона рассчитывают смягчить такую ситуацию,

авместе с ней – распутать «клубок» проблем, который возникает в семье такого ребенка по мере его школьной и социальной дезадаптации; сохра-

нить возможность участия в общественно-полезном труде для самих таких детей (в будущем) и для их родителей; существенно ослабить источник пополнения криминальной среды.

Отметим, что предлагаемые Законом механизмы сведут к минимуму риск формального осуществления интеграции (что неизбежно бы ее дискредитировало), обычно являющийся следствием директивного введения таких принципов. Механизмы, предлагаемые Законом, направлены не на «силовое» введение интеграции, а на заинтересованность и вовлечение педагогов и других специалистов в решение этой задачи и поддержку таких специалистов.

5.Закон вводит механизмы, которые обеспечат возможность альтернативного выбора, включающего наряду с возможностью обучения в специальном (коррекционном) учреждении возможность интеграции в общеобразовательной школе на разных этапах образования. Это позволит выстроить цепочку постепенно усложняющихся образовательных сред, спо-

232


собствующих лицам с ограниченными возможностями здоровья беспрепятственно повышать свой образовательный уровень в процессе образования.

6.Обеспечение возможно более ранней квалифицированной психо- лого-педагогической коррекции нарушений развития, являясь эффективной профилактикой, приведет к предотвращению инвалидности у значительного количества детей. Ранняя коррекция требует значительно меньших затрат, снижает риск инвалидизации и возникновения большинства проблем, связанных со школьной неуспеваемостью, школьной и социальной дезадаптацией; она является наиболее эффективным средством компенсации физиологической незрелости, признаки которой в крупных городах констатируются у 80–90% (по некоторым оценкам – до 98%) новорожденных. Тем самым будет снижен риск закрепления физиологической незрелости на генетическом уровне (в 40% случаев) и будет сохранен генофонд нации.

Несмотря на первичные затраты, связанные с введением и развитием системы ранней психолого-педагогической коррекции, стратегически это очень выгодно: будут сэкономлены значительные средства, связанные с потенциальным медицинским сопровождением детей-инвалидов, а также «койко-местами» в медицинских стационарах и интернатах; обеспечены нормальная жизнь и судьба для многих членов общества.

7.Сохранение преемственности ранней психолого-педагогической коррекции нарушений развития и психолого-педагогического сопровождения дальнейшего воспитания и обучения позволит осуществлять оптимальный образовательный маршрут, способствующий максимальной реализации социального и образовательного потенциала лиц с ограниченными возможностями здоровья и достичь максимального уровня образова-

ния и социализации.

8.Закон создает условия для существенного повышения эффективности специального (коррекционного) образования. Исходя из доказанной мировой и отечественной практикой эффективности для развития, образования и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья объединения в одном классе (группе) специального (коррекционного) учреждения лиц с различными нарушениями развития при обучении по образовательной программе одного уровня, Закон вводит возможность такого объединения.

9.Закон вводит механизм, не позволяющий никакому ребенку, в каком бы состоянии он ни находился и где бы ни воспитывался – в семье или в интернате, – оказаться вне образования из-за отсутствия каких-либо видов образовательных учреждений. Функцией контроля и координации наличия и непрерывности образования ребенка и обеспечения необходимой ему специальной помощи (психолого-педагогического сопровожде-

Приложения к главе 6 233