ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.05.2024
Просмотров: 390
Скачиваний: 0
ния) Закон наделяет психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК). Формирование ПМПК из ведущих специалистов-практиков обеспечит повышение профессиональной компетентности членов комиссий.
10. Благодаря вводимому Законом механизму взаимодействия органов управления образованием с негосударственными образовательными организациями будет быстро и эффективно решена проблема недостаточности инфраструктуры в этой сфере и ликвидирован существующий острый дефицит таких услуг. Вводимый Законом механизм будет способствовать быстрому развитию рынка и росту качества предоставляемых услуг при максимально облегченном контроле за этой деятельностью.
V. Структура проекта регионального Закона
«Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Глава I. Общие положения Статья 1. Основные понятия
Глава II. Формы организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Статья 2. Формы получения образования и формы организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Статья 3. Интегрированное образование Статья 4. Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья в
специальных (коррекционных) образовательных учреждениях Статья 5. Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья
на дому и в условиях стационарного лечебного учреждения Статья 6. Порядок перевода и изменения формы обучения лиц с огра-
ниченными возможностями здоровья
Глава III. Организация специальной помощи
для лиц с ограниченными возможностями здоровья Статья 7. Специальная помощь
Статья 8. Учреждения для лиц, нуждающихся в психолого-педагоги- ческой и медико-социальной помощи (ПМС-центры)
Статья 9. Служба психолого-педагогического сопровождения Статья 10. Стандарты обучения лиц с ограниченными возможностями
здоровья
Статья 11. Научно-методическое обеспечение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
Статья 12. Контроль за деятельностью в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
234
Глава IV. Организация образования
лиц с ограниченными возможностями здоровья Статья 13. Психолого-медико-педагогические комиссии
Статья 14. Основные функции психолого-медико-педагогической комиссии
Статья 15. Порядок функционирования психолого-медико-педагоги- ческой комиссии, предусмотренный для обеспечения лицу с ограниченными возможностями здоровья специальных условий для получения образования
Статья 16. Особенности итоговой аттестации лиц с ограниченными возможностями здоровья
Глава V. Экономика образования
лиц с ограниченными возможностями здоровья Статья 17. Общие положения
Статья 18. Материально-техническая база образовательных учреждений и организаций, осуществляющих образование лиц с ограниченными возможностями здоровья
Статья 19. Прочие вопросы финансирования
Глава VI. Социальные гарантии реализации прав на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья Статья 20. Права лиц с ограниченными возможностями здоровья в об-
ласти образования Статья 21. Права и обязанности родителей (законных представителей)
Статья 22. Права педагогических работников, осуществляющих образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, социальные гарантии и льготы
Глава VII. Заключительные положения Статья 23. Переходные положения
Статья 24. Вступление в силу настоящего Закона
Приложения к главе 6 235
Концептуальная схема функционирования региональной системы образования
для лиц с ограниченными возможностями здоровья
|
|
Ребенок |
|
|
|
|
|
– Ранняя помощь |
|||
Роддом; |
Выявление |
– |
Психолого-педагогическая |
||
поли- |
нарушений |
|
поддержка |
|
|
клиника |
развития |
|
дошкольного воспитания |
||
|
|
|
и развития |
|
|
|
|
– Подготовка |
|||
|
|
|
к школьному обучению |
||
|
|
– |
Психолого-педагогическое |
||
|
|
|
сопровождение |
||
|
|
|
школьного обучения |
||
|
|
– |
Психолого-педагогическая |
||
|
|
|
поддержка |
|
|
|
|
|
профессионального обучения |
||
|
|
|
и трудовой адаптации |
||
|
|
ПМС-центр |
|
|
|
|
|
(психолого- |
|
|
Рекомендации |
Образовательное |
педагогическое |
|
форме |
||
учреждение (ОУ) |
сопровождение) |
|
обучения |
||
____________ |
|
|
|
специальной |
|
дошкольное |
|
Направление |
|
||
|
на |
|
|
|
|
____________ |
|
|
|
||
педагогическое |
|
||||
|
|
|
|||
школьное |
|
сопровождение |
ПМПК |
||
|
|
|
|
||
____________ |
на обучение |
(на базе |
|||
|
|
|
|
|
ПМС-центра) |
профессионального |
Изменение |
|
|
|
|
обучения |
|
формы обучения |
Рекомендации |
||
|
|
|
|
«Мероприятиям |
|
|
|
|
|
психолого-педагоги- |
|
|
|
|
|
ческой реабилитации» |
|
Направление |
МСЭ |
|
и к «Мероприятиям |
||
на обучение |
|
|
профессиональной |
||
|
|
|
|
реабилитации» ИПР |
Проект целиком см. в правовых разделах
сайтов Центра лечебной педагогики osoboedetstvo.ru и ccp.org.ru.
236
Приложение 6.2. Примерное положение об организации деятельности службы ранней помощи
Правительство Москвы
Департамент образования города Москвы
Приказ от 5 декабря 2006 г. № 817
Об утверждении примерного положения об организации деятельности службы ранней помощи
Всоответствии с Постановлением Правительства Москвы от 14.02.2006
№104-ПП «О развитии системы дошкольного образования в городе Москве» и в целях создания условий для дошкольного воспитания детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения по состоянию здоровья или развития, приказываю:
1. Утвердить Примерное положение об организации деятельности Службы ранней помощи (приложение 1) и схему взаимодействия Службы ранней помощи (приложение 2).
2. Начальникам окружных управлений образования довести до сведения руководителей государственных образовательных учреждений Примерное положение (п. 1).
3. Московскому городскому психолого-педагогическому университету (В.В. Рубцов) организовать курсы повышения квалификации для специалистов Службы ранней помощи.
4. Государственному образовательному учреждению Центру информационных технологий и учебного оборудования (Е.И. Булин-Соколова) подготовить спецификацию по оснащению Службы ранней помощи.
5. Заместителю руководителя Департамента образования города Москвы Никоненко Е.В. предусмотреть в штатных расписаниях государственных образовательных учреждений, открывающих в своей структуре Службу ранней помощи, дополнительные штатные единицы в соответствии с Примерным положением (п. 1).
6. Контроль за выполнением приказа возложить на начальников окружных управлений образования и начальника управления дошкольного и общего образования Департамента образования города Москвы Н.С. Алексанину.
Руководитель Департамента Л.П. Кезина
Приложения к главе 6 237
Приложение 1 к Приказу Департамента образования города Москвы
от 5 декабря 2006 г. № 817
Примерное положение об организации деятельности Службы ранней помощи
I. Общие положения
1.1.Настоящее Примерное положение регламентирует деятельность Службы ранней помощи, создаваемой на основании Постановления Правительства Москвы от 14.02.2006 № 104-ПП «О развитии системы дошкольного образования в городе Москве».
1.2.Служба ранней помощи (далее – Служба) является структурным подразделением государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, детского сада компенсирующего (комбинированного) вида, начальной школы – детского сада компенсирующего вида, специальной (коррекционной) начальной школы – детского сада или иного образовательного учреждения, в котором созданы необходимые условия для ее деятельности (далее – Учреждение).
1.3.Служба создается для детей в возрасте от 2 месяцев до 4 лет с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающих образовательные учреждения. Деятельность Службы основана на межведомственном подходе, включающем методы и технологии медико-соци- альной и психолого-педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста с выявленными нарушениями развития (риском нарушения)
иих семьям, находящимся в кризисных ситуациях.
1.4.Обязательным условием организации деятельности Службы является введение дополнительных штатных единиц в штатное расписание Учреждения:
– руководитель структурного подразделения – 1 ст.;
– педагог-психолог – 1,5 ст.;
– учитель-дефектолог – 0,5 ст.;
– учитель-логопед – 0,5 ст.;
– социальный педагог – 0,5 ст.;
– педагог дополнительного образования – 0,5 ст.;
– медицинская сестра – 1,0 ст.
Данные штатные единицы определяются из расчета на 12 детей.
1.5.Целью деятельности Службы являются организованная психологопедагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающе-
238
го образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.
1.6. Основными задачами Службы являются:
–проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей;
–оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям
снарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогической поддержки их семьям;
–осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения);
–включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка;
–определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.
II. Организация деятельности Службы
2.1.Служба самостоятельно разрабатывает годовой план работы и расписание занятий, утверждаемые администрацией Учреждения.
2.2.Содержание работы определяется программами, которые могут
быть:
– типовыми (рекомендованными органами управления образованием, здравоохранением, социальной защитой и др.);
– адаптированными (переработанными специалистами Службы исходя из целей и задач по реабилитации конкретного ребенка);
– авторскими (разработанными специалистами Службы и утвержденными в установленном порядке).
2.3.Технологии и методы работы специалистов Службы определяются самостоятельно исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья ребенка.
2.4.В Службу принимаются дети по заявлению родителей (законных представителей) и на основании медицинского заключения (рекомендаций) о состоянии здоровья ребенка.
2.5.Между руководителем Учреждения и родителями ребенка (законными представителями) заключается договор сроком на 1 год с возможностью последующей пролонгации.
2.6.Основными видами работы с ребенком и его семьей являются индивидуальные и групповые занятия, консультации (включая домашние визиты), а также тренинги для родителей (законных представителей).
2.7.Занятия с детьми специалисты Службы проводят с обязательным участием родителей (законных представителей); возможно одновременное участие двух различных специалистов.
Приложения к главе 6 239
2.8.Максимальная нагрузка индивидуальных и групповых занятий с ребенком не должна превышать 3 часов в неделю.
2.9.Индивидуальная работа специалистов Службы составляет:
–с детьми – 1,5 часа и проводится не реже одного раза в неделю;
–с родителями (законными представителями) – 1,5 часа и проводится не реже одного раза в месяц.
2.10. Групповая работа специалистов Службы составляет:
–с детьми – 1,5 часа и проводится не реже одного раза в неделю;
–с родителями (законными представителями) – 2 часа и проводится не реже одного раза в неделю.
2.11. Наполняемость групп составляет:
–с нарушениями развития (риском нарушения) – 4 ребенка;
–с множественными нарушениями развития – 2 ребенка.
2.12.Результативность проводимой коррекционно-развивающей работы определяется диагностическим обследованием ребенка, по итогам которого:
– дети, достигшие положительных результатов, завершают занятия
вСлужбе и направляются на ПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута;
– дети, не достигшие положительных результатов, продолжают занятия в Службе и по достижении 4-летнего возраста направляются на ПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута.
2.13.Диагностическое обследование проводится специалистами Службы, по мере необходимости могут быть привлечены специалисты Учреждения.
2.14.Специалисты Службы имеют право на выезд домой к ребенку в
случаях:
– обследования семьи и ребенка в естественных условиях 2 раза в год (продолжительность посещения до 3 часов);
– наличия у ребенка множественных нарушений развития, не позволяющих регулярно посещать занятия в Службе, 1 раз в две недели (продолжительность посещения до 3 часов).
240