ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.05.2024

Просмотров: 390

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ния) Закон наделяет психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК). Формирование ПМПК из ведущих специалистов-практиков обеспечит повышение профессиональной компетентности членов комиссий.

10. Благодаря вводимому Законом механизму взаимодействия органов управления образованием с негосударственными образовательными организациями будет быстро и эффективно решена проблема недостаточности инфраструктуры в этой сфере и ликвидирован существующий острый дефицит таких услуг. Вводимый Законом механизм будет способствовать быстрому развитию рынка и росту качества предоставляемых услуг при максимально облегченном контроле за этой деятельностью.

V. Структура проекта регионального Закона

«Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Глава I. Общие положения Статья 1. Основные понятия

Глава II. Формы организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья

Статья 2. Формы получения образования и формы организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья

Статья 3. Интегрированное образование Статья 4. Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья в

специальных (коррекционных) образовательных учреждениях Статья 5. Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья

на дому и в условиях стационарного лечебного учреждения Статья 6. Порядок перевода и изменения формы обучения лиц с огра-

ниченными возможностями здоровья

Глава III. Организация специальной помощи

для лиц с ограниченными возможностями здоровья Статья 7. Специальная помощь

Статья 8. Учреждения для лиц, нуждающихся в психолого-педагоги- ческой и медико-социальной помощи (ПМС-центры)

Статья 9. Служба психолого-педагогического сопровождения Статья 10. Стандарты обучения лиц с ограниченными возможностями

здоровья

Статья 11. Научно-методическое обеспечение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья

Статья 12. Контроль за деятельностью в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья

234

Глава IV. Организация образования

лиц с ограниченными возможностями здоровья Статья 13. Психолого-медико-педагогические комиссии

Статья 14. Основные функции психолого-медико-педагогической комиссии

Статья 15. Порядок функционирования психолого-медико-педагоги- ческой комиссии, предусмотренный для обеспечения лицу с ограниченными возможностями здоровья специальных условий для получения образования

Статья 16. Особенности итоговой аттестации лиц с ограниченными возможностями здоровья

Глава V. Экономика образования

лиц с ограниченными возможностями здоровья Статья 17. Общие положения

Статья 18. Материально-техническая база образовательных учреждений и организаций, осуществляющих образование лиц с ограниченными возможностями здоровья

Статья 19. Прочие вопросы финансирования

Глава VI. Социальные гарантии реализации прав на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья Статья 20. Права лиц с ограниченными возможностями здоровья в об-

ласти образования Статья 21. Права и обязанности родителей (законных представителей)

Статья 22. Права педагогических работников, осуществляющих образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, социальные гарантии и льготы

Глава VII. Заключительные положения Статья 23. Переходные положения

Статья 24. Вступление в силу настоящего Закона

Приложения к главе 6 235


Концептуальная схема функционирования региональной системы образования

для лиц с ограниченными возможностями здоровья

 

 

Ребенок

 

 

 

 

 

– Ранняя помощь

Роддом;

Выявление

Психолого-педагогическая

поли-

нарушений

 

поддержка

 

клиника

развития

 

дошкольного воспитания

 

 

 

и развития

 

 

 

– Подготовка

 

 

 

к школьному обучению

 

 

Психолого-педагогическое

 

 

 

сопровождение

 

 

 

школьного обучения

 

 

Психолого-педагогическая

 

 

 

поддержка

 

 

 

 

профессионального обучения

 

 

 

и трудовой адаптации

 

 

ПМС-центр

 

 

 

 

(психолого-

 

 

Рекомендации

Образовательное

педагогическое

 

форме

учреждение (ОУ)

сопровождение)

 

обучения

____________

 

 

 

специальной

дошкольное

 

Направление

 

 

на

 

 

 

____________

 

 

 

педагогическое

 

 

 

 

школьное

 

сопровождение

ПМПК

 

 

 

 

____________

на обучение

(на базе

 

 

 

 

 

ПМС-центра)

профессионального

Изменение

 

 

 

обучения

 

формы обучения

Рекомендации

 

 

 

 

«Мероприятиям

 

 

 

 

психолого-педагоги-

 

 

 

 

ческой реабилитации»

Направление

МСЭ

 

и к «Мероприятиям

на обучение

 

 

профессиональной

 

 

 

 

реабилитации» ИПР

Проект целиком см. в правовых разделах

сайтов Центра лечебной педагогики osoboedetstvo.ru и ccp.org.ru.

236


Приложение 6.2. Примерное положение об организации деятельности службы ранней помощи

Правительство Москвы

Департамент образования города Москвы

Приказ от 5 декабря 2006 г. № 817

Об утверждении примерного положения об организации деятельности службы ранней помощи

Всоответствии с Постановлением Правительства Москвы от 14.02.2006

104-ПП «О развитии системы дошкольного образования в городе Москве» и в целях создания условий для дошкольного воспитания детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения по состоянию здоровья или развития, приказываю:

1. Утвердить Примерное положение об организации деятельности Службы ранней помощи (приложение 1) и схему взаимодействия Службы ранней помощи (приложение 2).

2. Начальникам окружных управлений образования довести до сведения руководителей государственных образовательных учреждений Примерное положение (п. 1).

3. Московскому городскому психолого-педагогическому университету (В.В. Рубцов) организовать курсы повышения квалификации для специалистов Службы ранней помощи.

4. Государственному образовательному учреждению Центру информационных технологий и учебного оборудования (Е.И. Булин-Соколова) подготовить спецификацию по оснащению Службы ранней помощи.

5. Заместителю руководителя Департамента образования города Москвы Никоненко Е.В. предусмотреть в штатных расписаниях государственных образовательных учреждений, открывающих в своей структуре Службу ранней помощи, дополнительные штатные единицы в соответствии с Примерным положением (п. 1).

6. Контроль за выполнением приказа возложить на начальников окружных управлений образования и начальника управления дошкольного и общего образования Департамента образования города Москвы Н.С. Алексанину.

Руководитель Департамента Л.П. Кезина

Приложения к главе 6 237

Приложение 1 к Приказу Департамента образования города Москвы

от 5 декабря 2006 г. № 817

Примерное положение об организации деятельности Службы ранней помощи

I. Общие положения

1.1.Настоящее Примерное положение регламентирует деятельность Службы ранней помощи, создаваемой на основании Постановления Правительства Москвы от 14.02.2006 № 104-ПП «О развитии системы дошкольного образования в городе Москве».

1.2.Служба ранней помощи (далее – Служба) является структурным подразделением государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, детского сада компенсирующего (комбинированного) вида, начальной школы – детского сада компенсирующего вида, специальной (коррекционной) начальной школы – детского сада или иного образовательного учреждения, в котором созданы необходимые условия для ее деятельности (далее – Учреждение).

1.3.Служба создается для детей в возрасте от 2 месяцев до 4 лет с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающих образовательные учреждения. Деятельность Службы основана на межведомственном подходе, включающем методы и технологии медико-соци- альной и психолого-педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста с выявленными нарушениями развития (риском нарушения)

иих семьям, находящимся в кризисных ситуациях.

1.4.Обязательным условием организации деятельности Службы является введение дополнительных штатных единиц в штатное расписание Учреждения:

– руководитель структурного подразделения – 1 ст.;

– педагог-психолог – 1,5 ст.;

– учитель-дефектолог – 0,5 ст.;

– учитель-логопед – 0,5 ст.;

– социальный педагог – 0,5 ст.;

– педагог дополнительного образования – 0,5 ст.;

– медицинская сестра – 1,0 ст.

Данные штатные единицы определяются из расчета на 12 детей.

1.5.Целью деятельности Службы являются организованная психологопедагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающе-

238


го образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.

1.6. Основными задачами Службы являются:

проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей;

оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям

снарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогической поддержки их семьям;

осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения);

включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка;

определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

II. Организация деятельности Службы

2.1.Служба самостоятельно разрабатывает годовой план работы и расписание занятий, утверждаемые администрацией Учреждения.

2.2.Содержание работы определяется программами, которые могут

быть:

– типовыми (рекомендованными органами управления образованием, здравоохранением, социальной защитой и др.);

– адаптированными (переработанными специалистами Службы исходя из целей и задач по реабилитации конкретного ребенка);

– авторскими (разработанными специалистами Службы и утвержденными в установленном порядке).

2.3.Технологии и методы работы специалистов Службы определяются самостоятельно исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья ребенка.

2.4.В Службу принимаются дети по заявлению родителей (законных представителей) и на основании медицинского заключения (рекомендаций) о состоянии здоровья ребенка.

2.5.Между руководителем Учреждения и родителями ребенка (законными представителями) заключается договор сроком на 1 год с возможностью последующей пролонгации.

2.6.Основными видами работы с ребенком и его семьей являются индивидуальные и групповые занятия, консультации (включая домашние визиты), а также тренинги для родителей (законных представителей).

2.7.Занятия с детьми специалисты Службы проводят с обязательным участием родителей (законных представителей); возможно одновременное участие двух различных специалистов.

Приложения к главе 6 239


2.8.Максимальная нагрузка индивидуальных и групповых занятий с ребенком не должна превышать 3 часов в неделю.

2.9.Индивидуальная работа специалистов Службы составляет:

с детьми – 1,5 часа и проводится не реже одного раза в неделю;

с родителями (законными представителями) – 1,5 часа и проводится не реже одного раза в месяц.

2.10. Групповая работа специалистов Службы составляет:

с детьми – 1,5 часа и проводится не реже одного раза в неделю;

с родителями (законными представителями) – 2 часа и проводится не реже одного раза в неделю.

2.11. Наполняемость групп составляет:

с нарушениями развития (риском нарушения) – 4 ребенка;

с множественными нарушениями развития – 2 ребенка.

2.12.Результативность проводимой коррекционно-развивающей работы определяется диагностическим обследованием ребенка, по итогам которого:

– дети, достигшие положительных результатов, завершают занятия

вСлужбе и направляются на ПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута;

– дети, не достигшие положительных результатов, продолжают занятия в Службе и по достижении 4-летнего возраста направляются на ПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута.

2.13.Диагностическое обследование проводится специалистами Службы, по мере необходимости могут быть привлечены специалисты Учреждения.

2.14.Специалисты Службы имеют право на выезд домой к ребенку в

случаях:

– обследования семьи и ребенка в естественных условиях 2 раза в год (продолжительность посещения до 3 часов);

– наличия у ребенка множественных нарушений развития, не позволяющих регулярно посещать занятия в Службе, 1 раз в две недели (продолжительность посещения до 3 часов).

240