Файл: Исследование проблемы этики в менеджменте и разработка этического кодекса организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные концепции этики бизнеса

Начать исследование следует с рассмотрения трех концепций этики бизнеса, которые являются наиболее известными с бизнес-среде.

  1. Теория утилитаризма. Теория утилитаризма была впервые систематизирована в сочинениях Джереми Бетмана, английского юриста, социолога, политолога и экономиста. Ключевым понятием в его теории утилитаризма является эффективность, т.е. решение поступить так, а не иначе оценивается с точки зрения его полезности. Решение этично, если оно полезно. Основной принцип утилитаризма — наибольшее счастье наибольшего числа людей [16, c. 109].

Хорошо то, что приносит больше удовольствия (пользы) и меньше страданий. Для осуществления этого принципа может быть использовано «гедонистическое исчисление», которое измеряет пользу и боль, основываясь на следующих переменных: интенсивность, продолжительность, определенность, степень удаленности, богатство и чистота. Человек, принимающий решение, должен изучить каждый вариант действий, все его отрицательные и положительные последствия и выбрать тот, который окажется наиболее полезным для максимального числа людей.

Данный подход имеет свои минусы. Например, как оценить в денежном эквиваленте стоимость человеческой жизни, здоровья? Как точно вычислить убыточность или прибыльность фундаментальных исследований?

  1. Деонтическая этика (или этика долга). Деонтическая этика тесно связана с обязанностями человека. В этой концепции человек может самостоятельно и равноправно выбирать цели. Более того, существует возможность оправдать и защитить свои действия. В этом подходе делается акцент на самом действии, которое должно быть честным и справедливым, а не на его последствии [6, c. 33].

Большой вклад в развитие данного подхода внес немецкий философ Иммануил Кант. Он писал, что, совершая действие, человек должен руководствоваться всеобщими, универсальными принципами. Человек должен действовать исходя из своих обязанностей, долга, а не из ожиданий поощрения. С точки зрения И. Канта, принципы существуют отдельно от общества, их набор постоянен и не изменяется от ситуации к ситуации. Например, Иммануил Кант считал, что нужно говорить правду в любом случае, даже если ложь может спасти человека.

Категорический императив является одним из основных понятий кантианской теории этики. Он гласит: «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». Также можно объяснить деонтологический подход как руководство «золотым правилом» — относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.


  1. Этика справедливости. Данный подход является наиболее узким из трех представленных в исследовании. В этике справедливости рассматриваются отношения бизнеса и общества в целом, не учитываются отношения между отдельными компаниями. Подход основан на идее о том, что человек — «животное общественное», он не может существовать вне общества. Здесь подчинение закону, который, в свою очередь, одинаков для всех, является моральным долгом [17, c. 155]. Существует несколько представлений о справедливости. Одним из самых распространенных в наше время считается подход Джона Ролза. Он заключается в следующем: у человека должна быть максимальная свобода, но она должна быть совместима с такой же свободой других людей; экономические и социальные неравенства допустимы только в том случае, если они выгодны всем.

С каждым годом в обществе мы все чаще слышим такие слова, как «этика», «этичность», «этичный». Неоспорим тот факт, что люди в обыденной жизни и в своей трудовой деятельности значительно чаще задумываются о том, как они поступают: хорошо или плохо, к каким последствиям может привести неэтичное поведение в жизни и в бизнесе.

Слово «этика» произошло от др.греч. «этос» (нравственность, обычай). Ранее этика была изолированным понятием в сферах общения, коммуницирования, поведения. В XX веке люди присоединили к нему еще одно понятие — «бизнес». Получилось нечто новое, что до настоящего времени не имеет единого значения. Часть предпринимателей считают, что этики бизнеса не существует вообще, что это своего рода навязывание им лишних проблем [15, c. 206].

После изучение статей в таких газетах, как «The Times», «The Guardian», «The NY Times», «Forbes», «Профиль», «Harvard Business Review» стало понятно, что бизнесэтика является далеко не последним вопросом для современных компаний. Они стараются привлечь специалистов для создания кодексов, сводов правил поведения в конфликтных ситуациях, нанимают аудиторов для выяснения слабых сторон компании, организовывают тренинги для персонала по вопросам корпоративной этики, участвуют в социальных проектах, сами инициируют их, инвестируют в образование и медицину [5, c. 561].

Крупные компании нуждаются в четкой внутренней организации. Корпоративная этика может этому помочь. В таких организациях создаются специальные комитеты, которые следят за исполнением этических кодексов, сотрудникам предоставляется возможность изучить эти документы и понять, как действовать в ситуациях этических дилемм. В компаниях, которые этично ведут бизнес, существует крепкий, слаженно работающий коллектив, уверенный в своих силах и идущий к общей цели.


Мировые практики использования корпоративной этики для разрешения конфликтов и регулирования поведения работников показывают, что бизнес должен руководствоваться принципами справедливости, честности, должен добросовестно исполнять свою работу.

Этика бизнеса — это обязательный атрибут международной компании, где работают люди разных национальностей и вероисповеданий. Во избежание любых неприятных конфликтных ситуаций, компании должны учитывать особенности каждого сотрудника и пропагандировать толерантность и терпимость. В зарубежной публицистике можно встреть такие заголовки: «Как руководителю избежать этического скандала?», «Как крупным компаниям не пошатнуть свою репутацию?». Это означает, что там вопросы этики крайне актуальны, этические понятия внедрены во все сферы жизни общества. Этичность в компании оценивается не только партнерами и инвесторами, но и рядовыми клиентами.

В качестве примера можно вспомнить крупный коррупционный скандал, связанный с компанией Siemens. Этот скандал признан беспрецедентным по своим масштабам. Выяснилось, что Siemens выплатила правительствам разных стран в общей сложности около 56 млн долларов ради получения государственных заказов. За это компания была оштрафована и выплатила 1,2 млрд долларов [11, c. 91].

С учетом горького опыта компания разработала антикоррупционную программу. Антикоррупционные меры, основанные на нормах бизнес этики, активно используются в компании Siemens, в настоящее время они по праву считаются одним из лучших примеров ведения бизнеса. Компания «ИКЕА» в 2010 г. смогла вовремя предотвратить коррупционный скандал и не допустить широкого освещения этого инцидента в прессе.

Приведенные выше примеры доказывают, что компании, основывающие свою работу на принципах честности, справедливости, этичности, в целом оказываются в выигрышном положении и реже теряют своих клиентов. В иностранной научной и публицистической литературе обращается внимание на множественное число слова «ethics». Авторы считают, что этическое решение не бывает единственным, их всегда несколько. В этом и заключается противоречивость бизнес этики. То, что этично для одних, может быть совершенно неприемлемо для других.

Можно сказать, что этика бизнеса — интересная область для изучения, однако в ней существует столько «если и но», что ориентированная на прибыль финансовая модель «покончи с этим» может стать бесполезной.

Анализируя состояние бизнес этики в России, можно отметить, что у нас доля малого бизнеса в ВВП приблизительно равна 20%, в то время как в странах Евросоюза эта цифра достигает 50% [18, c. 59]. С учетом этого факта и исходя из интервью с генеральным директором фирмы, относящейся к малому и среднему бизнесу, можно сказать, что такие компании не могут придерживаться корпоративной социальной ответственности и корпоративных этических кодексов, так как это сложно сделать экономически. Однако крупный бизнес, организации с государственным участием и привлекающие иностранные инвестиции, имеющие большой кадровый состав, оперирующие крупными денежными суммами, имеющие сложную внутреннюю структуру, нуждаются в стройных кодексах с четко изложенными принципами работы, обязательными к исполнению.


Такие компании, как «РЖД», «Газпром», Pepsico, «АльфаБанк», «METRO», Leroy Merlin и многие другие, имеют свои кодексы, из которых прописаны ценности организаций, принципы их работы, ситуации, при возникновении которых сотрудники должны обращаться либо к своим руководителям, либо в специальные структуры, контролирующие состояние этики в компании [1, c. 99]. Компании, имеющие международных партнеров, практически всегда придерживаются этического подхода в бизнесе в отличие от фирм, которые присутствуют только на внутреннем российском рынке.

Оценивая «состояние» этики бизнеса в отраслях, где работают опрошенные респонденты, можно сказать, что в первой отрасли — банковской сфере — большинство компаний имеет свои корпоративные кодексы, придерживается КСО. Это обусловлено тем, что они сотрудничают с иностранными организациями и работают с большим количеством клиентов. В данной сфере количество возможных конфликтов потенциально больше, чем во многих других.

Вторая отрасль — товары медицинского назначения. У компании, глава которой согласился поучаствовать в исследовании, довольно небольшой штат, нет своего этического кодекса. Однако респондент упомянул, что в его компании социальность оценивается не участием или организацией специальных проектов, а выплатой налогов, ведением «белой» бухгалтерии, регистрацией сотрудников согласно КЗОТ РФ. Следовательно, можно сказать, что в малом и среднем бизнесе социальная ответственность является экономической основой, правовой базой [19, c. 64].

Этика ведения бизнеса и кодексы КСО

Начиная с 1990-х годов, глобализация идет быстрыми темпами и сопровождается растущим числом политических дебатов о международных стандартах труда и производства. Некоторые примечательные примеры включают в себя: спорные решения в отношении дизайна продукта, которые идут на компромисс с качеством в попытке сократить расходы, отсутствие заботы о вреде для окружающей среды и ненадежные стандарты, которые могут повлиять на здоровье и безопасность сотрудников, клиентов и других заинтересованных сторон. Хотя некоторые причины, подобные этим, несомненно, усугубляют проблемы, факты свидетельствуют о том, что они в основном являются результатом отсутствия корпоративной культуры, которая открыто поддерживает и поощряет принятие этических решений.


Дискуссия о необходимости наличия наднациональных структур и регулирования трудовых стандартов и производственных отношений усиливалась с тех пор, как либерализация торговли и движения капитала начала разрушать традиционные национальные формы социального диалога и промышленного регулирования. Неэтичное поведение – это не просто индивидуальное решение, но также отражение институциональной культуры, в результате чего такое поведение может быть связано скорее с атрибутами самого бизнеса, чем с характеристиками отдельного сотрудника [42, с. 46].

Без учета конкретной классификации Корпоративная социальная ответственность (КСО) – это просто любая инициатива, касающаяся того, как менеджеры должны решать общественные вопросы и социальные вопросы, что, в свою очередь, повышает имидж организации среди ее заинтересованных сторон. Постепенно все больше и больше компаний осознают, что их будущая прибыльность и способность работать зависят от их способности понимать и нести ответственность за общественные и экологические последствия своего глобального присутствия.

Только последовательное проявление компаниями того, что их политика постоянно достигает желаемых социальных, экологических и этических результатов, будет побуждать заинтересованные стороны верить, что организация серьезно относится к КСО. Теперь возникает вопрос: на каком уровне компании могут быть уверены в реализации программ и политик в области КСО, и что можно сделать, чтобы обеспечить мотивацию организации и стремиться к достижению этой цели?

Проблема возникает, когда компания отвечает на это, неизбежно обращаясь к соглашению с соответствующими положениями о надлежащем управлении, к своему кодексу поведения, к своим процедурам обучения этике, к предоставлению процедур обратной связи и жалоб и к своим усилиям по их взаимному осуществлению. культурные контексты. Чтобы понять это, важно знать, что побуждает компании к принятию кодексов поведения в КСО [13, c. 66]. В литературе упоминаются четыре разные группы для принятия кодекса КСО: управление заинтересованными сторонами, взаимодействие с заинтересованными сторонами, конкурентное преимущество и снижение рисков и / или угроз, за исключением общих причин, таких как саморегулирование или общение.

Мотивы управления заинтересованными сторонами сосредоточены на применении кодексов в качестве метода для руководства поведением сотрудников и других заинтересованных сторон, поскольку оно связано с функционированием организации и групп заинтересованных сторон. Эта группа также включает в себя сторонние кодексы, написанные широким кругом групп заинтересованных сторон, таких как некоммерческие организации, правительство, бизнес-ассоциации, для того, чтобы направлять или влиять на эффективность бизнеса.