Файл: Исследование проблемы этики в менеджменте и разработка этического кодекса организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Распознать проблему -> собрать факты -> оценить альтернативный ответ на такую ​​проблему -> принять решение -> проверить ее -> внедрить.

Процесс принятия решений по всем этическим вопросам должен учитывать защиту работника, а также прав потребителей, обеспечивая при этом справедливые и неоспоримые деловые операции. При принятии этических решений необходимо также учитывать защиту общего блага, убеждений и ценностей всех сотрудников.

Общие стандарты общества формируют деловое поведение бизнеса в этом обществе. Это создает невидимое применение лучших практик в бизнес-сообществе. По этой причине сегодня очень важно учитывать этику и стандарты бизнеса при ведении бизнеса. Однако проблемы, с которыми может столкнуться бизнес при создании межкультурных, эффективных стандартов и корпоративных ценностей, вызывают серьезную обеспокоенность.

2.2. Этика в менеджменте в странах Европы

Рассмотрим основные этические дилеммы, с которыми сталкиваются британские организации [35, c. 114]:

      •  Коррупция, взяточничество и платежи за содействие;
      • Вопросы безопасности;
      • Воздействие на окружающую среду в результате функционирования бизнеса;
      • Проблемы информационной безопасности;
      • Вопросы прав человека;
      • Проблемы управления цепочками поставок.

Особенности этики бизнеса британских корпораций:

      • Увеличение инвестиций в этические программы;
      • Совет директоров несет полную ответственность за этические политики и программы;
      • Реализовать механизм, позволяющий сотрудникам поднимать этические вопросы с соблюдением конфиденциальности;
      • Мониторинг этического поведения на подъеме.
      •  Очень ограниченное количество компаний предлагают обучение этике в качестве обычной процедуры;
      • Взяточничество, платежи за содействие и коррупция – этические проблемы, с которыми сталкивается большинство корпораций.

Тема этического бизнеса и деловой этики широко обсуждается в Великобритании, Европе и во всем мире. Чтобы успешно реализовать этику бизнеса, бизнес должен опираться на свои сильные стороны, работать над своими слабостями, извлекать выгоду из своих сильных сторон и бороться со всеми угрозами, существующими в организации.

 Одной из самых высоких характеристик немецкой деловой этики является способность сохранять личную неприкосновенность и быть лояльными по отношению к своим партнерам. Удары в спину, ложь или коррупция плохо воспринимаются среднестатистическим немцем [28, c. 135].


Это не значит, что коррупции не существует. Но по сравнению с уровнями некоторых стран Южной Америки, она намного ниже.

Чтобы произвести впечатление на немецкого работодателя, крайне важно, показать ему, что он может вам доверять, показать свою уверенность и честность. Недостаток честности станет для него причиной для увольнения.

Клише верно, что немцы любят свою работу и что работа и упорный труд являются основными принципами уверенности в себе немецкого человека.

На немецких предприятиях принято продвигаться через определенное количество лет на определенную должность. Лучше оставаться с одним немецким работодателем дольше, чем пытаться подняться по лестнице на более высокую позицию в кратчайшие сроки. Работодателей привлекает высокий уровень навыков, лояльность, честность и трудолюбие на долгосрочной основе.

В Германии ценится специализация труда в определенной сфере. Это является следствием немецкого принципа деловой этики «безопасность на первом месте» [36, c. 80].

Немцы любят быть пунктуальными. Они ожидают пунктуальности от других людей, даже если они из других стран. Чтобы адаптироваться к деловой этике Германии, лучше всего воспринимать требования времени буквально. Если немецкий работодатель скажет «три дня», это будет означать «три раза по двадцать четыре часа».

Соответственно, от работника ожидают, что он будет чрезвычайно организованным, очень пунктуальным и в высшей степени надежным.

Германия – довольно богатая страна по сравнению с большинством азиатских стран. Существуют законы о социальном обеспечении; поэтому большинство немцев не «осознают» серьезности бедности, как например, в некоторых азиатских или африканских странах. Они интеллектуально знают об этом, но это не очень реально в их глазах.

С другой стороны, основной принцип деловой этики Германии должен быть экономичным во все времена. Некоторые зашли бы так далеко, чтобы сказать, что многие немцы скупы.

Несмотря на то, что человек может хорошо работать, выполняя свои обязанности для немецкого работодателя, понадобятся некоторые навыки ведения переговоров, чтобы гарантировать себе хороший оклад. Это в некотором смысле суммирует все основные принципы немецкой деловой этики.

В немецкой деловой этике также присутствуют и негативные моменты:

- Страх неизвестного. Есть баварская поговорка: «Что мы не знаем, мы не будем есть» (Оригинал: «Wos mia ned kenna , des iss ' mared ») [21, c. 50].

Это высказывание является хорошей метафорой для основного принципа немецкой деловой этики. Большинству людей из Германии нравится вести дела и общаться с людьми, которые знают немецкую культуру. Есть, конечно, много исключений. Но если мы говорим о подавляющем большинстве, пожилых людях или людях с более низким уровнем образования, это утверждение в значительной степени охватывает его.


- «Мэйк Мейкерс». Многие работающие мужчины зарабатывают больше денег, чем работающие женщины. Фактически существуют законы, пытающиеся убедить корпорации нанимать определенный процентиль женщин на работу и на руководящие должности. Статистика все еще показывает, что традиционно мужчина зарабатывает больше, чем женщина.

Тем не менее, согласно немецкой деловой этике, на работающих женщин не смотрят свысока. Многие немцы, естественно, проецируют эту точку зрения на зарубежные страны и не могут понять, как в бедных странах женщины могут иметь более низкий уровень образования или возможности трудоустройства.

В целом, немецкий работодатель обращается с сотрудниками-женщинами так же, как он общается с сотрудниками-мужчинами.

- Низкое чувство предпринимательства. В Германии традиционно чувство предпринимательства и риска гораздо ниже, чем в США. Существуют также гораздо более высокие барьеры для запуска предприятия. Риск не является одной из сильных сторон традиционного человека, придерживающегося немецкой деловой этики [37, c. 94].

- Повиновение своему боссу. Общепризнанным фактом является то, что большинству работников нравится следовать четким указаниям своего начальства. Структура мышления среднего немецкого рабочего и работодателя очень иерархична и организована.

- Любовь к безопасности.  Личная безопасность и охрана труда являются одними из важнейших основ немецкой деловой этики и общей этики. Немецкий город Мюнхен чрезвычайно безопасен. Девушка могла бы пойти на вечеринки и вернуться домой одна по темным ночным улицам без каких-либо значительных рисков [31, c. 75].

Применяя это к бизнесу:

  • Люди в первую очередь ищут безопасную работу, даже если они только начинают;
  • Рабочие пытаются обеспечить себе пенсию с самого раннего возраста.

- Относительно низкое международное мышление. Большинство немцев знают английский со школы. Тем не менее, средний немец не очень интернациональный. По-прежнему существует множество предубеждений против иностранцев, особенно в регионах и у лиц с более низким уровнем образования.

Немцы любят путешествовать и их можно увидеть во многих частях света. Но существует такой стереотип немецкого туриста, который традиционно посещает лишь те немногие места, где он может встретиться со многими другими немецкими людьми. И там можно пить немецкое пиво [38, c. 102]. 

Деловая культура Швеции может сильно отличаться от деловых обычаев других стран. Рассмотрим основные особенности деловой этики данной страны:


- Непринужденная атмосфера. В Швеции коллеги обращаются друг к другу случайным образом. От классной комнаты до зала заседаний такие названия, как «миссис» или «доктор», остались в прошлом. Студенты и преподаватели, пациенты и врачи, работники и работодатели – все это по имени.

Рабочая одежда часто консервативная, но повседневная. Сотрудники могут носить сандалии или спортивную обувь в офисе, переходя на более прочную уличную обувь, когда они возвращаются домой.

- Лагом как обычно. Шведское слово «лагом» - это не просто слово. Это концепция, которую нелегко перевести на другой язык. По сути, «лагом» означает «просто правильный» или «адекватный» и может использоваться практически для всего [27, c. 37].

Понятие или менталитет «лагом» существует и в шведском бизнесе. Сотрудники и многие работодатели часто сосредоточены на том, чтобы делать именно то, что нужно, и делать это хорошо, а не делать ненужные вещи. Иностранцам иногда сложно понять эту концепцию.

- Более короткая цепочка управления. Шведские компании, как правило, менее иерархичны, чем компании во многих других странах, когда речь идет о внутренней организации. Это означает, что управляющий директор фирмы более открыт для своих сотрудников, что стирает некоторые из цепочек управления, которые существуют в других странах. Как правило, сотрудники могут направлять свои комментарии, вопросы или проблемы непосредственно начальнику.

Большинство шведских рабочих принадлежит к одной из нескольких трудовых союзов. Из-за сильного профсоюзного присутствия в Швеции сотрудники имеют отличные условия труда по сравнению со многими другими странами. Равенство на рабочем месте и безопасность работы имеют первостепенное значение, поэтому профсоюзы прилагают все усилия, чтобы гарантировать, что сотрудники чувствуют себя в безопасности и не подвергаются опасности на работе.

Шведские работники, как правило, в значительной степени полагаются на компромисс и консенсус, когда речь идет о принятии решений и достижении решений. Обычно считается, что гораздо лучше, если политика и идеи обсуждаются открыто и на всех уровнях, прежде чем будет сделан какой-либо вывод [39, c. 46].

В стереотипном отношении шведы не считают необходимым выделяться из толпы или быть тем человеком, который делает выбор для всей компании. Хотя это обеспечивает ощущение комфорта сотрудников во всей организации, это может означать, что для принятия решений требуется некоторое время.

- Священный перерыв. Одно слово, которое должен знать каждый человек, прежде чем работать в шведской компании или вести бизнес, – это слово «fika». «Фика» - это перерыв в работе, целью которого является пить кофе и общаться. Перерывы на «Fika» в Швеции священны, и обычно их бывает два или три в день, поэтому не следует удивляться, если коллеги или деловые партнеры вдруг окажутся недоступны, так как они делают небольшой перерыв на кофеин.


Пунктуальность очень важна для шведов, особенно когда дело касается бизнеса. Весьма распространено, что шведские служащие прибывают вовремя и уходят вовремя – и делают «фика» в установленное время. Многие шведы высоко ценят свою частную жизнь и поэтому работают сверхурочно только тогда, когда это абсолютно неизбежно.

Согласно шведской деловой этике, следует [33, c. 32]:

  • Знать язык. Несмотря на то, что в шведском бизнесе обычно говорят по-английски, неплохо выучить как можно больше шведского языка, прежде чем начать сотрудничество.
  • Знать шведские налоговые законы. Особенно, если вы начинаете бизнес в Швеции, проведение налоговых исследований и оформление документов является ключом к успеху.
  • Приходить вовремя, придерживаться своей повестки дня и заканчивать вовремя.
  • Планировать заранее. Следует убедиться, что вы даете людям время на подготовку к встрече.
  • Прилагать усилия. Следует быть готовым и убедиться, что вы знаете и понимаете бюрократизм, который вам придется преодолеть, чтобы преуспеть как компания или как работник.

Чего не следует делать [40, c. 88]:

  • Использовать силу. Установление отношений с компанией требует времени. Шведы не так восприимчивы к новым мыслям / планам, если чувствуют, что их навязывают.
  • Хвастаться. Как правило, шведы скромны и избегают приукрашивания своих достижений.
  • Проявлять неуважение. Это может показаться очевидным, но это важно: понимание шведской культуры и бизнес этики будет означать, что вы уважаете своих коллег или деловых партнеров.

2.3. Разработка кодекса КСО и этика в менеджменте российских компаний (на примере туристической отрасли)

Вопросами разработки и продвижения норм КСО в РФ в основном занимаются негосударственные учреждения, такие как профсоюзы, общество защиты прав потребителей, ассоциации, союзы, альянсы и другие объединения предприятий. В сфере туризма в РФ соблюдение норм КСО инициируют: Ассоциация туроператоров, Ассоциация бизнес-туризма, Федерация рестораторов и отельеров, Ассоциация перевозчиков пассажиров и др.

В настоящее время на большинстве предприятий, в частности, туристических, нормы КСО в виде единого документа отсутствуют. Наличие Кодека корпоративной социальной ответственности как самостоятельного документа предприятия характерно для зарубежных компаний, в то время как отечественные предприятия только начинают понимать необходимость внедрения бизнеса с учетом норм КСО [14, c. 145].