Файл: Исследование проблемы этики в менеджменте и разработка этического кодекса организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В качестве локальных нормативных актов кодексы КСО разработаны и внедрены некоторыми крупными промышленными предприятиями, такими как ОАО «Нижнекамск-нефтехим», ОАО «РЖД», ОАО «Газпром», ОАО «Лукойл» и др. Эти кодексы разработаны по инициативе предприятий на добровольной основе, принимая во внимание преимущества от имплементации норм КСО в их деятельность.

Учитывая специфику деятельности туристических предприятий, глобализацию мировой экономики и наличие международных стандартов, в рамках которых туристические предприятия должны осуществлять свою деятельность, кодекс КСО для предприятий туристического бизнеса должен стать одним из обязательных локальных документов [20, c. 65].

В основу кодекса КСО туристической компании могут быть положены нормы социальной ответственности «Социальной хартии российского бизнеса», разработанной Российским союзом промышленников и предпринимателей, Меморандума «О принципах корпоративной социальной ответственности» (утвержденного Ассоциацией менеджеров России), международных стандартов в области КСО: SA8000 «Социальная ответственность», ISO 9000 «Система менеджмента качества», ISO 14000 «Система экологического менеджмента», OHSAS 18000 «Система управления охраной здоровья и безопасностью персонала», AA1000SES «Стандарт взаимодействия с заинтересованными сторонами», GRI «Руководство по отчётности в области устойчивого развития», ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности» и др.

Следует отметить, что создаваемый предприятием кодекс корпоративной социальной ответственности может устанавливать более высокие стандарты корпоративного управления, декларировать дополнительные обязательства компании по защите прав потребителей, сохранению окружающей среды и др. Немаловажна регламентация социально ответственного поведения сотрудников туристических предприятий в сложных этических ситуациях, которая может проявляться во введении табу на те или иные действия, независимо от их экономической привлекательности, если они идут в разрез с принятыми корпоративными нормами и принципами.

Компания, принимая кодекс КСО, декларирует оказание содействия социально-экономическому развитию регионов присутствия, не подменяя при этом функции государственных органов. Также в кодексе КСО может быть представлена программа по интеграции компании в международное бизнес-сообщество [12, c. 3].

В случае внедрения такого кодекса туристические компании могут получить ряд преимуществ для бизнеса, среди которых: минимизация текучести кадров вследствие развития персонала; улучшение имиджа компании и репутации; дополнительная реклама услуг; освещение деятельности компании в СМИ; создание дополнительных возможностей для привлечения инвестиционного капитала; возможность получения налоговых льгот и т.д.


Соблюдение норм КСО для туристических компаний не всегда выгодно, так как их интересы вступают в противоречие с интересами компонентов внешней и внутренней среды: получение прибыли – с затратами на спонсорство и благотворительность; потребление природных ресурсов – с затратами на их сохранение; сохранение коммерческой тайны предприятия – с обеспечением прозрачности деятельности; повышение эффективности маркетинга фирмы – с предоставлением достоверной информации об услуге и т.д. Поэтому нормы КСО предприятия должны быть сбалансированы, обеспечивая сохранение интересов государства, общества и туристических компаний.

Таким образом, повысить доверие общества к туристическим компаниям можно за счет прозрачности, открытости и четкого выполнения всех требований государственных нормативно-правовых актов. Однако не все вопросы социальной ответственности можно учесть в данных актах. Для более гармоничного учета интересов всех групп стейкхолдеров необходимы внутрифирменные нормы КСО, позволяющие осуществлять саморегулирование деятельности туристических компаний на основе кодекса корпоративной социальной ответственности. Наличие у компании такого документа должно стать стандартом ведения туристического бизнеса [32, c. 55].

Корпорации, похоже, не сильно различают кодексы, которые в большей степени синхронизированы с общим корпоративным управлением или охватывают вопросы, или которые более сфокусированы на КСО. Основная проблема заключается в том, что корпорации внедряют все типы кодексов и имеют тенденцию представлять их аналогичным образом.

Эта проблема вызывает серьезную обеспокоенность, поскольку показывает, что корпорации используют эти кодексы аналогичным образом, чтобы указать свое обязательство в отношении КСО, и, следовательно, ожидается, что они продемонстрируют некоторый тип отношений между бизнесом и обществом – различные типы кодексов обрабатываются одинаково, и не предоставляется никакой информации о существующих типах кодексов, а также не дается никакого объяснения по конкретному типу выбранного кода.

Таким образом, как внутренние, так и внешние кодексы, используют корпорации для намека на свою ответственность перед рядом проблем, которые, как считается, имеют отношение к взаимодействию бизнес-сообщества. Тем не менее, до тех пор, пока хорошие этические планы не будут рассмотрены и осуществлены при сильном «руководстве» со стороны руководства, ни одна организация не будет успешной в выполнении своих этических обязательств и установления внутреннего и внешнего доверия к бизнесу.


В целом, европейский подход к деловой этике уделяет больше внимания экономике и социальным структурам и меньше внимания деятельности корпораций, чем подход США.

По словам лауреата Нобелевской премии 1998 года по экономическим наукам Амартья Сена, между экономикой и этической теорией существует важная связь. Таким образом, деловая этика является формой прикладной этики, которая касается делового мира [41, c. 66].

Можно (по крайней мере, с моральной точки зрения) согласиться с тем, что деловая этика должна учитывать три различных уровня: микро- (или индивидуальный), мезо- (или организационный уровень) и макро- (или системное представление).

В Европе предпочтительными являются проблемы, связанные с макроуровнем, и этические пробелы включены только с помощью косвенного анализа. Затем этические и корпоративные или бизнес-этические действия сталкиваются с пробелами, особенно с учетом законности. В других странах, таких как страны Северной Америки, ключевым является микро-личностный подход. Следовательно, с этой точки зрения прямой подход проще, и варианты решения проблем деловой этики происходят снизу-вверх.

Возвращаясь к Европе, европейцы делают упор на макроэкономике. В своем обосновании они принимают во внимание некоторые проблемы, возникающие на микроуровне, особенно с психологической, а не с философской точек зрения. В последнее время мезоанализ стал очень важным в Европе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Деловая этика получила огромное влияние, учитывая тот факт, что в новом столетии растет понимание в обществе необходимости этических и морально ответственных методов ведения бизнеса. Различные случаи отмывания денег и инсайдерской торговли вынуждали правительства навязывать законы таким корпорациям, чтобы они применяли этические нормы.

В настоящее время глобальные организации, как государственные, так и частные, переключили свое внимание на этические проблемы, главным образом в сфере коррупции. Кроме того, повышение осведомленности в области отношений с заинтересованными сторонами способствует здоровой деловой практики. Организации уже осознали последствия решений, которые находятся вне их контроля, и может повредить их репутации. Сегодня этические проблемы приобретают все большее значение во всем мире. Многонациональные компании сейчас стараются изо всех сил избегать моральных конфликтов любой ценой.

Есть много предприятий, которые не видят смысла в установлении этического кодекса поведения в своих организациях.


Еще одна проблема, вызывающая обеспокоенность, заключается в том, что малый и средний бизнес не уделяет должного внимания этическим вопросам. Хотя такие компании ведут себя одинаково и сталкиваются с идентичными проблемами, этическому функционированию этих организаций уделяется мало внимания, несмотря на то, что они обеспечивают большинство рабочих мест в любой экономике.

Опять же, большинство компаний включают в свои заявления и отчеты о миссиях такие ценности, как доверие, справедливость и честность. Тем не менее, эти кодексы не являются общепринятыми, и видно, что бизнес-лидеры и высшее руководство намеренно избегают дискуссий и конфронтаций по таким вопросам на практике, поэтому они рассматриваются как ложные без какой-либо сущности.

Более широкое образование и доступность бесплатной информации создали огромную осведомленность среди потребителей. Акционеры и правительство требуют прозрачности и подотчетности в функционировании бизнеса. Ожидается, что из-за различных громких неэтичных инцидентов, обнаруженных по всему миру, общество в целом увеличит свой спрос на прозрачность. Возможности такой деловой этики заключаются в готовности бизнеса принять социально ответственные программы, которые могут поддерживать респектабельные отношения со своими акционерами и потребителями.

Основной угрозой для любого бизнеса является отсутствие интеграции в этическую корпоративную политику. Помимо нескольких корпораций, большинство предприятий предпринимает неадекватные усилия, чтобы донести до сотрудников информацию о дилеммах бизнеса и о том, как они могут внести свой вклад посредством моральных инициатив. Бизнес должен предлагать своим сотрудникам сеансы и рекомендации, чтобы помочь им понять разницу между неправильным и правильным деловым поведением.

Общий недостаток этического обучения в бизнесе является причиной низких моральных стандартов в бизнесе. Отсутствие эффективных инструкторов и квалифицированных инструкторов создает угрозу для долгосрочной устойчивости этических методов ведения бизнеса. Бизнес может включать элементы этики в вводные занятия и во все новые программы обучения сотрудников для решения таких вопросов.

Определив значение понятий: корпорация, корпоративная этика и корпоративная отчетность, можно сделать следующие выводы. Важность или относительный вес каждого из параметров, для общей репутации и эффективности компании, в значительной степени зависит от: компании, ее бизнеса, сфер влияния.


Все аспекты репутации влияют на поведение каждой группы заинтересованных сторон по отношению к компании, что приводит либо к улучшению, либо к ухудшению инвестиционного намерения. Все эти факторы означают, что корпоративная отчетность и корпоративная этика прочно вошли в число ключевых инструментов взаимодействия с заинтересованными сторонами, и являются важной частью создания бизнес-модели и деловой репутации.

Современный этап развития российской экономики требует от бизнес-структур учета ряда факторов, выходящих далеко за рамки классической экономической теории. Сегодня эффективный менеджмент предполагает тесное взаимодействие компании со всеми заинтересованными сторонами, создание конструктивного диалога между ними, поиск взаимовыгодных решений и их эффективную реализацию. Представляется очевидным, что в таких условиях одним из важнейших институтов развитой рыночной экономики становится корпоративная социальная ответственность (КСО).

Зарубежный опыт в продвижении принципов корпоративной социальной ответственности в России играет решающую роль. Наилучшая практика наших зарубежных соседей должна браться за основу, несмотря на имеющиеся различия в законодательстве и методах ведения бизнеса в целом. В любом случае, российским компаниям не следует отказываться от использования в своей деятельности готовых международных принципов и стандартов КСО.

Важно, чтобы организации четко указали свой кодекс этики и организационные ценности. Руководство должно убедить сотрудников в том, что содержание в их этической структуре и организационных ценностях – это не случайные бессмысленные слова. Сотрудники должны знать, что кодекс и значения важны для повседневной работы и отношений во всей организации.

Когда компании работают экономически, социально и экологически ответственно и делают это прозрачно, это помогает им добиться успеха. Управление и смягчение социальных и экологических факторов риска становятся все более важными для успеха бизнеса за рубежом, поскольку затраты компаний на потерю этой социальной лицензии, как с точки зрения цены акций, так и прибыли, могут быть значительными.

В результате исследования было установлено, что деятельность туристических компаний должна осуществляться в рамках концепции КСО. В настоящее время отсутствует единый документ, регулирующий социальную ответственность туристических компаний, но существует ряд законодательных и локальных актов, в которых отражены отдельные нормы КСО.