ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.05.2024
Просмотров: 957
Скачиваний: 2
происходящем тепловом обменном процессе. Как в точности протекает этот теплообмен, наука до сих пор не знает, но до подлинно известно следующее:
(а) место, где происходит процесс охлаждения мозга, — это так называемая кавернозная полость, или область синуса, при чем конфигурация вен окружает артерию внутри этой полости мозга еще перед тем, как артерия в него входит;
(б) температура крови до прохождения через такой «тепло обменник» примерно на три градуса выше, чем после выхода из него. Охлаждающая функция области синуса подтверждена не только в ходе многолетних и многочисленных опытов над животными, но и в процессе операций, выполненных на че ловеческом мозге;
(в) артериальная кровь отдает, таким образом, часть свое го тепла; кроме того, охлаждение мозга осуществляется в про цессе постоянно протекающего процесса испарения;
(г) охлаждающее действие области синуса оказывает замет ное воздействие на субъективные ощущения человека. Так, субъективное ощущение, выражаемое словами Я хорошо (пло хо) себя чувствую, с физиологической точки зрения является результатом нейрохимической активности мозга. В свою оче редь, нейрохимическая активность, связанная с эмоциями, чрезвычайно остро реагирует на температуру мозга.
Остановимся более подробно на последнем положении, особенно для нас важном. Например, все мы знаем, что че ловек отвратительно себя чувствует, если у него в течение до вольно длительного времени заложен нос. Но почему — ведь, казалось бы, можно дышать ртом и кожей? Замечательный американский психолог и физиолог Р. Зайонц предположил, что носовое дыхание не только играет роль простого провод ника воздуха, но и охлаждает мозг! В случае заложенного носа носовое дыхание (а тем самым и охлаждение мозга с его помо щью) затруднено. Между тем постоянная активность мозга приводит к выделению большого количества теплоты и повы шению температуры, вследствие чего мозг нуждается в посто янном охлаждении, и отсутствие такового всегда ощущается человеком как дискомфорт, ср. положительно оцениваемое свойство хладнокровный или высказывание Голова должна быть холодной. Напротив, охлаждение мозга обычно воспринимается человеком как нечто приятное и комфортное.
Оригинальные эксперименты Р. Зайонца и других ученых показали, что такие речевые, чисто произносительные дей ствия, как, например, весьма продолжительное чтение вслух положительно окрашенных эмоциональных слов типа англий
ского cheese «хорошее дело, вещь» или fine «прекрасно, отлич но», приводят к снижению температуры мозга и этим оказы вают на самого читающего положительное воздействие. В то же время длительное произнесение вслух негативно окрашен ных слов типа немецкого Unglück «несчастье» или русского тьфу,
атакже связанные с этими словами «искривления лица» ведут
кповышению температуры мозга и, как следствие, к физически и психологически неприятным ощущениям.
Этот результат был подтвержден серией оригинальных эк спериментов. В одном из них испытуемые — немецкие учащи
еся — читали в аудитории вслух рассказы. Эти рассказы содер жали очень большое количество умлаутов, предполагающих выражение лица, несовместимое с улыбкой. Температура тела у ребят при чтении вслух таких рассказов повышалась, и их субъективные ощущения были крайне неприятными. В другом классе немецким школьникам читались рассказы без умлаутов или почти без них, и температура и общее состояние ребят были вполне нормальными.
В еще одном эксперименте людям, которым ко лбу при крепили специальные датчики, предложили, глубоко втягивая воздух в нос, нюхать будто бы совершенно разные запахи и всякий раз говорить, приятны они им или нет. На самом же деле воздух каждый раз слегка подогревался или охлаждался. В результате при подаче более прохладного воздуха темпера тура лба согласно показаниям датчиков уменьшилась, что вы звало у испытуемых приятные ощущения, а при подаче тепло го воздуха температура лба у них увеличивалась и ощущения были не из приятных.
Как видно из первого типа экспериментов, улыбка, как и, например, сморкание или чиханье, способствует регуляторному процессу и сообщает нам информацию о внутреннем состоянии улыбающегося. Улыбка, сморкание и чиханье — все это дей ствия, которые осуществляются людьми разных национально стей и культур, однако сморкание и чиханье, в отличие от обычной улыбки, — это физиологические движения, а не жесты.
Основной критерии отделения жестов от физиологических, чисто утилитарных движений человеческого тела, жестами не являющихся, — это знаковый характер жеста.
Жест, как и всякий знак, имеет означающее, означаемое, синтактику и прагматику, причем связь между означающим и означаемым носит в большинстве случаев конвенциональный характер. Поэтому движениями, а не жестами являются, на пример, вращение головой из стороны в сторону, когда нати рает шею тугой воротничок, смена положения ног в случае,
когда они затекли от долгого сидения нога на ногу, почесыва ние, когда чешется, моргание — не сознательно совершаемое подмигивание, а именно моргание глазами (например, в слу чае сильного ветра, солнца или попадания в глаз соринки), движения человека, отгоняющего от себя комаров, гримасы боли, смахивание крошек со стола, различные подергивания, вызванные непроизвольным сокращением мышц, горизонталь ное положение тела спящего и тысячи других. Жесты служат для выражения некоторого, обычно конвенционального, смыс ла, подлежащего лексикографированию.
А чиханье, например, или сморкание, вообще говоря, в норме не имеют знаковой, или семиотической, функции. Ведь человек чихает не для того, чтобы выразить или передать ка кой-то смысл; например, он делает это заведомо не с целью информировать собеседника о непорядках в его системе дыха ния. И хотя каждая телесная деятельность человека может чтото говорить наблюдателю о ее субъекте или ситуации в целом, это еще не означает, что ее следует считать знаковой. Как го ворил О. Уайльд, «It is not wise to find symbols in everything that one sees» («Неумно поступает тот, кто ищет знаки во всем, что видит»).
Но есть ли что-нибудь общее между такими жестами, как улыбка (строго говоря, улыбка — это не жест, а имя класса жестов; см. об этом подробно в работе Крейдлин, Чувилина 20016), почесывать голову, потирать руки, поглаживать подбо родок или бороду, с одной стороны, и такими движениями, как жевать жевательную резинку или кусать ногти, обгрызать спички, карандаши или ручки, переворачивать подушку и чи хать, — с другой? Ответ на этот вопрос Р. Зайонца, который мы поставили еще во Введении, сегодня, после открытий И. Вэйнбаума и Р. Зайонца, кажется простым и естественным: все эти жесты и движения охлаждают мозг, более энергично подводя охлажденную кровь к кавернозной полости (к синусу) и уводя оттуда кровь, более теплую. Как несколько шутливо и с долей иронии однажды заметил Р. Зайонц, поцелуй приятен, возможно, не потому, что, как считал 3. Фрейд, рот являет ся ярко выраженной эрогенной зоной, а потому, что вынуж дает человека дышать носом, охлаждая его мозг.
Будучи жестом, поцелуи в губы похож на многие нежесто вые физиологические действия, в частности на паралингвистические сигналы крика или плача, тем, что оказывает не посредственное воздействие на ток крови, изменяющий тем пературу мозга. Аналогично, сосание маленькими детьми паль ца — это физиологическое действие, которому ребенка никто
специально не учит и которое считается «вредной привычкой», потому что от нее впоследствии бывает трудно избавиться. В действительности, однако, сосание пальца является абсолют но естественным физиологическим движением, поскольку при нем осуществляется глубокое носовое дыхание, охлаждающее мозг. Детский мозг дает телу чуть ли не 80% всего тепла, и выходит, что у ребенка имеется не одна, как считалось ранее, а по меньшей мере две, с физиологической точки зрения рав но серьезные, причины для сосания пальцев. Во-первых (и это есть та самая известная единственная причина), сосание паль ца является сохранившимся с младенческих лет рефлексом, который возник при всасывании молока из материнской гру ди. Этот рефлекс, как утверждает современная физиология, безусловный и является следствием естественных физических напряжений. Во-вторых, сосание приводит к охлаждению мозга, а это, как мы уже знаем, путь к удовольствию и на слаждению.
15.2. Языковая концептуализация физиологических процессов
Посмотрим теперь более подробно, как происходит языко вая концептуализация части описанных выше физиологических процессов в русском языке.
В русском языке есть много слов и фразеологических еди ниц, обозначающих состояния и действия высокой интенсив ности. Важный аспект русской языковой концептуализации психологических состояний, в том числе эмоциональных, — это их отношение к идее температуры, см. такие слова, как кипя титься, кипяток, с горячей головой, горячиться, горячая кровь, бурлить, пылать, вспыльчивый, вспылить, вспыхнуть, воспламенеть, гореть, с одной стороны, и хладнокровный, остыть, охладись/, охладеть, прохладиться, с другой. Ср. также анг лийские сочетания boiling mad, hothead, cool as a cucumber «хлад нокровный, невозмутимый» или выражение cooling down, име ющее в большом словаре Вебстера стилистическую словарную помету «спорт.» и означающее «приведение организма в нор мальное (NB) состояние после соревнования или тренировки».
Оценки эмоционального поведения и состояния людей, стоящие за словами одной температурной шкалы, тоже быва ют разные. За «крайними точками шкалы» — словами и мета форическими выражениями, относящимися к этой сфере, сто ят отрицательные оценки: не следует горячиться, плохо быть и