ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.05.2024

Просмотров: 957

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

происходящем тепловом обменном процессе. Как в точности протекает этот теплообмен, наука до сих пор не знает, но до­ подлинно известно следующее:

(а) место, где происходит процесс охлаждения мозга, — это так называемая кавернозная полость, или область синуса, при­ чем конфигурация вен окружает артерию внутри этой полости мозга еще перед тем, как артерия в него входит;

(б) температура крови до прохождения через такой «тепло­ обменник» примерно на три градуса выше, чем после выхода из него. Охлаждающая функция области синуса подтверждена не только в ходе многолетних и многочисленных опытов над животными, но и в процессе операций, выполненных на че­ ловеческом мозге;

(в) артериальная кровь отдает, таким образом, часть свое­ го тепла; кроме того, охлаждение мозга осуществляется в про­ цессе постоянно протекающего процесса испарения;

(г) охлаждающее действие области синуса оказывает замет­ ное воздействие на субъективные ощущения человека. Так, субъективное ощущение, выражаемое словами Я хорошо (пло­ хо) себя чувствую, с физиологической точки зрения является результатом нейрохимической активности мозга. В свою оче­ редь, нейрохимическая активность, связанная с эмоциями, чрезвычайно остро реагирует на температуру мозга.

Остановимся более подробно на последнем положении, особенно для нас важном. Например, все мы знаем, что че­ ловек отвратительно себя чувствует, если у него в течение до­ вольно длительного времени заложен нос. Но почему — ведь, казалось бы, можно дышать ртом и кожей? Замечательный американский психолог и физиолог Р. Зайонц предположил, что носовое дыхание не только играет роль простого провод­ ника воздуха, но и охлаждает мозг! В случае заложенного носа носовое дыхание (а тем самым и охлаждение мозга с его помо­ щью) затруднено. Между тем постоянная активность мозга приводит к выделению большого количества теплоты и повы­ шению температуры, вследствие чего мозг нуждается в посто­ янном охлаждении, и отсутствие такового всегда ощущается человеком как дискомфорт, ср. положительно оцениваемое свойство хладнокровный или высказывание Голова должна быть холодной. Напротив, охлаждение мозга обычно воспринимается человеком как нечто приятное и комфортное.

Оригинальные эксперименты Р. Зайонца и других ученых показали, что такие речевые, чисто произносительные дей­ ствия, как, например, весьма продолжительное чтение вслух положительно окрашенных эмоциональных слов типа англий­


ского cheese «хорошее дело, вещь» или fine «прекрасно, отлич­ но», приводят к снижению температуры мозга и этим оказы­ вают на самого читающего положительное воздействие. В то же время длительное произнесение вслух негативно окрашен­ ных слов типа немецкого Unglück «несчастье» или русского тьфу,

атакже связанные с этими словами «искривления лица» ведут

кповышению температуры мозга и, как следствие, к физически и психологически неприятным ощущениям.

Этот результат был подтвержден серией оригинальных эк­ спериментов. В одном из них испытуемые — немецкие учащи­

еся — читали в аудитории вслух рассказы. Эти рассказы содер­ жали очень большое количество умлаутов, предполагающих выражение лица, несовместимое с улыбкой. Температура тела у ребят при чтении вслух таких рассказов повышалась, и их субъективные ощущения были крайне неприятными. В другом классе немецким школьникам читались рассказы без умлаутов или почти без них, и температура и общее состояние ребят были вполне нормальными.

В еще одном эксперименте людям, которым ко лбу при­ крепили специальные датчики, предложили, глубоко втягивая воздух в нос, нюхать будто бы совершенно разные запахи и всякий раз говорить, приятны они им или нет. На самом же деле воздух каждый раз слегка подогревался или охлаждался. В результате при подаче более прохладного воздуха темпера­ тура лба согласно показаниям датчиков уменьшилась, что вы­ звало у испытуемых приятные ощущения, а при подаче тепло­ го воздуха температура лба у них увеличивалась и ощущения были не из приятных.

Как видно из первого типа экспериментов, улыбка, как и, например, сморкание или чиханье, способствует регуляторному процессу и сообщает нам информацию о внутреннем состоянии улыбающегося. Улыбка, сморкание и чиханье — все это дей­ ствия, которые осуществляются людьми разных национально­ стей и культур, однако сморкание и чиханье, в отличие от обычной улыбки, — это физиологические движения, а не жесты.

Основной критерии отделения жестов от физиологических, чисто утилитарных движений человеческого тела, жестами не являющихся, — это знаковый характер жеста.

Жест, как и всякий знак, имеет означающее, означаемое, синтактику и прагматику, причем связь между означающим и означаемым носит в большинстве случаев конвенциональный характер. Поэтому движениями, а не жестами являются, на­ пример, вращение головой из стороны в сторону, когда нати­ рает шею тугой воротничок, смена положения ног в случае,


когда они затекли от долгого сидения нога на ногу, почесыва­ ние, когда чешется, моргание — не сознательно совершаемое подмигивание, а именно моргание глазами (например, в слу­ чае сильного ветра, солнца или попадания в глаз соринки), движения человека, отгоняющего от себя комаров, гримасы боли, смахивание крошек со стола, различные подергивания, вызванные непроизвольным сокращением мышц, горизонталь­ ное положение тела спящего и тысячи других. Жесты служат для выражения некоторого, обычно конвенционального, смыс­ ла, подлежащего лексикографированию.

А чиханье, например, или сморкание, вообще говоря, в норме не имеют знаковой, или семиотической, функции. Ведь человек чихает не для того, чтобы выразить или передать ка­ кой-то смысл; например, он делает это заведомо не с целью информировать собеседника о непорядках в его системе дыха­ ния. И хотя каждая телесная деятельность человека может чтото говорить наблюдателю о ее субъекте или ситуации в целом, это еще не означает, что ее следует считать знаковой. Как го­ ворил О. Уайльд, «It is not wise to find symbols in everything that one sees» («Неумно поступает тот, кто ищет знаки во всем, что видит»).

Но есть ли что-нибудь общее между такими жестами, как улыбка (строго говоря, улыбка — это не жест, а имя класса жестов; см. об этом подробно в работе Крейдлин, Чувилина 20016), почесывать голову, потирать руки, поглаживать подбо­ родок или бороду, с одной стороны, и такими движениями, как жевать жевательную резинку или кусать ногти, обгрызать спички, карандаши или ручки, переворачивать подушку и чи­ хать, — с другой? Ответ на этот вопрос Р. Зайонца, который мы поставили еще во Введении, сегодня, после открытий И. Вэйнбаума и Р. Зайонца, кажется простым и естественным: все эти жесты и движения охлаждают мозг, более энергично подводя охлажденную кровь к кавернозной полости (к синусу) и уводя оттуда кровь, более теплую. Как несколько шутливо и с долей иронии однажды заметил Р. Зайонц, поцелуй приятен, возможно, не потому, что, как считал 3. Фрейд, рот являет­ ся ярко выраженной эрогенной зоной, а потому, что вынуж­ дает человека дышать носом, охлаждая его мозг.

Будучи жестом, поцелуи в губы похож на многие нежесто­ вые физиологические действия, в частности на паралингвистические сигналы крика или плача, тем, что оказывает не­ посредственное воздействие на ток крови, изменяющий тем­ пературу мозга. Аналогично, сосание маленькими детьми паль­ ца — это физиологическое действие, которому ребенка никто



специально не учит и которое считается «вредной привычкой», потому что от нее впоследствии бывает трудно избавиться. В действительности, однако, сосание пальца является абсолют­ но естественным физиологическим движением, поскольку при нем осуществляется глубокое носовое дыхание, охлаждающее мозг. Детский мозг дает телу чуть ли не 80% всего тепла, и выходит, что у ребенка имеется не одна, как считалось ранее, а по меньшей мере две, с физиологической точки зрения рав­ но серьезные, причины для сосания пальцев. Во-первых (и это есть та самая известная единственная причина), сосание паль­ ца является сохранившимся с младенческих лет рефлексом, который возник при всасывании молока из материнской гру­ ди. Этот рефлекс, как утверждает современная физиология, безусловный и является следствием естественных физических напряжений. Во-вторых, сосание приводит к охлаждению мозга, а это, как мы уже знаем, путь к удовольствию и на­ слаждению.

15.2. Языковая концептуализация физиологических процессов

Посмотрим теперь более подробно, как происходит языко­ вая концептуализация части описанных выше физиологических процессов в русском языке.

В русском языке есть много слов и фразеологических еди­ ниц, обозначающих состояния и действия высокой интенсив­ ности. Важный аспект русской языковой концептуализации психологических состояний, в том числе эмоциональных, — это их отношение к идее температуры, см. такие слова, как кипя­ титься, кипяток, с горячей головой, горячиться, горячая кровь, бурлить, пылать, вспыльчивый, вспылить, вспыхнуть, воспламенеть, гореть, с одной стороны, и хладнокровный, остыть, охладись/, охладеть, прохладиться, с другой. Ср. также анг­ лийские сочетания boiling mad, hothead, cool as a cucumber «хлад­ нокровный, невозмутимый» или выражение cooling down, име­ ющее в большом словаре Вебстера стилистическую словарную помету «спорт.» и означающее «приведение организма в нор­ мальное (NB) состояние после соревнования или тренировки».

Оценки эмоционального поведения и состояния людей, стоящие за словами одной температурной шкалы, тоже быва­ ют разные. За «крайними точками шкалы» — словами и мета­ форическими выражениями, относящимися к этой сфере, сто­ ят отрицательные оценки: не следует горячиться, плохо быть и