ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.05.2024
Просмотров: 973
Скачиваний: 2
Широко раскрытые глаза
Толкование: У Х-а широко раскрытые глия = «Сейчас про изошло некоторое событие Р; жестикулирующий X не ожидал, что событие Р будет иметь место, и выражает глазами, что удив лен этим, и, возможно, хочет знать о Р больше».
Комментарий. 1. Как известно, зрительный канал поступ ления информации является для человека основным. Глаза, раскрытые больше, чем обычно, иконически передают жела ние жестикулирующего вместить в этот «контейнер» больше информации о только что происшедшем или происходящем неожиданном для него событии (ср. также жест раскрыть рот).
2. Данное толкование представляет собой измененную эк спликацию значения жеста, предложенную А. Вежбицкой (Вежбицкая 1993). Так, желание узнать больше про наступив шее Событие не всегда, на мой взгляд, сопровождает жест — часто это выражение лица просто обозначает неожиданность. Я использую втолковании жеста вслед за А. Вежбицкой семан тический элемент «знать», а не «видеть», потому что этим же стом выражается удивление не только по поводу увиденного, но и услышанного (например, от внезапно услышанного сту ка глаза тоже часто расширяются, см. Аржиль 1967, а также гл. б настоящей работы).
3. На вход подается выражение У Х-а глаза широко откры ты, а не выражение Глаза Х-а широко открыты, потому что первое говорит нечто об Х-е в связи с его глазами, а второе — о глазах Х-а; см. о предлоге у в конструкции типа У Х-а Уи о смысловых различиях в конструкциях X, Хг Р и X, у Х2 Р, где X, и Х2 — существительные, Р — предикат (глагол, прила гательное), в нашей работе Крейдлин 1979.
4. Жестовыми аналогами широко открытых глаз являются эмблемы поднять брови (форма «поднятые вверх искривленные брови, кожа под бровями слегка натянута, на лбу появляются горизонтальные морщины») и открыть рот <от удивленвя> (форма «рот открыт, губы и челюсть не напряжены, челюсть опущена таким образом, что губы и зубы становятся разъеди ненными). Последний жест выражает большую, чем широко открытые глаза, степень удивления, а именно изумление и по трясение («очень удивлен»), ср. строчки, сочиненные М. Цве таевой в мае 1939 года, которая была потрясена фашистской оккупацией Чехословакии: Его ипуля не берет. / И песня не берет!
/Так и стою, раскрывши рот:/ — Народ! какой народ!
5.Речевые номинации того же жеста могут быть и иными, ср. вылупить глаза, таращить глаза.
Все три истолкованных жеста в своем исходном употребле нии являются симптоматическими. Поэтому во всех трех тол кованиях имеется элемент «выражает», который является осо бым семантическим примитивом для симптоматических жестов. Подробнее о жестовых примитивах пойдет речь в главе 5.
Последний круг вопросов, которые мне хотелось бы поста вить и решение которых мне хотелось бы предложить и обсудить в настоящей главе, относится к еще одному типу жестов, а именно к позам.
§ 16. ПОЗЫ КАК ЖЕСТОВЫЕ ЗНАКИ
Тщеславие нас всех подогревает. Пока ж никто и не подозревает, как мы полны тщеславием своим, давайте в скромных позах постоим.
Б. Окуджава
Ключевые слова: кинема (жест), невербальный, действие, тело, поза, понятие, слово, поведение, коммуникация, акт, отношение, взаимодействие, культура, семантика, оценка, этика, этикет, нор ма, эстетика, функция, фаза, точка, позиция, представление, ки нетическая переменная.
16.1. Семантика позы. Оценка в позе и оценка позы
В контексте человеческой деятельности, и прежде всего в акте общения, тело из собственно природной материи превра щается в носителя атрибутов человеческой культуры и обще ственных норм. Можно сказать, что культура во-влощается в теле как в некоем пространстве. Существование человека в физическом мире в значительной степени обусловлено тем вни манием, которое человек уделяет телу, и разнообразными по своему характеру телесными действиями, которые он выпол няет. Люди в норме свободно владеют своим телом и действу ют им применительно к другим материальным объектам. Про тивопоставление действий тела и действий с телом — это не мыслительное упражнение философов и логиков, а весьма пер спективная область изучения разных наук.
В естественном языке, как хорошо известно, находят отра-
жение нормативные суждения о телесном поведении человека,
офункциях и деятельности тела, высказывания об ориентации
иэтической мотивации физических действий, выполненных в интерактивном режиме, особые пропозициональные установ ки, обуславливающие нормальное (например, в этически вы держанном тоне) протекание диалога, разнообразные рече поведенческие прескригъции, спрятанные в высказываниях
деонтической модальности, и др. Куда менее очевидным яв ляется то, что разноплановые оценки телодвижений и поз, главным образом социального и психологического — этическо го, нравственного и эстетического — характера, могут выра жаться в акте коммуникации также невербальными средствами и прежде всего различными жестовыми знаками. Например, можно жестом дать человеку понять, что некрасиво сидеть в присутствии стоящего рядом человека, гораздо старшего по возрасту, и незаметно показать ему рукой, что он должен под няться. А иногда можно применить прием подражания, при няв ту же (как мы считаем, неподобающую вданной ситуации) позу, что и партнер, и этот прием приводит к тому, что адре сат начинает осознавать неуместность своей позы и меняет ее. В «Житиях святых. Месяц май. День восьмой» описан следу ющий случай из жизни преподобного Арсения Великого: Ста рец сей удержал одну привычку из своей мирской жизни, именно — иногда он, садясь, полагал ногу за ногу, что могло показаться не совсем благопристойным. Некоторые братии видели это, од нако никто из них не осмелился сделать ему замечание, потому что все весьма уважали его. Но только один старец, авве Пимен, сказал братии: «Пойдите к авве Арсению, и я сяду при нем так, как иногда садится он; тогда вы сделайте мне замечание, что я нехорошо сижу. Я стану просить у вас прощения; вместе с тем мы исправцм и старца*. Они пошли и сделали так. Преподобный же Арсений, поняв, что так неприлично сидеть иноку, оставил свою привычку.
Из всех видов оценок, выражаемых невербальными знако выми средствами, менее всего повезло этическим, — мне, во всяком случае, не известны какие-либо исследования в этом направлении. Между тем речь могла бы идти о своеобразной этике коммуникации и интерактивного поведения как элемен те этикета, об оценке меры свободы действий, своего тела в отношении другого, о вежливости и учтивости как искусстве проявлять внешними, вербальными и невербальными, знака ми внутреннее уважение, которое мы имеем к человеку, и как искусстве быть приветливым или, по крайней мере, лояльным, то есть не проявлять открытой агрессии или даже неприязни к
человеку, к которому мы не испытываем никакого расположе ния. Речь могла бы также идти о проблемах стыда и его невер бальном выражении, о важнейших культурных концептах «при лично» и «неприлично» и их невербальной кодификации, о вербальной этической оценке жестов, телодвижений и поз, в частности о выделении жестов, этически уместных и неумест ных в той или иной ситуации, о пространстве коммуникации и его этической квалификации, о невербальной прагматике диалога и об еще очень многом другом.
Среди эмблематических знаков особую роль в выражении разнообразных оценок, в том числе этических, играют позы. Под позами я понимаю общие конфигурации тела и соотноси тельные положения его частей, как правило, более статичные, чем, например, жесты рук или ног. Поза всегда наличествует в любой ситуации, поскольку представляет собой биологичес ки обусловленный способ размещения тела в пространстве. Немецкий психолог и антрополог Альфред Адлер как-то заме тил, что если мы хотим понять человека, то должны заткнуть уши и только смотреть на него, тогда мы сможем увидеть все, как в пантомиме. Подчеркивая важность поз и жестов во вре мя общения, ученый ссылался на известное изречение Марти на Лютера, протестантского священника и реформатора XIV века: «Когда вы разговариваете с человеком, следите не за его лицом, а за его кулаками». Действительно, из общей конфи гурации тела, из положения отдельных частей и их морфо логического строения можно многое узнать, например, о ха рактере взаимоотношений участников коммуникации, об их соотносительном общественном статусе или актуальном эмоци ональном состоянии.
Вдальнейшем меня будут интересовать позы исключительно как жестовые конвенциональные знаки, а не как любые возмож ные положения тела, и под позами я буду иметь в виду только
обозначение знаков.
Принятие человеком какой-либо позы обычно специально маркируется в тексте, только если она служит знаком опреде ленного состояния, отношения или вида деятельности, и мы тогда говорим, например, об оборонительной или защитной позе
(одна из возможных ее форм такова: тело напряжено, рука в течение некоторого времени поднята вверх и прикрывает лицо или голову; если рука при этом вытянута вперед и находится на некотором расстоянии от головы, то удар ожидается жес тикулирующим с большей вероятностью). Нам известны так же поза просителя, мыслителя, боксера или льва — подобные
сочетания, построенные по модели поза Х-а или Х-овая поза, где синтаксическое заполнение аргумента X при предикате поза обязательно, образуют другой круг употреблений слова поза, обычно с нереферентным статусом.
Словом поза может обозначаться также поведение в целом, при котором человек своим внешним видом, одеждой или по ложением тела, жестами, манерами и речью сознательно стре мится обратить на себя внимание окружающих и ставит своей целью произвести на них положительное впечатление. Такое демонстративное, напускное и неискреннее поведение осуж дается, и словом поза (лексема поза 2) выражается его неодоб рение и негативная оценка говорящим. Именно для позы 2 в русском языке существуют производные слова позер и позер ство. Первое из них — это резко негативно окрашенное обо значение человека, ведущего себя подобным образом, а вто рое является названием актуального поведения или постоянного свойства человека. Слово позерство имеет еще более выражен ную по сравнению с позой 2 отрицательную оценку32.
В интересующем нас нейтральном по оценке значении слово поза (лексема поза I) описывает конфигурацию частей тела и сочетается
(а) со словами, уточняющими эту конфигурацию, ср. са мые общие обозначения основных человеческих поз: стоячая,
сидячая или лежачая поза, такие имена поз, как сидеть на кор точках, сидеть по-турецки, стоять согнувшись, стоять смир ноулежать растянувшись <ничком, на боку, навзничь и т.п.>, поза сирхасана (поза йогов, когда человек стоит на голове), поза
лотоса и пр.;
(б) со словами, выражающими душевное состояние, чув ства и настроения человека, принимающего позу, — как пра вило, с прилагательными, которые стереотипно ассоциируются в нашем сознании с состоянием покоя, статичным положени ем. Ср. грустная, меланхоличная, усталая и т.п. позы, а так же Если это так, — продолжал Король, глядя на кроликов, зас тывших в сентиментальных позах обгладывания свежих стручков или хрумканья капустными листьями <...> (Ф. Искандер);
(в) со словами, которые передают характеристику самой позы или ее субъекта (непринужденная, развязная, небрежная, застенчивая, неудобная, чересчур вольная и т.п.; см. также Но оказались в спальне вещи и похуже: на ювелиршином пуфе в раз вязной позе развалился некто третий, именно — жутких разме ров черный кот (М. Булгаков).
32 Есть еще фразеологизмы вставать ('стать) в позу, принять позу и
др., но мы их здесь не обсуждаем.