ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.05.2024

Просмотров: 973

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Широко раскрытые глаза

Толкование: У Х-а широко раскрытые глия = «Сейчас про­ изошло некоторое событие Р; жестикулирующий X не ожидал, что событие Р будет иметь место, и выражает глазами, что удив­ лен этим, и, возможно, хочет знать о Р больше».

Комментарий. 1. Как известно, зрительный канал поступ­ ления информации является для человека основным. Глаза, раскрытые больше, чем обычно, иконически передают жела­ ние жестикулирующего вместить в этот «контейнер» больше информации о только что происшедшем или происходящем неожиданном для него событии (ср. также жест раскрыть рот).

2. Данное толкование представляет собой измененную эк­ спликацию значения жеста, предложенную А. Вежбицкой (Вежбицкая 1993). Так, желание узнать больше про наступив­ шее Событие не всегда, на мой взгляд, сопровождает жест — часто это выражение лица просто обозначает неожиданность. Я использую втолковании жеста вслед за А. Вежбицкой семан­ тический элемент «знать», а не «видеть», потому что этим же­ стом выражается удивление не только по поводу увиденного, но и услышанного (например, от внезапно услышанного сту­ ка глаза тоже часто расширяются, см. Аржиль 1967, а также гл. б настоящей работы).

3. На вход подается выражение У Х-а глаза широко откры­ ты, а не выражение Глаза Х-а широко открыты, потому что первое говорит нечто об Х-е в связи с его глазами, а второе — о глазах Х-а; см. о предлоге у в конструкции типа У Х-а Уи о смысловых различиях в конструкциях X, Хг Р и X, у Х2 Р, где X, и Х2 — существительные, Р — предикат (глагол, прила­ гательное), в нашей работе Крейдлин 1979.

4. Жестовыми аналогами широко открытых глаз являются эмблемы поднять брови (форма «поднятые вверх искривленные брови, кожа под бровями слегка натянута, на лбу появляются горизонтальные морщины») и открыть рот <от удивленвя> (форма «рот открыт, губы и челюсть не напряжены, челюсть опущена таким образом, что губы и зубы становятся разъеди­ ненными). Последний жест выражает большую, чем широко открытые глаза, степень удивления, а именно изумление и по­ трясение («очень удивлен»), ср. строчки, сочиненные М. Цве­ таевой в мае 1939 года, которая была потрясена фашистской оккупацией Чехословакии: Его ипуля не берет. / И песня не берет!

/Так и стою, раскрывши рот:/ — Народ! какой народ!

5.Речевые номинации того же жеста могут быть и иными, ср. вылупить глаза, таращить глаза.



Все три истолкованных жеста в своем исходном употребле­ нии являются симптоматическими. Поэтому во всех трех тол­ кованиях имеется элемент «выражает», который является осо­ бым семантическим примитивом для симптоматических жестов. Подробнее о жестовых примитивах пойдет речь в главе 5.

Последний круг вопросов, которые мне хотелось бы поста­ вить и решение которых мне хотелось бы предложить и обсудить в настоящей главе, относится к еще одному типу жестов, а именно к позам.

§ 16. ПОЗЫ КАК ЖЕСТОВЫЕ ЗНАКИ

Тщеславие нас всех подогревает. Пока ж никто и не подозревает, как мы полны тщеславием своим, давайте в скромных позах постоим.

Б. Окуджава

Ключевые слова: кинема (жест), невербальный, действие, тело, поза, понятие, слово, поведение, коммуникация, акт, отношение, взаимодействие, культура, семантика, оценка, этика, этикет, нор­ ма, эстетика, функция, фаза, точка, позиция, представление, ки­ нетическая переменная.

16.1. Семантика позы. Оценка в позе и оценка позы

В контексте человеческой деятельности, и прежде всего в акте общения, тело из собственно природной материи превра­ щается в носителя атрибутов человеческой культуры и обще­ ственных норм. Можно сказать, что культура во-влощается в теле как в некоем пространстве. Существование человека в физическом мире в значительной степени обусловлено тем вни­ манием, которое человек уделяет телу, и разнообразными по своему характеру телесными действиями, которые он выпол­ няет. Люди в норме свободно владеют своим телом и действу­ ют им применительно к другим материальным объектам. Про­ тивопоставление действий тела и действий с телом — это не мыслительное упражнение философов и логиков, а весьма пер­ спективная область изучения разных наук.

В естественном языке, как хорошо известно, находят отра-

жение нормативные суждения о телесном поведении человека,

офункциях и деятельности тела, высказывания об ориентации

иэтической мотивации физических действий, выполненных в интерактивном режиме, особые пропозициональные установ­ ки, обуславливающие нормальное (например, в этически вы­ держанном тоне) протекание диалога, разнообразные рече­ поведенческие прескригъции, спрятанные в высказываниях

деонтической модальности, и др. Куда менее очевидным яв­ ляется то, что разноплановые оценки телодвижений и поз, главным образом социального и психологического — этическо­ го, нравственного и эстетического — характера, могут выра­ жаться в акте коммуникации также невербальными средствами и прежде всего различными жестовыми знаками. Например, можно жестом дать человеку понять, что некрасиво сидеть в присутствии стоящего рядом человека, гораздо старшего по возрасту, и незаметно показать ему рукой, что он должен под­ няться. А иногда можно применить прием подражания, при­ няв ту же (как мы считаем, неподобающую вданной ситуации) позу, что и партнер, и этот прием приводит к тому, что адре­ сат начинает осознавать неуместность своей позы и меняет ее. В «Житиях святых. Месяц май. День восьмой» описан следу­ ющий случай из жизни преподобного Арсения Великого: Ста­ рец сей удержал одну привычку из своей мирской жизни, именно — иногда он, садясь, полагал ногу за ногу, что могло показаться не совсем благопристойным. Некоторые братии видели это, од­ нако никто из них не осмелился сделать ему замечание, потому что все весьма уважали его. Но только один старец, авве Пимен, сказал братии: «Пойдите к авве Арсению, и я сяду при нем так, как иногда садится он; тогда вы сделайте мне замечание, что я нехорошо сижу. Я стану просить у вас прощения; вместе с тем мы исправцм и старца*. Они пошли и сделали так. Преподобный же Арсений, поняв, что так неприлично сидеть иноку, оставил свою привычку.

Из всех видов оценок, выражаемых невербальными знако­ выми средствами, менее всего повезло этическим, — мне, во всяком случае, не известны какие-либо исследования в этом направлении. Между тем речь могла бы идти о своеобразной этике коммуникации и интерактивного поведения как элемен­ те этикета, об оценке меры свободы действий, своего тела в отношении другого, о вежливости и учтивости как искусстве проявлять внешними, вербальными и невербальными, знака­ ми внутреннее уважение, которое мы имеем к человеку, и как искусстве быть приветливым или, по крайней мере, лояльным, то есть не проявлять открытой агрессии или даже неприязни к


человеку, к которому мы не испытываем никакого расположе­ ния. Речь могла бы также идти о проблемах стыда и его невер­ бальном выражении, о важнейших культурных концептах «при­ лично» и «неприлично» и их невербальной кодификации, о вербальной этической оценке жестов, телодвижений и поз, в частности о выделении жестов, этически уместных и неумест­ ных в той или иной ситуации, о пространстве коммуникации и его этической квалификации, о невербальной прагматике диалога и об еще очень многом другом.

Среди эмблематических знаков особую роль в выражении разнообразных оценок, в том числе этических, играют позы. Под позами я понимаю общие конфигурации тела и соотноси­ тельные положения его частей, как правило, более статичные, чем, например, жесты рук или ног. Поза всегда наличествует в любой ситуации, поскольку представляет собой биологичес­ ки обусловленный способ размещения тела в пространстве. Немецкий психолог и антрополог Альфред Адлер как-то заме­ тил, что если мы хотим понять человека, то должны заткнуть уши и только смотреть на него, тогда мы сможем увидеть все, как в пантомиме. Подчеркивая важность поз и жестов во вре­ мя общения, ученый ссылался на известное изречение Марти­ на Лютера, протестантского священника и реформатора XIV века: «Когда вы разговариваете с человеком, следите не за его лицом, а за его кулаками». Действительно, из общей конфи­ гурации тела, из положения отдельных частей и их морфо­ логического строения можно многое узнать, например, о ха­ рактере взаимоотношений участников коммуникации, об их соотносительном общественном статусе или актуальном эмоци­ ональном состоянии.

Вдальнейшем меня будут интересовать позы исключительно как жестовые конвенциональные знаки, а не как любые возмож­ ные положения тела, и под позами я буду иметь в виду только

обозначение знаков.

Принятие человеком какой-либо позы обычно специально маркируется в тексте, только если она служит знаком опреде­ ленного состояния, отношения или вида деятельности, и мы тогда говорим, например, об оборонительной или защитной позе

(одна из возможных ее форм такова: тело напряжено, рука в течение некоторого времени поднята вверх и прикрывает лицо или голову; если рука при этом вытянута вперед и находится на некотором расстоянии от головы, то удар ожидается жес­ тикулирующим с большей вероятностью). Нам известны так­ же поза просителя, мыслителя, боксера или льва подобные


сочетания, построенные по модели поза Х-а или Х-овая поза, где синтаксическое заполнение аргумента X при предикате поза обязательно, образуют другой круг употреблений слова поза, обычно с нереферентным статусом.

Словом поза может обозначаться также поведение в целом, при котором человек своим внешним видом, одеждой или по­ ложением тела, жестами, манерами и речью сознательно стре­ мится обратить на себя внимание окружающих и ставит своей целью произвести на них положительное впечатление. Такое демонстративное, напускное и неискреннее поведение осуж­ дается, и словом поза (лексема поза 2) выражается его неодоб­ рение и негативная оценка говорящим. Именно для позы 2 в русском языке существуют производные слова позер и позер­ ство. Первое из них — это резко негативно окрашенное обо­ значение человека, ведущего себя подобным образом, а вто­ рое является названием актуального поведения или постоянного свойства человека. Слово позерство имеет еще более выражен­ ную по сравнению с позой 2 отрицательную оценку32.

В интересующем нас нейтральном по оценке значении слово поза (лексема поза I) описывает конфигурацию частей тела и сочетается

(а) со словами, уточняющими эту конфигурацию, ср. са­ мые общие обозначения основных человеческих поз: стоячая,

сидячая или лежачая поза, такие имена поз, как сидеть на кор­ точках, сидеть по-турецки, стоять согнувшись, стоять смир­ ноулежать растянувшись <ничком, на боку, навзничь и т.п.>, поза сирхасана (поза йогов, когда человек стоит на голове), поза

лотоса и пр.;

(б) со словами, выражающими душевное состояние, чув­ ства и настроения человека, принимающего позу, — как пра­ вило, с прилагательными, которые стереотипно ассоциируются в нашем сознании с состоянием покоя, статичным положени­ ем. Ср. грустная, меланхоличная, усталая и т.п. позы, а так­ же Если это так, — продолжал Король, глядя на кроликов, зас­ тывших в сентиментальных позах обгладывания свежих стручков или хрумканья капустными листьями <...> (Ф. Искандер);

(в) со словами, которые передают характеристику самой позы или ее субъекта (непринужденная, развязная, небрежная, застенчивая, неудобная, чересчур вольная и т.п.; см. также Но оказались в спальне вещи и похуже: на ювелиршином пуфе в раз­ вязной позе развалился некто третий, именно — жутких разме­ ров черный кот (М. Булгаков).

32 Есть еще фразеологизмы вставать ('стать) в позу, принять позу и

др., но мы их здесь не обсуждаем.