ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.05.2024
Просмотров: 971
Скачиваний: 2
С анатомико-физиологической точки зрения репертуар поз достаточно ограничен. Это связано, в частности, с тем, что антропоморфно допустимых положений тела не так уж много. Кроме того, число поз ограничено также с социальной и куль турной точек зрения, поскольку в каждой культуре существу ют различные расовые, половые, этические и т.п. табу на определенные позы в данной культуре. Согласно работам ант рополога Гордона Хьюиса (Хьюис 19SS; Хьюис 19S7; Хьюис 1966), в мире всего имеется порядка тысячи поз, включая межкультурные варианты, и если объединить вариативные формы, то получится не более двух-трех сотен единиц, получающих каждая свое значение в зависимости от культуры, этноса и социума. Позы эти могут быть самые разные и, с точки зре ния, например, носителя русской культуры, весьма странные, как странными бывают и нормы для поз, принятые в разных культурах.
Так, в японском трактате «Кодзики» (записи о деяниях древности) отмечается поза агуми маситэ «сидеть, скрестив ноги», которую принимали боги, ставя меч острием вверх и садясь на кончике лезвия. Целью этой позы было продемонст рировать мощь и чудесную силу богов. По древним поверьям, боги всегда спускались с небес на землю и садились таким об разом на меч (см. Кодзики 1994, с. 81, 190).
По меньшей мере странными кажутся нам и некоторые человеческие позы людей других культур. Например, А. Элкин описал необычную для нас позу стоять на одной ноге (oneleg resting position), положение тела, в котором представители ряда австралийских племен могут стоять без движения в тече ние примерно пятнадцати минут (Элкин 1953). Поза стоять на одной ноге не доставляет людям неудобства, и они ее охотно и часто применяют в диалоге. Данная поза является невербаль ным показателем ведущейся беседы людей, принадлежащих одному коллективу, то есть представляет собой очевидный дис курсивный жест. Во время разговора, который ведут между собой два человека из одного племени, каждый стоит на од ной ноге. При этом собеседники крайне редко меняют ногу, никогда не стоят на двух ногах и скорее предпочтут закончить разговор и уйти, нежели снова встать на ту ногу, на какой они стояли в начале беседы.
Позой стоять на одной ноге несколько иной конфигурации
регулярно пользуются также африканцы шиллук, живущие в бассейне Нила. Стоя так, они, однако, другой ногой опира ются во внутреннюю часть колена опорной ноги. Эта поза у них
считается позой отдыха: человек принимает ее, когда хочет расслабиться и отдохнуть.
Необычные позы могут даже порождать необычные соци альные течения. Теснота и бедность, бездомность, бродяжни чество, отсутствие необходимого пространства для нормальной жизни и деятельности послужили толчком к возникновению движения американских сквотов, или скваттеров, — от англ. 5дши «сидеть на корточках».‘Изначально скваттерами называ ли американцев, которые захватывали пустующие дома, что бы жить в них, поскольку если дом ремонтировался, то люди получали законное жилье в свою собственность. Ныне же скво ты — это феномен молодежной культуры и художественной богемы, причем не только в Америке. В названии и сути дви жения сквотов отразились, с одной стороны, некоторое фи зиологическое неудобство позы сидеть на корточках для взрос лого человека, а с другой стороны, связанные с ней смысловые коннотации «близости», «спаянности», «детства», поскольку именно маленьким детям по большей части свойственно сидеть на корточках и у детей гораздо меньше вражды и больше един ства. Может быть, этим отчасти объясняется то, что перформансы и вечеринки, которые устраивают сегодня скваттеры во всем мире, происходят обычно в помещении детских садов, групп и яслей.
Поза сидеть на корточках для взрослого человека русской кулыуры не характерна. Между тем на корточки любят садиться не только отдельные люди или п>уппы людей, но даже целые народы, например многие африканцы и южноамериканцы. Так, говоря о своем отношении к позе сидеть на корточках у боливийцев, американская исследовательница, специалист по невербальной семиотике Марджори Варгас пишет: «Мои дру зья из Боливии самого разного возраста считают, что сидеть глубоко на корточках ничуть не менее комфортно, чем на сту ле или в кресле, и сами могут сидеть так сколь угодно долго. Я же никак не могла к ним присоединиться. Они смеялись и говорили мне, что это просто и что, вне всякого сомнения, у меня это легко получится — ведь по меньшей мере четверть населения земного шара сидит таким образом. На мои попыт ки протестовать: “А нельзя ли мне просто сесть прямо на пол?”, они обычно отвечали: “А вдруг пол холодный или сырой?” Понимая, что в их словах есть определенный резон, я делала все возможное, чтобы заставить гнуться свои атрофировавши еся мышцы. Но когда я уже почти достигла нужной глубины посадки, я, потеряв равновесие, упала. Все дело в том, что я
слишком хорошо изучила и долго применяла на практике позы своей родной культуры» (Варгас 1986, с. 15).
В каждой культуре существуют позы, стереотипные для разных возрастов и полов, типичные социальные позы, выра жающие отношения между людьми, ср. начальственные и хо луйские позы. Имеются и прототипические позы, отобра жающие психическое или физическое состояние субъекта, например болезнь. Так, сгорбленная поза человека в русской культуре является характерным признаком старости или физи ческого нездоровья, а сидячая поза осмысляется нами как поза статичная, неподвижная или малоподвижная, ср. русские прилагательные непоседливый и усидчивый, существительное
сиделка, глагол засиживаться, выражения сидеть сиднем, си деть много лет на одном месте. Мужская поза сидеть, откло
нив корпус назад (при этом руки часто сложены «в замке» и отводятся за голову, принимая форму арки) свидетельствует о попытке взглянуть на разворачивающуюся ситуацию как бы извне, охватить ее по возможности всю сразу, расширив свой коммуникативный кругозор, хотя реально жестикулирующий остается внутри ситуации. Эта поза обеспечивает доступ к воз можным новым аспектам ситуации, а потому открывает для субъекта привилегию оказывать влияние на происходящее, направляя ход событий в соответствии со своими предпочтени ями и интересами.
Эта поза в европейской и североамериканской среде счи тается неформальной позой покоя и отдохновения, а в афри канских сообществах, например фульбе, сидеть, отклонив корпус назад и заложив руки за голову, можно только в осо бых ситуациях, поскольку там это поза траура, скорби по умер шему человеку (восходящая, как указывается в работе Коваль, Тьям 1998, с. 179, к ритуальному невербальному поведению при оплакивании). А вот иллюстрация еще одной европейской свободной, расслабленной позы отдыха и наслаждения: Там, надлунным плавным колыханьем волн, на каменной грани старин ной пристани, он сел, свесил ноги и так сидел долго, откинув лицо и опираясь на ладони назад отогнутых рук (В. Набоков).
Некоторые позы, связанные с определенным культурным стереотипом, сами тоже могут превращаться в культурный сте реотип, в своего рода символ, несущий культурные или этни ческие коннотации. Ср. «Размашистая поза Сеятеля исполнена для людей хлебопашеских культур того же глубокого символи ческого смысла, что и статичная поза Пастуха, держащего палку на плечах, — для жителей Западной Африки» (Коваль, Тьям 1998, с. 178).
Существующие описания поз вразных культурах — их форм, смыслов, функций и сфер использования — позволяют выде лить ряд концептов и смыслов, для кодирования которых не вербальные знаки-позы лучше всего приспособлены. Это
(а) тип отношения к другому человеку. Следует сразу отме тить, что на то, какие чувства испытывает один человек (жес тикулирующий) к другому (адресату) вообще или в данном коммуникативном акте, указывают не только сама поза, но и ориентация тела жестикулирующего относительно адресата, степень наклона корпуса, мера открытости тела, прежде всего рук и ног (о последнем признаке убедительно и подробно на писано в статье Мехрабиан 19696, с. 359 и след.). Отношение к другому ясно выражено, например, в таких позах, как си деть обнявшись или сидеть на коленях. Многие позы и сопут ствующие им жесты выражают симпатию, любовь или, напро тив, неприязненное отношение к партнеру. Так, например, если партнеры оба сидят, то поза, при которой один человек кладет голову на колени другому, дружеские прикосновения, уменьшение коммуникативной дистанции, наклоны корпуса и движения головой в направлении адресата, — все это свойствен ные европейской культуре невербальные проявления любви, интереса или просто общего хорошего отношения к адресату;
(б) статус. В упомянутой выше статье А. Мехрабиан, со общая о результатах своих многолетних наблюдений над жесто вым поведением людей в диалоге, пишет, в частности, что независимо от типа отношений, существующих между комму никантами, у человека с более высоким социальным положе нием в стоячей позиции плечи распрямлены в большей степе ни, чем у человека с более низким социальным положением, при этом первый держится гораздо свободнее, чем второй: у него расслаблены руки и ноги, положение рук и ног относи тельно корпуса тоже более свободное, голова обычно опуще на ниже, чем у партнера.
В общественных группах, которые отличаются ярко выра женной социальной стратификацией и в которых статус чело века является высоко значимым параметром, коммуникатив ное взаимодействие людей разного социального положения в значительной мере является ритуализованным.. Оно жестко подчиняется моральным и этикетным нормам, принятым в данном коллективе, что находит отражение не только как в вербальной, так и в невербальной компоненте коммуникации. Примером такой группы может служить зулусское общество (см., например, де Кадт 1998, с. 182 и след.)
Центральное понятие, характеризующее социальное usau
модействие зулусцев, обозначается глаголом hlonipha «ока
зывать уважение, почтение». Оказывать уважение, hlonipha, обязан каждый зулус более низкого ранга в разговоре с сооте чественником более высокого ранга. Последнему, в свою оче редь, предписывается проявлять чувство ubuntu «человечность, гуманность». Стратегии и средства, с помощью которых пере даются эти отношения и чувства в диалоге, могут быть самы ми разными. Говоря о языковых средствах, Е. де Кадт называет специальные формы обращения, особые этикетные речевые формулы и выражения вежливости, а также общую стилисти ку речевого поведения участников диалога. Что же касается невербальных средств, то в ситуации коммуникации с социаль но неравноправными участниками для зулусцев характерны использование особых жестов уважения и поз и строго регла ментированное проксемное поведение. Так, ребенок, который принимает подарок от родителей или от других «старших», должен делать это сидя и не должен при этом смотреть на ро дителей. Сидячая поза — это именно то положение, в котором зулусы «оказывают уважение», то есть hlonipha, адресату.
Жестким правилам невербального поведения подчинены и диалоги взрослых зулусов разных статусов. Например, работ ник, пришедший просить хозяина о прибавке к жалованью, по прибытии должен немедленно встать на колени и поднять руки над головой. Затем вошедший садится, не спрашивая у хозяи на разрешения, и принимает при этом явно не свободную си дячую позу: он садится прямо, не сгибаясь, ноги сомкнуты или одна нога лодыжкой лежит на другой. Руки работника чаще всего опущены вниз и располагаются между коленями; на хо зяина он обычно не смотрит (де Кадт 1998, с. 188—189). Эти позы и жесты, а также некоторые другие формы невербально го поведения говорят об уважении к партнеру, обладающему более высоким общественным статусом.
У хозяина-зулуса свободы поведения намного больше. Ему, правда, тоже, в соответствии с принятыми нормами, необхо димо сесть, но положение его тела достаточно свободное идаже расслабленное. Хозяину позволяется наклоняться в разные сто роны, держать руки свободно, жестикулировать и при этом смотреть или не смотреть на посетителя; разговаривая, он мо жет, например, держать в руках и разглядывать какие-то пред меты. Такое невербальное поведение показывает, что жести кулирующий не только осознает свой более высокий ранг, но также понимает, что к нему пришли с некой просьбой, и го тов оказать свое содействие, то есть проявить чувство, ubuntu, тому, кто его уважает, кто оказывает ему почтение, hlonipha.