ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.05.2024

Просмотров: 977

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

к позам в этом случае вовсе не случайно, и причина его по­ нятна — ведь большинство поз обслуживают такую важнейшую область повседневной жизни, как этика общения.

Индивидуальные и социальные взаимоотношения являют­ ся одной из смысловых доминант языка поз. В языке тела позы, существенно дополняя в смысловом отношении жесты рук, головы и ног, выражения лица и игру глаз, обычно об­ служивают такие зоны концептов и смыслов, как человеческие отношения и эмоции. Особенно много говорят нам позы о со­ держании и структуре актуального процесса коммуникативно­ го взаимодействия (см. об этом выше, а также Шефлен 1964; Шефлен 1973). Так, в работе Шефлен 1964 позы были разде­ лены на три большие группы в соответствии с теми коммуни­ кативными намерениями, которые, по мнению автора, отра­ жает ориентация позы, например, является она вертикальной или наклонной, идентичной позе партнера или отличной от нее, сопровождается она какими-либо движениями или явля­ ется неподвижной (с. 326 — 329).

В первую группу попадают позы, посредством которых жестикулирующий признает наличие другого и выражает жела­ ние или нежелание вступить с ним в диалог. В упомянутых выше работах сам А. Шефлен говорит о таких позах как о вы­ ражающих смыслы «тЫдошепею^пошпсИишепек», то есть буквально обозначающих, соответственно, включенность/невключенность человека в диалог. Во вторую группу включены позы, с помощью которых жестикулирующий выражает опреде­ ленные чувства к адресату, такие как половое влечение, симпа­ тию, антипатию, враждебность и т.п. Наконец, третья груп­ па образована из поз, выражающих статусные или коммуника­ тивные различия, согласие/несогласие в чем-либо с партнером, а также, добавлю, поз, которые отражают значительное нера­ венство общественных статусов, делающих невозможным вы­ ражение несогласия с партнером. Это, например, напряжен­ ная прямая стоячая поза (ср. некоторые языковые сочетания, называющие или передающие впечатление от подобных поз:

стоять вытянувшись <навытяжку, не шелохнувшись, по струн­ ке, по стойке «мирно» >) или же, напротив, слишком откры­ тая по сравнению с нормой поза в сочетании со стремлением придвинуться поближе к адресату, обладающему высоким со­ циальным статусом, улыбками, кивками головой и наклона­ ми/поклонами в его сторону (выражение раболепия, низкопо­ клонства, подобострастия и др.).

Помимо того, что позы принимают активное участие в коммуникативных и социальных взаимодействиях людей, они


настолько точно отражают особенности характера человека и

влияют на его формирование (например, японские матери, традиционно носившие младенцев на спине, убедились, что в таком положении ребенок получает недостаточное количество материнского тепла и эмоционального контакта, и постепенно начинают «перевешивать» ребенка на грудь), что могут служить надежным психологическим и медицинским диагностическим средством определения состояния человека, а также помогать в снятии мышечных напряжений и преодолении разных психи­ ческих и физических нарушений; см. работы Лоуэн 1971/1997; Лоуэн 1998; Лоуэн 1969/1999; Райх 1933/1949. Психолог Виль­ гельм Райх, ученик 3. Фрейда, расширил сферу типологии характеров, начало которой было положено его учителем. Одновременно с этим он установил различные корреляции между строением тела, спонтанными движениями и позами, с одной стороны, и стадиями формирования личности и осо­ бенностями личностных прояалений, с другой. Теоретические принципы и практические методики, изложенные в его книге «Анализ характера» (Райх 1933/1949, на русском языке вышла в 2000 году под названием «Характерология»), были огромным шагом вперед на пути к аналитическому пониманию связи по­ ложений тела, мышечного покрова и напряжений, энергети­ ческих блокировок и соматических заболеваний.

Знаменитый ученик В. Райха, крупнейший американский психоаналитик и психиатр Александр Лоуэн явился одним из создателей оригинальной терапевтической системы биоэнерге­ тического анализа. Цель ее — познать личность через язык тела и происходящие в теле энергетические процессы с тем, чтобы снимать психологические проблемы и телесные напряжения у пациентов и с помощью специальных физических упражнений восстанавливать у них чувство тела и его энергетический потен­ циал. В одной из своих книг с ярким названием «Предатель­ ство тела» А. Лоуэн попытался описать те позы, которые, по его мнению, характеристически связаны с человеческими типа­ ми по Фрейду и Райху (Лоуэн 1969/1999). В ней отмечается, в частности, что в классификации характеров, предложенной 3. Фрейдом, имеется тип «oral personality» «словоохотливый, любящий поговорить человек», для которого характерны, на­ пример, поза oral sag «прогиб», то есть отклонение корпуса назад и раскачивание, а также сидячее положение с руками за головой в форме арки и — в таком положении — попеременное сведение и разведение рук. В связи с достаточно устойчивой корреляцией типов личности и «любимых» поз А. Лоуэн утвер­ ждает, что в лечении психических отклонений и физических


ригидностей, то есть болезней верхних и нижних конечностей, связанных с ненормальным ограничением их подвижности, имеются общие методики и конкретные приемы. А именно речь идет о принятии пациентом под руководством врача определен­ ных положений тела, благодаря которым на длительное время высвобождается необходимая и полезная для жизнедеятельно­ сти пациента энергия. В другой своей книге, «Язык тела», А Лоуэн приводит следующий весьма показательный пример. «Пациенткой моей была молодая, очень привлекательная жен­ щина. На первом же сеансе меня поразили посадка ее головы и сильная челюсть. Эта челюсть придавала лицу мрачноватое выражение. При такой челюсти, конечно, от решительного выражения до мрачного всего один шаг, но я был уверен в своем впечатлении. Пациентка страдала от безрадостного су­ ществования и в личной жизни, и в семейном окружении. Она сразу же поняла мое замечание относительно мрачности в ее характере. Со слегка склоненной набок головой и приподня­ тыми плечами тело ее приобрело выражение безропотной по­ корности, а лицо — мученической мрачности. Прорабатывая положение ее тела, я на каждом сеансе уйму времени тратил, стараясь смягчить челюсть и снять напряжение с затылка. Но всякий раз, как я приступал к этим областям, она начинала тихо плакать, хотя быстро и с готовностью успокаивалась и оживлялась. Я упорно продолжал именно эту работу и несколь­ ко месяцев спустя был приятно удивлен, не обнаружив на ее лице и следа мрачности. Структура характера начала слегка поддаваться, но эта черта была единственной исчезнувшей, по крайней мере в тот момент» (Лоуэн 1971/1997, с. 135—136).

16.2.Функции, поз в акте коммуникации

ив языке тела

Многие исследователи поз изучали позы с точки зрения способности выполнения ими определенных социальных и дис­ курсивных функций. Так, психолог А Шефлен считает, что индивидуальная речь человека в акте коммуникации проходит ряд упорядоченных фаз в соответствии с теми позами, кото­ рые принимает его тело. Названия этих фаз аналогичны назва­ ниям жестов-регуляторов (см. §12), что не случайно.

Первую фазу он назвал точкой (point). Точка примерно

соответствует акценту, то есть отдельному выделенному моменту к беседе, который обычно сопровождается движением (сменой

положения) головы. Несколько точек составляют вторую


%

фазу — позицию (positioe). Позиция отражает изменение гово­ рящим точки зрения (или принятие некоторой точки зрения)

впроцессе беседы, и это изменение фиксируется сменой позы,

вкоторой принимает участие, как правило, больше половины тела. Наконец, третью фазу исследователь назвал представле­ ние (presentation). Представление связано со всеми позами, принимаемыми человеческим телом в акте коммуникации, и завершается обычно полной сменой положения тела.

Таким образом, позы и изменения в позах могут служить своеобразными указаниями на программы поведения человека,

отвечающие некоторому заранее предполагаемому сценарию или возникающие спонтанно в ходе коммуникации. Программа поведения состоит из отдельных стадий, отражающих динами­ ку развития социальных событий. Собрание, встреча друзей или знакомых, обслуживание в ресторане, сервировка стола к зва­ ному обеду, спортивное состязание, заседание в зале суда, церковное богослужение и тысячи других событий маркируют­ ся особыми позами и их комбинациями. Так, каждая стадия уголовного судебного процесса, будь то речь прокурора или адвоката, допросы обвиняемого или свидетелей, последнее слово подсудимого или чтение приговора и др., отмечается сменой поз. Служба в православной церкви тоже маркируется определенными позами: вопределенные ее моменты люди вста­ ют, становятся на колени и т.д.

Вработах А. Шефлена и других ученых не учитывался, однако, тот момент, что позы не только выполняют дискур­ сивные функции, влияя на ход разговора или маркируя его отдельные существенные части; они являются также невербаль­ ными показателями социальных ситуаций и отдельных соци­ альных коллективов; например, позы вытянуться в струнку и отдание чести (не в ситуации игры) в русской культуре типич­ ны при встрече военных. Кроме того, позой часто отмечается вхождение лица в определенный коллектив. Можно поэтому говорить о типичных позах младших школьников (см., напри­

мер, «сложить руки перед собой на парте»; в советской педаго­ гике считалось, что эта — явно несвободная — поза помогает выработке у младших школьников навыка концентрации вни­ мания), о позах военных, полицейских, спортсменов, дири­ жеров, официантов и пр.

Сходство или тождество поз у собеседников в актуальной коммуникации может свидетельствовать как о близости их взгля­ дов или точек зрения на обсуждаемую тему, так и — в случае вхождения собеседников в одну социальную группу — о сход­ стве исполняемых ими в этой группе ролей или близости ста­


тусов. Когда один из собеседников принимает ту же позу, что и другой, он как бы становится вровень с партнером, несмот­ ря на возможные социальные различия, и это дает ему возмож­ ность лучше понять и почувствовать партнера. Некоторые пси­ хотерапевты утверждают, что сознательное принятие ими позы, сходной с позой пациента, позволяет им в ряде случаев быст­ рее достичь нужного вербального контакта с ним.

На что внимания почти не обращалось, так это на то, что сами позы или нетождественность поз могут, напротив, являть­ ся ясным показателем различий в социальных статусах или от­ ношениях к данному человеку или вопросу. Например, поза восседать — это не то же, что сидеть; ср. В самой его [кабине­ та. — Г. К.\ глубине, на дистанции, достаточной, чтобы всяк сюда входящий почувствовалразницумежду собой и государством в лице очередного хозяина, располагалось нечто похожее на поле для настольного тенниса, за которым восседал (именно восседал, а не сидел) как бы в некой туманной дали вождь области Василий Никифорович Фирсов (В. Максимов). Лица более высокого об­

щественного положения в разговоре с нижестоящими прини­ мают более свободные позы, а людям более низкого положе­ ния в диалоге с вышестоящими свойственны позы внимания.

Заметно асимметричными при этом являются положения рук и ног. Так, сидящий в своем кабинете на стуле начальник в разговоре с подчиненным может свободно положить свою руку на спинку стула, стоящего рядом. Другая рука его часто лежит при этом на столе или на колене, тело не напряжено, голова чуть наклонена, спина откинута назад, положение ног тоже часто несимметричное. Подчиненный же едва ли может позво­ лить себе такую свободу; например, можно предположить, что он будет скорее держать руки сложенными вместе или лежащими на коленях.

В работе Мехрабиан 1969а утверждается, что такую позу, как стоять руки в бок·, в Северной Америке чаще принимают

при встрече люди, относящиеся к другому с неприязнью. Кроме того, в англосаксонской культуре эта поза свойственна человеку, встречающемуся с другим человеком гораздо более низкого социального статуса. В Испании поза стоять руки в б о а характерна для молодых людей вообще и присуща больше

людям из маленьких городов. В особенности любят принимать ее женщины среднего и старшего возраста, а также подростки и молодые люди мужского пола, тогда как молодым девушкам более привычно стоять со скрещенными руками. Кроме того, как отмечает А. Мехрабиан, эта поза присуща также молодым испанцам во время представления при знакомстве. Д л я срав­