ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.05.2024

Просмотров: 985

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ное по поводу Р другими; говорящий относится к этому отри­ цательно*); ср. также предложения Здесь важен прежде всего голос учителя (то есть голос 6 «его мнение») или Голоса избира­ телей неожиданно разделились.

Как мы видим, применительно к человеку голос и его свой­ ства могут характеризовать не только отдельное частное лицо, но и указывать на профессиональное мастерство, творческий стиль или манеру целой группы людей и передавать коллектив­ ное мнение по некоторому вопросу. Мы говорим — не только в конкретно-референтном, но и в родовом смысле — о голосе армии или голосе народа, но можем вести разговор (используя те же значения слова голос\) о голосах кинокритиков, оперных певцов, о голосах театральных режиссеров и поэтов: Раньше всех ужалил уже новой интонацией голос Бальмонта, капризный, из­ менчивый, весь пронизанный водоворотами и отливами... Голос Зинаиды Гиппиус стеклянно-четкий, иглистый и кольчатый. Металлически-глухой чеканящий рифмы голос Брюсова... (М. Во­ лошин. *Голоса поэтов») и Смысл лирики это голос поэта, а не то, что он говорит (там же)\ М. Горький ратовал за то, чтобы писатели умели говорить от себя и своим голосом; Человек любит, когда другие повторяют или цитируют его слова. Но не голос, поскольку собственный голос он иногда меняет на другие виды собственности.

Потеря или отсутствие голоса (в разных смыслах слова го­ лос) обозначается в художественных и публицистических тек­ стах словом немота — физиологическая, психическая, обще­ ственная или творческая: Оттепель давала немотствующему народу робкую надежду (А/. Ветров)', Не в познании мира человек невежествен, он потерпел поражение в понимании и выражении своего внутреннего мира, в частности, своего предназначения и своих потребностей. Рабство это бездна, пустота и немота (А. Штайнзальц); Наступила эпоха гласности после долгих лет молчания появились голоса исключительно звучные, богатые то­ нами и изгибами (из интервью с Вл. Максимовым).

Замечание. Слово немота, как и голос, тоже имеет, как я пола­ гаю, несколько значений:

1.«полное отсутствие способности говорить или временная поте­ ря дара речи», то есть «полное или временное отсутствие голоса». Именно в этом значении выступает слово в сочетаниях немота отрож­ дения, состояние немоты от 6олезни\

2.«нелюбовь или нежелание говорить». Эта немота — не то же самое, что отсутствие голоса, ср. Она устала от его немоты и ненуж­


ности, На него иногда находило состояние какой-то немоты. Для слова

немота в этом значении имеются свои синонимы — лексемы молчали­ вость, неразговорчивость;

3. «полное отсутствие звуков». Здесь синонимы у немоты опять иные — это тишина, безмолвие; ср. неподвижная немота леса\ Только немота глухого неба, Только черный камень и вода. Словно здесь ни­ кто от века не был И уже не будет никогда {Л. Решетников — цит. по МАС 1981—1984, 2-е изд., т. 2, с. 455). Отметим, что данное значе­ ние слова немота — «отсутствие каких-либо звуков* — лишь частично соотнесено с голосам.

Семиотическая значимость концепта голоса и широта его языкового распространения проявляются прежде всего в зна­ ковых бинарных оппозициях, таких как «свой»—«чужой»: род­ ные голоса, знакомые голоса и чужие голоса, незнакомые голоса, вражеские голоса, зарубежные голоса, «сакральный»—«профан- ный»: неземные голоса, небесные голоса, Голос свыше, ангельс­ кие голоса и земные, приземленные голоса и др. Мы говорим о голосах друзей, любимых или родных и голосах недругов, о голосе природы и голосе совести, о голосе народа и голосе Родины, раз­

личаем музыкальные (прежде всего — певческие) и речевые голоса, голоса мужские и женские, взрослые, детские и мла­ денческие, голоса индивидуальные и социальные (см. подроб­ нее об этом ниже).

По человеческому голосу мы не только узнаем и распозна­ ем человека в толпе или на большом расстоянии, когда не можем человека увидеть или разглядеть. Благодаря человече­ скому голосу в нашем сознании возникает образ конкретного человека или человека определенного типа. По голосу мы узна­ ем или, точнее, «угадываем* человека, «вычисляя» какие-то черты его внешнего облика (хотя, разумеется, опознавая че­ ловека по голосу, можно и ошибиться). По звучанию голо­ са мы можем также описать физическое и психическое состоя­ ние человека и часто даем незнакомому или малознакомому человеку характеристику или оценку. Глухой или тусклый тембр голоса в нашем стереотипном представлении скорее отвечает характеру мрачному, угрюмому, а резкий, скрипучий голос ас­

социируется с недоброжелательным, сварливым или попросту с неприятным человеком. Голос слабый, робкий, сдавленный

говорит о личности больной или нерешительной, робкой, не­ уверенной в себе (ср., например, Из глубины мансарды слышался кашель\ больная женщина с добрым грустным, изможденным ли­ цом, тяжело поднявшись на постели, спрашивала слабым голо­ сом: «Кто тут?» {М. А\данов). Напротив, сильный, сочный и


красивый это голос человека с твердым характером, физи­

чески здорового, красивого или внешне интересного, голос человека благородного. Случаи рассогласования возникающе­ го мысленного образа человека со стереотипным голосом обыч­ но всегда эксплицитно отмечаются в тексте; ср. Редактор был человек тщедушного сложения, с тряпичными какими-то движе­ ниями, но зычным раскатистым голосом, никак не вязавшимся с его обликом (Я. Кумок).

Опрекрасном голосе говорят (по большей части, правда, не

в«речевом», а в «музыкальном» значении, о котором еще пой­ дет речь ниже) как о Даре свыше; ср. Ей (ему) дарован (или:

дан) голос. Прекрасный голос называют божественным, ангель­ ским, неземным или чудесным. Люди аладеют голосом как ин­

струментом, но не утилитарным, не так, как, скажем, пилой или малярной кистью, а как инструментом, предназначенным сугубо для творчества, — музыкального (пение), поэтического

(стиль) или речевого (говорение). Им не *работают, но вла­ деют, пользуются. Ср. в следующем тексте характеристику

голоса как инструмента, который могут использовать для дос­ тижения определенных творческих целей профессиональные юристы: Как юрист, специализирующийся по уголовным делам, Робинсон почти не знал поражений. Огромным его преимуществом был голос, мягкий и вкрадчивый, через мгновение он мог звучать повелительно и непререкаемо, презрительно, почти издеватель­ ски судя по обстоятельствам (Г. Мазур).

Голосом можно играть, его изменяют, повышают или по­ нижают, меняя звучание. От волнения голос дрожит, а от напряжения или крика срывается, при этом голос можно по­ терять. Если болит горло, он часто пропадает или, как гово­ рят, садится, иногда в таких случаях употребляют выражение

лишиться голоса (человек лишился голоса).

Голосовая игра, падения и повышения тона, внезапно на­ ступающие паузы, изменение силы и тембра голоса постоян­ но сопровождают речь. Изменение голоса, не вызванное бо­ лезнью или возрастом, обычно маркирует изменение состояния или статуса, причем это характерно как для обычных способов коммуникации, так и для разных форм народной культуры. Например, в магической практике используются только мар­ кированные голоса и голосовые модификации, намеренная голосовая мимикрия, причем способы произнесения текста зависят от типа ситуации и ролевых характеристик ее участни­ ков. При встрече с колдуном ритуальную формулу оберега че­ ловек произносил шепотом, напротив, во время обхода полей люди громко пели и кричали. В русской народной культуре


ряженые говорят с домочадцами подчеркнуто низкими или нарочито высокими голосами, дополняют свою речь другими параязыковыми элементами, например свистом или хохотом, и подражают голосам животных. Способность мифологического персонажа изменять голос считается одним из проявлений обо­ ротаичества как свойства нечистой силы. Известно, что леший может хохотать и петь петухом, водяной блеет, как баран, или крякает, как утка, а упыри, не имея телесного облика, обо­ значают свое присутствие не иначе как голосом, то есть голос тут является единственным проявлением нечистой силы (см. словарь Славянские древности 1995, с. 512).

В повседневной коммуникации с помощью актуально зву­ чащего голоса происходит не просто передача смысла, но его изображение. Благодаря свойствам голоса речь приобретает и этические и эстетические характеристики; см., например, по­ ложительно окрашенные эпитеты, передающие эстетическое впечатление от голоса или каких-то его свойств — тембра, окраски, силы и других: хороший, красивый, удивительный, пре­ красный, замечательный, приятный, бархатный, сильный, вы­ разительный, сочный, мягкий и т.п. голос.

Само слово голос используется и для обозначения человека

с его психическими и интеллектуальными качествами (то есть выступает в значениях голос 4 и голос 5) и для квалификации

или оценки творческой деятельности, стиля, направления и даже отдельных Произведений искусства, то есть имеет значе­ ние голос 8, часто, впрочем, трудно отделимое от значения голос 5. Вспомним вэтой связиметонимию «стиль художника — автора произведения» — «стиль произведения»: Мой дар убог, и голос мой не громок, / / Но я ж иёу... — голос 5 (Е. Баратынский) и Здесь каждый собор звучит своим голосом голос 8 {И. Брод­ ский). См. также Спектакль как о&ыденная внешность, но не­ заурядный cachet — голос. Одинокий голос человека капризный, набухший скандалами, заносчивый, сдавленный — своей инто­ национной пластикой, достойной «театра у микрофона», из­ живал одиночество героини (из рецензии на театральный спек­ такль). Последний пример демонстрирует «размытое употреб­ ление» слова — не ясно, какая здесь лексема: голос 1, голос 5

или голос 8.

Слово голос может выражать и «внутренние побуждения человека к каким-то действиям», как в сочетаниях голос серд­ ца, голос совести, голос рассудка, голос разума и внутренний голос. В них слово голос выступает еще в одном своем значе­ нии — лексема голос 9.


Тем же словом обозначаются не только речевые звуки и не только способность произносить.их человеком или животным. Голос может означать и «звуки, сопровождающие янление при­ роды или работу каких-то механизмов» — лексема голое 10:го­ лос ветра, голос моря, голос природы, голоса моторов; заводс­ кие голоса и др.

Наконец, со словом голос связан целый ряд смыслов; от­

носящихся кодной конкретной сфере человеческой деятельно­ сти, а именно к творческой — музыкально-певческой. Так, лексема голос 11 имеет значение «звуки пения», ср. Ее раздра­ жали лживые голосауличных певцов] лексема голос 12 «способ­ ность К пению» (см. многоголосие, диапазон голоса, г. также У него есть голос, У нее неплохой голос). Лексема голос 13 — это

«одна из частей музыкального произведения или партия в во­ кальном ансамбле», ср. романс для двух голосов, а голос 14 пе­

редает значение, которое сегодня, видимо, уже вышло из упот­ ребления и является устаревшим, — это «мотив, мелодия» (ср. пушкинское Голос песен грузинских приятен. Мне перевели одну из них слово в слово).

Заканчивая описание семантики слова голос, укажем, что

для некоторых его речевых и природного, но не для ментальных или музыкальных значений, в русском языке по сей день сохра­ нился устаревший или — в каких-то иных случаях — стилисти­ чески маркированный (возвышенный) синоним глас (пометы «устар.» и «книжн. высок.» для слова глас достаточно сложно

распределяются по значениям и контекстам), ср. сочетания

грозный глас, глас парода, глас колокола, звучный глае моря.

Кроме того, следует упомянуть и другие встречающиеся в текстах, но сегодня устаревшие слова и словосочетания, про­ изводные от слойа гдлос, например прилагательное голосный с вариантом голосной, зафиксированное В Словаре русского языка XVIII века (голосный, см. Словарь XVIII 1984, вып. 1) и Сло­ варе В. И. Даля (в обоих вариантах голосной и голосный, см.

Даль 1978—1980) и означающее «состоящий из звуков голоса» (голосной Г) и «производимый музыкальным голосом» (голос­ ной 2), сочетание голоса разносчиков. Ср. строчки из стихотво­ рения Ф. Глинки «Музыка миров», где выступает лексема го­ лосной I: Неслись из клокота волненья, И треск, и говор, и молва. И вылетавшие спова Сбивались в голосное море (Ф. Глинка),и ре­ марку на старых нотах «голосное терцо для тенора», в которой \ потреблена лексема голосной 2. Про оборот голоса разносчиков

можно прочесть у Н. Телешова в «Записках писателя. Воспоми­

нания и рассказы о прошлом*: Бываю, посредине улицы ходит