ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.05.2024

Просмотров: 984

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

разносчики и громкими голосами выкрикивали о своих товарах, не­ множко нараспев. У всякого товара был свой определенный мотив, или голос. Кто и когда узаконил эти мотивы неведомо, но они соблюдались в точности в течение долгих лет, так что по одно­ му выкрику, даже не вслушиваясь в слова, можно было безошибоч­ но знать, с каким товаром идет разносчик или едет в телеге крестьянин, продавая либо молоко, либо клюкву, лук, картош­ ку, либо уголь, или бредет, не торопясь, с мешком за плечами старьевщик, скупающий всякий хлам, обноски, скарб — то, что

встарину называлось «борошень», идет и покрикивает, но непре­ менно скрипучим голосом: *Старья сапог, старого платья нет ли продавать?» <... > И у всякого товара свой определенный мотив, свой напев. Эти возгласы были записаны и напечатаны в виде нот

вбольшом этнографическом сборнике.

Вообще, следует отметить наличие большого числа фразео­ логических оборотов со словом голос в разных его значениях: в один голос «высказываясь единодушно, в полном согласии

мнений» или «говоря разными голосами, слившимися будто в один», с голоса «воспринимать на слух, пользуясь исключи­ тельно слуховым каналом восприятия», петь с чужого голоса

«не иметь своего мнения по данному вопросу и повторять чу­ жое; говорящий относится к этому отрицательно», во весь го­ лос «громко, чтобы все услышали» и другие.

** ♦

Взаключение сформулируем еще раз значения слова голос.

Речевые голоса

1. Голос 1 = «звуки, возникшие в результате колебания свя­

зок и исходящие изо рта человека или некоторого животного (или из полости, подобной ротовой, — как у некоторых птиц)».

Примеры: (а) Голос девочки доносился откуда-то издалека·,

(б)Я его узнал по взволнованному голосу.

2.Голос 2 = «орган производства таких звуков».

Примеры: (а) Я сразу же почувствовал, что у Тани больной голос; (б) Не надо напрягать так голос!.

3. Голос 3 = «способность человека или некоторого живот­

ного извлекать такие звуки».

Примеры: (а) Так точно, товарищ генерал!— начал вновь обретать голос Михаил Иванович', (б) Голос уже восстановился, но горло еще болит.

Обозначения человека

4. Г о л о с 4 = «человек, обладающий голосом 2 или го­

лосом 3».


Примеры: (а) «Отдаю должное вашей проницательности», продолжал все тот же голос; (6) Детский голос вдруг спросил: «Это всё мне?*.

5. Голос 5 = «творческая личность в ее становлении и раз­

витии».

Примеры: (а) У Марфиной был свой голос; (6) <Астрономы точно предсказывают возвращение кометы через большой проме­ жуток времени. Доя тех, кто знает Виллона, явление Верлена представляется именно таким астрономическим чудом>. Вибра­ ция этих двух голосов поразительно сходная (О. Мандельштам).

Ментальные значения

6. Голос 6 = «мнение или суждение человека, высказывае­

мое по тому или иному существенному вопросу».

Примеры: (а) <Доктор советует ехать на воды за границу. Что ты скажешь?> — Что же мне сказать? Тут, я думаю, го­ лос доктора важнее моего (И. А. Гончаров)·,

(б) Решающим на выборах будет голос народа.

7 . Г олос 7 = «право человека заявлять свое мнение при ре­

шении вопросов в государственных и общественных учрежде­ ниях».

Пример: Каждый избиратель имеет один голос.

Культурное значение

8. Голос 8 = «квалификация или оценка творческой деятель­

ности, стиля, направления и отдельных произведений искус-

ства».

Примеры: (а) Через голос художника протекает путь к Го­ лосу (Б. Зайцев)',

(б) <Неповторимые интонации: прихотливая, с угрозой же­ манства у Ю. Борисовой, своевольная и ломкая у О. Яковлевой, надтреснутая и музыкальная у А. Фрейндлих>. Обретают голоса и стили целые театральные направления (из рецензии).

Интениионаяьное значение

9. Голос 9= «внутренние побуждения человека к каким-то действиям».

Примеры: (а) Тайный голос подсказывал ему: «Не ходи туда»;

(б) Голос совести — это антитеза общепринятому, это «чувство правды в сердце человека».

Природное значение

10. Голос 10 = «звуки, сопровождающие явление природы или работу каких-то механизмов».

Примеры: (а) Я долго стоял на берегу и слушал голос морско­ го прибоя;

(б) Голоса самолетов слились в один общий гром, сотрясав­ ший землю.

Музыкальные значения 11. Голос 11 = «звуки пения».

Примеры: (а) Голос у нее был чистый и звонкий', (б) У него приятный баритон.

12. Голос 12= «способность к пению*.

Примеры: (а) Маша имела прекрасный голос и большие му­ зыкальные способности (А. Пушкин)·, (б) Концерт пришлось пе­ ренести: у певца сел голос.

13.Голос 13 = «одна из частей музыкального произведения или партия в вокальном ансамбле».

Пример: Они исполнили фугу на четыре голоса.

14.Г о ло с 14 (устар.) = «мотив, мелодия».

Пример: Голос песни этой мне был знакам.

1.2. Признаки и свойства голосов

Производство речи не может осуществляться иначе, как с помощью голоса: голос является не только выражением способ­ ности к речи, но также ее органом и формой ее реализации. Как и ритмомелодический рисунок речи, голос в значитель­ ной мере обусловлен физическим и эмоциональным состоянием говорящего, отношением говорящего к собеседнику и к содер­ жанию сказанного.

Голосовые признаки, и среди них прежде всего физиче­ ские — такие как высота (параметр, зависящий от числа ко­ лебаний голосовых связок в секунду: чем больше число ко­ лебаний, тем выше голос), сила или громкость (параметр, связанный с амплитудой колебаний голосовых связок, которая, в свою очередь, зависит от индивидуальных особенностей го­ лосовых связок, от величины подсвязочного давления — чем давление больше, тем звук сильнее — и от строения речевого ап­ парата), тембр и фонации, обуславливающие общую и (преиму­ щественно) эмоционально-чувственную окраску и обрамление звуков голоса (тембр и фонации — это характеристики, завися­ щие главным образом от степени разработанности голосовых ре­ зонаторов и строения артикуляционного аппарата), — все пере­ численные признаки голоса уточняют, а порой и однозначно залают тот или иной конкретный тип речевого акта в коммуни­


кации. Достаточно назвать такие речевые акты, как причита­ ние, нытье, клятва, уверение, наставление, поучение, вопрошание, подбадривание, утешение, извинение, оправдание, упрек, оскорбление, ругань, или различного вида апеллятивы — каждый из них связан с определенным видом голоса.

Голосовые особенности влияют на восприятие адресатом получаемой информации и на квалификацию передаваемого сообщения, придавая сообщению определенную аксиологичес­ кую или экспрессивно-стилистическую окраску. В ходе диа­ лога голос служит чрезвычайно мощным инструментом воздей­ ствия, убеждения, подавления. Им можно выразить самые разные чувства и отношения — нежность и ласку, сострадание и покорность, презрение и ненависть, в голосе можно услы­ шать иронию и насмешку, радость и жалость, восторг и зло­ радство, восхищение и боль; см., например, — Свалился всетаки, — сказал Кирилл со смесью досады, жалости и неловкости (В. Крапивин)·, или слова Дездемоны: I understand theJury In your words but not the words *До меня доходит Какой-то ураган в твоих словах, Но не слова* (В. Шекспир. «Отелло», акт 4, пер. Б. Пастернака).

Обладая психологической реальностью, голосовые харак­ теристики сами являются коррелятами человеческих характеров, чувств, индивидуальных и социальных межличностных отноше­ ний, разнообразных поведенческих реакций, причем соответ­ ствия эти настолько устойчивы, что образуют в сознании лю­ дей стереотипные представления о формах проявления эмоций, о распределении интерперсональных ролей и о структурах по­ ведения, отражаемые в речевой просодике. Подобные стерео­ типы подлежат фиксации в толковых словарях или моделях коммуникации, а возможные отклонения от стереотипов, вы­ зываемые лингвистическими или экстралингвистическими фак­ торами, доставляют интересный материал для семантическо­ го, грамматического и прагматического анализа.

В текстах слово голос чаще всего можно встретить в соче­ таниях с прилагательными, обозначающими различные призна­ ки и свойства голоса. Среди них выделяются несколько важ­ ных в коммуникативном отношении семантических групп.

1. В первую группу попадают слова, фиксирующие физи­ ческие (по большей части врожденные) свойства звучащего голоса: (а) высоту (ср. высокий, низкий, грудной, писклявый голос и пр.), (б) громкость и силу (громкий, зычный, сильный, слабый, тихий, негромкий, громовой, ревущий, оглушительный голос и др.), (в) тембр и четкость звучания (бархатный, гнуса­ вый, гундосящий, резкий, звучный, звонкий, глухой, приглушен­


ный, металлический, медный, хриплый, четкий, отчетливый голос и т.п.); другие физические характеристики, например,

(г) скорость производства звуков речи или (д) различные голо­ совые вибрации и модуляции голоса; ср. мягкий, грубый,

лодичный 1, гортанный, дребезжащий, дрожащий, протяжный, тягучий, щебечущий, прерывистый голос и т.п.; время, когда звучит голос, — утренний, вечерний голос, ср. утренние пионер­ ские голоса. На площади перед вокзалом стояли гуськом все те же дряхлые извозчики. Покрикивал тот же газетчик глухим ве­ черним голосам (В. Набоков. *Возвращение Чорба») и др.

2.Еще одна группа прилагательных — это слова со значе­ нием оценки (обычно эстетической) качеств голоса человека или животного: красивый, некрасивый, приятный, тусклый, сочный, мелодичный 2 голос и т.п.

3.Отдельную группу образуют атрибутивные сочетания, в которых атрибуты обозначают пол или возраст человека — об­ ладателя голоса (значение «принадлежащий»), либо опреде­ ленный тип голоса (сопоставительное значение «как у...»); ср.

детский, взрослый, молодой, старческий, юношеский, мальчи­ шеский, девичий, женский, бабий, мужской голос.

4.Очень крупным по числу входящих в него слов является класс прилагательных, выражающих физические и психичес­

кие состояния говорящего; к ним примыкают и обозначения речевого сопровождения неречевыми голосовыми звуками. Вот примеры слов, относящихся к данной группе: усталый, изжу-

ченный, изможденный, больной, спокойный, охрипший, хриплый, умирающий, мертвый, надтреснутый, погасший, сонный, г/гу- стный, радостный, жизнерадостный, восторженный, веселый, бодрый, скучный, томный, квелый, бесцветный, энергичный, возбужденный, взволнованный, робкий, страстный, несчастный,

заунывный, завывающий (или, как называла этот голос М. Цве­ таева по ассоциации с голосом волка, голос-волос), плачущий,

рыдающий, ноющий, захлебывающийся, упавший, уверенный, неуверенный, томный, булькающий, огорченный, удивленный, жаркий и др., ср. также Я больше всего люблю человеческий го­ лос. Он бывает жарким, морозным, моросящим. В нем есть свои глубины, темноты, мерцания. По долгу службы я часто записы­ ваю голоса на пленку. По голосу, /сяк ло пульсу, я сужу о людях, об ох душевном здоровье. Иногда мне хочется подставить голосу плечо, иногда я хочу выключить аппаратуру, чтобы уберечься от опасного акустического облучения. Но всегда, да, всегда голос волнует, тревожит, восхищает (//. Померанцев).

5. Наконец, сочетания прилагательных со словом голос могут обозначать не только актуальное состояние говорящего.


но и выражать различные отношения между говорящим и слу­ шающим: пространственное положение человека по отношению к адресату или наблюдателю (далекий, отдаленный. голоса), степень родства или знакомства (отцовский, знакомый, незна­ комый, чужой голоса), эмоциональное отношение к адресату (роднойу любимый, приветливый, раздраженный), социальные или интерактивные особенности общения, например доминацию говорящего над слушающим или субординативное поло­ жение говорящего, вежливость и ряд других.

Особо отмечу то, что некоторые слова из последних двух классов могут одновременно указывать и на чувства, испыты­ ваемые обладателем голоса, и на принадлежность произноси­ мой реплики к речевому акту (к определенному типу речевых актов, к речевому жанру); ср. требовательный, просительный,

гневный, умоляющий, дружеский, предупредительный, недру­ желюбный, надрывный, провокационный, сочувственный, равно­ душный, властный, сдержанный, ласковый, издевательский, ироничный, насмешливый, враждебный, почтительный, покро­ вительственный, примирительный.

Для слов, которые, обозначая физические или психичес­ кие характеристики голоса, синкретично также выражают от­ ношение говорящего к собеседнику (то есть слов типа дрожа­ щий, ворчливый, сюсюкающий или нежный), физические и психологические компоненты смысла являются главными: прагматизация голоса происходит именно на их основе. Одна­ ко за психологическими определениями часто стоят строго фиксированные, а потому словарно закрепленные физические параметры голоса: сочувственный голос — это голос, теплый по тембру, ровный и негромкий, ненавидящий — резкий и гром­ кий (или: тихий, но шипящий), дружеский — по высоте ниже, чем обычный, и т.п.

Помимо рассмотренных групп прилагательных существуют стереотипные или эталонные голоса представителей ряда про­ фессий, родов деятельности, социальных рангов и постов, тоже обычно выражаемые прилагательными, ср. командирский, дшс-

торский, начальственный, учительский, менторский, тренерс­ кий голос и другие социальные голоса. Подобные характерис­ тики показывают как индивидуальное, так и типичное в речевой манере коммуникантов.

Как известно, согласование или рассогласование семанти­ ческих элементов отражается на возможности гезр. невозмож­ ности сочетаемости слов в предложении, в частности глаголов речи с наречиями (ср. допустимое воркующе звать и неправиль­ ные *воркующе гаркнуть, *воркующе орать: можно сладко го­