ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.05.2024
Просмотров: 984
Скачиваний: 2
разносчики и громкими голосами выкрикивали о своих товарах, не множко нараспев. У всякого товара был свой определенный мотив, или голос. Кто и когда узаконил эти мотивы — неведомо, но они соблюдались в точности в течение долгих лет, так что по одно му выкрику, даже не вслушиваясь в слова, можно было безошибоч но знать, с каким товаром идет разносчик или едет в телеге крестьянин, продавая либо молоко, либо клюкву, лук, картош ку, либо уголь, или бредет, не торопясь, с мешком за плечами старьевщик, скупающий всякий хлам, обноски, скарб — то, что
встарину называлось «борошень», идет и покрикивает, но непре менно скрипучим голосом: *Старья сапог, старого платья — нет ли продавать?» <... > И у всякого товара свой определенный мотив, свой напев. Эти возгласы были записаны и напечатаны в виде нот
вбольшом этнографическом сборнике.
Вообще, следует отметить наличие большого числа фразео логических оборотов со словом голос в разных его значениях: в один голос — «высказываясь единодушно, в полном согласии
мнений» или «говоря разными голосами, слившимися будто в один», с голоса — «воспринимать на слух, пользуясь исключи тельно слуховым каналом восприятия», петь с чужого голоса —
«не иметь своего мнения по данному вопросу и повторять чу жое; говорящий относится к этому отрицательно», во весь го лос — «громко, чтобы все услышали» и другие.
** ♦
Взаключение сформулируем еще раз значения слова голос.
Речевые голоса
1. Голос 1 = «звуки, возникшие в результате колебания свя
зок и исходящие изо рта человека или некоторого животного (или из полости, подобной ротовой, — как у некоторых птиц)».
Примеры: (а) Голос девочки доносился откуда-то издалека·,
(б)Я его узнал по взволнованному голосу.
2.Голос 2 = «орган производства таких звуков».
Примеры: (а) Я сразу же почувствовал, что у Тани больной голос; (б) Не надо напрягать так голос!.
3. Голос 3 = «способность человека или некоторого живот
ного извлекать такие звуки».
Примеры: (а) — Так точно, товарищ генерал!— начал вновь обретать голос Михаил Иванович', (б) Голос уже восстановился, но горло еще болит.
Обозначения человека
4. Г о л о с 4 = «человек, обладающий голосом 2 или го
лосом 3».
Примеры: (а) «Отдаю должное вашей проницательности», — продолжал все тот же голос; (6) Детский голос вдруг спросил: «Это всё мне?*.
5. Голос 5 = «творческая личность в ее становлении и раз
витии».
Примеры: (а) У Марфиной был свой голос; (6) <Астрономы точно предсказывают возвращение кометы через большой проме жуток времени. Доя тех, кто знает Виллона, явление Верлена представляется именно таким астрономическим чудом>. Вибра ция этих двух голосов поразительно сходная (О. Мандельштам).
Ментальные значения
6. Голос 6 = «мнение или суждение человека, высказывае
мое по тому или иному существенному вопросу».
Примеры: (а) <Доктор советует ехать на воды за границу. Что ты скажешь?> — Что же мне сказать? Тут, я думаю, го лос доктора важнее моего (И. А. Гончаров)·,
(б) Решающим на выборах будет голос народа.
7 . Г олос 7 = «право человека заявлять свое мнение при ре
шении вопросов в государственных и общественных учрежде ниях».
Пример: Каждый избиратель имеет один голос.
Культурное значение
8. Голос 8 = «квалификация или оценка творческой деятель
ности, стиля, направления и отдельных произведений искус-
ства».
Примеры: (а) Через голос художника протекает путь к Го лосу (Б. Зайцев)',
(б) <Неповторимые интонации: прихотливая, с угрозой же манства у Ю. Борисовой, своевольная и ломкая у О. Яковлевой, надтреснутая и музыкальная у А. Фрейндлих>. Обретают голоса и стили целые театральные направления (из рецензии).
Интениионаяьное значение
9. Голос 9= «внутренние побуждения человека к каким-то действиям».
Примеры: (а) Тайный голос подсказывал ему: «Не ходи туда»;
(б) Голос совести — это антитеза общепринятому, это «чувство правды в сердце человека».
Природное значение
10. Голос 10 = «звуки, сопровождающие явление природы или работу каких-то механизмов».
Примеры: (а) Я долго стоял на берегу и слушал голос морско го прибоя;
(б) Голоса самолетов слились в один общий гром, сотрясав ший землю.
Музыкальные значения 11. Голос 11 = «звуки пения».
Примеры: (а) Голос у нее был чистый и звонкий', (б) У него приятный баритон.
12. Голос 12= «способность к пению*.
Примеры: (а) Маша имела прекрасный голос и большие му зыкальные способности (А. Пушкин)·, (б) Концерт пришлось пе ренести: у певца сел голос.
13.Голос 13 = «одна из частей музыкального произведения или партия в вокальном ансамбле».
Пример: Они исполнили фугу на четыре голоса.
14.Г о ло с 14 (устар.) = «мотив, мелодия».
Пример: Голос песни этой мне был знакам.
1.2. Признаки и свойства голосов
Производство речи не может осуществляться иначе, как с помощью голоса: голос является не только выражением способ ности к речи, но также ее органом и формой ее реализации. Как и ритмомелодический рисунок речи, голос в значитель ной мере обусловлен физическим и эмоциональным состоянием говорящего, отношением говорящего к собеседнику и к содер жанию сказанного.
Голосовые признаки, и среди них прежде всего физиче ские — такие как высота (параметр, зависящий от числа ко лебаний голосовых связок в секунду: чем больше число ко лебаний, тем выше голос), сила или громкость (параметр, связанный с амплитудой колебаний голосовых связок, которая, в свою очередь, зависит от индивидуальных особенностей го лосовых связок, от величины подсвязочного давления — чем давление больше, тем звук сильнее — и от строения речевого ап парата), тембр и фонации, обуславливающие общую и (преиму щественно) эмоционально-чувственную окраску и обрамление звуков голоса (тембр и фонации — это характеристики, завися щие главным образом от степени разработанности голосовых ре зонаторов и строения артикуляционного аппарата), — все пере численные признаки голоса уточняют, а порой и однозначно залают тот или иной конкретный тип речевого акта в коммуни
кации. Достаточно назвать такие речевые акты, как причита ние, нытье, клятва, уверение, наставление, поучение, вопрошание, подбадривание, утешение, извинение, оправдание, упрек, оскорбление, ругань, или различного вида апеллятивы — каждый из них связан с определенным видом голоса.
Голосовые особенности влияют на восприятие адресатом получаемой информации и на квалификацию передаваемого сообщения, придавая сообщению определенную аксиологичес кую или экспрессивно-стилистическую окраску. В ходе диа лога голос служит чрезвычайно мощным инструментом воздей ствия, убеждения, подавления. Им можно выразить самые разные чувства и отношения — нежность и ласку, сострадание и покорность, презрение и ненависть, в голосе можно услы шать иронию и насмешку, радость и жалость, восторг и зло радство, восхищение и боль; см., например, — Свалился всетаки, — сказал Кирилл со смесью досады, жалости и неловкости (В. Крапивин)·, или слова Дездемоны: I understand theJury In your words but not the words — *До меня доходит Какой-то ураган в твоих словах, Но не слова* (В. Шекспир. «Отелло», акт 4, пер. Б. Пастернака).
Обладая психологической реальностью, голосовые харак теристики сами являются коррелятами человеческих характеров, чувств, индивидуальных и социальных межличностных отноше ний, разнообразных поведенческих реакций, причем соответ ствия эти настолько устойчивы, что образуют в сознании лю дей стереотипные представления о формах проявления эмоций, о распределении интерперсональных ролей и о структурах по ведения, отражаемые в речевой просодике. Подобные стерео типы подлежат фиксации в толковых словарях или моделях коммуникации, а возможные отклонения от стереотипов, вы зываемые лингвистическими или экстралингвистическими фак торами, доставляют интересный материал для семантическо го, грамматического и прагматического анализа.
В текстах слово голос чаще всего можно встретить в соче таниях с прилагательными, обозначающими различные призна ки и свойства голоса. Среди них выделяются несколько важ ных в коммуникативном отношении семантических групп.
1. В первую группу попадают слова, фиксирующие физи ческие (по большей части врожденные) свойства звучащего голоса: (а) высоту (ср. высокий, низкий, грудной, писклявый голос и пр.), (б) громкость и силу (громкий, зычный, сильный, слабый, тихий, негромкий, громовой, ревущий, оглушительный голос и др.), (в) тембр и четкость звучания (бархатный, гнуса вый, гундосящий, резкий, звучный, звонкий, глухой, приглушен
ный, металлический, медный, хриплый, четкий, отчетливый голос и т.п.); другие физические характеристики, например,
(г) скорость производства звуков речи или (д) различные голо совые вибрации и модуляции голоса; ср. мягкий, грубый,
лодичный 1, гортанный, дребезжащий, дрожащий, протяжный, тягучий, щебечущий, прерывистый голос и т.п.; время, когда звучит голос, — утренний, вечерний голос, ср. утренние пионер ские голоса. На площади перед вокзалом стояли гуськом все те же дряхлые извозчики. Покрикивал тот же газетчик глухим ве черним голосам (В. Набоков. *Возвращение Чорба») и др.
2.Еще одна группа прилагательных — это слова со значе нием оценки (обычно эстетической) качеств голоса человека или животного: красивый, некрасивый, приятный, тусклый, сочный, мелодичный 2 голос и т.п.
3.Отдельную группу образуют атрибутивные сочетания, в которых атрибуты обозначают пол или возраст человека — об ладателя голоса (значение «принадлежащий»), либо опреде ленный тип голоса (сопоставительное значение «как у...»); ср.
детский, взрослый, молодой, старческий, юношеский, мальчи шеский, девичий, женский, бабий, мужской голос.
4.Очень крупным по числу входящих в него слов является класс прилагательных, выражающих физические и психичес
кие состояния говорящего; к ним примыкают и обозначения речевого сопровождения неречевыми голосовыми звуками. Вот примеры слов, относящихся к данной группе: усталый, изжу-
ченный, изможденный, больной, спокойный, охрипший, хриплый, умирающий, мертвый, надтреснутый, погасший, сонный, г/гу- стный, радостный, жизнерадостный, восторженный, веселый, бодрый, скучный, томный, квелый, бесцветный, энергичный, возбужденный, взволнованный, робкий, страстный, несчастный,
заунывный, завывающий (или, как называла этот голос М. Цве таева по ассоциации с голосом волка, голос-волос), плачущий,
рыдающий, ноющий, захлебывающийся, упавший, уверенный, неуверенный, томный, булькающий, огорченный, удивленный, жаркий и др., ср. также Я больше всего люблю человеческий го лос. Он бывает жарким, морозным, моросящим. В нем есть свои глубины, темноты, мерцания. По долгу службы я часто записы ваю голоса на пленку. По голосу, /сяк ло пульсу, я сужу о людях, об ох душевном здоровье. Иногда мне хочется подставить голосу плечо, иногда я хочу выключить аппаратуру, чтобы уберечься от опасного акустического облучения. Но всегда, да, всегда голос волнует, тревожит, восхищает (//. Померанцев).
5. Наконец, сочетания прилагательных со словом голос могут обозначать не только актуальное состояние говорящего.
но и выражать различные отношения между говорящим и слу шающим: пространственное положение человека по отношению к адресату или наблюдателю (далекий, отдаленный. голоса), степень родства или знакомства (отцовский, знакомый, незна комый, чужой голоса), эмоциональное отношение к адресату (роднойу любимый, приветливый, раздраженный), социальные или интерактивные особенности общения, например доминацию говорящего над слушающим или субординативное поло жение говорящего, вежливость и ряд других.
Особо отмечу то, что некоторые слова из последних двух классов могут одновременно указывать и на чувства, испыты ваемые обладателем голоса, и на принадлежность произноси мой реплики к речевому акту (к определенному типу речевых актов, к речевому жанру); ср. требовательный, просительный,
гневный, умоляющий, дружеский, предупредительный, недру желюбный, надрывный, провокационный, сочувственный, равно душный, властный, сдержанный, ласковый, издевательский, ироничный, насмешливый, враждебный, почтительный, покро вительственный, примирительный.
Для слов, которые, обозначая физические или психичес кие характеристики голоса, синкретично также выражают от ношение говорящего к собеседнику (то есть слов типа дрожа щий, ворчливый, сюсюкающий или нежный), физические и психологические компоненты смысла являются главными: прагматизация голоса происходит именно на их основе. Одна ко за психологическими определениями часто стоят строго фиксированные, а потому словарно закрепленные физические параметры голоса: сочувственный голос — это голос, теплый по тембру, ровный и негромкий, ненавидящий — резкий и гром кий (или: тихий, но шипящий), дружеский — по высоте ниже, чем обычный, и т.п.
Помимо рассмотренных групп прилагательных существуют стереотипные или эталонные голоса представителей ряда про фессий, родов деятельности, социальных рангов и постов, тоже обычно выражаемые прилагательными, ср. командирский, дшс-
торский, начальственный, учительский, менторский, тренерс кий голос и другие социальные голоса. Подобные характерис тики показывают как индивидуальное, так и типичное в речевой манере коммуникантов.
Как известно, согласование или рассогласование семанти ческих элементов отражается на возможности гезр. невозмож ности сочетаемости слов в предложении, в частности глаголов речи с наречиями (ср. допустимое воркующе звать и неправиль ные *воркующе гаркнуть, *воркующе орать: можно сладко го