ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.05.2024
Просмотров: 988
Скачиваний: 2
при этом теряют самоконтроль· *
В разговоре мы просим Говорите, пожалуйста, погромче,
если по какой-либо причине не можем разобрать слова гово рящего, например слишком велика коммуникативная дистан ция, но реплика Говорите, пожалуйста, потише связана не только и не столько с помехами восприятия. Громкий голос обычно возникает в речи, если есть какая-то преграда в обще нии, скажем плохая слышимость, незнакомый речевой код или психологическая невосприимчивость информации. В этих слу чаях, пытаясь преодолеть акустический или перцептивный ба рьер, человек начинает говорить громче (а иногда одновременно с тем четче и размереннее). При этом если говорящий счита ет, что слушающий не понимает его «простых» слов или смысла того, что ему говорят, так сказать, «с первого раза», то он обычно раздражается и повышает голос, как если бы собесед ник его плохо слышал из-за физических помех. Отсюда понят но, почему именно тихий голос является голосом интимного общения: ведь между вступающими в такое общение людьми нет ни ментальной, ни психической перцептивной преграды, а потому нет никакой необходимости увеличивать громкость го лоса. Также понятно, и почему несколько странно звучат порусски фразы типа Внутренний голос прокричал, заорал... и т.п. — ведь между внутренним голосом и его носителем барьера не су ществует.
Внутренний голос говорит едва слышно, он может только нашептывать и подсказывать, то есть выступает в сочетаниях с глаголами, семантическая структура которых содержит ком понент «тихо» (на этот факт мое внимание обратила С. А. Гри горьева). Ясно также, почему именно громкий голос характе рен для воплей, плачей и причитаний, обращенных к Господу: эмоции «вырываются» наружу и вместе с параязыковыми и речевыми звуками должны распространиться очень далеко — дойти до Неба, до ушей Всевышнего. «Шрай цум Гот* (идиш) «кричи к Богу»— говорят в таких случаях евреи.
Несимметричными являются в русском языке и такие вы ражения, как повысить голос и понизить голос, — у них абсо лютно разные коммуникативные и прагматические функции. Повышение голоса передает отдаление от собеседника, стрем ление занять в диалоге командную позицию, что, как прави ло, вызывает ответную негативную реакцию. Ср. Я не помню, чтобы бабушка повысила голос, но взьгядом она умела «устыжать» юдеи (Т. Лещенко-Сухомлина). А писатель Вл. Маканин, на
пример, справедливо оценивает поведение мужчины, ранее повысившего голос на женщину-собеседницу, вовсе как недо стойное: Мужчина, который повышает голос, во-первых, не мужчина. А во-вторых, мужчина, который повышает голос, явно не на своем месте.
Особыми причинами повышения голоса, которое наруша ет этикетные нормы повседневного общения, чаще всего слу жат эмоциональные факторы: гнев, злость, негодование, раз дражение, возмущение и прочие сильные чувства. В то же время говорение на пониженных тонах больше связано непо средственно с прагматикой общения, с социальными и интер персональными факторами. А потому оно прежде всего свой ственно людям, чей социальный статус значительно ниже, чем статус их собеседника, и это может проявляться в конкретных коммуникативных актах. Мы говорим Скажите же об этом вслух! (то есть громко, во всеуслышание), когда хотим, чтобы человек, к которому мы обращаемся, проявил смелость и му жество, преодолевая коммуникативный или социальный барь ер. Говорение на пониженных тонах — это речь, осуществля емая упавшими, тусклыми, потухшими, нерешительными, вкрадчивыми, робкими, извиняющимися, просительными, заис кивающими голосами, это произнесение слов неполным голосом,
тихим голосом, вполголоса.
Любопытно, что многие производные от слова голос в сво ей семантической структуре содержат элемент «громкий» или «сильный»: голосить, голосина, голосище, возглас, голосистый; ср. также сочетания в голос1 <кричать, рыдать, плакать, ра доваться: — Ага, аа — громко, в голос радовалась Аннушка (Вл. Максимов) >, то есть «очень громко», во весь голос «громко, так, чтобы все слышали» или в полный голос, тогда как лишь наречие вполголоса, если не считать сложных образований типа тихоголосый, обозначающее природное свойство голоса, име ет значение «пониженным голосом», то есть «ниже, чем обыч но» или «ниже, чем полагается в норме в данной ситуации».
Согласование силы голоса с эмоциональным состоянием говорящего отражается и в выборе союза при синтезе фразы по заданному смыслу. Допустимы предложения Он кипятился, но говорил тихо и Он кипятился и говорил громко, но плохо *0н кипятился, но говорил громко.
Хотя громкий голос хорошо слышен, его этическая оценка в условиях нормального диалога, как правило, отрицательная, что вполне соответствует физическим и психическим особен ностям этого голоса. Не случайно слова громогласный, громко
голосый. громовой, громозвучный ла и само громкий имеют пе-
У
реносное значение «чрезмерно торжественный, высокопар ный»; ср. И напыщенными стихами, Набором громозвучных слов Я петь пустого не умею (А. Пушкин). Столь же отрицательно оце ниваются громогласные утверждения, громкоголосые заверения, громкие слова и фразы, глагол громыхать.
Нанесенное собеседнику оскорбление, сделанное обидное замечание резко меняют тональность и общий характер диало га. В процессе общения люди вообще крайне чутки к малей шим колебаниям в голосе собеседника. Они ловят неожидан ные тоны и интонации, реагируют на изменившуюся силу, высоту или тембр голоса, фиксируют вибрации голоса, внезап но наступающие паузы, всевозможные нюансы в голосовой игре; ср., например, Произнесла она свое любезное приветствие голосом без звука, фразами без интонации (Л. Чуковская). Ком ментируя речь персонажей, автор текста часто отмечает те или иные свойства голосов, легко создавая — по М. Бахтину — «эффект непосредственного присутствия» читателя при диало ге: Слушай, хватит там в прятки играть, а?— сказал он вдруг изменившимся голосом. — Не хочешь со мной разговаривать, так и скажи, я к этому готов (В. Матлин)\ Я не уловила, было это сказано с сарказмом или с горечью (В. Токарева).
Голоса в диалоге могут внезапно меняться и даже срывать ся. Громкий голос срывается как по физиологическим, так и по психологическим причинам. Между тем, когда в диалоге срывается обычный голос, мотивы для срыва, как правило,' всегда чисто психологические. Фразы Он сорвал голос и Не кричи так, сорвешь себе голос! вызваны происшедшими или вероят ными резкими сменами физических параметров голоса в отсут ствии каких бы то ни было психических коррелятов. Между тем срывающийся голос, равно как и некоторые другие голоса, на пример дрогнувший, изменившийся, потухший, маркирует вне запный переход в диалоге от одного тона к другому, переход, обусловленный чрезвычайно сильными переживаниями или возникшими эмоциями. Так, срывающийся голос свидетельству ет, в частности, о том, что «эмоциональное состояние гово рящего уже достигло критической точки, вследствие чего он уже не в состоянии управлять голосом»: ему не xeàmaem воздуха, у
него перехватывает дыхание, сжимается горло, заплетается язык. Срывающийся голос, как правило, сопровождается кри ками, всхлипываниями, слезами и рыданиями, изменением мимики, неожиданными позами и телодвижениями. Ср. Ба бушка кричала: — Кормилец ты наш, на кого ты нас оставля ешь! — Как странно звучит ее жалкий, срывающийся голос (В. Ан- л-г.рсйоУ Rdpvr pome сс ladpn.vcai. naia inniecmenu, она быстро
приблизилась к нему и сказала: «Как ты смеешь так разговари вать с матерью.V И глядя на меня заслезившимися глазами, крик нула срывающимся голосом: *Уходи, немедленно уходи!* ( С. Леви на)', Севка сбросил с себя руку Шворца и резко повернулся к нам. Лицо его было искажено, руки дрожали: — Ну и что? Что вы мне здесь доказали? — крикну/1 он срывающимся голосом так громко, что перекрыл крик толпы. — Что всем здесь заправляет Шварц, так, что ли? (В. Матлин).
1.4. Речевые и музыкальные голоса
Ни то обстоятельство, что речь возникает исключительно благодаря голосу, ни сам факт обладания речевым голосом не нуждаются в специальном языковом обозначении. Предложе ние У него есть голос означает «хороший певческий (а не рече вой!) голос», текст Голоса у тебя нет. И души вроде бы тоже нет произносит, оценивая музыкальные способности героя рассказа С. Довлатова «Встретились, поговорили», учитель пения.
Он с его голосом... и Он не в голоса — это чисто оценочные, предложения, а предложения *Он сказал это голосом или Юн пел голосом вообще неправильные. Акцентного или рематичес кого выделений требуют именно признаки речевого и музыкаль ного голоса, поэтому при существительном голос в речевых и музыкальных значениях, выступающем в предложении в семан тической функций зшструмента, какие-то лексические распро странители обязательны.
Значения указанных смысловых признаков входят также в толкования глаголов речи, о которых мы говорили выше,
рявкать, гаркать, визжать, звенеть, скрипетьу бурчать, вы рваться и пр., наречий, часть из которых сочетается исключи тельно с речевьши предикатами, — басом, визгливо, зычно,
угрюмо, резкоу спокойно, тихо, мягко и др., и существитель ных, обозначающих разновидности голоса, — бдс, тенор, ба~ ритону альт, сопрано и др. Производные от этих существитель ных не все могут описывать речь.
Следует различать виды голоса как источника речевых зву
ков и виды голоса как источника музыкальных звуков.
Музыкальные голоса — это постоянные характеристики человека, а языковые обозначения музыкальных голосов допус кают метонимический перенос по модели «голос — носитель г олоса». Ср. У Евсея оказался альт. учитель взяг его в церков-
ный хор (М. Горький); Из-за ученических столов выползают дис канты и альты (А. Чехов).
Музыкальные голоса, как и речевые, делятся по возраст ному и половому признакам. Олнако музыкальные голоса име ют в русском языке особые обозначения. Детские голоса — это альт, дискант, мужские взрослые голоса — это баё, баритон и тенор, среди женских различаются альт, контральто, сопра но, меццо-сопрано и колоратурное сопрано.
Речевые гшоса характеризуются признаками, связанными с речью и параречевыми элементами, например с особой ар тикуляцией звуков или с особенностями актуальной коммуни кации и различными социальными факторами (ср. фальшивый голос —только речевой, в отличие от глагола-фальшивить, ко торый может указывать и на пение; выражение без голоса мо жет обозначать и «потерю обычного речевого голоса», и «от сутствие хорошего музыкального голоса», а слово безголосый обозначает только «отсутствие способности к пению»). Музы кальные голоса определяются различными свойствами, связан ными с пением,' например с качеством голоса (ср. такие сло ва и сочетания, как сфальшивить, диапазон голоса, напрягать
голос, объемный голос, чистый голос, владеть голосом, управ лять голосом и другие) или с его эстетическими оценочными характеристиками {хороший голос, плохой голос, удивительный
голос, безобразный голос, замечательный голос).
Речевые голоса, в отличие от музыкальных, непостоянны. Они меняются, пак мы .уже видели, не только в зависимости от пола и возраста или от физических и физиологических при чин, но также от характера и содержания сообщаемой инфор мации, от физического и психического состояния говорящего й его отношения к предмету обсуждения, к адресату или к высказываниям адресата, сделанным в ходе диалога.
Обозначением речевого, а не только музыкального голоса является бас (бас 2) «результат мутации голоса как проявление (= внешнее Свидетельство) взрослости человека», ср. Петяуже говорит басам; Щютри-ка, у него уже бас! В языковой карти не мира мужчины говорят низкими голосами, а женщины — высокими. Бас кик обозначение очень низкого речевого голо са присущ мужчйнам, и лишь окказионально — для указания на подобие женского голоса мужскому — может приписывать ся в речевом контексте женщинам: Она произнесла эти слова
дрогнувшим гоАосом, а затем низким голосом, почти басом спро сила: «Ты в Москве?» (В. Попов).
Из речевых голосов, в противоположность музыкальным, стандартные языковые обозначения имеют только низкие го-