ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.05.2024

Просмотров: 988

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

при этом теряют самоконтроль· *

В разговоре мы просим Говорите, пожалуйста, погромче,

если по какой-либо причине не можем разобрать слова гово­ рящего, например слишком велика коммуникативная дистан­ ция, но реплика Говорите, пожалуйста, потише связана не только и не столько с помехами восприятия. Громкий голос обычно возникает в речи, если есть какая-то преграда в обще­ нии, скажем плохая слышимость, незнакомый речевой код или психологическая невосприимчивость информации. В этих слу­ чаях, пытаясь преодолеть акустический или перцептивный ба­ рьер, человек начинает говорить громче (а иногда одновременно с тем четче и размереннее). При этом если говорящий счита­ ет, что слушающий не понимает его «простых» слов или смысла того, что ему говорят, так сказать, «с первого раза», то он обычно раздражается и повышает голос, как если бы собесед­ ник его плохо слышал из-за физических помех. Отсюда понят­ но, почему именно тихий голос является голосом интимного общения: ведь между вступающими в такое общение людьми нет ни ментальной, ни психической перцептивной преграды, а потому нет никакой необходимости увеличивать громкость го­ лоса. Также понятно, и почему несколько странно звучат порусски фразы типа Внутренний голос прокричал, заорал... и т.п. — ведь между внутренним голосом и его носителем барьера не су­ ществует.

Внутренний голос говорит едва слышно, он может только нашептывать и подсказывать, то есть выступает в сочетаниях с глаголами, семантическая структура которых содержит ком­ понент «тихо» (на этот факт мое внимание обратила С. А. Гри­ горьева). Ясно также, почему именно громкий голос характе­ рен для воплей, плачей и причитаний, обращенных к Господу: эмоции «вырываются» наружу и вместе с параязыковыми и речевыми звуками должны распространиться очень далеко — дойти до Неба, до ушей Всевышнего. «Шрай цум Гот* (идиш) «кричи к Богу»— говорят в таких случаях евреи.

Несимметричными являются в русском языке и такие вы­ ражения, как повысить голос и понизить голос, — у них абсо­ лютно разные коммуникативные и прагматические функции. Повышение голоса передает отдаление от собеседника, стрем­ ление занять в диалоге командную позицию, что, как прави­ ло, вызывает ответную негативную реакцию. Ср. Я не помню, чтобы бабушка повысила голос, но взьгядом она умела «устыжать» юдеи (Т. Лещенко-Сухомлина). А писатель Вл. Маканин, на­


пример, справедливо оценивает поведение мужчины, ранее повысившего голос на женщину-собеседницу, вовсе как недо­ стойное: Мужчина, который повышает голос, во-первых, не мужчина. А во-вторых, мужчина, который повышает голос, явно не на своем месте.

Особыми причинами повышения голоса, которое наруша­ ет этикетные нормы повседневного общения, чаще всего слу­ жат эмоциональные факторы: гнев, злость, негодование, раз­ дражение, возмущение и прочие сильные чувства. В то же время говорение на пониженных тонах больше связано непо­ средственно с прагматикой общения, с социальными и интер­ персональными факторами. А потому оно прежде всего свой­ ственно людям, чей социальный статус значительно ниже, чем статус их собеседника, и это может проявляться в конкретных коммуникативных актах. Мы говорим Скажите же об этом вслух! (то есть громко, во всеуслышание), когда хотим, чтобы человек, к которому мы обращаемся, проявил смелость и му­ жество, преодолевая коммуникативный или социальный барь­ ер. Говорение на пониженных тонах — это речь, осуществля­ емая упавшими, тусклыми, потухшими, нерешительными, вкрадчивыми, робкими, извиняющимися, просительными, заис­ кивающими голосами, это произнесение слов неполным голосом,

тихим голосом, вполголоса.

Любопытно, что многие производные от слова голос в сво­ ей семантической структуре содержат элемент «громкий» или «сильный»: голосить, голосина, голосище, возглас, голосистый; ср. также сочетания в голос1 <кричать, рыдать, плакать, ра­ доваться: — Ага, аа — громко, в голос радовалась Аннушка (Вл. Максимов) >, то есть «очень громко», во весь голос «громко, так, чтобы все слышали» или в полный голос, тогда как лишь наречие вполголоса, если не считать сложных образований типа тихоголосый, обозначающее природное свойство голоса, име­ ет значение «пониженным голосом», то есть «ниже, чем обыч­ но» или «ниже, чем полагается в норме в данной ситуации».

Согласование силы голоса с эмоциональным состоянием говорящего отражается и в выборе союза при синтезе фразы по заданному смыслу. Допустимы предложения Он кипятился, но говорил тихо и Он кипятился и говорил громко, но плохо *0н кипятился, но говорил громко.

Хотя громкий голос хорошо слышен, его этическая оценка в условиях нормального диалога, как правило, отрицательная, что вполне соответствует физическим и психическим особен­ ностям этого голоса. Не случайно слова громогласный, громко­

голосый. громовой, громозвучный ла и само громкий имеют пе-


У

реносное значение «чрезмерно торжественный, высокопар­ ный»; ср. И напыщенными стихами, Набором громозвучных слов Я петь пустого не умею (А. Пушкин). Столь же отрицательно оце­ ниваются громогласные утверждения, громкоголосые заверения, громкие слова и фразы, глагол громыхать.

Нанесенное собеседнику оскорбление, сделанное обидное замечание резко меняют тональность и общий характер диало­ га. В процессе общения люди вообще крайне чутки к малей­ шим колебаниям в голосе собеседника. Они ловят неожидан­ ные тоны и интонации, реагируют на изменившуюся силу, высоту или тембр голоса, фиксируют вибрации голоса, внезап­ но наступающие паузы, всевозможные нюансы в голосовой игре; ср., например, Произнесла она свое любезное приветствие голосом без звука, фразами без интонации (Л. Чуковская). Ком­ ментируя речь персонажей, автор текста часто отмечает те или иные свойства голосов, легко создавая — по М. Бахтину — «эффект непосредственного присутствия» читателя при диало­ ге: Слушай, хватит там в прятки играть, а?— сказал он вдруг изменившимся голосом. Не хочешь со мной разговаривать, так и скажи, я к этому готов (В. Матлин)\ Я не уловила, было это сказано с сарказмом или с горечью (В. Токарева).

Голоса в диалоге могут внезапно меняться и даже срывать­ ся. Громкий голос срывается как по физиологическим, так и по психологическим причинам. Между тем, когда в диалоге срывается обычный голос, мотивы для срыва, как правило,' всегда чисто психологические. Фразы Он сорвал голос и Не кричи так, сорвешь себе голос! вызваны происшедшими или вероят­ ными резкими сменами физических параметров голоса в отсут­ ствии каких бы то ни было психических коррелятов. Между тем срывающийся голос, равно как и некоторые другие голоса, на­ пример дрогнувший, изменившийся, потухший, маркирует вне­ запный переход в диалоге от одного тона к другому, переход, обусловленный чрезвычайно сильными переживаниями или возникшими эмоциями. Так, срывающийся голос свидетельству­ ет, в частности, о том, что «эмоциональное состояние гово­ рящего уже достигло критической точки, вследствие чего он уже не в состоянии управлять голосом»: ему не xeàmaem воздуха, у

него перехватывает дыхание, сжимается горло, заплетается язык. Срывающийся голос, как правило, сопровождается кри­ ками, всхлипываниями, слезами и рыданиями, изменением мимики, неожиданными позами и телодвижениями. Ср. Ба­ бушка кричала: Кормилец ты наш, на кого ты нас оставля­ ешь! — Как странно звучит ее жалкий, срывающийся голос (В. Ан- л-г.рсйоУ Rdpvr pome сс ladpn.vcai. naia inniecmenu, она быстро


приблизилась к нему и сказала: «Как ты смеешь так разговари­ вать с матерью.V И глядя на меня заслезившимися глазами, крик­ нула срывающимся голосом: *Уходи, немедленно уходи!* ( С. Леви­ на)', Севка сбросил с себя руку Шворца и резко повернулся к нам. Лицо его было искажено, руки дрожали: Ну и что? Что вы мне здесь доказали? крикну/1 он срывающимся голосом так громко, что перекрыл крик толпы. Что всем здесь заправляет Шварц, так, что ли? (В. Матлин).

1.4. Речевые и музыкальные голоса

Ни то обстоятельство, что речь возникает исключительно благодаря голосу, ни сам факт обладания речевым голосом не нуждаются в специальном языковом обозначении. Предложе­ ние У него есть голос означает «хороший певческий (а не рече­ вой!) голос», текст Голоса у тебя нет. И души вроде бы тоже нет произносит, оценивая музыкальные способности героя рассказа С. Довлатова «Встретились, поговорили», учитель пения.

Он с его голосом... и Он не в голоса — это чисто оценочные, предложения, а предложения *Он сказал это голосом или Юн пел голосом вообще неправильные. Акцентного или рематичес­ кого выделений требуют именно признаки речевого и музыкаль­ ного голоса, поэтому при существительном голос в речевых и музыкальных значениях, выступающем в предложении в семан­ тической функций зшструмента, какие-то лексические распро­ странители обязательны.

Значения указанных смысловых признаков входят также в толкования глаголов речи, о которых мы говорили выше,

рявкать, гаркать, визжать, звенеть, скрипетьу бурчать, вы­ рваться и пр., наречий, часть из которых сочетается исключи­ тельно с речевьши предикатами, — басом, визгливо, зычно,

угрюмо, резкоу спокойно, тихо, мягко и др., и существитель­ ных, обозначающих разновидности голоса, — бдс, тенор, ба~ ритону альт, сопрано и др. Производные от этих существитель­ ных не все могут описывать речь.

Следует различать виды голоса как источника речевых зву­

ков и виды голоса как источника музыкальных звуков.

Музыкальные голоса — это постоянные характеристики человека, а языковые обозначения музыкальных голосов допус­ кают метонимический перенос по модели «голос — носитель г олоса». Ср. У Евсея оказался альт. учитель взяг его в церков-


ный хор (М. Горький); Из-за ученических столов выползают дис­ канты и альты (А. Чехов).

Музыкальные голоса, как и речевые, делятся по возраст­ ному и половому признакам. Олнако музыкальные голоса име­ ют в русском языке особые обозначения. Детские голоса — это альт, дискант, мужские взрослые голоса — это баё, баритон и тенор, среди женских различаются альт, контральто, сопра­ но, меццо-сопрано и колоратурное сопрано.

Речевые гшоса характеризуются признаками, связанными с речью и параречевыми элементами, например с особой ар­ тикуляцией звуков или с особенностями актуальной коммуни­ кации и различными социальными факторами (ср. фальшивый голос —только речевой, в отличие от глагола-фальшивить, ко­ торый может указывать и на пение; выражение без голоса мо­ жет обозначать и «потерю обычного речевого голоса», и «от­ сутствие хорошего музыкального голоса», а слово безголосый обозначает только «отсутствие способности к пению»). Музы­ кальные голоса определяются различными свойствами, связан­ ными с пением,' например с качеством голоса (ср. такие сло­ ва и сочетания, как сфальшивить, диапазон голоса, напрягать

голос, объемный голос, чистый голос, владеть голосом, управ­ лять голосом и другие) или с его эстетическими оценочными характеристиками {хороший голос, плохой голос, удивительный

голос, безобразный голос, замечательный голос).

Речевые голоса, в отличие от музыкальных, непостоянны. Они меняются, пак мы .уже видели, не только в зависимости от пола и возраста или от физических и физиологических при­ чин, но также от характера и содержания сообщаемой инфор­ мации, от физического и психического состояния говорящего й его отношения к предмету обсуждения, к адресату или к высказываниям адресата, сделанным в ходе диалога.

Обозначением речевого, а не только музыкального голоса является бас (бас 2) «результат мутации голоса как проявление (= внешнее Свидетельство) взрослости человека», ср. Петяуже говорит басам; Щютри-ка, у него уже бас! В языковой карти­ не мира мужчины говорят низкими голосами, а женщины — высокими. Бас кик обозначение очень низкого речевого голо­ са присущ мужчйнам, и лишь окказионально — для указания на подобие женского голоса мужскому — может приписывать­ ся в речевом контексте женщинам: Она произнесла эти слова

дрогнувшим гоАосом, а затем низким голосом, почти басом спро­ сила: «Ты в Москве?» (В. Попов).

Из речевых голосов, в противоположность музыкальным, стандартные языковые обозначения имеют только низкие го-