ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.05.2024
Просмотров: 992
Скачиваний: 2
вающим, так сказать, говорение одного и того же. В предло жении Отец все, бывало, ворчал, недовольный и едой, и врача ми, и палатой эффект ворчания усиливается благодаря присут ствию перечислительной конструкции, образованной именами объектов, вызвавшими недовольство. Ворчание также совер шается голосом невнятным, размеренным и низким (или бо лее низким, чем обычно).
Не отвечающая содержанию или иллокутивной силе вы сказывания голосовая оркестровка ведет к коммуникативному провалу диалога. Рассмотрим следующий короткий текст: — Я
прошу... — Нет, вы не просите, а рычите, как леопард. — Ну хорошо, я прошу вас... — Вот теперь другое дело. Пойдемте.
В приведенном диалоге анафорическая конструкция Вот теперь другое дело относится к новому голосовому оформлению: про износящий ее человек только теперь готов отнестись к словам я прошу вас как к просьбе.
Отношение говорящего к собеседнику и к его словам мо жет обозначаться разными способами. Так, во фразе *Ловкая
работа!* — восхитился он (<сказал он с восхищением, сказал с вос хищением в голосе) чувство, выраженное голосом и, возмож но, какими-то еще паралингвистическими и кинетическими средствами, отражено в авторском комментарии и, вообще говоря, может передаваться синонимичными или квазисинонимичными единицами. Однако у автора текста имеются средства, так сказать, развести по разные стороны отношение говорящего к каким-то объектам или событиям, которое вы ражается с помощью голоса (то есть возможную голосовую си муляцию, неискренность или игру) и истинное отношение, возможно тщательно скрываемое.
Замечание. Любопытно, что по представлениям индусов характер человека определяют не что иное, как трк основных виде голоса: голос джелал, означающий силу, голос джсмал, означающий красоту, и го лос кемалъ— голос мудрости. В разных жизненных ситуациях и в разных речевых актах человек пользуется разными голосами и качества ми голоса (см. ниже), иногда пряча за ними свои истинные чувства. Ср. «Если вы будете внимательно следить за повседневной жизнью, вы обнаружите, что иногда, прежде чем человек закончит говорить, вы становитесь раздраженными. Это не из-за того, что он сказал, но изза его голоса. И вы также начинаете замечать, может быть, не каждый день вашей жизни, но время от времени, что другой человек сказал «гго-то один раз, и это навсегда осталось с вами, постоянно вызывая прекрасное чувство, всегда успокаивая, исцеляя, возвышая, вдохнов ляя <...> Разве не было в истории мира такого, что, услышав голос
командира “Шагом марш!”, люди маршировали сотни миль с огром ной силой и энергией, пе зная, с чем они столкнутся лицом к лицу? Казалось, что весь страх и тревога ушли прочь, а сила и мужество были даны им, когда они шагали на марше» (Хан 1998, с. 148—149).
По мнению индусов, существует также пять качеств голоса — зем ное, водное, огненное, воздушное и эфирное, — которые связаны с кон кретными человеческими свойствами или состояниями, а также с теми целями, которые ставит перед собой человек, вступая в коммуника цию. Земное качество — это голос надежды или одобрения, водное качество — это голос успокаивающий и исцеляющий, качество огня — это голос громкий, действующий раздражающе, возбуждающе или ужасающе; например, предупреждения обычно делаются голосом огня. Воздушное качество возвышает человека, это голос легкий, как бы уносящий человека в даль. Наконец, эфирное качество голоса взыва ет и опьяняет, эфирный голос — голос неземной. В каждом из трех типов голосов — джелал, джемал и кемаль — может преобладать одно из качеств, и в соответствии с ним голос производит то или иное воз действие на человека и на окружающий мир.
Голосу, как и лицу, можно придавать определенное выра жение; ср. искренним голосом; фальшивым голосом; Она поста ралась придать голосу печальное выражение. Голос можно изме нять, направляя его в нужную сторону. Именно таким способом действует чревовещатель. Работая с куклой, чревовещательвентрилок, как описывает свою деятельность на эстраде изве стная актриса-чревовещательница М. Донская, «направляет звук в нужную ему сторону, не разжимая рта». Способность направлять голос (чревовещатели называют это свойство «по летностью») основывается на умелом использовании чревове щателем определенных органов-резонаторов: рта, глотки и мягкого неба. Комбинируя их, вентрилок может усиливать или ослаблять звук, а также посылать его в том или ином направ лении на необходимое расстояние. Звуковая имитация обыч ного внешнего голоса здесь происходит внутри тела.
Однако умение направлять голос в определенную точку пространства и на нужную дистанцию, когда рот открыт и имеет место артикуляция звуков, присуще всякому человеку, владе ющему голосовым инструментом. Во время беседы говорящий, обращая свой голос непосредственно к адресату, облегчает ему восприятие речи. Напротив, говорение в сторону от адресата изменяет параметры звучащего голоса, причем иногда настоль ко сильно, что может полностью измениться сам голос: он ста новится трудно узнаваемым или даже неузнаваемым. Голос го ворящего как бы дистанцируется от истинного источника
звучания, а потому создается иллюзия чужого голоса. Говоре ние в сторону, таким образом, открывает неплохие возможно сти для разнообразных голосовых манипуляций.
В связи с проблемой имитации голосов особое внимание обращает на себя использование автором текста в комментари ях к прямой речи таких наречий и прилагательных, как натуж но, делано, нарочито, преувеличенно, притворный и (в одном из значений) подчеркнутый. Ср.: Ну, что будем делать? — спросил
он меня делано бодрым голосом, будто не глубокая ночь стояла за окном;«Где ты вчера был?» — с нарочитым безразличием в голосе спросила жена; *И давно это у вас?» — спросилДмитрий Григорь евич с притворным равнодушием, разглядывая маленькое черное пятнышкоу нее под коленом (Ю. Крелин), Безразличие и равноду шие, чувства, имитируемые голосами, здесь никак не отражают подлинных (и вполне понятных) интереса со стороны жены и беспокойства врача, ср. неправильные выражения *с безразли
чием в голосе забеспокоился, ^равнодушно заинтересовался.
Голосовые свойства различных речевых актов и выражаемых в них коммуникативных установок хорошо известны в ритори ке. К ним с вниманием относятся также театральные режис серы и профессиональные актеры-чтецы, выступающие на сцене и эстраде. Декламационное чтение, или чтение с выра жением (= с выражением всех необходимых чувств), предпола гает правильную голосовую оркестровку речи. И здесь актерам
ирежиссерам помогают авторские ремарки к тексту.
Вто же время адресату обычной речи нередко гораздо важ нее понять не столько, что именно сказано, сколько, как ска зано. Внимательный, настроенный на партнера, так сказать
«кооперативный», адресат часто вслушивается в речь собесед ника не для того, чтобы, напрягая слух, расслышать что-либо, а для того, чтобы услышать, то есть понять собеседника, при чем понять не только и не столько высказанное, сколько не досказанное и невысказанное, «уловить речевые обертоны» (М. Цветаева). Слабые, едва заметные голосовые модуляции, быстро меняющиеся в ходе общения, слушающий крайне ред ко успевает подвергнуть рациональной интеллектуальной обра ботке. Поэтому, когда он говорит Я не уловил, с какой интона цией все было сказано, это совсем не то же самое, как если бы он произнес Я не понял, с какой интонацией все было сказано.
Понять что-то, а тем более кого-то, можно, лишь подвергнув всю сумму полученной и имеющейся информации активной обработке разумом и поместив результаты этой обработки в свое сознание; ср. ТКС 1994 (словарная статья глагола понимать, автор статьи И. М. Богуславский). Нельзя, однако, Уловить
кого-либо, а уловить что-либо, в отличие от понять, можно также подсознанием. Чтобы уловить, например, намек в голо се, достаточно его зафиксировать, не анализируя разумом. Между тем понять намек (не *понять намек в голосе!) означает не просто его зафиксировать, но и с помощью целенаправлен ной деятельности ума получить информацию о его содержании. Поэтому уловить может быть обозначением пассивной деятель ности, это скорее воспринять, чем понять. Во фразе Его удив
ляло, что она говорит о молниях, тучах, закате солнца, о бога тыряхсказок, греческих богах, — он не мог уловить никакой связи во всем этом (А/. Горький) речь идет о том, что один из собесед ников не мог увидеть даже, есть эта связь или нет, тем более понять, в чем ее суть. Ясно также, почему предложение Я не
уловил, было это ею сказано с сарказмом или с горечью, и толь ко спустя несколько часов понял, что она чувствовала в тот момент кажется абсолютно корректным, а предложение По
тому, как он это произнес, я понял, что онраздражен, но не мог уловить, почему — сомнительным. Голос, — писала М. Цветае ва, — большойобаятель <...>. Перевести фразу с голоса намысль —
осмыслить, осознать произносимое — не всегдауспеваешь: плывешь по голосу. Голос — и чувство в ответ, вне промежутка слов <...>. Бессмысленное а-а-а-а, о-о-о-о может целую толпу повергнуть в прах, повести на приступ. Равно как — при голосовой несостоя тельности — ни Шекспиру, ни Расину не помочь. (Голос здесь не только как горло, но и как разум).
1.6.Спецификации голоса
итипы речевых актов
Голос является и органом — источником производимых звуков, и инструментом речи, голос служит надежным сред ством выражения эмоций и отношений между людьми и их речевыми действиями. Эмоции концептуализуются в текстах и как содержимое «галоса-вместилища», и как внутренняя при чина голосовых изменений.
В голосе можно услышать испуг и торжество, дрожание и металл [ср. Я знаю, с кем я разговор веду, / / и если слышен в
голосеметалл, / / тоэто к непосильномутруду. //Я видел куст — он кровью истекал (Вл. Гандельсман. *Данте>)\, печаль и радость, а также слезы и смех — типичные внешние проявления многих эмоций. От волнения горло сжимается, гортань немеет, и го лос становится дрожащим, подчас хриплым, тогда как от сча стья, хотя горло не расширяется (в русском языке сочетание
горло расширяется не используется для передачи эмоций), го лос становится высоким и звонким. Пользуясь голосом как ин струментом, мы легко выделяем в речевом потоке нужные нам смыслы, слова и более крупные единицы, ср. такие выраже ния, как выделять голосом, подчеркивать голосом Что-либо, говорить с нажимом или без нажима <в голосе>. От природы человеку дан обыкновенный, красивый или некрасивый голос, но плохой или слабый голос удается улучшить, если его поста вить, чем специально занимаются певцы.
Поставленный, или, что то же самое, хорошо поставленный,
голос в норме является характеристикой музыкального голоса (см., впрочем, ниже). У человека поставленный голос либо с рождения, то есть врожденный, либо обретается им в резуль тате специальных длительных упражнений; плохо поставленный голос — это исключительно результат недостаточных усилий со стороны его владельца (и, возможно, некоторых других людей, например педагогов или врачей-фониатров), в каких-то целях, прежде всего профессиональных или по медицинским показа ниям, сознательно пытающегося улучшить голос. Поставлен ным голосом легко управлять, поэтому утилитарная оценка такого голоса положительная. Однако человек с поставленным голосом отнюдь не всегда пользуется им в достойных, этичес ки положительно оцениваемых целях, и в таких случаях этичес кая оценка человека или его поступков бывает весьма низкой. Когда мы встречаем в рассказе фразу «Будет вам, душа моя, я
люблю вас», — сказал Николай Петрович своим хорошо постав ленным голосом (Е. Харитонов), как-то слабо верится и в искрен ность слов утешения, и в истинность чувств Николая Петро вича к полюбившей его женщине. Мнение автора об этом персонаже, выраженное в комментарии, явно отрицательное.
Очевидно, что голос относится к тем устройствам или органам, которые способны сами по себе передавать актуаль ное эмоциональное состояние человека. Можно, например,
говорить взволнованно, возмущенно, тихо, сердито, то есть взволнованным, возмущенным и т.п. голосами, — голосами, свя занными с чувствами и эмоциональными отношениями, но нельзя · говорить звонко, высоко или *дребезжаще (при пра вильном говорить звонким, высоким или дребезжащим голосом):
глагол говорить сочетается лишь с теми «голосовыми» наречи ями, которые актуализуют в нем одновременно семы «голос» и «эмоции».
Голос в определенной степени синхронизирован с текущим психическим состоянием человека. Однако искренний голос не может служить безусловным гарантом истинности сказанного