ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.05.2024
Просмотров: 997
Скачиваний: 2
телей тоталитарной власти выделять голосом отдельные слова или куски фраз. В этом случае политическая фразеология пре вращается в самопародию. При необходимости менторская или покровительственная интонации меняются на заискивающе задушевные, ласково-интимные или доверительные интона ции, свойственные тихим голосам. В диалоге социально не равноправных людей, например между вышестоящим лицом и нижестоящим, важным и нередко применяемым приемом яв ляется неоднократная смена речевого тона (см. о тоне ниже).
Изменение физических параметров звучащего голоса име ет определенные психологические и смысловые мотивы. Сме на голоса может отражать, в частности, и лицемерие началь ства, и его вероломство. «Где возражать не дано, там любой краснобай — громовержец», — говорил Овидий. В разговоре с частыми сменами голосов наряду с «духом ублажения и усту пок» (А. Солженицын) могут присутствовать маниакальность и злость — все зависит от содержания и цели беседы, от от ношения говорящего к слушающему. Нужно вас изрядно от ругать, но не уничтожить, уговорить, а не заставить — голо совая мимикрия выражена ярче; нужно вас раздавить или уничтожить — голос звучит громче и резче, а мелодический рисунок речи становится более ровным.
Замечателен репертуар чуть ли не клишированных единиц «советского» языка, произносимых на повышенных тонах. Эго прежде всего разнообразные по смыслу и прагматике ритори ческие высказывания со сдвоенными, а то и строенными ил локутивными функциями типа Мы что, врать вам будем?!, Да
вы нам не верите/, Да как вы смели поднять руку на советскую власть!·, Вы, видно, не любите свой народ. Выражения такого рода произносились так, будто за голосом и лицом говоряще го стоит весь народ, будто голос и лицо его являются образом родины. Усиливать такое ощущение должны были наличеству ющие в высказывании местоимения мы и вы — то ли это «мы, Николай II» или это «мы-власть, передовая часть общества»; то ли это «вы, такой-то, такой-то» или же это «вы: всякие там отщепенцы, диссиденты...». Резкий голос и повышенный тон встроен и во фразы, содержащие в себе скрытые угрозы типа
Мы давно хотели с вами серьезно поговорить; Вы не думаете о своей матери (жене, сыне, семье...)·, Вы не бережете своих близ ких; Вы играете с огнем·, Вы оторвались от народа!, Вы на кого (или: на что) замахиваетесь?!, Вы, очевидно, не хотите с нами разговаривать, сотрудничать? и т.п. Угрозы власти во всех этих примерах кроются не в словах или, точнее, не столько в сло вах, сколько в голосе, которым эти слова произносились.
Повышение властного тоталитарного голоса в коммуни кативном акте выражает стремление отделиться от собеседника социальным барьером, поставить собеседника на место, по казать ему, со сколь значительным лицом он имеет дело, и еще более подчеркнуть субординацию и многое другое. Этот голос передает и свойственную ему гамму чувств и эмоцио нальных отношений — гнев, раздражение, ярость, злость, ненависть и т.п.
Представители тоталитарной власти часто практиковали различные вербальные способы внезапного прерывания диалога (если таковой вообще имел место), для чего ее представители использовали окрашенные разнообразными эмоциями клиши рованные фразы типа Хватит!, Долго мне это терпеть ?!, Пре кратите с нами в прятки играть! Подобные фразы обычно со провождались повышением тона, определенной мимикой и жестами недовольства и раздражения, жестами прерывания контакта, такими как, например, резкое вставание из-за сто ла или удар кулаком по столу.
По сути дела, когда мы имеем дело с языком власти в то талитарном государстве, мы постоянно сталкиваемся с новым типом референции, с новым типом соотнесенности языковых единиц с миром. Слова соотносятся не с действительностью, какова бы та ни была, реальная или фантастическая, а с зара нее установленным, фиксированным и предопределенным спо собом говорить о действительности. Язык тоталитарной влас ти, таким образом, представляет собой не способ оформления смысла, не инструмент познания и осознания мира и не сред ство бытового общения, это механизм втискивания мысли в известный идеологический канон. А голос и голосовые при знаки являются вполне надежными референциальными сред ствами, обеспечивающими работу данного механизма.
Впрочем, и сегодня тоже не умерла ораторская, псевдодиалогическая форма речи, связанная с революционными явлени ями, о которой еще 1928 году писал А. М. Селищев (Селищев 1928). Мы слышим ее на разных митингах, собраниях и заседа ниях, хотя это уже речь не собственно власти, а неких отдель ных появившихся «вождей». По-прежнему с трибун, кафедр и других командных высот доносятся громкие, резкие, зычные, орущие, визгливые и кликушествующие голоса, перебиваемые малоразборчивыми возгласами, а иногда и просто нечеловечес кими выкриками слушателей. Тезисы и лозунги, угрозы, ру гань и проклятия облекаются в новые речевые шаблоны. Здесь нет места для дискуссии и для конструктивного созидания, для интересных предложений или серьезной полемики. На митингах
и других массовых сборищах люди обычно лишь повторяют то, что слышали и чему слепо верили раньше. Скудость мысли лег че рождает единомышленников, вторящих один другому. Ора торы вешают уверенными голосами; ведь, по словам М. Осоргина, «массы всегда идут за теми, кто громче кричит и больше обещает*.
Между тем вне подобных массовых мероприятий «голос лжеца двоится и дребезжит* (А. Волконский), говорящему ложь вне толпы скрыть ее от адресата гораздо труднее, приходится насиловать голосовые связки и прятать блеск глаз. Правду вы давать не надо, язык попросту избегает такого выражения. Ложь же выдается и проявляется. Даже уверенный, без ноток сомнения голос не может служить безусловным гарантом точ ности и подлинности сообщения.
На сегодняшних идеологически окрашенных массовых ме роприятиях в голосах ораторов и организаторов все чаще про скальзывают трагические интонации. Да и в толпе появляются иные — надрывные, кликушествующие, визгливые голоса, — со четающиеся со странными позами, конвульсивными движени ями тела и своеобразной мимикой. Как и прежде, создаются особые штабы и группы «акгивистов-клакеров», распределяю щие среди участников шествий и митингов флаги, знамена, транспаранты, лозунги и... голоса! Клакерам прямо предписы вается в нужный момент оглашать воздух надрывными экзаль тированными криками, выражающими бурные эмоции, и «за водить» собравшихся. Ведь такие мероприятия должны звать на борьбу, войну, подвиги, к новым славным победам, на смерть и расправу. В голосе толпы нет «тебя», есть только «мы». Голос толпы — это страшный голос, наполненный злобой и угрозами. Вот что пишет о нем поэт: «Мы — то самое большин ство, То беспамятное, — в котором Лиц не видно (ни одного!), Общим все перекошены ором. Мы — толпа. А язык толпы односложен и крут гораздо: “У” — угроза. Глумленье — “Ы”. “А” (растянутое) — злорадство. Это мы — иль невдомек? — Вожделеем тайно о казнях. Нынче праздничек, наш денек! А какой без кровушки праздник?!» (Лев Мочалов. «Голос толпы»).
Вне идеологических мероприятий, однако, слышны дру гие голоса. Митинги, парады и демонстрации кто-то удачно назвал праздниками для других, а на подлинно народных гу ляньях, карнавалах и других «праздниках для себя» мы обычно встречаемся с голосами искренними и непосредственными, весе лыми и радостными, здесь раздаются голоса теплые, передаю щие подлинное настроение людей. Эти голоса резко отлича
ются как от нарочито кликушеских голосов власти, так и от искренних народных голосов на праздниках власти.
Голос и отголоски, тоны и обертоны, мелодика и интона ция, паузы и ритм — все это важнейшие факторы, организу ющие не только индивидуальную бытовую речь, но и устную социальную коммуникацию. Мощное, быстрое и эффективное воздействие устного идеологического слова постоянно поддер живается и подпитывается энергией голоса, организующего, направляющего и мобилизующего массы.
§ 2. ТОН
Ключевые слова: тон, семантика, лексемы тон 1— тон 11, ана логи, синтаксический, выражение, текст, речевой, речь, функция, коммуникация, коммуникативный, акт, текст, стиль, жанр, голос, сходство, различие, речевая манера, прилагательное, сочетаемость, парадигматический, связь, аналоги, эстетизация, язык, метафора, музыкальный, музыка, слово.
2.1. Семантика слова тон
2.7.7. Тон как единица художественного целого (тон 1)
Слово тон относится к единицам, которые позволяют за глянуть — через них — в обуславливающий их душевный мир человека. Эго слово связано со многими разными смыслами и идеями, в частности с идеей творчества и интонационными моментами речи; оно чрезвычайно многозначно и семантичес ки насыщено, а его смысловая структура совмещает даже про тивоположные семантические элементы. Тон является одним из очень немногих слов русского языка, которые совмещают в смысловой структуре смыслы «единичность» и «целостность».
Лексема тон 1 обозначает «отдельно взятый звук, цвет, отгенок или нюанс», то есть «мельчайшую единицу соответству ющего эстетического (художественного) пространства»; см. следующие предложения: Сера ограничил свою палитру шеврейлевским кругом четырех основных цветов и промежуточных то нов (М. Алпатов); Концерт Брамса в его (Рихтера. — Г. К.) ис полнении поражал светлыми тонами (из рецензии); Некоторые тоны его речи были тихими (Д. Самойлов). Во всех этих приме
рах отдельный тон мыслится как единица, онтологически пред шествующая тексту («порождающая единица»).
Но тон может быть концептуализован также и как элемент, выделяющийся из текста в результате его делимитации, то есть как некая сущность, представляющая текст, как носитель свой ства целого текста («результирующая единица») — см. ниже обсуждение лексемы тон 2. В этом отношении слово тон по добно слову единица, которое обозначает не только первый член некоторого ряда или крайнюю точку какой-то шкалы, но и высоко оцениваемые свойства целостности, единства и нерасчлененности некоторого объекта или человека; ср. Всякий Бог есть совершенная в себе единица, и всякая совершенная в себе единица есть Бог.
Замечание. Единица и как отдельный, выделенный на фоне дру гих элемент, и как целое часто отмечена высшей оценкой или сакральностью: Взяв из рук врага блага, мы полагаем, что стали единицами (В. Сендеров); Мы почитаем всех нулями, а единицами себя (А. Пушкин); Начать все с нуля способны лишь единицы (Б. Крутиер). Здесь можно вспомнить о близости слов единственный и уникальный и о том, что выражение в первый раз «обозначает стадию, никак не дифференци руемую в пространственном и временном отношении, то есть часть, отделенную от состояния мира, когда такая дифференциация началась» (Махов 1993). Это понятно —ведь идея «начала* возникает только в пространственной или логико-временной перспективе развертывания, предполагающей «продолжение»; ср. день первый и библейское выра жение день один.
2.1.2. Тон как эстетическое свойство текста (тон 2)
Лексема тон 2, второе «эстетическое» значение слова, обо значает «целостное свойство художественного произведения (то есть сам цвет, звук и т.п.), выражающее эмоциональное настро ение от его восприятия». В этом значении слово тон выража ет совокупный итог, сумму эстетических впечатлений, полу чаемых или полученных человеком от художественного текста. По этой причине рассматриваемая лексема часто выступает в предложении в сочетании с модификаторами общий, единст вен ный или главенствующ ий, подчеркивающими смыслы «уникаль ность», «целостность», «единство» и «важность». Ср. примеры употребления данной лексемы: Эмоциональный т онус слуш ат е
л и в конечном счете определяет ся главенст вую щ им в данный