ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.05.2024
Просмотров: 995
Скачиваний: 2
в тот момент, когда говорящий сообщает некоторую информа цию или выражает свое мнение по какому-либо вопросу. Не свидетельствует голос и о подлинности физического или пси хического состояния, в котором в данный момент пребывает говорящий: если человек говорит с собеседником ласковым, нежным, сердитым, обиженным или спокойным, скорбным, покорным, уверенным голосом, то это отнюдь еще не означает, что он испытывает к нему эти чувства или находится в описы ваемом состоянии. Поэтому, например, сочетание говорить сердитым голосом следует, как нам кажется, толковать с исполь зованием элемента сравнения, то есть как «говорить голосом, каким обычно говорят люди, когда сердятся за что-то на собе седника».
Спросим себя, однако, любые ли психологические прила гательные, способные выступать в таких конструкциях, требуют подобной семантической дефиниции? Можно ли, например, — не в ситуации сценической игры — говорить взволнованным голосом, будучи в этот момент абсолютно спокойным? И мож но ли обращаться к адресату властным голосом, не испытывая при этом чувства некоего превосходства над ним? Думается, вряд ли. По-видимому, для таких прилагательных толкование должно выглядеть иначе: говорить взволнованнымголосом значит «будучи в данный момент чем-то взволнованным, голосом вы ражать это состояние»: Для прилагательных, обозначающих речевые акты (говорить просительным, извиняющимся, предуп редительным, увещевательным и т.п. голосом), толкование тоже строится по несопоставитеЛьному типу.
Любопытно, что смыслы «находиться в некотором эмоци ональном состоянии» й «определён^ км способом выражать это состояние» в русской языке могут передаваться внешне даень похожими синтаксическими конструкциями, ср. сказать чтолибо в раздражении и сказать что-либо с раздражением. Одна ко вторая конструкция свободно допускает присоединение груп пы в голосе, что для первой невозможно: сказать что-либо с раздражением означает «находиться в состоянии раздражения и голосом выразить это состояние».
Сами способы в ы р а ж е н и я эмоций следует отличать от способов их п р о я в л е н и я . Имеются органы человеческого тела, которые приспособлены не только для проявления, но и для трансляции эмоций, — это голос, глаза, руки. С их по мощью мы осуществляем намеренную и контролируемую пе редачу информации. А есть органы, которые ориентированы исключительно на внешнее проявление испытываемых ошуще-
ний, на непроизвольное или неконтролируемое их выражение. Это, например, щеки, которые могут гореть от стыда или крас неть от смущения, уши, которые пылают от возмущения« или брови, непроизвольно поднимающиеся вверх при удивлении или изумлении; ср. Апресян 1995, с. 369. Можно говорить та ким-то голосом, можно даже говорить глазами или руками, но нельзя ^говорить ушами, лбом, щеками или бровямиI Глаза и руки, как и голос, способны выступать в функции инструмента для выражения эмоций, а щеки, уши, лоб й брови — нет, хотя по внешним симптомам мы часто судим о конкретных эмоци ях, испытываемых человеком. В этрй связи возникает* вопрос, с помощью каких еще инструментов выражения чувств поми мо голоса люди могут симулировать то или иное ощущение' на пример возможно ли, не будучи грустным, смотреть на .друго го грустными глазами? Ответ на него, впрочем, требует особого исследования.
Ведя разговор о голосе и его характеристиках как о важней ших частях аксиологического механизма речевой коммуника ции, нельзя не коснуться проблемы определения объектов и мотивов оценки, а также способов семантического согласова ния некоторых голосовых признаков в тексте авторского ком ментария с элементами контекста. Рассмотрим следующие два примера:
(1) — Рыжик, правда, что ты в этой яме ночевал?— обра тился к Саньке Володя, и на бледном лице мальчика появилось выражение любопытства и удивления. — Правда, — твердым го лосом ответил Санька (А. Свирский). .
(2) — Ведь т у еще десяти годов нету, а ты уже его в уче
нье... Небось ежели б он был тебе родной, ты бы этак не стал делать... — Ан стал бы!— с легким раздражением в голосе пере бил Аксинью Тарас. — Стал бы потому, что самим жрать нече го. Когда мы его взя/ш, у нас своих ребят не было, а теперича, сама знаешь, сколько у нас ртов... (А. Свирский).
В тексте (1) спецификация голоса обозначает то, как была произнесена Санькой реплика Правда. В скобках заметим, что людям вообще свойственно произносить слова правды или сло ва, выдаваемые за правду (то есть должные убедить адресата в том, что высказываемое есть правда), твердым и спокойным голосом: малейшие колебания, дрожь в голосе, равно как и отводимые в сторону или бегающие глаза, могут сразу вызвать у собеседника сомнения в истинности слов говорящего. Анте цедент именной группы бледное лицо мальчика тоже вычисля ется по правилам семантического согласования: вопрос и
удивление, вопрос и любопытство соотнесены по смыслу, в частности совпадают субъекты акта вопрошания и эмоциональ ных реакций. Отсюда мальчик — это Володя, а не Санька, ко торого прозвали Рыжиком.
В тексте (2) голосом, в котором слышится раздражение, произнесено высказывание Ан стал бы!, но не ясно, так ли произносится оставшаяся часть реплики. Столь же неопреде ленным является и то, что именно в словах Аксиньи послужи ло причиной голосовых изменений до той поры спокойной речи Тараса. Очевидно, что упрек — это наиболее сильный фактор для раздражения, а потому согласование смысла «раздражение* с семантико-прагматической структурой высказывания Небось ежели б он был теберодной... высоко вероятно. Однако участвует ли в согласовании семантический материал первой части реп лики Аксиньи, уже не столь ясно: оценка взятой самой по себе, изолированной фразы Ведь ему еще десяти годов нету, а ты уже его в ученье совсем не обязательно является отрицательной, ср. нормальное высказывание Какой ты молодец, ведь Саше еще и пяти нет, а ты его уже в лицей определил!
В предложении (3) *Я скоро буду*, — недовольным голосом произнес он недовольство говорящего вызвано какими-то сло вами или действиями адресата речи: в словах Я скоро буду нет ничего, что предсказывало бы авторскую оценку речи пер сонажа. Между тем в предложении (4) *Чего т е б е — недо вольным голосом спросила Анна, когда дочь подошла к ней слова Анны, если не однозначно, то, по крайней мере, с точнос тью до семантического класса, определяют выбор оценочных средств в тексте авторского комментария. Фраза (5) « Чего тебе?» — спросила Анна по смыслу достаточно близка фразе (4). Ведь по своей языковой форме интеррогатив Чего тебе? — эпо и собственно вопрос, и выражение недовольства (термин интер рогатив как обозначение вопросительной формы языковой еди ницы сегодня широко используется в работах по логике вопро сов и ответов, или эротетической логике; см., например, книгу Белнап, Стил 1981, откуда этот термин нами заимствован, или монографию Падучева 1985).
Указание на признаки голоса может существенно влиять на интерпретацию речевого акта в составе прямой речи. Рассмот рим два предложения:
(6) *Вы знаете его или нет?· — спросил Пуаро.
(1) *Вы знаете его или нет?» — раздраженным голосом спро сил Пуаро.
В предложении (6) представлен обычный альтернативный вопрос: знаменитый сышик Пуаро хочет знать, известен ли
адресату данный человек. Что же касается предложения (7), то мы видим, что раздражение спрашивающего вызвано словами или действиями адресата, — возможно, желанием адресата ка ким-то образом уклониться от ответа на ранее поставленный вопрос, скорее всего по форме идентичный или сходный с данным, а может быть, и нежеланием адресата оказаться как раз в той ситуации, когда ему прямо будет задан данный во прос. Мы понимаем, что у Пуаро, наблюдающего за поведе нием адресата, могло сложиться вполне определенное мнение, какая из выдвигаемых альтернатив имеет место в действитель ности, а потому скорее склонны интерпретировать здесь слова сыщика не как вопрос, где все альтернативы изначально рав новероятны, как во фразе (6), а как вопрос с гипотезой. Ины ми словами, соотношение между интеррогативами в примерах
(6) и (7) похоже на то, которое существует между вопросами
Ты пойдешь на вечер? и Ты пойдешь на вечер иди нет?
Еще А. Тарским было отмечено, что мы употребляем дизъ юнкцию пропозиций, только если полагаем имеющей место в действительности или «истинной», как говорил сам Тарский, одну из них, но не знаем, какую именно (Тарский 1948). Применительно к альтернативным вопросам можно сказать, что мы задаем их в абсолютно аналогичной ситуации. В тех же случаях, когда у нас уже сформировалась конкретная гипотеза по поводу того, какая из запрашиваемых альтернатив имеет больше шансов получить подтверждение, мы, согласно прин ципу минимизации усилий и постулатам речевого общения, должны выбрать иной вид вопроса (ср. с выбором одной из форм Ты идешь на вечер? и Ты не идешь на вечер? в зависимости от исходного предположения).
Но тогда почему в примере (7) для вопроса с гипотезой выбрана неподходящая форма альтернативного вопроса? Види мо, потому, что это не первое его вхождение в текст, пото му, что этот вопрос уже был задан, а точного ответа на него не последовало. Коммуникативный акт потерпел провал, и спрашивающий уже не может опереться на все свои предполо жения и догадки — он остается в ситуации неведения, какая же из пропозиций истинна. Вследствие этого он в полном соот ветствии с тезисом Тарского выбирает форму альтернативного вопроса. Таким образом, здесь перед нами не прямой, а кос венный речевой акт, речевой акт с косвенной иллокутивной функцией, и подсказывает нам такую его интерпретацию текст авторского комментария (раздраженным голосом...).
Подтверждением правильности данного анализа могут слу жить единицы так и в конце концов, свободно присоединяю щиеся к словам прямой речи в примере (7) и дублирующие
смысл, содержащийся в высказывании. Синтаксически они столь же легко присоединяются и к словам прямой речи во фразе (6), но при этом существенно меняют смысл всего предложе ния. Дело в том, что одно лишь «желание узнать информацию» хорошо согласуется, например, с «интересом» и «любопыт ством», но плохо сочетается с «раздражением» или, к приме ру, с «возмущением».
* * *
Голос — это внутренний сколок человеческой души, это одна из самых загадочных и чарующих ее характеристик. В каждодневном гуле голосов мы счастливы различить голоса близких и друзей, голоса, живущие в нас вместе со своими неповторимыми интонациями. Но мы хорошо помним и голоса ушедших, нежность, обаяние и теплоту их интонаций.
Теофиль Готье как-то писал, что, когда человек уходит, безвозвратнее всего погибает его голос. Нам, однако, с этим очень трудно согласиться — голоса родных и любимых навсег да оставляют отпечаток в наших сердцах.
1.7. Голос как средство устной массовой коммуникации
Голос — это не только характеристика отдельного человека или его речи; голос является основным средством устной мас совой коммуникации, в частности коммуникации между влас тью и народом.
Власть всегда заявляет о своем присутствии целыми ряда ми знаков. Символика, ритуалы, жесты, особые виды подъ языков и текстов (декреты, указы, постановления, лозунги, призывы, закрытые письма, инструкции, законы, законные и подзаконные акты и пр.) — все это относится к семиотичес кому воплощению власти и ее функционированию в обществе. Голос и разнообразные формы его выражения тоже использу ются различными властными структурами. Именно поэтому, хотя слово голос в своих исходных значениях имеет отношение к частному лицу, мы легко переносим не только соответству ющее понятие, но и связанные с ним концепты и оценки на различные ассоциации людей и общественные явления, вклю чая страну, народ, нацию.
В этой связи может возникнуть резонный вопрос о право мерности подобного распространения индивидуальных поня тий, мерок и оценок на общественные коллективы и на обла
сти социальных наук. Как бы отвечая на него, А. Солжени цын абсолютно справедливо замечает, что люди, «живя обще ственными скоплениями, нисколько не перестают быть людь ми и в скоплениях не утрачивают (лишь огрубляют, иногда сдерживают, иногда разнуздывают) все те же основные чело веческие побуждения и чувства, всем нам известный спектр их» (Солженицын 1994, с. 3). Использование понятия голоса и слова голос при анализе языков массовой коммуникации кажет ся мне вполне оправданным — ведь общество не освобождено от законов, потребностей и требований, составляющих содер жание, смысл и цель жизни отдельных людей.
Определяющими началами устной массовой коммуникации являются два вида социальных голосов — голос власти и голос народа, находящиеся в постоянном диалоге. Их различие, осо бенно ярко проявляющееся в тоталитарном государстве, объяс няется прежде всего выражением различных иллокутивных на мерений, а также чувств и общественных устремлений. Ниже речь пойдет в основном о голосах в тоталитарных государствах.
В голосе народа, обращенном к тоталитарной власти, от ражаются самые разные чувства и отношения — от покорности
иотчаяния до презрения и ненависти, а голос тоталитарной власти служит прежде всего мощным инструментом воздействия
иподавления. Поэтому для властных структур типичен гром кий голос, голос резко выраженной доминации, начальствен ный голос недовольства, уверенный голос или же голос увеще вания, «отеческого» одобрения и призыва. Голоса представи телей тоталитарной власти — это зычные, кричащие, командные,
приказные и призывные голоса, голоса на повышенных тонах,
орущие и гремящие; в них трудно бывает расслышать нотки со мнения, участия или задумчивости; ср. Но вот голоса с проти
воположного берега — голоса министров, царедворцев, когда гром кие фразы, честность и благородство существуют только напо каз, так сказать, для царских выходов, а внутри души лежит мелкое коварство, ребяческая хитрость, пугливая лживость (С. Витте); Я подходил кразным банкам сразных сторон <... >Чертил схемы. Сидел в засаде. Купил темные очки. Ставил команд ный голос для криков при ограблении (И. Яркевич. *Большое рус ское ограбление»).
Возвышенные интонации часто опираются на голос, постав ленный на диафрагму, на так называемый металлический голос. Пустословие и ложь, словесная каша и обман сочетаются с параязыковыми элементами — многозначительными паузами, вздохами, имитирующими сожаление и безнадежную усталость. Особенно нелепой выглядит начальственная манера представи