ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.05.2024

Просмотров: 1005

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Помимо эстетических и этических значений, слово тон име­ ет значения «технические» и «речевые». Прежде чем перейти к наиболее интересным речевым значениям, отметим отдельные моменты, относящиеся к структуре музыкальных и техничес­ ких (или, быть может, правильнее сказать терминологических) значений, исторически породивших ранее описанные. Лексе­ ма тон 6 — это специфически музыкальный термин; это слово музыкального подъязыка, обозначающее интервал из двух по­ лутонов; ср. Возьмите на два тона ниже. Тон 6 определяется, таким образом, в музыкальном подъязыке через... полутон! Полутон же, в техническом смысле, считается минимальной единицей измерения разности звуков по высоте.

Лексема тон 7, точнее конструкция X имеет тон 7 и квазисинонимичные ей, означает «способность Х-а издавать тон 1» (на место именной группы X здесь подставляются имена со значением «музыкальный инструмент»); ср. В школе был рояль с мягким, приятным, но не очень чистым тоном. Как видно,

тон 7 является переносным по Отношению к тон 1 контекстно связанным значением.

Лексема тон 8 является единицей медицинского языка, обозначая характерный звук, издаваемый некоторыми органа­ ми человеческого тела в процессе их работы. Говорят сердеч­ ные тоны, тон(ы) кишечника (не: *<сердечные> тона, *тона кишечника) или тоны (в) легких; см. высказывание врача У боль­ ного притупился тон в левой доле легких. «Медицинские» тоны прослушиваются, они могут быть нормальными или болезненны­ ми: тупыми, глухими или хриплыми, они притупляются или

обостряются. Нарушения в последовательности (медицинских) тонов или в их характере являются для врачей важными знака­ ми — симптомами определённых болезней.

2.1.5. Речевые значения слова «тон»

Перейду теперь к собственно речевым, или, если угодно, к «обиходным» значениям слова тон — ведь именно их чаще всего использует в речи рядовой носитель языка.

В своем первом, логически первичном, речевом значении рассматриваемое слово обозначает определенное свойство зву­ чащего голоса, а именно тон 9 — это «высота звучащего в мо­ мент речи голоса». Таким образом, вопреки бытующему мне­ нию о том, что слова голос и тон являются синонимами с разной сочетаемостью, мы считаем их разными по смыслу.

Тон не есть свойство человека, тон — это свойство голоса, но не постоянный признак голоса как такового: плохо сказать


*У него сильный тон, Юн всегда говорит громким тоном (при нормальном Он всегда говорит громким голосом) и *Его голос имеет высокий тон.

Тон специфицирует, причем не сам по себе, а своими при­ знаками, особенности актуально звучащего голоса (= голоса I).

Допустимо: Она говорила ровным тоном\ Семья проявила чрезвы­ чайную деликатность; о расстройстве дел говорили в тоне безза­ ботном (М. Алданов) или: — Я неделикатен, — сказал он тоном, не допускающим возражений и почти торжествующим (Ф. Са­ ган), и нельзя: Юна говорила тоном\ *Она говорила в тоне\ *«Я неделикатен», — сказал он тоном. В подобных контекстах при имени тон (как, впрочем, и при слове голос, см. выше) дол­ жен обязательно быть синтаксически выраженный зависимый член, например в форме прилагательного или существительного в родительном падеже — родительном метафорическом, срав­ нения или определительном: Она говорила с ним тоном знатока Спрокурора,; человека, много испытавшего на своем веку). Можно говорить тоном священника (Е. Попов), тоном оскорбленного мужа {М. Жванецкий), тоном любимого мужчины (А. Волкова) и даже тоном дрессировщика, уговаривающего льва встать на тумбу (В. Сторожев).

Речевой тон, как и голос, может концептуализоваться как вместилище чувств, мыслей, настроений, ср. В ее тоне не было ласковой доброты, которой всегда отличалась его ирония по от­ ношению к близким людям ... Может быть, ее тон означал, что я — человек из прошлого общения, а не из настоящего и будущего (Д. Самойлов); В тоне, каким она это говорила, читался непод­ дельный интерес к учителю (С. Ларин). Зависимыми при слове

тон в указанном речевом значении могут быть разнообразные прилагательные (к уже приводившимся примерам добавим со­ четания говорить оптимистичным, взвешенным, твердым, на­ ставительным, требовательным, умоляющим, заискивающим, ироничным, просительным, особым, саркастичным, шутливым

и др. тоном) или даже целые предложения: Она говорила с ним таким тоном, каким никогда раньше не разговаривала.

Отдельные признаки тона, как и признаки голоса, комби­ нируясь, передают обобщенно-типические характеристики го­ ворящего, и мы различаем административныйу директорский,

командирский и другие социальные тоны.

Как уже говорилось, физические параметры звучания го­ лоса, даже будучи взятые в так сказать «чистом» виде, обычно соотносятся с определенными эмоциями, реляционными и поведенческими элементами. Лексема тон 10, наиболее час­ тотная из речевых, обозначает «способ выражения звучащим голосом чувств говорящего, его отношения к адресату или к


предмету речи». Слово тон, таким образом, обозначает здесь не инструмент, а манеру речи, способ говорения. Поэтому для него типична синтаксическая позиция обстоятельства способа речевого действия, обычно в пределах авторского комментария к тексту прямой речи, как во фразе: — Из дали лет, — элеги­ ческим тоном начал Иван Сергеевич, — многое видится по-друго­ му (Ю. Нагибин). Здесь, как мы видим, звучащая речь и ква­ лифицируется и оценивается; ср. также По тому, каким тоном они говорили, чувствовалось, что они — большие друзья (В. Ве­ ресаев).

В атрибутивных сочетаниях злой, раздраженный, нервный,

возбужденный, разочарованный тон выражено чувство говоря­ щего; в ласковый, нежный, насмешливый, властный, предатель­ ский тон — отношение к адресату речи, а в деловой, рассуди­ тельный, шутливый тон — отношение к предмету речи (часто выражая синкретично отношение также и к собеседнику); ср.

*Отчего же вы не верите, господа, * близкий конец мира?» — спросил Вермандуа с полуулыбкой, соответствовавшей его полу­ шутливому тону (М. Алданов. *Конец мира»).

Выражения ледяной, холодный, теплый и ??горячий тон опи­ сывают эмоциональную температуру диалога, но, как кажет­ ся, несколько по-разному. Ледяной и теплый тон скорее пе­ редают отношение к собеседнику, тогда как холодный тон и находящееся на грани грамматической правильности ??горячий тон больше говорят о чувствах самого говорящего, о его соб­ ственном актуальном эмоциональном состоянии.

Переносным к тон 10 является еще одно речевое значение тон 11 «стиль речи», близкое к «культурному» тон 3 «стиль, манера письма или творчества». Именно в этом значении упот­ ребляет слово тон Г. О. Винокур по отношению к литератур­ ному стилю писателя или говоря о стилеобразующей функции языка. Ср. также Он [Р. Паулс. — Г. К.| достаточно умен, что­ бы не вступать в серьезный разговор, способный обнаружить его подлинные знания, и умело переводит таковой в тон светской беседы, в подтексте которого столь короткое понимание собе­ седниками проблемы, что и обсуждать не стоит (А. Шапиро).

А вот что писал о поэтическом стиле Вл. Маяковского и его манере письма, используя в том же смысле слово интонация, Е. Эткинд в статье «Русская поэзия XX века как единый про­ цесс»: «Речевой ритм, зигзагообразный синтаксис, гиперболизм фантасмагорических образов, словесные новообразования, нео­ бычайные. порой трагически каламбурные и составные риф мы, вписанная в текст императивная интонация голоса, кото­ рая то поднимается до крика ( 'opa"), то гаснет до шепота, — паше нее по не черты майкопской по ли и?·' Можно *десь у ка­


зать и на отмечавшуюся целым рядом современных литературо­ ведов — исследователей творчества И. Бабеля важную для это­ го писателя роль тона как особого художественного средства выразительности, несущего конструктивную нагрузку в орга­ низации фразы. Эстетика синтаксиса текста писателя создает­ ся, по их мнению, тоном повествования и авторской интона­ цией. Характеризуя творчество Дж. Джойса, И. Кашкин в своей вступительной статье к «Дублинцам» подчеркивал, что тон является главным средством, помогающим «распутать за­ мысловатый маршрут синтаксиса произведения». И последний пример. С. Аверинцев в статье «Спор мысли с самой собою», отмечая художественные достоинства прозы Вяч. Иванова, пишет следующее: «Философская, эстетико-критическая и уче­ ная проза Вяч. Иванова уникальна по своей непреклонной «выдержанности», то есть тщательно соблюдаемой однородно­ сти редкостной лексики, ритма и тона». Очевидно, что слово тон в этом контексте выступает как обозначение индивидуаль­ ного авторского стиля, как лексическое свидетельство психо­ логии или, говоря словами Г. О. Винокура, «душевных при­ вычек и склонностей писателя».

Приведу значения слова тон еще раз:

Культурные значения

1. Тон 1 = «отдельно взятый звук, цвет, оттенок или ню­ анс как мельчайшая единица соответствующего эстетического пространства».

Пример: Некоторые тоны на его картине были чересчур рез­ кими.

2.Тон 2 = «целостное свойство художественного произве­ дения (то есть цвет, звук и т.п.), выражающее эмоциональное настроение от его восприятия».

Примеры: (а) Тон — это результат действия цвета на че­ ловека (В. Кандинский); (б) Небо и море окрасились в мрачные тона.

3.Тон 3= «стиль, манера письма или художественного твор­ чества».

Пример: Ложный тон его творчества вытекает из ошибоч­ ного понимания сути дела (Г. Померанц).

4.Тон 4 = «стиль жизни, общая характеристика жизненных событий».

Примеры: (а) Избранный тон жизни мешал ей (Р. Катков):

(6)Правила хорошего тона.

5.Тон 5 = «стихийно возникшая первооснова жизни». Пример' (Ъ'нпь'шп! тпн ппакос игы/ч (А Кн>пс*1 \