ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.05.2024
Просмотров: 983
Скачиваний: 2
Симптоматические улыбки дают выход чувствам наружу, пред ставляя собой мимический сигнал, который свидетельствует, в частности, о позитивных чувствах, испытываемых улыбаю щимся человеком в настоящий момент. Человек может улыбать ся своим мыслям и чувствам, даже оставаясь один.
Отметим особо, что там, где нет какого-либо, вербально го или невербального, показателя негативной эмоция, там мы либо имеем дело с ситуацией физического или психического нездоровья человека, либо сталкиваемся с отсутствием полного проявления самой эмоции. Жестикулирующий, как часто го ворят, сознательно сдерживает или подавляет свои чувства.
Умение человека не показывать своим поведением испытывае мое им горе или демонстрировать сдержанность перед лицом опасности, то есть сохранять (sic!) хладнокровие, обычно оце нивается другими людьми как положительное качество. Одна ко в случае испытываемых человеком позитивных эмоций си туация иная: неулыбакмцееся, деревянное или невыразительное лицо, как и окаменевший взгляд или абсолютно застывшая, неподвижная поза, создают представление о «неживом челове ке», и все эти невербальные манифестации оцениваются отри цательно. Кстати, совсем иное дело непроницаемое лацо, тоже не предполагающее появление на нем улыбки. Возможно, да леко не всегда приятное друзьям, оно не выдает информацию недругам, причем не только эмоциональную, но и когнитив ную. Контроль за выражениями лица, в частности за улыбка ми, является одной из важнейших форм общего контроля за коммуникативной ситуацией.
Итак, у русских улыбок, как и у других симптоматических жестов, есть два типа употреблений — физиологически исходное, симптоматическое, употребление в качестве средства выраже ния эмоции, и производное, коммуникативное, употребле ние — сознательная передача адресату некоторой информации. Однако для улыбок последний круг употреблений, в особен ности социально-информативная и этикетная сферы, имеет значительно более высокую функциональную значимость и ча стоту, о чем свидетельствуют, в частности, многочисленные языковые выражения типа спрятать улыбку, сдержать улыбку, удержаться от улыбки, убрать (или: снять, стереть) с лица улыбку, ср. (7) Посольство уже встало. Секретарь прошел мимо двери, стер с лвца улыбку и холодно бросил: «Доброе утро, то варищ Дакочи... (М. Адданов. «Начало конца»), а также сочета ния встретить кого-либо улыбкой, выдавить (или: выжать) из себя улыбку, ср. (8) Надо будет выдавить из себя улыбку, вый дет натянутой, но, если очень постараться, можно улыбнуть
ся вполне прилично (М. Ллданов. *Начало конца»), одарить (или: наградить) кого-либо улыбкой, раздвинуть губы в приветствен ной (или: прощальной) улыбке.
Приведенные и аналогичные им языковые единицы пока зывают, что как коммуникативные жесты улыбки являются сознательными и контролируемыми выражениями лица, хотя, разумеется, и у разных людей, и у одного человека в разных жизненных ситуациях степень осознанности и контроля над улыбками может быть различной, о чем мы еще поговорим позже.
Как известно, многие культуры обладают особыми соци альными и культурными моделями, или сценариями, невер бального поведения, в том числе эмоционального. Человек, относящийся к конкретной культуре, хорошо знает ее прави ла и нормы, утверждаемые соответствующими сценариями, и обычно действует, согласуясь с ними. В тех же случаях, ког да поведение представителей данной культуры происходит с явным нарушением норм, то это делается им либо осознанно — обычно с намерением выполнить определенное коммуникатив ное задание, — либо неосознанно. А тогда ненормативное по ведение либо получает нестандартную интерпретацию, либо просто осуждается другими людьми как этически или эстети чески нехорошее, как физически или психологически непри ятное, а потому не благоприятствующее общению.
Американская культура, например, известна всему миру как система ценностей, одобряющая и высоко оценивающая улыбки на лицах людей, в том числе и в ситуациях, когда че ловек вовсе не испытывает положительных чувств. Многие русские, например, оценивают такое невербальное поведение американцев как неприятное, неискреннее и фальшивое. Меж ду тем, как мне представляется, мы здесь просто имеем дело с серьезными межкультурными различиями. Целью подобного поведения улыбающегося американца является показать друго му человеку, пусть совсем не знакомому, что ему, например, приятна встреча с ним; да и вообще это хорошо, когда люди думают, что тебе сейчас хорошо. Американские коммуника тивные улыбки по своей ориентации являются активными, так как многие из них содержат в семантической структуре компо нент, отражающий некое моральное обязательство: «я готов сделать для вас что-то хорошее». А, скажем, в японской куль туре достойным считается поведение, при котором адресат не должен видеть проявление плохих чувств на твоем лице, в час тности потому, что ему от этого тоже может быть плохо, и по
этой причине говорящему предписывается улыбаться даже втех ситуациях, когда ему плохо. Таким образом, если одна из основных функций и задач американской улыбки состоит в налаживании и поддержании нормальной коммуникации, то у социальной японской улыбки шЛюпОю, о которой идет речь, главная функция — охранная, «сберегающая» чувства другого. Улыбка ийкои1ко, продукт с давних времен культивируемого этикета, чрезвычайно сложного и изысканного по исполнению, является более пассивной, чем упомянутая выше американс кая, поскольку содержит компонент «не хочу сделать вам чтото плохое». Кроме того, согласно японским этикетным нор мам коммуникативного поведения, информацию, болезненную или тревожную для адресата, тоже следует передавать с улыб кой, которая, однако, в этом случае является уже не просто знаком успокоения, но и, как говорят сами японцы, прояв лением вежливости, выражающейся в высшем самоотречении.
* ··
Улыбкам как семиотически нагруженным единицам посвя щено довольно много исследований.
Чарльз Белл (Белл 1844), английский анатом, физиолог, хирург и художник, был одним из тех, кто первым заинтере совался выражениями эмоций на человеческом лице. Изучая улыбки, Ч. Белл пришел к выводу, что они передают тысячи различных значений — от безмятежной улыбки доброты и пре зрительного изгиба в улыбке нижней губы до улыбки самодо вольного тщеславия или улыбки сожаления.
Исследованием эмоций и их проявлений на лицах у чело века иживотного занимался также ЧарльзДарвин. В своей зна менитой книге (Дарвин 1872/1965) он специально останавли вается на улыбке и отмечает, что наиболее яркие эмоции у человека проявляются в выражениях глаз и мимике, а из ми мических жестов самым экспрессивным является улыбка.
В особенности много исследований было посвящено про исхождению улыбки и ее эволюционному развитию. Так, в статье Дж. ван Хоффа (Хофф 1976) речь идет о возникновении улыбок у высших приматов. Утверждается, что жест восходит к мимике обнаженных зубов, которая у всех обезьян связана с подчинением и легким испугом. В то же время противопос тавленный улыбке, но тесно с ней связанный смех филогене тически соотнесен с игровым лицом (с так называемым игро вым покусыванием, легкой агрессивностью и демонстрацией дружественных намерений субъекта).
О происхождении улыбок говорится и в работе БлертонДжоунз 1972, где. представлены результаты наблюдений над улыбками детей-дошкольников и констатирована значимость со циальной функции улыбок у детей при установлении ими ком муникативных контактов. Там же выявлена важная функция улыбок — функция умиротворешя (ср. русские сочетания ус покаивающая улыбка, примирительнаяулыбка, обезоруживающая улыбка).
В этой функции улыбка у детей сходна с мимикой подчи нения и страха у обезьян.
Р. Краут и Р. Джонстон (Краут, Джонстон 1979) тоже об ращают внимание на то, что улыбка у животных возникла как сигнал, призванный сгладить напряженность во взаимодействи ях между представителями одного биологического вида, живу щими в одном коллективе, а потому «можно вполне предпо ложить, что улыбки у людей тоже часто должны появляться в тех ситуациях, когда кто-то из них пытается успокоить или умиротворитьдругого, например, когда он или она сделали чтото неправильно или нарушили какие-то социальные нормы и приносят за это извинение» (Краут, Джонстон 1979, с. ISSO). 3. Фрейд, однако, возводил улыбку к мимике грудного ребен ка, которого только что накормили молоком и который пока зывает матери, что наелся.
Эти, а также последующие исследования Дж. ван Хоффа вместе с С. Пройшофтом, посвященные социальным функци ям улыбок и смеха (см., например, (Пройшофт, Хофф 1997), показали исключительно важную роль формы и положений губ, открытого рта и обнаженных зубов при исполнении основных видов улыбок.
Симптоматические улыбки-эмблемы составили предмет мно гочисленных трудов известного психолога, специалиста по эмоциям и их лицевому выражению П. Экмана и его коллег. Среди них выделим работы Экман 1992; Экман, Фризен 1982; Экман, Дэвидсон, Фризен 1990, которые, однако, как и упо мянутые выше исследования других ученых, лежат исключи тельно в области антропологии, психологии и физиологии, но не лингвистики.
Коммуникативные улыбки-эмблемы изучались в основном в связи с их интерактивными и социальными функциями. Так, в уже упомянутой работе Краут, Джонстон 1979 было проде монстрировано одно любопытное соотношение между чувством радости и ее проявлением в виде обычной улыбки. Авторы наблюдали за поведением людей в естественных жизненных ситуациях, таких как встреча с другими людьми в учреждени
ях, театрах и иных общественных местах, приветствие люби мой команды на стадионе или спортивной арене, игра в кегли в кегельбане и пр., и пришли к выводу, что лю ди редко улы
баются во время тех событий, которые предположительно яв ляются каузаторами эмоций радости или счастья, то есть, на пример, когда производился успешный бросок шара во время игры в кегли или когда любимая команда забивала гол. Но улыбки всегда были спутниками людей во время коммуника тивных взаимодействий, например при встрече знакомых, при обращении к болельщикам той же команды со своей радостью, соседям по трибуне или во время беседы в процессе игры в кегли. Такие улыбки рассматриваются как жесты, призванные выразить удовольствие от встречи или разделить успех, как призыв прокомментировать событие, происходящее на поле, и под. В то время, однако, оставалось неясным, были ли все это улыбки радости, — возможностей объективной проверки еще не было, да к тому же в естественных условиях это и сегодня не просто. Р. Краут и Р. Джонстон пишут (с. 1551), что они не знали также, одинаково ли исследуемые ситуации действо вали на людей, за которыми велось наблюдение. Даже если предположить, что все они испытывали чувство радости, то часто возникавшие перепалки и потасовки с болельщиками другой команды во время матчей, подсчет очков после завер
шения партии в кегли и даже жаркое солнце могли для разных людей оказывать существенно разное влияние на интенсивность и длительность испытываемого чувства.
Одно из самых известных экспериментальных исследований последнего десятилетия, относящихся к сфере человеческих эмоций и эмоционального поведения, представлено в статье Фернандес-Долс, Руиз-Белда 1995. В ней описаны результа ты анализа невербального мимического поведения 22 спортсме нов разных стран (14 женщин и 8 мужчин), победителей лет них Олимпийских игр в Испании, во время церемонии их награждения золотыми медалями. Авторов интересовали прежде всего улыбки на лицах чемпионов. Было выдвинуто, на пер вый взгляд очевидное, предположение, что эти люди испыты вают чувство огромной радости от победы и что это чувство должно проявляться прежде всего в радостных улыбках на их лицах. Однако все оказалось не столь просто.
В ситуации награждения, уже самой по себе эмоциональ но накаленной, были выделены три фазы поведения, или три разных подтипа эмоциональных ситуаций, — поведение спорт сменов перед пьедесталом (ситуация ожидания), нахождение на пьедестале во время награждения (ситуация коммуникативно
го взаимодействия с официальными лицами и публикой) и спуск с пьедестала и стояние перед флагом во время его подъема и исполнения национального гимна (некоммуникативная ситу ация снятия предшествующего сильного эмоционального напря жения). Важные и для нас выводы, к которым пришли авто ры, таковы: (1) сами по себе радость и счастье от победы к улыбкам не приводят; испытываемых эмоций не достаточно для того, чтобы на лицах людей появились улыбки. Дело в том, что улыбки у подавляющего числа спортсменов наблюдались только во второй фазе, а именно в ситуации коммуникативно го взаимодействия; (2) возможно, что в первой и третьей фа зах многие вообще не испытывали эмоций радости и счастья или умело их сдерживали, поскольку у большинства чемпионов улыбок в этих ситуациях не наблюдалось (в первой стадии было зафиксировано всего 4 улыбки из 22, а в третьей вообще ни одной); (3) прототипическое выражение эмоции радости напря мую связано с коммуникативными и социальными задачами.
Иначе говоря, за улыбкой как невербальным средством выражения испытываемого чувства или переживания всегда стоят социальные мотивы, связанные, главным образом, с коммуникативным взаимодействием людей.
Исследования улыбок разных жестовых языков и культур показывают, что симптоматическая функция улыбки, которая отражает когнитивный — «мысль о чем-то» и эмоциональный аспект — «это что-то улыбающемуся приятно» и которая пере дается в толковании улыбки смысловым жестовым примитивом «выражает», постепенно отходит на второй план как вторич ная по степени своей употребительности и важности, а глав ной начинает становиться коммуникативная и социальная состав ляющие, о чем мы уже говорили.
Коммуникативная функция улыбок тоже необходимо дол жна отражаться в их семантических представлениях, а потому смысловой инвариант улыбок содержит не только компонент «я чувствую нечто хорошее», как вполне справедливо полагает А. Вежбицкая, но и коммуникативную пропозицию «я хочу, чтобы ты знал...», вводимую жестовым семантическим прими тивом «показывает» (о жестовых семантических примитивах см., например, работу Григорьева, Григорьев, Крейдлин; 1996.
Данный вывод, впрочем, следует пока что рассматривать не как окончательное утверждение, а как предварительную гипотезу. Ведь лингвистический анализ жестов-улыбок еще толь ко начинается; до сих пор он остается совершенно в стороне от основного русла исследований в области кинесики и лингвис тики. Ни семиотический анализ жестов-улыбок и их вариан