ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.05.2024

Просмотров: 978

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вое слово, привет, дружеская улыбка, пожатие руки и каждо­ му у ней было тепло, весело, приятно...

Выражение отношений с помощью улыбок является типич­ ным коммуникативным приемом, который с высокой часто­ той фиксируется в русских текстах. «Вежливость», «почтитель­ ность», «предупредительность», «учтивость» и некоторые другие качества — все они могут передаваться с помощью со­ ответствующих улыбок. А признак пола сам по себе, обособ­ ленно от других признаков, не выражается — нет ни женскиху ни мужских улыбок, хотя пол вместе с возрастом, например, уже вполне могут обозначаться: существуют и мальчишеская улыбка и девичья улыбка.

4.Зато физическое состояние человека свободно передается

спомощью этих жестов, и мы говорим о болезненной улыбке,

нездоровой улыбке или о вялой улыбке. При этом обычно выра­ жается только плохое физическое состояние, ср., например, неправильное сочетание *здоровая улыбка. Прилагательные физического состояния могут описывать также некоторые пси­ хологические состояния человека — робость, застенчивость, нерешительность и т.п., и в этом они сходны с прилагательными интенсивности. Ср., например, следующий текст: (17) Я уви­ дел этого человека через несколько дней. Он был невысок, хрупок, светловолос, с предупредительными, без угодливости, манерами. Говорил тихо и немного, улыбка у него была неуверенная, застен­ чивая, болезненная какая-то.

5.Наибольшую по численности группу образуют психоло­ гические признаки и выражающие их прилагательные. Эти сло­ ва бывают нескольких смысловых типов.

А. Первую группу составляют определяющие улыбку при­ лагательные, которые обозначают актуальное эмоциональное состояние субъекта. Соответствующие улыбки выражают либо сочетание двух и более чувств, испытываемых человеком, либо быструю смену одного чувства другим. Грустная улыбка — это улыбка на лице грустящего человека или, точнее, улыбка, подобная той, которая бывает у человека, когда тот грустит, — потому что, когда мы решаем, действительно ли человек с данной улыбкой грустный, мы автоматически производим умственное сопоставлением с известным нам эталоном, ср. (18) Я вспомнил о том, как я не собирался дожить до этой зимы, до первого снега. Это вызвало у меня грустную улыбку.

Рассеянная улыбка — это улыбка человека, погруженного в свои мысли, а удивленная улыбка обычно возникает, когда


происходит какое-то неожиданное событие, к которому или к возможному результату которого у жестикулирующего хорошее отношение (например, человек случайно встречает на улице друга детства, с которым много лет не виделся). Удивленную улыбку отличает слегка приоткрытый рот, что почти всегда бывает при выражении удивления, но губы растянуты в улыб­ ку, а их уголки чуть оттянуты назад; кроме того, брови подня­ ты, а глаза улыбающегося человека несколько расширены по сравнению с нормой. Чувство удивления обычно быстро про­ ходит, и форма лица меняется: на нем остается обычная или широкая улыбка. См. также такие улыбки, как страдальческая,

задумчивая, глупая, довольная, тревожная, смущенная, злая, угрюмая, хитрая, лукавая, озорная, злобная улыбки, ср., на­ пример, (19) Я обратил внимание на его улыбку: она была жес­ токая и глупая, словно улыбка ребенка, приклеенная к лицу взрос­ лого (Т. Леру. «Духи Дамы в черном»). Многие из приведенных сочетаний образуют отдельные смысловые типы улыбок.

Б. Вторую группу образуют психологические прилагатель­ ные, выражающие постоянное свойство, а не временное со­ стояние: мудрая, добродушная, умная, надменная, наглая улыб­ ки. Впрочем, как хорошо известно, между первой и второй группой нет непроходимой границы: в ту же вторую группу могут войти, например, рассмотренные выше страдальческая улыбка и рассеянная улыбка, если эти улыбки, соответственно, характеризуют людей, по натуре склонных к страданиям и меч­ тательных, и потому постоянно им присущи.

В. В третью группу входят слова, обозначающие отноше­ ние жестикулирующего: а) к адресату, б) к ситуации или пред­ мету речи, а возможно, и к третьему лицу. Имена добрая,

ласковая, любезная, нежная, заискивающая, недоверчивая, дру­ желюбная, презрительная, благосклонная, обольстительная, кокетливая, милостивая, сладкая, снисходительная и т.п. при­ менительно к улыбке выражают отношение к адресату, торже­ ствующая, деловая, победная, скептическая, невозмутимая — к

ситуации, предмету речи или третьему лицу. Ср. например, (20) — 5 Тсихлинне опохмелимся, сказал Жбанков, — есть около шести рублей. А хочешь, я тебе приятную вещь скажу?— Жбан­ ков подмигнул мне. Радостная, торжествующая улыбка преобра­ зила еголицо. — Сказать?Мне еще Жора семьдесят копеек должен! (Довлатов): (21) Он опять со снисходительной улыбкой направ­ лял на нее токующий взгляд, под которым она еще больше выпрям­ илась... (Ф. Искандер. «Табу >): (22) Странная, медленная, «е-

г; ............ .

1..


лицом, наделив его непривычной мягкостью (Ю. Нагибин. «Поездка на острова»); (23) Улыбка у него была всегда сладкая: степень ее сладости зависела не от содержания разговора, а от того, с кем он говорил. Но коричневые глаза его никогда не отвечали улыбке, в них постоянно было беспокойство; иногда они желтели и сразу становились очень злыми. В этом полном несоответствии глаз и улыбки заключалась особенность его лица, вызывающая у наблю­ дательных людей смутную тревогу (М. Алданов. «Начало конца»); (24) «Пожертвовав четвертью акций, концерн перестанет быть белой вороной в сферахреального бизнеса...Это высокая, но разум­ ная плата», — подчеркнул Андрюша, улыбаясь господам безжизнен­ ной деловой улыбкой (Э. Гер. «Сказки по телефону»).

Описываемые здесь улыбки нередко смягчают отрицатель­ ные чувства и отношения к адресату, а иногда даже ловко мас­ кируют отрицательные и — реже — нейтральные эмоции. Так' улыбка на лице говорящего, появившаяся сразу же вслед за резкими словами, брошенными в адрес собеседника, имеет ясную прагматическую цель — по возможности успокоить ад­ ресата, показать ему, что говорящий не намеревался его оби­ деть, что резкие слова говорящего не стоит воспринимать слиш­ ком серьезно, что адресат уже прощен, что к нему хорошо относятся, и т.п. Но в другой ситуации улыбка уже может быть вызвана совсем другими причинами. Например, в европейс­ кой культуре человек (как правило, это бывает мужчина) час­ то натягивает на лицо улы б ку как маску, стремясь в данной ситуации общения «сохранить лицо», то есть следовать этичес­ кой установке не демонстрировать в разговоре мыслей и чувств, не вписывающихся в принятые обществом нормы поведения. (Не случайно, в одном из «Писем к сыну» граф Честерфилд, всегда наставлявший сына, как тому следует вести себя в свет­ ском обществе, писал, что превыше всего человеку нужно иметь volto sciolto e pensieri stretti, то есть открытое лицо и скры­ тые мысли.) В этих случаях человек не хочет показать собесед­ нику, какие у него возникли переживания, не хочет раскрыть перед ним своей истинной обиды, сожаления, злости, боли, недоверия, удивления или еще какого-либо реально появивше­ гося отрицательного или нейтрального чувства. Такое невер­ бальное поведение вызвано «требованиями момента» и может быть связано, в частности, со стремлением улыбающегося из­ влечь для себя какую-то выгоду, однако изначально оно все­ гда обусловлено существующими социальными нормами и пра­ вилами этикетного поведения. И хотя во всех случаях улыбки означают, что человек чувствует что-то хорошее, ситуации и

! М л : п. V | : : : f г

111 с: \ ,ТТ1

". " Ч Ь ' Ч · . ’ г| -.г*г\\»л П Р П Р Т Л Щ ! м Г Т Р -


пень проявления испытываемых чувств могут быть самыми разными.

Г. Четвертая группа слов состоит из психологических при­ лагательных, которые отражают намерения жестикулирующего по отношению к собеседнику, например, желание его успо­ коить, утешить, приободрить, посочувствовать, поблагода­ рить, польстить, пококетничать или, наоборот, причинить зло, обмануть, войти в доверие, соблазнить и многое другое; ср. успокаивающая, ободряющая, льстивая, подкупающая, со­ чувственная, благодарная, кокетливая, коварная, угодливая, предательская, соблазнительная, призывная улыбки.

Д. Пятая группа — это слова, описывающие соответствие или несоответствие улыбки реальному психологическому состо­ янию улыбающегося: искусственная, деланная, (неестествен­ ная, (не)натуральная, фальшивая, неуместная, притворная, (не)искренняяу заученная, отработанная, натянутая и т.п. улыб­ ки. Часть из перечисленных прилагательных, например искус­ ственная, является видообразующими. Искусственная (а так­ же: фальшивая, ненатуральная, неестественная, деланая) улыбка

напоминает верхнюю улыбку, разновидность естественной, однако между ними помимо очевидных смысловых имеются и некоторые структурные различия.

Поставив важный и интересный вопрос о том, можно ли по выражениям лица отличить искренние проявления чувств от притворных, и анализируя различные формы и конфигурации лица, которые могли бы служить достаточно надежными невер­ бальными ключами к распознаванию обмана и лжи, известные в мире специалисты в области теории эмоций П. Экман и У. Фризен исходили из того, что мимику рта физиологически легче контролировать, чем, например, движения глаз или дви­ жения мышц верхней части лица. Поэтому именно в верхней части лица следовало, по их мнению, искать непроизвольно возникающие и неконтролируемые черты, свидетельствующие о неискренности воспроизводимых жестов. В частности, изу­ чая разного рода улыбки, им удалось показать (см., например, Экман, Фризен 1982), что искусственная, или фальшивая, улыбка не образует под глазами тех кожных складок, что появ­ ляются при обычной верхней улыбке, и что человек, улыбаю­ щийся фальшивой улыбкой, не способен намеренно воспроиз­ вести эти складки под нижними веками. П. Экман и У. Фризен утверждают, что даже малоискушенный, но достаточно вни­ мательный человек после некоторой тренировки сумеет отли­ чить фальшивую улыбку от естественной. И в этом ему может


помочь также то обстоятельство, что, как показала многолет­ няя практика наблюдений над бытовым поведением людей раз­ ных культур, фальшивая улыбка на лице человека чаще всего возникает не вовремя, то есть раньше или позже, чем можно было бы ожидать.

Е. Шестая группа — это имена прилагательные, передаю­ щие стилистические особенности поведения человека или сти­ листические особенности текста, например ироничная, (невы­ разительная, шутливая, ехидная, игривая, неофициальная или официальная улыбки.

Ж. Наконец, последняя, седьмая, группа психологичес­ ких прилагательных образована словами, дающими улыбке оценку при ее восприятии: неприятная, безобразная, уродливая, отвратительная, омерзительная, гадкая, гнусная, вымученная, скверная, маразматическая, раздражающая, ядовитая улыбки, а также приятная, изумительная, восхитительная, обворожи­ тельная, очаровательная, чарующая, обаятельная, ангельская, привлекательная, пленительная, божественная, неотразимая улыбки и др. Конечно, компонент оценки присутствует и у многих непсихологических прилагательных, о чем уже говори­ лось выше, но у слов данной группы оценочная функция яв­ ляется основной. Эти слова, как правило, прямо не связаны с отдельными семантическими классами улыбок, то есть не являются видообразующими, хотя в норме, например, восхи­ тительная улыбка едва ли может быть фальшивой или натяну­ той; скорее всего, это улыбка открытая, приветливая.

Иногда, как все мы знаем, однозначно установить сферу действия прилагательного не удается. Так, у сочетания злоб­ ная улыбка наблюдается контаминация двух смыслов: с одной стороны, злобная улыбка может выражать злобное отношение к адресату, а с другой стороны, быть вызвана какими-то ас­ пектами ситуации. Аналогичное утверждение можно высказать и относительно сочетаний ироничная улыбка, снисходительная улыбка или равнодушная улыбка; ср. (25) Я Чорба облегченно вздохнул и понял, ч/яо искус окончен. Он перебрался на кушетку и, сжимая руками волосатую голень, с равнодушной улыбкой смотрел на женщину (В. Набоков. «Возвращение Чорба»).

6. Еще один класс составляют прилагательные, являющи­ еся метафорическими описаниями улыбок. Культурная марки­ рованность лица как части тела широко отражается в устойчи­ вых полусвободных сочетаниях, и применительно к улыбке используется целый ряд метафор.