ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.05.2024

Просмотров: 969

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

венно или едва замет но, прищуривался — тож е по-разном у, или просто смотрел то весело, то строго, то вопросительно, то еще

как-нибудь. С помощью всего эт ого он м ог за столом от дават ь команды — «помолчи», «потерпи», «послуш ай, о чем говорят », «не серди маму» и т .д. Из воспоминаний Т. Есениной, при­ емной дочери В. Э. Мейерхольда), глазами смыслы можно подчеркивать, как вспышкой, — у психологов даже есть такой термин вспышка для внезапно расширяющихся глаз или под­ черкивающих что-либо зрачков.

Вспышка глаз у людей нередко сопровождается очень быс­ трым, едва заметным подъемом бровей, тем, что по-английс- ки называется eyebrow flash . Это движение служит коммуника­ тивным целям усиленного подчеркивания или <быстрого> указания на предмет. Замечу попутно, что та же форма явля­ ется, по всей видимости, культурно универсальным способом выражения приветствия и приглашения завязать более тесные отношения. Гипотеза об универсальном характере данного жеста (наряду с целым рядом других) была впервые выдвину­ та И. Эйбл-Эйбесфельдом, который с кинокамерой в руках долгое время изучал жесты и мимику разных народов. В час­ тности, он обнаружил, что даже столь далекие друг от друга народы, как французы, папуасы или филиппинцы, имеют в своих «языках тела» одни и те же мимические знаки-жесты, причем что касается, например, папуасов, то ученый снимал настолько древние и изолированные от контактов с цивилиза­ цией племена, что не остается никаких сомнений в том, что это их собственные жесты, а не заимствованные. По его на­ блюдениям, когда встречаются на ходу двое людей, будь то ев­ ропейцы, азиаты или африканцы, они всегда поднимают и опус­ кают брови. Люди этого не замечают, поскольку эти жесты выполняются очень быстро: по времени подъем и опускание бровей в совокупности занимают порядка 1/6 сек (Эйбл-Эйбес- фельд 1972).

К более длительным сигналам по сравнению с существую­ щей для глазных жестов нормой относится задерживающийся на ком-то или чем-то взгляд, мимический жест, очень часто встре­ чающийся в коммуникации русских людей. Есть еще взгляд слушающего, который пытается что-то сказать собеседнику, возразить ему, ответить на вопрос, но по какой-то причине не может этого сделать. По-английски такой взгляд называют break glance или full-stop glance, то есть «прерывающий (обрывающий) взгляд». Интересно, что Е. Герцык в воспоминаниях о Мак­ симилиане Волошине пишет, что взгляд у него был всегда ожидающий, требующий от вас что-то или обрывающий вас;


(4) «выражение чувств».

В ситуации, когда между коммуникативными партнерами возникает напряженность или неприязнь, контакт глаз умень­ шается по сравнению с обычным, что, по-видимому, являет­ ся попыткой оградить или обезопасить себя от возможных по­ следующих угроз, ссор, оскорблений и других неприятных речевых событий. Если один человек долго смотрит на друго­ го, то это обычно вызывает в адресате чувство неловкости и беспокойства, и такой взгляд оценивается как агрессивный. О наличии связи между взглядами, особенно в сочетании с при­ лагательными огня и света, и выражением чувств удивления, радости, любви или симпатии, с одной стороны, и злости, ненависти или ярости, с другой (ср. хотя бы такие словосоче­ тания и фразы, как сияющие глаза, сверкать глазами, глаза, полные злобы, его глаза пылали гневом и ревнивый, изумленный, страстный, ненавидящий и под. взгляд; см. другие примеры на ту же тему ниже), известно всем, и не только чисто теорети­ чески. Тем не менее отметим, что систематического описания того, какими взглядами какие эмоции выражаются, еще не выполнено ни для одной культуры.

***

Слово глаза, как известно, многозначно. Оно обозначает не только «часть человеческого тела, орган зрения на лице че­ ловека», но также само «зрение», то есть «способность видеть» (ср. В подвале было так темно, что он на какое-то время ли­ шился глаз), «взгляд» (Их глаза внезапно встретились), «про­ странство, находящееся сейчас перед глазами» ( Она скрылась из глаз; С глаз моих долой!), «наблюдение над кем-либо, забо­ ту* (За ним нужен глаз да глаз; У семи нянек дитя без глазу, хо­ зяйский глаз), «мнение» (в глазах закона) и др. Глаза можно охарактеризовать по размеру: большие, огромные, малюсенькие, глазки, глазенки, глазастый; по форме: круглые, узкие, раско­ сые, продолговатые, щелочки·, по цвету: черные, карие, зеленые, светло-голубые; по актуальному физическому состоянию: здоро­

вые, больные, заплаканные, глаза слезятся, покрасневшие, сон­ ные, опухшие. Глаза могут выражать определенные чувства, свидетельствовать о психологическом состоянии их владельца:

живые, мертвые, хмурые, лукавые, серьезные, честные, лас­ ковые, мрачные, смеющиеся, радостные; глаза, полные слез, в глазах светитсялюбовь и др. (см. богатый материал, касающий­ ся сочетаемости слов глаз и глаза, в словаре Иорданская, Паперно 1996, из которого взяты некоторые приведенные выше примеры).


Ральф Экслайн, психолог из университета Делавер, изу­ чал связь человеческих отношений с различными типами глаз и характеристиками взгляда, передающего эпги отношения. Ему принадлежит часто цитируемое высказывание: «The more you like, the more you look» («Чем больше человек вам нравится, тем больше вы на него смотрите»). Действительно, взгляды, которые ловят, например, люди, чувствующие симпатию или притяжение друг к другу, могут служить им некоторой компен­ сацией за невозможность по какой-то причине находиться ря­ дом, в тесном контакте. Когда кто-то слушает рассказ, кото­ рый ему нравится, глаза его тоже то и дело останавливаются на говорящем. Между тем в своей книге «Психология межлич­ ностного общения» М. Аржиль (Аржиль 1967) утверждает, что если во время разговора 60 и более процентов общего числа взглядов партнеров направлены один на другого, то это явное свидетельство того, что собеседники больше интересуются друг другом, чем собственно предметом беседы.

Рассмотрим ниже влияние только одного кинетического параметра, а именно пола, на визуальное коммуникативное поведение взрослых людей. Основные открытия последнего времени, касающиеся гендерных различий, таковы (речь идет

оевропейской и североамериканской культурах):

1)(авпгор Дж. Айелло) число и частота взглядов, которые мужчины бросают в сторону женщин, линейно возрастает с ростом расстояния между ними, в то время как для женщин соотношение между числом взглядов и расстоянием между ними

имужчинами, на которых они смотрят, обратно пропорцио­ нальное (Айелло 1972);

2)(автор Р. Экслайн) когда беседуют между собой жен­ щины, контакт глаз больше, чем когда беседуют между собой мужчины, причем это относится как к акту говорения, так и к акту слушания (Экслайн 1963; см. также Коутс, Шнайдер 1975; Аржиль, Кук 1976; Данкэн, Фиске 1977);

3)(автор Р. Экслайн) в смешанных парах женщины доль­ ше смотрят на мужчину, чем наоборот, — даже если тот им не нравится! (Экслайн 1972; Аржиль, Дин 197S) — и, добавим мы, женщины, таким образом, вообще смотрят на других людей больше, чем мужчины).

Указанные расхождения в визуальном поведении женщин по отношению к мужчинам и мужчин по отношению к жен­ щинам можно объяснять разными причинами, и среди них:

(а)(в среднем) более высокая, чем у мужчин, эмоциональность женщин, (б) подсознательное стремление женщины сохранять «тепло» беседы, (в) поиск женщиной внимания и участия со


стороны мужчины; (г) осознанное или неосознанное стремле­ ние получить у него одобрение и поощрение ее поступков и, наконец, (д) проявление в целом более зависимого положения женщин в обществе;

4) (автором этого открытия является, по-видимому, Стив Фушто, психолог из университета штата Риверсайд, Калифор­ ния) когда один из участников коммуникации ждет от другого одобрения, он увеличивает длительность контакта глаз с собе­ седником, см. Клейнке и др. 1973.

Сумма взглядов, или, что фактически то же самое, время контакта глаз, — это в европейской культуре ключевой момент в установлении степени близости или симпатии людей. С дру­ гой стороны, мы уже видели, что, когда человек становится более враждебным или агрессивным по отношению к другому, когда он хочет ответить ему вызывающе, визуальный контакт тоже усиливается. В своей решимости «перехватить инициати­ ву» мы не боимся того, что позволим глазам выдать испытыва­ емые нами в этот момент чувства. Таким образом, с визуаль­ ным контактом связаны сигналы двух родов — угражающще, или ирессшыше, возникающие при конфронтации или схватке как выражение доминации и стремления подавить адресата (см., например, прямой взгляд), и соединяющие, или контактоусташшшающае, выражающие признание адресата, уважение, симпатию или любовь к нему.

А что влечет за собой уменьшенная — по сравнению с нор­ мой — длительность контакта глаз, то есть когда мы меньше смотрим на другого? Такое невербальное поведение тоже зна­ чимо. Во-первых, в этом случае мы скрываем от посторонних глаз свои чувства и реакции (см. выше). Старое русское пове­ рье, по которому человек отводит или прячет глаза, испыты­ вая чувство вины или стыда, не такая уж метафора. Ч. Дар­ вин видел в подобном поведении подсознательное стремление человека убежать, исчезнуть или раствориться; отворачивание глаз в норме означает признание своего подчиненного положе­ ния. Таким образом, стремление избежать контакта глаз — это подчеркивание психологической дистанции между коммуника­ тивными партнерами. Во-вторых, глядя в сторону (а это не то же самое, что отводить или отворачивать глаза), мы можем сфокусировать свое внимание на чем-либо. Подобно малень­ кому ребенку, который закрывает при игре в прятки глаза ру­ кой, думая, что его никто тогда не увидит, взрослые часто считают, что, коль скоро не видят (не читают) в глазах дан­ ного человека обвинения, злобы или агрессивного к себе от­ ношения, этот человек не способен причинить им вреда.


Что касается закономерностей, связанных с поддерживани­ ем и прерыванием визуального контакта и относящихся к ев­ ропейской культуре, то было замечено, что (а) говорящий чаще, чем слушающий, прерывает контакт и что (б) женщи­ ны в норме поддерживают контакт глаз дольше, чем мужчины (Экслайн 1963; Экслайн 1972). А в диалогах, в которых кон­ такт глаз по какой-либо причине ограничен, функции глаз часто берут на себя голова и корпус. По наблюдениям П. Экмана, жесты головы передают информацию о качестве испытываемой эмоции, а корпус в целом и его части сообщают о ее интен­ сивности (Экман 1964).

Возвращаясь от аномалий визуального контакта к норме, замечу, что контакт глаз может быть непосредственно связан

саномалиями человеческого поведения — обманом, хитростью

инекоторыми другими рациональными компонентами, описы­ вающими «желшпе человека достичь для себя какой-либо вы­

годы». Кроме того, непосредственно с контактом глаз и с фи­ зическими характеристиками данного глазного поведения — пространственным расположением смотрящих друг относитель­ но друга, ориентацией тел, длительностью, напряженностью взгляда (ср. глаголы и глагольные сочетания уставиться·, на­ пряженно, пристально смотреть на что-то или на кого-то; не сводить глаз и др.) — в русской культуре связаны такие разно­ родные вещи, как характер протекания самой коммуникации, например регулирование хода диалога при неформальном об­ щении, выражение уверенности, умение держать себя в руках, самообладание или любовная игра. А в Японии общепринятой и общепризнанной нормой является не контакт глаз, а удер­ живание взгляда на уровне подбородка или даже шеи собесед­ ника. Тем самым японцы могут передавать через зрительный канал меньше информации, у них не образуется «уз взгляда». У нас подобное глазное поведение оценивается как этически не принятое (а следовательно, нехорошее) и эстетически непри­ ятное: тот, кто избегает взгляда партнера по коммуникации, обычно считается совершившим нечто дурное или имеющим какие-то внутренние психологические проблемы. Известно, например, что у глубоких невротиков взгляд во время беседы, как правило, отсутствующий, что навело врачей на мысль ис­ пользовать зрительный контакт в лечении, по методике, так сказать, «от противного» — движения от нормализации зрения к излечиванию невроза.

Как мы видим, на глазное поведение людей в диалоге боль­ шое влияние оказывают степень знакомства и тип отношения партнеров друг к другу. Приведу еше несколько примеров.