ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.05.2024

Просмотров: 953

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

торые юноши просят пощупать их мускулы (не *коснуться их мускулов). Щупают пульс, слегка надавливая пальцем, то есть осуществляя некоторое движение, в строго определенном ме­ сте руки. Когда человеку предлагают посмотреть, гладкий ли брусок, он обычно пользуется динамичной тактильной систе­ мой для большей точности восприятия: одного зрения тут мо­ жет оказаться совсем не достаточно.

§ 5. ДИНАМИЧНЫЕ И ТЕМПЕРАТУРНЫЕ КАСАНИЯ. ОСЯЗАНИЕ И ЗРЕНИЕ КАК СЕНСОРНЫЕ МОДАЛЬНОСТИ

Ключевые слова: невербальный, акт, динамичный, температур­ ный, сенсорный, модальность, осязание, зрение, тактильный, вза­ имодействие, конкуренция, конфликт, язык, концептуализация.

Между зрением и осязанием как двумя сенсорными модаль­ ностями нередко возникает конкуренция (см. об этом, напри­ мер, Джибсон 1962; 1966; Клейнке и др. 1973), и это обстоя­ тельство, казалось бы, должно было привести к всестороннему анализу соответствующих ситуаций. Однако этого до сих пор не произошло, что объясняется, по-видимому, не только ис­ ключительной ролью зрительного восприятия в жизни челове­ ка, но и чрезмерным исследовательским вниманием к руке как органу-носителю исполнительной функции, которое сочетается с пренебрежительным отношением к руке как элементу ощу­ щающему и осязающему.

Тактильное восприятие имеет свои отличительные осо­ бенности. Если зрительное восприятие является целостным и быстрым (я имею здесь в виду восприятие, не осложненное интеллектуальной деятельностью, то есть я не говорю туг о вос­ приятии, представленном, например, глаголами рассматри­ вать или исследовать), то тактильное восприятие значительно более медленное, более фрагментарное и последовательное. Далее, в жизни человека часто встречается обман зрения, тог­ да как тактильную систему «провести» намного труднее. По­ этому при доказательстве существования, реальности какогото объекта, например выясняя, не мираж и не сон ли это, человек не может положиться на одно только зрение — он стре­ мится потрогать, пощупать объект (ср. такие предложения, как — Не может быть! Это ты? — дай-ка я тебя потрогаю и Гюрза? А ее можно погладить?). Наконец, данные тактильного

опыта также очень сложно опровергнуть: в нашем языке лаже нет для этого нужных выражений. Можно сказать Ты этого не видишь, но едва ли приемлемо *Ты этого <кожей> не ощуща­ ешь (для выражения другого смысла фраза Ты этого не ощуща­ ешь допустима). Возможно Если не видишь, что у ребенка жар, пощупай ему лоб, но крайне странно ??Если не чувствуешь ру­ кой, что у ребенка горячий лоб, взгляни на ребенка, какая у него температура.

Как замечает А. Коппола (Коппола 1970, с. 15), «едва ли нужно говорить о том, что зрение — это исключительно важ­ ная человеческая способность, но зрение можно переоценить в том отношении, что оно может сделать нас нечувствитель­ ными к тем вещам, которые предназначены для тактильного, а не зрительного восприятия («Sight can be overestimated in the sense that it blinds us to those things that are meant not to be seen but to be felt»). Неудивительно, что у кожного восприятия есть своя сфера применимости, отличная от зрительного (см. по­ дробно об этом ниже, там, где идет речь о соотношении воз­ можностей зрения и осязания). Здесь мы ограничимся лишь несколькими примерами.

Если судить о наличии повышенной температуры у челове­ ка или животного можно и косвенно, например по особому поведению, то температуру неодушевленного предмета человек по большей части определяет через касание. Известно, что маленькие дети зимой во дворе часто трогают руками металли­ ческие предметы и даже проводят по ним языком, желая про­ верить, не холодные ли они. И такие действия уже могут при­ водить к весьма неприятным последствиям — например, зимой дети иногда «прилипают языком» к пожарной лестнице. Кро­ ме того, мы спрашиваем Это мягкая игрушка?, просим Пощу­ пай, пеленка сухая?, высказываем свое мнение о свитере Ка­ кая грубая вязка! или о клеенке: Липкая!, утверждаем Паяльник горячий, и все эти высказывания содержат суждения о матери­ альных объектах, вынесенные на основе нашего тактильного опыта. Точно так же обстоит дело и с человеческой кожей: потертость, потливость, ожоги, порезы, раны, нарывы, по­ краснения, болевые ощущения — все это разные по своему характеру изменения и реакции кожи, которые нередко случа­ ются на протяжении человеческой жизни и кодификация ко­ торых в естественном языке подтверждается языковыми обозна­ чениями.

Философ XVIII века Джордж Беркли считал, что простран­ ство, открытость (outness) и расположение вещей на расстоя­ нии, строго говоря, не являются объектами зрения, нельзя


видеть ни само расстояние, ни соотносительное положение предметов на расстоянии. Он считал, что человек в течение жизни учится связывать данные своего визуального и слухово­ го опыта с информацией, постигаемой тактильно. А другой, не менее знаменитый философ XVIII века Дени Дидро вообще полагал, что касание нередко поправляет и обучает зрение и слух. Позже были опубликованы данные, говорящие, что дети в первые годы жизни больше полагаются на тактильные, чем на какие-либо другие ощущения (см., например, Джибсон 1966). Объясняется это довольно просто: и у детей, и у взрос­ лого человека разные сенсорные модальности имеют каждая свою область приложения, во всяком случае, именно так эпги модальности отображаются в языке.

Чувства и ощущения, как и знание, бывают прямые и кос­ венные. В высказываниях Я вижу, что это замша мягкая и Я вижу, что это замша темно-коричневая обычно усматривают две разные лексемы видеть только на том основании, что нельзя увидеть глазами мягкость, но можно распознать цвет. Мы счи­ таем, что интеллектуальные процессы имеют место в обоих слу­ чаях. В первом высказывании использование глагола видеть представляет собой, как давно и хорошо известно, отражение целого ряда ментальных процессов, относящихся к восприя­ тию. Меньше обращалось внимания на то, что интеллектуаль­ ные процессы скрыты и в семантике самого видения, в част­ ности в модели вижу, что. Они экстериоризуются как выводы, которые делает человек на основании прямых свидетельств ор­ ганов чувств, то есть в толкование рассматриваемого здесь зри­ тельного видеть, выступающего в стандартной конструкции X видит, что Р, тоже, на наш взгляд, входит сема «думать». Определяя, какой или какие каналы восприятия участвуют в установлении свойств или характеристик объекта, можно про­ гнозировать синонимию глагола видеть в контексте X видит, что Р некоторым другим глаголам восприятия. Например, в пред­ ложении Я вижу, что эта замша мягкая глагол видеть близок по смыслу (вообще говоря) родовому глаголу чувствовать, в

предложениях Я вижу, что она хорошо поет или Вы видите, что он сказал? Жванецкий) тот же глагол синонимичен слышать,

а предложение Я вижу, что здесь ели чеснок может означать не только вывод из данных, полученных зрением, но также умо­ заключение, основанное на сохранившемся запахе.

В принципе бывают и конфликты различных сенсорных систем, в частности зрения и осязания. Рассмотрим следую­ щий диалог: — Я вижу, картошка уже готова. — Да ты поты­ кай ее вилкой!. Реакция адресата здесь — несогласие с утверж-


дением собеседника, и, по мнению адресата, истину можно установить только посредством тактильного ощущения. Зрение не только охватывает объект целиком, его объем и поверхность; оно может обнимать сразу несколько объектов одновременно, причем даже находящихся в разных точках пространства. Ди­ намическое осязание, будучи фрагментарным, предполагает перемещение органа, например руки, по объекту (телу) и сег­ ментирование объекта (тела) или его поверхности. Ср. такие специфические движения, как простукивание и прослушива­ ние, являющиеся важнейшими элементами медицинской ди­ агностики, а также поглаживание, совершаемое для получения впечатления от формы предмета или свойств материала, из которого он изготовлен.

Руки лучше, чем глаза, распознают и ощущают: (1) очень маленькие объекты, их размер, малую кривизну и наклоны;

(2)пропорции, или отношения величин, особенно для малых значений соответствующих параметров. Кроме того, руки

(3)лучше, чем какие-либо другие органы человеческого тела, приспособлены для распознавания самых незначительных, мельчайших движений, таких как, например, вибрации. Опыт­ ный водитель или автомеханик часто определяют, стучит ли мо­ тор, то есть, как говорят профессионалы, биение мотора, по­ ложив на него руку, но иногда шофер делает это, просто сидя на сиденье и ощущая колебания телом. При движении руки зре­ ние по возможности «следит» за движением и наряду с осяза­ нием добывает сведения о свойствах поверхности объекта, о его пропорциях, о качестве материала или вещества. Использова­ ние двух или более перцептивных каналов в большинстве слу­ чаев приводит к более точным данным об изучаемом объекте.

Впрочем, то, что сенсорные модальности зрения и осяза­ ния и в реальности, и в языке наряду со своими областями приложения имеют зону пересеченна действий, может ослож­ нять получение нужной информации об объекте. При установ­ лении некоторых свойств объекта, как мы уже видели, далеко не всегда можно указать, на основании какого из рассматри­ ваемых способов восприятия мы это делаем или какая из сен­ сорных модальностей в данном случае является основной, а потому тут вполне возможны ошибки. Так, свойства шерохо­ ватый, волосатый и пушистый часто определяются на вид, но иногда, при малом количестве признака, их можно установить только на ощупь. Необходимую ей степень густоты супа или варенья хорошая хозяйка может определить зрительно, но пред­ почтительно подкрепить свой вывод с помощью ложки: тактиль­ ная информация гораздо надежнее. В булочной хлеб продав-


цы заворачивают в бумажный или полиэтиленовый пакет, в частности в гигиенических целях, поскольку мягкость хлеба определяется людьми исключительно на ощупь. Узкие ли пла­ тье или брюки, не всегда определяется зрением, для этого может потребоваться примерка, то есть восприятие признака телом. Вес коробки при большом ее объеме можно установить на глаз, поскольку в стереотипном представлении признаки объема и веса согласованы: большему объему соответствует больший вес. Однако, чтобы понять, действительно ли дан­ ная коробка тяжелая, в особенности если содержимое короб­ ки неизвестно, ее обычно пробуют поднять, не доверяя ни зрению, ни предшествующему опыту.

В словарные статьи всех выделенных прилагательных и су­ ществительных (а также им подобных) следует, на мой взгляд, включать информацию о стереотипных сенсорных модальнос­ тях, с помощью которых человек определяет наличие у объек­ та описываемых этими словами свойств.

Осязание в каком-то смысле является процессом, прямо противоположным зрению. Так, я уже отмечал, что во время акта осязания, в отличие от акта видения, преобладает индук­ тивный процесс восприятия объекта, а именно происходит со­ здание целостного образа объекта по его частям, как бы син­ тез образа объекта. Осязание предмета нередко напоминает действия слепого, ощупывающего человека. Вот теперь я чув­ ствую тебя всю — эта фраза одного из персонажей фильма «Эм­ мануэль» отражает последовательное тактильное восприятие частей тела главной героини и суммирование ощущений. Иног­ да, однако, мы позволяем себе проводить интеллектуальные операции индуктивного обобщения, не только устанавливая, например, температуру всего тела или предмета, прикладывая руку к какой-то одной точке, но и определяя ряд других его свойств, например своеобразно высказываемся по поводу бо­ левых ощущений, основываясь на прошлом жизненном опыте или на существующих нормах. Прикладывая руку ко лбу, что­ бы узнать температуру, прикасаясь к стакану, чтобы понять, горячая ли в нем вода, или ставя под мышку градусник, чело­ век не совершает каких-либо последующих движений по повер­ хности тела; ср. странную фразу Юн двигал (водил) рукой полбу ребенка, определяя, есть ли у него температура. Но точно так же достаточно провести рукой по какому-то одному месту муж­ ской щеки, чтобы вынести заключение о том, что мужчина плохо побрился или что не брит вовсе: ср. столь же нелепое предложение * Она водила рукой по его шеке. чтобы узнать, побршся .ш он\ нормальное же высказывание Она проверю рукой


по щеке, чтобы узнать, побрился ли он не выражает индуктив­ ного обобщения.

Испытывая сильную боль, человек зачастую не способен ее точно локализовать и в таких случаях обычно говорит У меня все (или: везде) болит, хотя нередко он подсознательно приклады­ вает руку к тому месту или близко от того места, где болевое ощущение наиболее сильное, а вовсе не водит рукой по всему телу. Болевой опыт человека всегда субъективен, приобрета­ ется им с самого раннего детства и изначально тесно связан с жизненными событиями, социальными условиями и культур­ ными факторами, а также с ролевым поведением. Все это позволяет человеку сравнительно легко строить общие сужде­ ния о месте, силе и характере боли по локальному ее воспри­ ятию.

Невозможность актов касания и осязания в той или иной жизненной ситуации приводит в действие разного рода компен­ саторные сенсорные механизмы. Так, чтобы определить тем­ пературу человека или предмета, которые находятся от нас на большом расстоянии и потому недоступны непосредственному тактильному восприятию, мы пытаемся найти какие-нибудь косвенные признаки, которые дали бы нам более или менее достоверную информацию о температуре, в частности обращаем внимание на особенности поведения человека, на наличие или отсутствие пара над жидкостью, на температуру окружающего воздуха и пр.

Помехой касанию или осязанию может оказаться не толь­ ко значительное расстояние от человека до предмета. Древес­ ная или металлическая структура (например острие лезвия) мо­ жет быть видна или ясна на ощупь, но практически далеко не всегда поддается ощупыванию. В таких случаях человек может иногда выносить суждения о свойствах материала, из которого сделан объект, или о внутренней структуре объекта, исполь­ зуя для этого тот или иной инструмент, например, раскалы­ вая предмет ломом или разрубая топором, применяя рубанок или наждачную бумагу и т.п.

С точки зрения русского языка касание или осязание не может быть нормальным, нарушенным или испорченным·, так, сочетания нормальное зрение, нормальный слух вполне приемле­ мы, а сочетания нормальное касание или испорченное осязание

плохо интерпретируемы. Говоря о дефектах, связанных с так­ тильным восприятием, мы употребляем слово чувствитель­ ность: жалуемся на то, что чувствительность нарушена, или отмечаем временную или постоянную потерю чувствительности, но при этом мы все-таки тоже пользуемся не обычным языком.