ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.05.2024

Просмотров: 946

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При функциональном стиле общения в целом ряде случаев разрешены, а иногда и необходимы прикосновения к различ­ ным интимным местам человеческого тела, как, например, в ситуациях общения портного, банщика или массажиста со сво­ ими клиентами, врача с пациентом. Само по себе это обстоя­ тельство, однако, еще не делает касания интимными. И во­ обще, не будь отношения между участниками коммуникации сугубо деловыми, подобного рода касания при достаточно ма­ лой степени знакомства были бы совершенно недопустимыми.

В каждой культуре в социальном невербальном стиле и вежливых отношениях существуют жесткие нормы, предписы­ вающие, кто, кого, как и когда может трогать. Из наиболее типичных жестов здесь можем назвать рукопожатия (см. опи­ сание условий употребления русского рукопожатия — жеста мужской субкультуры — в гл. 5), поцеловать руку, подать руку 2, когда мужчина помогает женщине, например, выйти из автобуса. Языковое отображение этих жестов может быть бо­ гаче невербального, насыщаясь дополнительными смыслами. Так, в предложении «Но вы! Кто же вы, наш ангел, наше Про- виденьеЬ восклицала вдова, покрывая поцелуями руки императ­ рицы (М. Алданов) сочетание покрывать поцелуямируки это вы­

ражение не только почтения перед царственной особой, но и благодарности за некое оказанное ею благодеяние. В русском дворянском обществе дети обычно благодарили родителей за обед, почтительно целуя им руки.

Смысловой инвариант этих жестов-касаний можно в пер­ вом приближении сформулировать следующим образом: «демон­ страция признания другого человека как имеющего данный социальный статус (в частности, признание в коммуникатив­ ном партнере женщины, признание у адресата статуса «высо­ кого лица», например религиозного, установление отношений равенства с адресатом и т.п.) и установление связи, единения со своим коммуникативным партнером (например, соучастие с ним в каком-то деле)».

Взаимные касания, или невербальные реципроки, такие как мужские рукопожатия, могут в ряде случаев нивелировать раз­ личия в социальных статусах. Как пишет Д. Шифрин, «когда за руку здороваются мужчины, это означает не только их рав­ ное участие в данном ритуале, но и равное достоинство двух людей» (Шифрин 1974, с. 190). Рукопожатие — это не только намерение продемонстрировать отсутствие оружия и мирные намерения (Холл П., Холл Д. 1983), но и, учитывая важные смысловые компоненты взаимности и симметрии, демонстра­

ция равенства и со.чиларжкми опт-ание уго?~» жеста г


гл. 5), это знак того, что после рукопожатия партнеры стано­ вятся доступны один другому, готовы общаться или участво­ вать в некотором совместном предприятии; ср. руки, создан­ ные для рукопожатия во время опасности (О. Мандельштам).

Интересно сопоставить рукопожатие как жест близкого при­ ветствия с жестом махать рукой 1 (в направлении «слева напра­ во») как жестом приветствия на расстоянии. Приветствие, совершаемое на дальнем расстоянии (дальнее приветствие) в виде жеста махать рукой, содержит всвоей семантической струк­ туре императивный компонент, который делает данный невер­ бальный знак непригодным для использования при встречах с людьми более высокого статуса. К тому же жест намекает на некую интимность отношений между участниками коммуника­ ции, неприемлемую в данном стиле общения. В связи с жес­ тами рукопожатие и махать рукой представляет интерес одно замечание современного английского психолога и антрополо­ га П. Коллега о поведении европейцев и американцев: «Когда европеец или американец машут рукой другому человеку на далеком расстоянии в знак приветствия, они исполняют этот жест с целью привлечь внимание адресата, показать, что ад­ ресата заметили или опознали, а также предупредить его о воз­ можном предстоящем приветствии на близком расстоянии. Следовательно, приветствия на дальнем расстоянии представ­ ляют собой своеобразные невербальные ритуалы, выражающие просьбу о разрешении доступа к другому, а само отношение между партнерами проясняется только при близком привет­ ствии. Если приветствия на дальнем расстоянии предполага­ ют, что адресат в ответ каким-то образом покажет или обозна­ чит, будет ли он доступен и открыт для общения, то близкие приветствия применяются для выражения разных степеней со­ лидарности и уважения» (Коллет 1982, с. 84).

Таксономический класс «дружба-теплота», вотличие отдвух предыдущих, определяет неформальные отношения между партнерами по коммуникации. Для дружеского невербаль­ ного стиля общения типичны возникновение недоразумений и частые коммуникативные провалы из-за того, что в интерак­ тивном акте один из участников, как правило мужчина, при­ бегает к касаниям, присущим совсем другому, любовному, стилю общения. Реакциями на подобное «нахальное» поведе­ ние могут явиться невербальные «касания» совсем иного типа: пощечины, «вырывания из рук» и т.п., часто сопровождаемые словесными репликами Пусти; Отстань; Ты что, сума сошел?

и др. Эти реплики говорят о явной неуместности и резком

¿■-приятии адресатом такого повеления. С другой стороны, то


же невербальное поведение может быть оценено и как выказы­ вающее любовь или сексуальное влечение, хотя и в этих случа­ ях касания способны привести к коммуникативным, да и не только к коммуникативным, конфликтам. Различная интерпре­ тация стилей и отношений вневербальных событиях-касаниях — это один из основных источников недоразумений, ссор и пол­ ного разрыва человеческих отношений.

В известной работе Нгуйен и др. 1975 была предпринята попытка определить, на касания какого типа и значения реа­ гируют мужчины и женщины (хотя стиль общения в явном виде в работе зафиксирован не был, из текста статьи ясно, что речь идет о неформальном дружеском общении). Когда незамужних и неженатых студентов попросили ответить на вопрос, как они относятся к тому, что представители противоположного пола применяют к ним такие жесты-касания, как pat «похлопать», stroke «погладить», squeeze «прижать к себе» и brush «<слегка> коснуться, задеть», что они при этом испытывают и что, по их мнению, может означать использование этих жестов, отве­ ты девушек и юношей были совершенно разными. Для деву­ шек крайне важным было место касания — даже в большей степени, чем способ касания, в то время как для юношей спо­ соб касания существеннее, чем место. Далее, студентки вы­ деляют такие смыслы, как «любовь» и «дружба», — когда мес­ том касания были руки, голова, лицо, плечи и верхняя часть спины.'Девушки резко отрицательно отнеслись к касаниям груди и гениталий и отделили касания, обозначающие любовь и дружбу, от касаний, выражающих сексуальное желание. Для юношей, однако, «приятное ощущение», «любовь», «теплота отношений» и.«сексуальное влечение» выражаются более или менее одинаково, одними и теми жt касаниями, то есть девуш­ ки оказались намного более чувствительны к различиям в так­ тильных формах выражения указанных смыслов.

В любовном невербальном стиле общения, который соче­ тается с очень близкими, интимными, отношениями между партнерами, и в сексуальном контакте касания передают смыс­ лы «сексуальное желание» и «любовь». Способы касаний (ср. слова и сочетания нежные, ласковые прикосновения, поцелуи, интимные касания, поглаживания) и места касаний не должны вызывать у партнеров даже малейшего ощущения дискомфор­ та. Любовные и особенно сексуальные касания должны быть приятны обоям партнерам я доставлять им обоюдное удоволь­ ствие/наслаждение, и эта информация входит в смысл соответ­ ствующих жестов.


По мере перехода от функционального стиля к сексуальному растет не только индивидуация партнера, то есть выделение его в обществе, но и самоидентификация, или самоопределение: происходит как бы движение от человека — социальной лично­ сти к человеку частному, индивиду. Однако наиболее нейтраль­ ным стилем для касаний является всё же не функциональное, а дружеское общение и сопряженная с ним теплота взаимоот­ ношений: именно здесь человек, полностью контролируя свои действия, что далеко не всегда бывает в сексуальном стиле невербального общения, более свободен в выборе жестов-ка­ саний (по сравнению с другими невербальными стилями и от­ ношениями) и более толерантен к возможным отклонениям от нормы. Жестовое касание является прежде всего актом связи, установления контакта с коммуникативным партнером, а по­ тому на уровне дружеского общения, когда уже не просто за­ вязаны контакты, а установлены тесные отношения, люди вполне открыты для разнообразного по форме тактильного подтверждения своей близости друг к другу.

* * *

Подведем итог. Из множества кинетических переменных и параметров, которые должны использовать правила, призван­ ные описывать тактильное поведение человека в невербальной коммуникации (правила тактильного поведения), мы выдели­ ли и подробно рассмотрели в этой главе следующие: социаль­ ное положение партнеров, пол, степень знакомства, отношение участников коммуникациидруг кдругу и к самим актам касания, стиль тактильного поведения, физическое и психологическое состояния партнеров, присутствие в акте коммуникации «треть­ их лиц», тип касания (например, статичное оно или динамич­ ное) и его значение. Другие, по-видимому не менее важные, факторы, определяющие тактильное поведение людей в ком­ муникативном акте, такие как количество участников тактиль­ ной ситуации (например, участвуют в ней двое или более лиц), возраст участников, тип культуры или субкультуры, в рамках которой происходит тактильное общение (см. в этой связи исследование Шатер 1977), и сопровождается ли тактильная коммуникация зрительной или какой-либо иной, и если да, то каковы правила взаимодействия тактильной с другими знако­ выми системами, были сознательно оставлены нами в сторо­ не. Полный анализ влияний каждого из параметров на тактиль­ ную коммуникацию и формальное описание их соотношений друг с другом в невербальной семиотике еще предстоит прове­ сти. Наука гаптика находится пока лишь в начале своего рож­


дения и исследовательского пути: она еще только создает свой

язык, выявляет и описывает необходимые формальные и со­ держательные противопоставления, совершенствует понятий­ ный и терминологический аппарат и определяет круг проблем, идей и подходов к их решению. Именно поэтому в настоящей главе мы ставили перед собой не более чем скромную задачу

продвинуться в этом направлении.