ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.05.2024
Просмотров: 943
Скачиваний: 2
ные по смыслу и прагматике выражения замять кому-либо мес то и занять чье-томесто (в прямом значении). Занимают комуто место в физическом пространстве (чаще всего в помеще нии), делая другого владельцем, как правило, «ничейной территории», всегда по желанию этого другого или, по край ней мере, думая, что тот другой этого хочет, причем так по ступающие люди, вообще говоря, не нарушают принятых норм поведения. Но когда занимают чье-то место в помещении, то всегда нарушают существующие нормы поведения, захватывая у другого его пространство, которое тот другой по каким-то причинам (обычно это отсутствие другого в данное время в данном месте) не может защитить, и тем самым причиняют ему зло, а себе приобретают незаслуженное и незаконное благо. От сюда понятны и разные реакции со стороны бенефициантов в каждом из этих случаев. Кроме того, способы, которым осу ществляются действия занять чье-то место и занять кому-то место, разные. В первом случае кладется легкий предмет или вешается табличка, которые можно легко поднять или снять, а во втором человек садится на место, и поднять его с этого места значительно сложнее. Универсальными являются также некоторые закономерности, отражающие типы и способы вли яния со стороны разного рода социальных коллективов на час тного человека, и пр.;
(3) общие законы пространственной организации среды и правила выбора канала коммуникации (например, стремление человека — в норме — избавиться от шума и помех в коммуни кативном канале), а также сознательно осуществляемый чело веком в условиях свободы выбор динамичной или статичной коммуникативной среды (например, человек может ходить взволнованно по комнате и говорить; желая сообщить адресату какую-то неожиданную для него новость, говорящий может попросить его сесть, чтобы он, так сказать, «не упал от нео жиданности», и т.п.).
Среди кулиурно-специфичных правил проксемяого поведе ния можно выделить:
(1) правила выбора места ■ расстояния, например правила,
которые человек соблюдает, выбирая расстояние (дистанцию) для беседы взависимости от тех или иных факторов: места встре чи с другим человеком, пола, возраста или социального ста туса предполагаемого собеседника, степени знакомства с ним, его физических и психических свойств, предполагаемого спо соба взаимодействия, жанра разговора, темы, цели беседы, ее продолжительности и т.п. Отмечая двоякую природу дистан ции между партнерами, Э. Холл рассматривает дистанцию
между партнерами по диалогу и как контекст, в котором про ходит коммуникативный акт, и как знаковое сообщение о са мой коммуникации (Холл 1966).
Место и расстояние, которое выбирает по отношению к нам другой человек, нечто сообщают нам о нем и в большой мере обуславливают наши действия. Если вы, например, едете в пустом вагоне метро или электрички и на остановке в вагон входит незнакомый человек, то вы, скорее всего, почувствуе те себя неуютно, если тот займет место рядом с вами или ся дет прямо напротив. Войдя в кафе или кинозал, в котором много свободных мест помимо тех, что имеются рядом с не ким сидящим там человеком, вы едва ли сами займете одно из соседних с ним мест. Дело в том, что существует особое пра вило (мне, однако, не известно, является оно универсальным или культурно-специфичным; a priori лучше считать, что оно культурно-специфично), покрывающее много разных ситуа ций, связанных с проксемным поведением незнакомых людей в общественных местах. В соответствии с ним человек в ситу ации свободного выбора должен занимать позицию по возмож ности подальше от находящихся в данном месте других лиц. Если же человек по каким-то причинам ведет себя иначе, втор гаясь вличное пространство другого (о личном пространстве см. ниже в § 2) и нарушая это правило, то такое поведение вос принимается как злонамеренное, подозрительное, агрессивное или враждебное.
Правила выбора места и расстояния должны, в частности, предусматривать и отражать возможность сближения проксем-
ного поведения с жестовым. Я имею в виду, например, вот что: когда один человек в процессе коммуникации внезапно и быстро притягивает к себе другого человека, стоящего перед ним, он тем самым резко уменьшает расстояние между ними и этим движением (часто вместе с соответствующей мимикой) может выразить, например, смыслы «мы с ним вместе (заод но)», «я его в обиду не дам» или «я его сейчас защищу». В этом случае проксемное поведение сближается с жестовым;
(2) прияла орострянстмяного взаимного положен« ■ ори ентация тел во время общения (см. русские языковые единицы
лицом, лицом к лицу, вполоборота, сидя спиной или рядом друг с другом, предстать перед кем-либо, отодвинуться, повернуть ся боком, на большом расстоянии от кого-либо и многие другие
языковые обозначения положений тел участников коммуника тивного акта и расстояний между телами);
Приведу в качестве примера два таких правила (несколько других правил пространственного взаимного положения и ори-
ентации людей в ситуации общения указаны ниже):, (а) за вы четом ситуации игры или ей подобных общение людей, стоящих или сидящих спиной друг к другу, невозможно или противо естественно, но разговор двух человек, лежащих у противопо ложных стен комнаты, вполне возможен и не выглядит со сто роны странным, даже если собеседники повернулись (как мы говорим: уткнулись) каждый лицом в свою стену; (б) комму никативное пространство человека концептуализуется как не симметричное относительно его тела, а именно область «перед человеком», перед его лицом и глазами, в норме оценивается как более естественная, коммуникативно важная и немаркиро ванная по отношению к областям «сбоку», «сверху/снизу» или «сзади, за спиной». Это проявляется и в вербальном отноше нии (так, например, едва ли требует уточнения место локали зации относительно фигуры говорящего объектов, упомянутых в нижеследующих фразах: Раскинулосьморе широко·, А вот и наш дам; Катька, неужто это ты? и тысячи подобных), и в невер бальном — жестовые движения различных языков и культур в большинстве случаев осуществляются в пространстве перед жестикулирующим, повернутым лицом к адресату (адресат при этом тоже находится лицом к жестикулирующему).
Нарушения этих и подобных правил обычно фиксируются людьми, а пренебрежение правилами влечет за собой индиви дуальные или общественные санкции: нарушителям прямо го ворят о нсэтичности или просто о недопустимости подобного поведения, а в более серьезных случаях подвергают индивиду альному или общественному остракизму: с ними перестают разговаривать, «не приглашают в дом», исключают из коллек тива и др.;
(3) правила, приписывающие определенные коммуникатив ные веса различным пространственным параметрам. Это, напри мер, правила, фиксирующие культурно-специфичные законо мерности в соотношениях между полами участников ситуации общения и типом коммуникативного расстояния между ними; правила, отражающие для разных культур разное отношение людей к присутствию или отсутствию третьихлиц в актуальном коммуникативном акте; правила, определяющие культурную ценность и функциональную значимость той или иной разно видности проксемного поведения, и другие. О проксемном поведении людей разных культур см., например, работы Уот
сон 1970, Шатер 1976.
Как и большинство правил невербального поведения, пра вила проксемного поведения соблюдаются автоматически, под сознательно: явно фиксируются лишь их нарушения, причем не
только невербальным способом (осознанным движением, по зой, взглядом и др.), но и словесно; см. высказывания типа
Здесь сидеть воспрещается; Не подходи ко мне; Неужели больше нет других мест?, Лучше уходите отсюда', Вы не подвинетесь Не стойте под стрелой крана?. Ты так и будешь лежать? — Тог да я с тобой говорить не буду! и под.
В связи с различным пространственным поведением мож но выделитьтри основных типа социальных взаимодействий меж ду людьми: (а) взаимодействие с друзьями, товарищами или просто хорошо знакомыми людьми, открытыми для диалога;
(б) взаимодействие с малознакомыми или совсем незнакомы ми людьми, которые хотят общения, и (в) взаимодействие с незнакомыми людьми, не ожидающими никакого контакта или не желающими контакта с данным человеком. Каждое из этих отношений порождает особый тип коммуникативной ситуации, который характеризуется своими правилами выбора пространства (например, статическое или динамическое, близкое или дале кое) п расстояния между коммуникантами в целях обеспечения
комфортности общения и — при этих условиях — особым типом невербального коммуникативного поведения, например опреде ленными позами и мануальными жестами.
Проксемику интересует не только организация коммуника тивного пространства, но и способы его восприятия. Так, Э. Холл ввел важные для проксемики понятия неконтактных (distance receptors) и контактных рецепторов (immediate recep tors). К первым принадлежат глаза, уши и нос, ко вторым — кожа и мышцы (Холл 1966, с. 39—47, 49—60). Проксемное поведение человека обычно легко воспринимается и оценива ется коммуникативным партнером или сторонним наблюдате лем, причем в процессе восприятия участвуют органы зрения, осязания и обоняния; кроме того, проксемное поведение вос принимается кинестетически, то есть через нейронно-мышеч- ную оценку человеком пространства и расстояния. Реализует ся же проксемное поведение человека всегда посредством кинетической (двигательной) активности.
Самый надежный из неконтактных рецепторов пространства коммуникации и проксемного поведения — это глаза: в сборе и обработке информации о коммуникативном пространстве зрение в сотни раз более эффективно, чем слух. Вообще, из всех сенсорно двигательных модальностей, быть может, толь ко запах в этом отношении не стольсуществен для человека (хотя исключительно важен для животных). Между тем хорошо из вестно, что устранение неприятных запахов может снимать
пространственные, и не только пространственные, барьеры между людьми. Например, при отсутствии плохих запахов люди могут подходить друг к другу на более короткие дистанции и дольше находиться рядом в одном помещении; ср. в этой свя зи разнообразные вербальные и невербальные реакции людей на хорошие и нехорошие запахи. К сказанному о корреляции между пространством коммуникации и запахами можно до бавить, что в ряде исследований, относящихся к ольфакции (науке о запахах), сообщается, что некоторые опытные врачипсихиатры способны выявить больного шизофренией по исхо дящему от него специфическому запаху, а Э. Холл утвержда ет даже, что отдельные врачи могут распознать у пациента особый запах ярости (!) (Холл 1966, с. 46).
§2. ФИЗИЧЕСКАЯ
ИПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИСТАНЦИИ
Ключевые слова:дистанция (расстояние), тип, концептуализация, физический, психологический.
В работах Холл 1959, Холл 1966, Холл 1974, а вслед за ними Шатер 1976; Шефлен, Ашкрафт 1976 и др. была пред ложена классификация межличностных расстояний в простран стве диалога, на каждом из которых кинетическая активность и проксемное поведение людей различаются, причем различие это функционально, социально, культурно или прагматичес ки значимо. Ныне усовершенствованная, классификация рас стояний выглядит следующим образом: все коммуникативные дистанции делятся на 5 типов: дальнюю, публичную, соци* альную, личную и интимную. Для контактного диалога особенно важны последние три типа.
(1) Социальная дистанция (социальное расстояние). Социальная дистанция имеет, по Холлу, величину от 7—12
футов, то есть порядка 2,2—3,7 м (фут, напомним, составляет примерно 30,5 см), причем это максимальное удаление парт неров друг от друга, до минимального расстояния в 4—7 фу тов (1,2—2,2 м) между ними. Социальная дистанция, если так можно выразиться, разделяет людей; она обычно соблюдается во время формальных деловых свиданий, при встречах в обще ственных местах, при весьма формальных приветствиях «на расстоянии» — именно это языковое выражение лучше всего подходит для обозначения социальной дистанции.
(2) Личная дистанция (личное расстояние).
Личная дистанция (от 2,5—4 футов до 1,5—2,5 футов, то есть от 0,75—1,2 до 0,45—0,75 м) — это защитная область одного че ловека от другого, это пространство, удобно отделяющее лю дей. Тем самым личная дистанция фактически является также межличностной, определяющей интерперсональные отношения людей. Данный тип коммуникативной дистанции предполагает помимо визуального контакта активное включение и использо вание других сенсорных каналов коммуникации, в частности кожного (тактильного) и обонятельного (ольфакторного).
(3) Интимная дистанция (интимное расстояние). Интимная дистанция (от 6—8 дюймов до 0 дюймов, или,
считая дюйм примерно 2,5 см, от 0,15—0,2 м до 0 м, то есть до полного телесного контакта) — это дистанция особой полной человеческой близости. Она определяет высокую коммуника тивную значимость и часто даже решающую роль в общении проникновенных и глубоких взглядов, особых интонаций и голосов (например, интимного голоса или голоса с придыха нием), тепловых ощущений, эмоциональных интимных каса ний, поз, сплетений тел и пр. Здесь люди общаются не столько словами, сколько касаниями, дыханием, биением сердец, запахами.
В соответствии с коммуникативными дистанциями могут быть определены и характерные для них различные классы же стов — социальные, личные, интимные и т.д.
Очень важно то, что социальная, личная и интимная дис танции отличаются, причем довольно значительно, в разных культурах, — меняются, как правило, не только размеры ди станций, то есть количественная величина, но и их качествен ные характеристики. Так, в неконтактных культурах типа скан динавских физическая дистанция может восприниматься и оцениваться как интимная или личная (иногда говорят: близ кая)™, тогда как контактные культуры, например израильская, латиноамериканские или арабская, ту же дистанцию сочтут социальной (нормальной). В Юго-Восточной Азии люди, же лающие вступить в диалог, как правило, не подходят слишком близко друг к другу, чтобы не коснуться партнера, посколь ку, например, даже нечаянное прикосновение к голове парт нера в соответствующих культурах рассматривается как серьез ное нарушение этикетных норм проксемного взаимодействия. Уже из этого примера понятно, что разным бывает отношение
51 В русской культуре физическая близость тоже может свидетельство вать о близких отношениях, прежле всего о сексуальной близости.