ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.05.2024
Просмотров: 940
Скачиваний: 2
приманкой (decoy). Если шизофреникам говорят, что в данном месте за круглым столом будет сидеть очень важная персона, например глава попечительского совета больницы, как это было в случае эксперимента, на котором мне довелось присутство вать самому, то больные обычно «клюют на приманку» и ста
раются занять места поближе к тому, где, скорее всего, будет сидеть эта персона. Во всяком случае, они стремятся сесть не очень далеко от этого человека и не напротив него. Аналогич ная ситуация описана в художественной литературе, например у Кена Кизи в его романе «Над кукушкиным гнездом».
Диалогическое взаимодействие людей является многомест ной функцией от пространственного расположения участников диалога, дистанции, поз, типов взглядов и еще очень многих других пространственно-кинетических переменных. Направ ление жеста, широта жеста (объем занимаемого им простран ства), ход жестового движения (например, плавный или поры вистый), взаимная пространственная ориентация партнеров, глазное поведение собеседников и расстояние между ними су щественно влияют на характер исполнения жеста и его интер претацию. Перечисленные переменные, по-видимому, обу словлены или, во всяком случае, непосредственно связаны с глубинными психическими свойствами человека и особеннос тями той культуры, к которой он принадлежит.
Широта движения соотносится с такими чертами челове ческой психики, как интровертность/экстравертность/амбивертность. Интроверт сосредоточен на самом себе, на сво их внутренних переживаниях и предпочитает не показывать свои эмоции другим людям; экстраверт, наоборот, любит быть на людях, делиться с ними своими мыслями и чувствами, выс тавлять себя на обозрение другим; амбиверт занимает промежу точное положение между данными психотипами, обладая каче ствами и интроверта и экстраверта. От интроверта естественнее ожидать узких движений, стереотипно соотносимых со скром ностью, сомнением, осторожностью, неуверенностью в себе. Широкие движения более типичны для экстраверта, посколь ку свидетельствуют о бурных чувствах, которыми тот готов по делиться с другими людьми; они говорят об испытываемой им радости или бурной ярости, о переживаемом душевном подъе ме, об охватившем его энтузиазме.
Направление движения вдоль пространственных осей тоже семиотически значимо и коррелирует с разными смыслами и культурными коннотациями. Например, движение вверх вдоль вертикальной оси (оси «верх—низ») связано с возрастом чело века, его взрослением (о разных смыслах этих слов см. Крей-
длин 1996), с ростом чувства собственного достоинства, с уве личением количества и качества исполняемых человеком обще ственных функций и ролей. Движение вдоль той же оси вниз связано с низкой самооценкой, со стремлением спрятаться от других, с желанием быть маленьким, а также с униженностью и покорностью. Движение вперед вдоль сагиттальной оси (оси «вперед—назад») сопряжено с уменьшением физического рас стояния и связано с интересом, любопытством, желанием быть рядом, а также возможностью более тесного, вплоть до теле сного, контакта. Движение назад, увеличивающее физическую дистанцию, соотносится с испугом, страхом, отвращением (ср. разобранные ранее жестовые движения отшатнуться, от прянуть), желанием больше увидеть, узнать, а потому — с удив лением.
Важными пространственно-кинетическими характеристика ми невербального поведения являются также
(а) наличие или отсутствие третьего лица вактуальном про странстве коммуникативного взаимодействия: многие люди кожей чувствуют приближение к ним сзади постороннего че ловека, и диалог может прерваться: положение за спиной даже самых близких людей неприятно для беседующих. С другой сто роны, люди на публике, особенно при большом скоплении народа, обычно подчеркивают, что они вместе, что их нахож дение в одном месте не является случайным, что их объединя ют территория и время, общность интересов, зааач или целей и что их совместное пребывание создает коллективное (публич ное) пространство и «privacy» (незнакомые люди при этом сто ят ближе друг к другу, чем обычно, берутся за руки, кладут руки друг другу на плечи, одновременно, «как бы в едином порыве», поднимаются с кресел, хором произносят речевки; скандируют лозунги и призывы, тянут вверх руки в качестве приветствий, пускаются в танец, скорбно молчат и пр.);
(б) статичное или динамичное положение партнера: если партнер во время диалога начинает перемещаться перед наши ми глазами, непрерывно двигаясь взад-вперед, — мы в таких случаях обычно говорим мельтешит, —то это тоже создает су щественные неудобства для общения;
(в) несходство поз и ориентаций тел во время диалога: не приятной и очень трудной, если вообще возможной, бывает беседа, когда один человек лежит, а другой перед ним стоит. Она случается, только если по каким-то причинам один из собеседников не может принять ту же позу, что и другой. На пример, врач, подходя к больному, чтобы с ним побеседовать (но не во время обхода!), как правило, берет стул и садится
рядом с кроватью больного — он не разговаривает с ним стоя, а наиболее задушевная, по-человечески комфортная беседа людей в купе поезда, в одной комнате отеля, санатория или общежития происходиттогда, когда оба человека лежат на своих местах или оба сидят, то есть когда их позы конгруэнтны.
Е. Чарни (Чарни 1966) изучал поведение врача-психотера- певта и пациентов во время психотерапевтических сеансов, занимавших каждый по времени один час. Исследователь об наружил статистически вполне убедительную тенденцию роста степени конгруэнтности поз участников сеанса по мере сгла живания коммуникативных барьеров, увеличения интенсивно сти вербального общения между ними и нахождения некоторых путей к решению волнующих пациента проблем.
Конкретные значения, которые принимают перечисленные пространственно-кинетические переменные, находятся в пря мой зависимости не только от контекста, в котором происходит взаимодействие людей, но и от культуры, к которой принад лежат эти люди. Культурно зависимой является, в частности, корреляция между типом ориентации тел и физическим рассто янием между участниками коммуникации. Как показали иссле дования О. Уотсона и Т. Грэйвса, по мере уменьшения физи ческой дистанции между партнерами определенным образом менялись соотносительное расположение и ориентация тел у американцев и японцев, общавшихся в парах друг с другом. Между тем характеристики, которые описывают соотношение тех же признаков в ситуации, когда общались между собой одни только американцы, были совсем иные (Уотсон, Грэйвс 1966).
Пространственная близость (физическое личное расстоя ние) и тесное общение (психологическое личное расстояние), например, в случае, когда учитель, допуская учеников в свою личную сферу, говорит им: «А теперь садитесь-ка ко мне по ближе», предполагают совместное диалогическое обсуждение каких-то интересных проблем или интересный всем ученикам, выходящий за пределы темы урока монологический рассказ учителя. В свою очередь, реализация многих смыслов в акту альном коммуникативном акте непосредственно связана с ис пользованием тех или иных пространственных характеристик. Так, реализация смысла «теплое отношение к другому челове ку» предполагает наличие личной или интимной физической дистанции между участниками коммуникативного акта, а вы ражение смысла «интимность отношений» является функцией сразу от нескольких взаимосвязанных переменных коммуника ции, включая физические (тип пространства, дистанция, ори ентация и пр.) и психологические (например, близость, кон
такт глаз, стиль речи, количество жестов ласки, улыбок и др.). Сами перечисленные переменные участвуют, впрочем, и в выражении других смыслов. Например, контакт глаз между говорящим и слушающим может указывать на то, что зритель
ный канал открыт для прохождения сквозь него передаваемой информации, а жесты поглаживания выражать не «ласку», а, например, «утешение».
· · ·
Резюмируя сказанное, можно утверждать, что:
—существуют правила проксемного поведения людей, ко торые бываютдвух типов — универсальные и культурно-специ- фичные и которые опираются не только на физические (соб ственно пространственные), но и на личностные, социальные, культурные, языковые и другие параметры;
—среди пространственных параметров одним из важнейших
является расстояние, которое бывает двух типов — физическое и психологическое.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В одном из «Писем к сыну» граф Честерфилд пишет «Не думай, что знания, приобрести которые я тебе так настоятельно советую, заключены в книгах, как бы приятны, полезны и необходимы эти знания ни были: я имею в виду настоящее зна ние людей, еще более необходимое, чем добытое тобой из книг <...>. Оно приобретается только среди людей, а не в тиши кабинета <...>. Не обольщайся надеждой, что ты сможешь приобрести это знание за пустою и праздною болтовней. Нет, ты должен проникнуть гораздо глубже. Ты должен не просто смотреть на людей, а внимательно в них всматриваться» (пись мо от 4 окт. ст. стиля 1746 года).
Всматриваться — это не только, пристально смотря, пы таться различить детали, но и пытаться понять людей. Знание людей, о котором говорит замечательный английский писательэссеист и философ, понимание их мыслей, слов, действий и поступков, общение с другими людьми являются основными условиями существования человека в обществе и взаимодей ствий в нем различных социальных и культурных групп. Обще ние же предполагает правильные оформление, передачу и ин терпретацию сообщений в коммуникативном процессе.
В настоящей книге решалась задача представить и описать одну из важнейших разновидностей коммуникативного процес са, устное общение, как взаимодействие нескольких семиоти ческих кодов, которыми люди обычно пользуются одновремен но и из которых главным.является естественный язык и его коммуникативное воплощение — речь, а остальные, дополни тельные, коды являются невербальными. Объектом нашего анализа послужили жестовый и проксемный невербальные коды, а также паралингвистические элементы, занимающие промежуточное положение между языковым и неязыковыми средствами выражения смысла.
Перечислю кратко основные теоретические результаты и выводы, полученные в работе:
1. Выделены целр и периферия паралингвистической сис темы в ее корреляции с естественным языком, с одной сторо ны, и кинесикой — с другой. Уточнены и охарактеризованы основные функциональные талы паралюгвистпескнх категорий, относящихся к центру системы, — параметры звучания, ш ля-
фикаторы, различите™ и альтернанты. Указан ряд объективных и субъективных причин, по которым нам не удалось построить строгую классификацию единиц внутри каждого из типов. Особое место было отведено периферическим паралингвистическим средствам, а именно материальным объектам и неко торым семантически нагруженным звукам, возникающим от действий с ними, — адаптерам. Показано, что адаптеры игра ют важную роль в когнитивных и семиотических процессах, происходящих в акте коммуникации. Два основных структур ныхтипа адаптеров — собственно адаптеры, или адаптеры тела, и адаптеры-объекты, будучи отнесенными к периферическим паралингвистическим средствам относительно естественного языка, образуют центр паралингвистической системы относи тельно жестового кода. Описаны разновидности адаптеров тела — волитивные и неволитнвные адаптеры, а также самоадапторы в противопоставлении адаптерам, ориентированным на
другого.
2. Рассмотрены основные структурные типы знаковых ки нетических единиц; особое внимание при этом обращается на жесты рук и ног, мимические жесты и выражения лица, позы и семантически нагруженные телодвижения. Дается краткий очерк истории создания и основных идей и положений кинесики, понимаемой здесь как наука о языке тела и его частей. Уточнены место и роль жестов в истории культуры и общества. «Белыми пятнами» остаются здесь многие неевропейские сис темы, которые либо вообще не представлены в литературе, либо описаны в ней весьма схематично.
Установлены фундаментальные аналогии и различия между жестовыми и естественными языками. Выдвигается и обос новывается тезис о том, что параллельное существование и взаимодействие языка тела и языка слов в акте коммуникации возможно в силу того, что глубинные процессы, лежащие в ос новании невербальной и вербальной деятельности человека, в важных отношениях сходны.
Под новым углом зрения, а в ряде случаев впервые были рассмотрены следующие центральные понятия кинесики: (а) ки нетическая переменная н ее виды; (б) невербальное поведение;
(в) типология невербального поведения; (г) правило невербаль ного поведения; (д) жестовая фразема; (е) форма кинетического поведения; (ж) стадия кинетического поведения; (з) артикуляция жеста и фаза (стадия) артикуляции. Описаны признаки, на основании которых проведено важное разграничение жестов и жестовых движений. Уточнены основные семиотические классы жестов, определены состав и функции отдельных их представи