ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.05.2024
Просмотров: 944
Скачиваний: 2
культур и к самим коммуникативным расстояниям, и к нару шениям норм расстояний, в том числе к случайным проник новениям или намеренным силовым вторжениям одних людей в личную сферу (то есть в то, чтб в англоязычной традиции зовется privacy или intimacy) других.
В каждом естественном языке существуют особые выраже ния, обозначающие актуальное коммуникативное пространство или расстояние между участниками коммуникации, смену ком муникативных партнеров или конкретных параметров имеющей ся коммуникативной среды, ср. Подойди сюда\ Он встал рядом со мной\ Сядь с ней; Отец посадил ее на колени; Не приближайся ко мне* Уходи отсюда; Не смей поворачиваться ко мне спинойД Ты от меня отдаляешься; Вы не могли бы подвинуться * Встань передо мною\ Явись ко мне; Побудь со мною\ Почему ты стоишь там так далеко* Что вы меня окружилиОна подошла к ней близко-близко; на расстоянии; на почтительном расстоянии; Мы взялись за руки и, глядя друг другу в глаза, дали клятву, Что-то влекло меня к ней, но я не смел к ней даже приблизиться; Нагнись, я тебе скажу что-то на ухо; Разрешите обнять вас; К отцу, весь издрогнув, малютка приник (В. Жуковский); Она подлетела ко мне, как легкий ветерок, и, улыбаясь, сказала (В. Жуковский); Поравнявшись с Усладам, она <...> села подле своего друга, по целовала его в пламенную щеку и, окружив его белою рукою, скло нила к нему на плечо свою прелестную голову (В. Жуковский).
Многие из этих языковых выражений сопровождаются строго определенными жестами и позами, при этом исполне ние и восприятие жестов в той же мере, что и употребление слов, связаны с пространством коммуникации. В частности, разные коммуникативные жесты требуют разных физических дистанций между партнерами, а это предполагает в том или ином виде указание на дистанцию в лексикографическом пред ставлении жестов.
Огромное число русских пространственных единиц, в ис ходных значениях обозначающих вторжение в некое простран ство (или выход из него) и принятие человеком какой-либо позы, в производных значениях представляют когнитивные, сенсорные, оценочные и другие области психической деятель ности человека, ср. захватывать, занимать, завоевывать Спространство), отодвигаться от кого-либо, делать шаг на встречу, принимать позу, продвигаться вперед, вставать на чье-либо место, приближаться, становиться рядом, отходить подальше и под.
Описывая коммуникативный акт, необходимо, на мой взгляд, различать два типа расстояний и отмечать не только
физическое расстояние, как это делали Э. Холл и многие дру гие после него, но также расстояние психологическое. Напри мер, жест объятие предполагает физически — интимную дис танцию, а психологически — личную, тогда как формальный кивок в знак приветствия — психологически социальную (ср., например, КЛеоненкам запросто приезжали в гости такие важ ные персоны, какие никого в нашей семье не удостоили бы и кив ка (В. Тростников. «Сильные нашего мира»)), а показать нос —
психологически личную дистанцию. Поцелуй (любого вида) осуществляется на очень близком физическом, интимном, рас стоянии партнеров, а психологически поцелуй может быть и ин тимным, и формальным социальным жестом (например, при встрече или прощании мужчина-поляк обычно целует женщи не руку; это жест чисто ритуальный и, хотя он служит прояв лением теплых чувств, не является психологически интимным). Между тем жест воздушный поцелуй и не является психологи чески интимным, и исполняется на более далеком (личном) расстоянии.
Между физическим и психологическим расстояниями бы вают и более серьезные несоответствия. Так, жест глубокий поклон, в котором участвуют корпус и голова, в силу чисто анатомических условий предполагает большое физическое рас стояние между партнерами, однако по своим семантике и фун кциям он осуществляется на личной дистанции. Этим данный жест отличается от гораздо более формального, исполняемого одной только головой, обычного поклона. Заметим попутно, что именно глубокий поклон является семантической базой для высокого по стилю оборота имею честь кланяться. <Формаль-
ный> поклон, хотя физически и требует меньшего расстояния, чем гдубокий поклон, исполняется — с психологической точки зрения — на социальной дистанции, а потому является с этой точки зрения социальным жестом.
Концептуализация психологического расстояния и психо логического пространства между участниками коммуникации происходит по своим законам, вообще говоря, иным, чем концептуализация физического пространства и физического расстояния. Это проявляется как в языковом коде (например, в общих принципах и способах выражения речевых актов (см. Вежбицкая 19856), в словах, обозначающих эмоции: если, например, скучать по какому-то человеку можно, только ког да он физически далеко от вас, то нерасположенность к кому-
или чему-то — это нежелание быть с этим кем-то или чем-то в психологической близости, и в еще очень многих других язы ковых единицах), так и в невербальном. В частности, англо-
саксонская культурная традиция с ее особым вниманием к пра вам и автономии отдельного частного лица (то есть к тому, что по-английски передается трудно переводимым на русский сло вом ртасу), с ее уважением к желаниям и стремлениям чело века, а не, например, к тому, что мы сами считаем будет хо рошо для него, не позволяет переступать границы личного психологического пространства партнера и вмешиваться в его жизнь. Это пространство для носителя традиций англосаксон ской культуры всегда имеет положительную ценность, и он вполне терпимо относится к особенностям характера и поведе ния другого человека. А потому, по сравнению, скажем, с русской или польской культурами, поцелуи, похлопывания и поглаживания, то есть жесты, не сохраняющие ни психологи ческую, ни физическую личные дистанции, у англичан и се вероамериканцев встречаются значительно реже. Между тем поляки осуждают такое постоянное стремление держатьдистан цию, поскольку считают, что оно связано с отчуждением и даже враждебностью (см. Вежбицкая 19856, с. 156).
§3. КИНЕТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ
ИИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРОКСЕМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Ключевые спопа: кинетический, параметр, социальный, культур ный, пространство, личный, проксемное поведение, диалог, прави ло, конгруэнтность.
Различные социальные и культурные кинетические парамет ры играют в проксемике разные роли. Исследование их влия ния на коммуникативное пространство способствует более глу бокому проникновению в природу коммуникативного акта. Рассмотрим в качестве примера соотношение параметров пола партнеров и коммуникативной (физической) дистанции в ев ропейской культуре.
Наблюдения и специальные эксперименты показали, что:
(1)в женских парах физическое расстояние между участника ми коммуникативного акта меньше, чем в мужских, причем
(2)весьма существенный вдругих случаях параметр «степень зна комства» здесь особой роли не играет. Зато (3) с возрастом межличностная дистанция вженских парах возрастает, а в муж ских уменьшается. (4) В однополых женских парах расстояние между участниками коммуникации меньше, чем в разнополых.
а (5) в разнополых парах расстояние меньше, чем в однопо лых мужских. (6) В стрессовых ситуациях расстояние между партнерами уменьшается по сравнению с обычным. (7) В смешанных парах степень знакомства партнеров приобретает большой вес. Так, женщина стоит ближе к тому человеку, которого она любит или считает близким другом, чем к про сто товарищу или коллеге по работе. В результате как мужчи ны, так и женщины находятся на большем физическом рассто янии от партнера-мужчины, нежели от партнера-женщины, а вторжение незнакомого мужчины в личную сферу человека любого пола менее приятно, чем вторжение в то же простран ство со стороны женщины: когда мужчина вторгается вличное пространство другого человека, будь то женщина или мужчи на, считается, что у него «плохие намерения». Интересно, что мужчины и женщины при этом по-разному реагируют и на способ приближения к ним незнакомыхлюдей: женщины обыч но чувствуют себя более неуютно, когда незнакомец находит ся у них за спиной, а мужчины — когда тот находится к ним лицом.
** *
Особое место в проксемных исследованиях отводится ана лизу понятия групповое пространство. Если у животных посто янно поддерживаемое расстояние между членами одного кол лектива связано прежде всего с репродуктивной функцией, а также со склонностью животных к имитации и передаче инфор мации или настроения от одной особи ко всем остальным, то у людей наличие группового, или, как его чаще применитель но к людям называют, социального, пространства служит глав ным образом защитной реакцией от посягательств на коллек тив извне и средством самоидентификации, то есть выделения «своей группы» в кругу всех. У людей общность территории и решение задач по ее благоустройству и охране, а также стрем ление к групповой самоидентификации предопределили появ ление особых коммуникативных функций внутри коллектива и создание социальных языков, включая особые жестовые диа лекты.
Среди исследований социального пространства и его влия ния на коммуникативное групповое взаимодействие можно выделить работы по анализу соотношений пространственных характеристик и различных параметров вербального и невербаль ного общения. Так, в общественной группе с явно выражен ным лидером, «главным говорящим», наблюдается иерархия пространственного расположения слушающих по отношению к
лидеру. Например, слушающие, к которым лидер испытыва ет особую симпатию, располагаются ближе к лидеру. Сам ли дер при этом занимает позицию, при которой он всех видит и его все видят, что позволяет осуществлять прямой и потому эффективный мониторинг присутствующих, воздействовать на них и моментально реагировать на ихдействия (ср. в этой свя зи расположение в соответствии с «актуальным социальным весом» членов Политбюро коммунистических партий из бывше го Советского Союза и бывших социалистических стран во время всевозможных демонстраций, проводимых в их странах, про странственное распределение мест и дистанций «рядовых» уча стников переговоров возле или вокруг «главных» участников, функции и роли президиумов). Выделенность определенного места59 и ориентация остальных мест в данном пространстве относительно данного имеют еще один коммуникативно и со циально очень важный смысл. Предполагается, что лидер — это не только один из многих, то есть такой же член коллектива, как и другие, так сказать, рядовой*0 член группы, но и чело век, находящийся как бы вне данной группы. Особое положе ние главы семьи, директора завода, министра обороны, пре зидента страны и т.п. обычно пространственно маркировано.
Люди, сидящие в зале в первых рядах, оцениваются обще ством как имеющие более высокий социальный статус; тот, кто не хочет выступать на общественном собрании или иной кол лективной встрече, кто не является социально активным, обыч но любит занимать места подальше от части пространства, где предполагается основное коммуникативное взаимодействие. В экспериментальных ситуациях, как это описано в ряде работ (см., например, Лотт, Соммер 1967), испытуемые, которым указывали на некоторого находящегося среди них человека как на обладающего очень высоким или очень низким социальным статусом, выбирали во время совместного рассаживания за сто лом для себя места подальше от этого человека.
Способ и качество (легкость беседы, общая тональность разговора, свобода выбора тем, занимательность и т.п.) про-
м Такие реально выделяемые места маркируются и в естественном языке, ср.сочетания место во главе стала, императорскаяложа, правитель ственныеместанатрибуне. Слово правофланговыйтоже обозначаетне толь ко «человека, находящегося на правом фланге», но и лидера, то есть «че ловека, кто своим поведением выделяется среди других, кто оценивается людьми как лучший среди членов данного коллектива и кто должен слу жить для других примером».
60О семантике, прагматике и синтаксических свойствах языковых так сономических операторов типа слов рядовой, обычный, обыкновенный, типовой и под. см. в Крейдлин 19946.
текания речевого общения тоже существенно зависят от место положения людей относительно «основного» говорящего, а также физического и психологического расстояний до него. В целом ряде исследований Р. Соммера было показано, что люди, желающие побеседовать между собой, предпочитают садиться напротив друг друга, если физическое расстояние между ними не превышает некоторой пороговой величины, могущей затруднить беседу; для американцев эта величина по рядка пяти — пяти с половиной футов, то есть чуть более по лутора метров (см. Соммер 1959; Соммер 1961; Соммер 1962; Соммер 1969). По нашим собственным визуальным наблюде ниям над разнополыми парами, садящимися за «двухместный» столик в кафе, барах и ресторанах (мы фиксировали поведение примерно двухсот пар, представителей разных — русской, за падноевропейской и американской — культур, в период 1996— 1998 годов), те люди, которые пришли просто поесть и пого ворить, размещались за столиком напротив друг друга, а те, кто хотел более интимного общения, предпочитали садиться радом.
Вводя в обиход круглый стол, король Артур, как извест но, пытался уничтожить невербальные преимущества одних людей (рыцарей) перед другими. Однако это королю сделать не удалось, поскольку понятие «сидеть во главе стола» сохра нилось и для круглого стола: многие из тех, кто сидел от ко роля на расстоянии, испытывали чувство ревности по отноше нию к тем, кому посчастливилось сидеть рядом с ним.
Существуют устойчивые корреляции между психологиче ским типом человека, его любимой коммуникативной дистан цией и соотносительным с партнером пространственным поло жением (Вильямс 1971; Соммер 1959), а также между текущим эмоциональным состоянием человека и характеристиками ком муникативного пространства. Например, в шести из семи пар женщин-пациенток, которые регулярно приходили к доктору Дж. Лафту на психотерапевтический сеанс, те женщины, ко торые находились в более возбужденном состоянии, оценива ли физические расстояния между собой и своими партнерша ми какзначительно меньшие по сравнению с теми величинами, которые называли их партнерши, более адекватно ощущавшие
иболее точно определявшие искомые расстояния (Лафг 1966).
Вклинической терапевтической ситуации больные шизоф ренией располагаются по отношению к своим коммуникатив ным партнерам значительно дальше, чем нормальные люди. Существует методика наблюдения, диагностики и лечения пси хиатрических больных, которую врачи между собой называют