ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 244

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нотариус в своей деятельности должен руководствоваться Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов РФ, Основами законодательства РФ о нотариате, международными договорами, а также иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ.

Конституция Российской Федерации1, принятая 12 декабря 1993г., является основным источником любой отрасли российского права. Наиболее значимой нормой в Конституции в отношении нотариата является ст. 48, закрепляющая право на получение квалифицированной юридической помощи.

Правовое регулирование деятельности нотариата отнесено законодателем к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, которые в пределах своего ведения могут регулировать отдельные стороны этой деятельности2. Отдельные субъекты РФ, например, Нижегородская, Воронежская области, Республики Башкортостан, Саха (Якутия), Мордовия, город Москва приняли собственные законы по вопросам нотариата.

Действующее законодательство Российской Федерации о нотариате состоит из целого комплекса нормативных правовых актов, среди которых основным и наиболее важным являются Основы законодательства Российской Федерации о нотариате.

Основы о нотариате были приняты Верховным Советом России в феврале 1993 г. (до принятия Конституции РФ). Данный акт определяет современную организацию нотариата, правовой статус нотариуса, компетенцию и порядок его деятельности. Основы о нотариате содержат в себе два раздела: организационные основы деятельности нотариата и нотариальные действия и правила их совершения. Данный закон, как и Конституция РФ, являются для нотариуса фундаментом, отправной точкой при совершении всех его действий в рамках профессии.

  • целью оказания практической помощи нотариусам по совершению отдельных видов нотариальных действий созданы Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации, утвержденные приказом Минюста РФ от 15 марта 2000г. №911. В таких рекомендациях рассмотрены следующие положения: общие положения по совершению нотариальных действий; удостоверения сделок; принятие мер к охране наследственного имущества; выдача свидетельств о праве на наследство; свидетельствование верности копий документов и выписок из них, подлинности подписи и верности перевода; удостоверение фактов, передача заявлений физических и юридических лиц; обеспечение доказательств.[11]

Достаточно высокое значение для нотариальной деятельности имеют многие нормы кодексов Российской Федерации, а также международные соглашения Российской Федерации. Так, например, в Налоговом кодексе Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000г. №117-ФЗ2, закреплены нормы, описывающие права и обязанности нотариусов, а также в законодательстве об исполнительной деятельности, трудовом законодательстве. Важное значение имеют некоторые нормы, содержащиеся в федеральных законах. Например, ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ» от 21.11.2011г. № 324-ФЗ (с изм. и доп. от 28.11.2015г.) содержит норму об оказании бесплатной юридической помощи нотариусами3.

Гражданский кодекс России как источник нотариального законодательства определяет существо конкретных нотариальных действий. Позитивным явлением является наличие большого количества процедурных норм нотариального производства в разд. V «Наследственное право» Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 ноября 2001г. №146-ФЗ4, что отражает его роль как источника норм нотариального права и законодательства. Целый ряд других федеральных законов также имеют большое значение как источники нотариального законодательства. Так, например, ст. 333.24 Налогового кодекса РФ устанавливает размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий.

Немаловажную роль в регулировании нотариальной деятельности играют нормативные правовые акты, издаваемые Министерством юстиции РФ:

  • Приказ Минюста РФ от 17 июня 2014 г. № 129 "Об утверждении Порядка ведения реестров единой информационной системы нотариата" (с изм. от 29.06.2015г.)1;
  • Приказ Минюста РФ от 29 июня 2015 г. № 147 "Об утверждении Порядка ведения реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен"2;
  • Приказ Минюста РФ от 27 декабря 2007г. №256 «Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений» (с изм. и доп. от 03.08.2009г.)3;
  • Правила нотариального делопроизводства, утвержденные приказом Минюста РФ от 16.04.2014г. №784;
  • Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, утвержденный приказом Минюста РФ от 29 июня 2015г. №1515;
  • Приказ Министерства юстиции РФ от 29 июня 2015 г. № 148 "Об

утверждении Порядка замещения временно отсутствующего нотариуса"6 и др.

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальному опубликованию в «Российской газете» не позднее десяти дней после их государственной регистрации. Акты, не прошедшие государственной регистрации, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.


Следует также учесть акты, направленные на регулирование организационных основ нотариата, как указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ. К ним относятся:

Указ Президента РФ от 22.07.2002 года № 767 «Об использовании государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов»1;

  • Постановление Правительства РФ от 16.02.2005 года № 82 «Об утверждении Положения о порядке передачи информации в федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг» (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.07.2014г. №629)2 и др.

Немаловажное значение в правовом регулировании деятельности нотариата играет практика Конституционного суда РФ (далее по тексту - КС РФ). Положения Основ о нотариате не раз становились предметом рассмотрения КС РФ по жалобам граждан, запросам полномочных органов на проверку соответствия норм Основ положениям и принципам Конституции РФ. Акты КС РФ окончательны и обжалованию не подлежат, вступают в силу немедленно после их провозглашения и действуют непосредственно, что приближает их по юридической силе к Конституции РФ. Таким актом, например, может служить Определение КС РФ от 2 июля 2015 г. № 1523-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина на нарушение его Конституционных прав положениями статей 6 и 23 Основ законодательства о нотариате3.

Частью правовой системы России являются также общепризнанные принципы

  • нормы международного права и международные договоры России. В современном мировом экономическом и правовом пространстве международные договоры по правовым вопросам имеют немаловажное значение. Нотариусы в Российской Федерации, например, в своей практике применяют Европейскую Конвенцию о

защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.11.1950г.)4, Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22.01.1993г.)1 и прочие международные соглашения и договора.

Как отметил Щекочихин П.А., «отличительной особенностью нормативных актов по нотариату является то правило, что многие из них должны приниматься совместным решением Министерства юстиции РФ (далее по тексту – Минюст РФ) и Федеральной нотариальной палатой (далее по тексту - ФНП), поскольку последняя наделена рядом регулирующих полномочий в сфере нотариата»[12].

Нельзя обойти стороной и такой важный вопрос, как внутренние правила поведения нотариусов при исполнении ими своей деятельности. В настоящее время


  • нотариусу, как к представителю юридической профессии, предъявляются высокие профессиональные и личностные требования.

18 апреля 2001г. Собранием представителей нотариальных палат субъектов РФ был принят Профессиональный кодекс нотариусов РФ (Постановление Собрания представителей нотариальных палат субъектов РФ от 18 апреля 2001 г.

№ 10 «О Профессиональном кодексе нотариусов РФ»)3. Кодекс был разработан ФНП и выражает солидарное понимание нотариальным сообществом России публично-правового назначения и ответственного характера нотариальной деятельности и предъявляемых высоких требований к выполнению профессионального долга нотариуса (п.1 гл. I Кодекса).

    • качестве мер профессионального воздействия за дисциплинарные проступки Кодекс предлагает вынести замечание, выговор или строгий выговор. Следует признать обоснованным мнение Л. В. Щенниковой по этому поводу: «…данные наказания не отражают особенностей рассматриваемой деятельности. Французский опыт законодательного регулирования доказывает, что меры дисциплинарного воздействия в нотариальном сообществе могут быть сугубо специфическими, например: вынесение в адрес нотариуса порицания председателя палаты; выговор перед общим собранием палаты; запрет на повторное совершение соответствующих нотариальных действий; временный запрет на осуществление профессиональной деятельности; лишение права быть избранным в органы нотариальной палаты на определенный срок. Интересно, что французскому нотариусу, если он небрежен в ведении дел, назначается попечитель из числа нотариусов в отставке. Если длительное время нотариус вынужден находиться вдали от конторы, к нему применяется обязательная отставка. Думаю, что плодотворным было бы заимствование института попечительства в отношении нотариусов, а также мер воздействия органов палаты и временного запрета на деятельность»[13].

Контролирует соблюдение нотариальной профессиональной этики само нотариальное сообщество. В случае несоблюдения положений кодекса профессиональной этики нотариусы обязаны дать личные объяснения в нотариальной палате. В некоторых случаях, нотариальная палата может подать иск в суд о лишении нотариуса права нотариальной деятельности. Так, например, Ленинский районный суд г. Ульяновска по делу о лишении нотариуса прав нотариальной деятельности установил, что «нотариус совершила дисциплинарный проступок, к которому в рамках Кодекса профессиональной этики РФ относится: нарушение нотариальной тайны совершения нотариальной деятельности (п.п. 5 п. 2 ст. 21 Кодекса), несоблюдение трудового законодательства (п.п. 20 п. 2 ст. 21 Кодекса)»2.


  • декабря 2014 года велась работа над новым Кодексом профессиональной этики нотариусов, который был одобрен Правлением Федеральной нотариальной палаты в августе текущего года.

Нотариат в системе гражданской юрисдикции своим взаимодействием с судом

  • другими особенностями способствует достижению задач правосудия, а нотариальные органы осуществляют свою деятельность в соответствии с законом, в следствие чего правовое регулирование такой деятельности обеспечивает и гарантирует заинтересованным лицам возможность реализации прав и законных интересов.
    • момента принятия Основ законодательства Российской Федерации о нотариате правовая основа нотариата России не претерпевала серьезных изменений.

Кроме того, сами Основы не предусмотрели и в принципе не могли предусмотреть все организационные и функциональные моменты деятельности нотариуса2.

Сегодня становится понятным, что для динамичного развития нотариата в России положений существующего законодательства недостаточно.

Правовая основа деятельности нотариата требует своего самого активного изменения и дополнения. В частности, возможно принятие Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации», в котором будут урегулированы вопросы контроля за нотариальной деятельностью, предусмотрен порядок применения дисциплинарного взыскания к нотариусу и другие немаловажные положения.

Но в тоже время, принятие нового закона должно быть осознанным, с учетом исправления всех недоработок. Дальнейшее развитие и совершенствование института нотариат также возможно с применением опыта аналогичных институтов других стран.

2.2. Система и организационные основы нотариальной деятельности

Современный нотариат в России не входит в систему органов исполнительной власти, а сам нотариус, как юридическая профессия, не является должностным лицом, кем он являлся до принятия Основ законодательства о нотариате. Хотя нотариус совершает нотариальные действия от имени Российской Федерации, он не является также представителем государственной власти. Сегодня нотариус – это лицо, которое наделено публичными полномочиями и действует от имени государства.

Егорова М.Е. определяет нотариат как «систему органов, которые выполняют действия по удостоверению сделок, оформлению наследственных прав и совершение других действий, направленных на юридическое закрепление прав физических и юридических лиц, а также выполняющих функцию по предупреждению нарушений совершения таких действий»[14].