ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 217

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кокин В.Н. считает, что «система нотариата в РФ включает в себя государственный нотариат и нотариат как объединение нотариусов, занимающихся частной практикой, и как по организации, так и по содержанию своей деятельности является публично-правовой»[15].

В систему органов нотариата входят:

  • нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, и нотариусы, занимающиеся частной практикой;

- лица, временно замещающие отсутствующего нотариуса, занимающегося частной практикой;

- глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения;

- глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного муниципального района;

  • консульские должностные лица консульского учреждения РФ и консульские должностные лица консульского отдела дипломатического представительства РФ, уполномоченных на совершение нотариальных действий1.

Согласно ст. 13 Основ о нотариате, каждый гражданин для совершения нотариального действия вправе обратиться к любому нотариусу, за исключением случаев, предусмотренных ст. 40 Основ о нотариате.

Нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе и нотариусы, занимающиеся частной практикой, обладают равными правами и обязанностями при совершении нотариальных действий, а документы, оформленные нотариусами, имеют одинаковую юридическую силу.

Возвращаясь к вопросу о системе российского нотариата, важно отметить, что вершиной органов нотариата в РФ является Министерство юстиции РФ и минюсты субъектов России. Минюст России осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере нотариата в том числе, а также осуществляет федеральный государственный надзор за его деятельностью, занимается вопросами создания и упразднения государственных нотариальных контор в субъектах Российской Федерации и др2.

Следует отметить, что в системе органов нотариата стоят особняком нотариальные палаты. В соответствии со ст.24 Основ о нотариате, нотариальную палату можно определить как некоммерческую организацию, которая представляет собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой.

На сегодняшний день в каждом субъекте Российской Федерации действуют нотариальные палаты, которые представляют и защищают интересы нотариусов, занимающихся частной практикой. Всего в Российской Федерации насчитывается


  1. нотариальные палаты . Собрание представителей региональных палат избирает президента Федеральной палаты, и он представляет общие интересы перед Министерством юстиции и другими организациями и учреждениями1.

Согласно ст.25 Основ о нотариате, нотариальная палата имеет ряд полномочий: представляет и защищает интересы нотариусов, оказывает им помощь содействие в развитии частной нотариальной деятельности; организует стажировку лиц, претендующих на должность нотариуса, и повышение профессиональной подготовки нотариусов; возмещает затраты на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов; организует страхование нотариальной деятельности. Законодательством субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены дополнительные полномочия нотариальной палаты.

Что касается Тюменской областной нотариальной палаты, то она была образована в сентябре 1993 года в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате и на настоящий момент членами палаты являются 78 нотариусов, занимающихся частной практикой в 23 нотариальных округах г. Тюмени, Тюменского района, юга Тюменской области.

Нотариус не стоит особняком и тоже входит в систему органов нотариальной деятельности, являясь нижним звеном такой системы. Нотариальные конторы как государственные, так и частные, контролируются органом юстиции субъекта Федерации, который в свою очередь устанавливает режим работы нотариальных контор, следит за соблюдением трудовой дисциплины, осуществляет другие организационные и контрольные функции. В настоящее время в Российской Федерации частную нотариальную практику

осуществляют 7 635 человек3.

Федеральный закон от 29.12.2014г. № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»4 (далее по тексту – ФЗ № 457-ФЗ) определил

новые квалификационные требования к нотариусам, установил препятствия к назначению на должность нотариуса и внес другие важные изменения в Основы о нотариате, тем самым усовершенствовал нотариальную деятельность в РФ.

Согласно новой редакции ст.2 Основ о нотариате, которая посвящена правовому статусу нотариуса в РФ, нотариусом в Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, получивший высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования и сдавший квалификационный экзамен. В данной статье установлен минимальный стаж работы по юридической специальности – не менее 5 лет, определены возрастные ограничения для занятия должности – 25 и 75 лет. Л.В. Щенникова в своей научной статье, посвященной анализу новелл Основ законодательства РФ о нотариате, введённых ФЗ №457-ФЗ, подчеркнула, что «в новой редакции указанной нормы (ст.2 Основ о нотариате) законодатель по существу реализовал предложения, высказанные населением страны, желающим видеть нотариусов людьми достаточно зрелыми, обладающими определенным жизненным опытом»1. Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты субъекта Российской Федерации, на территории которого он осуществляет нотариальную деятельность.


  • 1 июля 2015 года вступили в силу изменения в Основы Законодательства о нотариате, внесенные Федеральным законом №457-ФЗ, в соответствии с которыми лицу, претендующему на статус нотариуса, необходимо будет, вместо получения лицензии, сдать квалификационный экзамен на право осуществления нотариальной деятельности2.

Согласно изменениям, в реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, будут вноситься сведения обо всех лицах, сдавших квалификационный экзамен на право осуществления нотариальной деятельности. Такая запись в реестре нотариусов будет являться подтверждением сдачи квалификационного экзамена и давать право на работу нотариусом. Шуйская К.Г. отметила, что из новых положений законодательства следует, что лицензию на право осуществления нотариальной деятельности отныне заменит успешная сдача квалификационного экзамена. В связи с отменой выдачи лицензий нотариусам утрачивают силу соответствующие приказы Минюста России, регламентирующие порядок выдачи таких лицензий1.

Отмена выдачи лицензий на право осуществления нотариальной деятельности вовсе не означает, что теперь стало проще получить разрешение на работу нотариусом. Заведующая организационно-методическим сектором Нотариальной палаты Санкт-Петербурга высказала следующее мнение на этот счет: «Если вам кажется, что теперь для работы нотариусом будет необходимо лишь сдать квалификационный экзамен, то это вовсе не так. Также сохраняется необходимость юридического образования, по-прежнему нужно пройти один год стажировки - этап получения разрешения на работу нотариуса остается многоступенчатый. К примеру, все требования к стажировке сохранились. Кроме того, вовсе не значит, что человек, сдавший квалификационный экзамен сразу же будет работать нотариусом, вполне вероятно, что он станет его помощником»2.

Порядок проведения квалификационного экзамена с использованием автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов на сегодняшний момент утверждается Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой до 1 июля 2016 года. Подробность процедуры проведения квалификационного экзамена с использованием автоматизированной информационной системы, обеспечивающей автоматизированную проверку результатов сдачи экзаменов и указанной в ч.4 ст.3.1 Основ о нотариате вступит в силу с 1 января 2017 года. Данная норма, по всей видимости, имеет своей целью обеспечить единообразие подходов к оценке знаний лиц, допущенных к экзамену.


Законодателем также закреплена возможность замещения вакантной должности нотариуса. Порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса утвержден приказом Минюста РФ от 17 февраля 1997 года №19-01-19-97 (с изм. и доп. от 29.06.2015г.)1. Согласно п.1 данного положения, целью конкурса является отбор на должности нотариусов наиболее подготовленных лиц, имеющих необходимые профессиональные знания, способных обеспечить правовую защиту имущественных и иных прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Однако, следует отметить, что в судебной практики встречаются случаи, когда комиссия принимает решение о не допуске лиц к участию в конкурсе, и эти решения являются незаконными и необоснованными. Так, Ворошиловским районным судом

  • Волгограда было рассмотрено дело об оспаривании протокола заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности нотариуса. Истица указала, что обратилась с заявлением с приложением необходимых документов в Управление Министерства Юстиции РФ по Волгоградской области об участии в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса в нотариальном округе. Данная комиссия приняла решение о не допуске Истца к участию в конкурсе в связи с отсутствием у нее необходимого пятилетнего стажа работы по юридической специальности, поскольку она работала по юридической специальности до окончания высшего учебного заведения и получения диплома о высшем образовании. Истица указала, что считает указанное решение конкурсной комиссии, незаконным и подлежащим отмене в части исключения ее (истца) из числа конкурсантов, поскольку действующее законодательство не предусматривает необходимости исчисления пятилетнего стажа после получения юридического образования. В ходе рассмотрения дела суд установил, что ст. 2 Основ о нотариате предусмотрена необходимость наличия стажа работы по юридической специальности не менее чем пять лет, при этом указаний о том, что данный стаж начинает исчисляться со дня получения высшего юридического образования Основы не содержат. Суд вынес следующее решение:

признать незаконным и отменить протокол заседания конкурсной комиссии Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области по проведению конкурса на замещение вакантной должности нотариуса в части не допущения Истца к участию в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса в нотариальном округе1.

Еще одним необходимым условием для ведения нотариальной деятельности является прохождение стажировки. Согласно ст.19 Основ законодательства о нотариате, стажером может быть гражданин РФ, получивший высшее юридическое образование. Стажировка проводится в течение одного года (но не менее 6 месяцев) нотариуса занимающегося частной практикой и имеющего стаж нотариальной деятельности не менее чем три года. Стажировка проводится в целях подготовки данного гражданина к сдаче квалификационного экзамена. Количество стажеров строго ограничено, оно ежегодно определяется нотариально палатой по согласованию с территориальным органом юстиции.


Как отметил Эриашвили Н.Д., «для успешной и слаженной работы нотариальной конторы важное значение имеет работа многих лиц, обеспечивающих ее деятельность». Особая роль отводится помощникам нотариуса. Для занятия этой должности необходимо быть гражданином РФ и иметь высшее юридическое образование, а также сдать квалификационный экзамен, за исключением требования наличия стажа работы по юридической специальности и достижения возраста 25 лет. Между помощником нотариуса и самим нотариусом составляется трудовой договор. Помощник нотариуса участвует в подготовке совершения нотариальных действий, составляет проекты нотариально оформляемых документов, а также дает разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий3. Все эти действия помощник нотариуса совершает по поручению и под ответственность нотариуса.

Учитывая различные жизненные обстоятельства, Основы законодательства о нотариате предусматривают возможность замещения временно отсутствующего нотариуса и наделение полномочиями по исполнению его обязанностей в этот период других лиц1. В соответствии со ст.20 Основ законодательства о нотариате утвержден Приказ Министерства Юстиции РФ от 29 июня 2015 года №148 «Об утверждении Порядка замещения временно отсутствующего нотариуса». Законодательством сформулировано понятие «замещения временно отсутствующего нотариуса», под которым понимается передача полномочий нотариуса по осуществлению нотариальной деятельности в случае временного отсутствия нотариуса или временной невозможности исполнения им своих обязанностей по уважительной причине. Перечень уважительных причин отсутствия нотариуса утвержден Решением Правления ФНП, протоколом №07/15 от 18.05.2015г. Из приведенного понятия можно сделать вывод о невозможности одновременного исполнения обязанностей нотариусом и лицом, его замещающим2.

Что касается деятельности нотариуса, то, согласно ст.8 Основ о нотариате, нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Также закон содержит норму, которая налагает запрет на занятие предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, на оказание посреднических услуг при заключении договора. Но в тоже время закон допускает занятие нотариусом преподавательской, научной и иной творческой деятельностью. Определением КС РФ об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина на нарушение его Конституционных прав положениями ст. 6 и ст. 23 Основ о нотариате, было установлено, что гражданин, избирая род занятий по отправлению публичных функций, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый правовой статус. Положение о том, что нотариус не вправе заниматься самостоятельной предпринимательской и никакой другой деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской, не могут расцениваться как нарушения конституционного права граждан, имеющих статус нотариуса1.