Файл: Социология семьи М, 1996.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2024

Просмотров: 1054

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

24 Meyer f.P, A S,Pepper. Need compatibility & marital adjustment in young married couples // Journal of Personality & Socie! psych. 1977, Vol. 35, P, 331-342.

25 Center R. Sexual attraction & love: An instrumental theory. Springfield, 1975,

26 cm: Murstein B.J. Mate selection in 1970s // Journal of Marriage & the Family. 1980. V. 42, No. 4. P. 61. (Decade Review: Family Research, 1970-1979).

27 Kephart W,M., Jedlicka D, Op. cit. P. 180.

28 См. об этом: Основы социологии. Курс лекций. М., 1998 С. 65-66.

29 Kephart W.M., Jedlicka D, Op. cit. P. 175-177.

30 См. об этом: Goldman N., Westoff Ch.F., Hammerslough C. Demography of the marriage market in the US // Population Index. V. 50. 1984. P. 5-25.

31 О роли соотношения полов в процессе брачности в нашей стране см,: Чуйко Л,В. Браки и разводы. М., 1975. С. 66-68; Синельникое А.Б. Брачность и рождаемость в СССР. М., 1989, С. 11-16.

32 Достоевская А.Г. Воспоминания. М„ 1987. С, 108-109.

33 Murstein B.J. Who Will Marry Whom? Theories & Research to Marital Choice. New York, 1976.

34 Murstein B.J. Mate Selection in 1970s (see note 26). P. 59.

35 Ibid,

36 Ibid.

37 Cit. in: Kephart W.M., Jedlicka D. Op. cit. P. 179.

38 Murstein BJ. Op. cit. (see note 26). P. 59-60.

39 Kerkhaff A.C. & D.Keith. Value Consensus & Need Complementality in Mate Selection // American Sociological Review. V. 27. June 1962. P. 295-303.

170

Глада 8

СЕКСУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Термин "сексуальное поведение", как и "репродуктивное поведе­ние?'', заимствован из биологии. В этой науке они употребляются как синонимы. И это не случайно.

Оба они используются биологами для обозначения комплекса фи­зиологических и поведенческих реакций животного, направленных на удовлетворение половой (сексуальной) потребности, в результате чего на свет появляется потомство, или, другими словами, осуществ­ляется процесс репродукции (размножения).

Естественно, перенос этих понятии из биологии в социологию не мог не привести к изменению их содержания. В частности, понятия "сексуальное поведение" и "репродуктивное поведение" обособились друг от Яруга, перестали быть синонимами. Разумеется, это разделе­ние не является чисто терминологическим. Оно стало возможным только потому, что и в реальности сексуальное и репродуктивное поведение представляют собой совершенно разные (хотя и близкие) явления, совершенно разные комплексы отношений.

В современных условиях, когда вмешательство в процесс дето­рождения не только технически доступно благодаря производству искусственных абортов и достаточно эффективной контрацепции, но и социокультурно допустимо, более того — нормативно, сексуальное и репродуктивное поведение — это два различных и автономных типа социального (семейного) поведения.


Они управляются различными потребностями и интересами, име­ют свои собственные вполне определенные цели и мотивировки. Их связь друг с другом обнаруживается фактически лишь в том, что сексуальное поведение, как и прежде, пока еще остается единствен­ным средством (если не считать экстракорпорального, искусственно­го оплодотворения) достижения целей репродуктивного поведения. Однако это такое средство, которое само по себе стало целью, са­модостаточно и не нуждается, вообще говоря, ни в какой "внеш­ней" поддержке и может реализовываться независимо от каких-либо внешних по отношению к нему потребностей, хотя бы и потребности в деторождении.

Это — одно из тех фундаментальных изменений, которые привнесло в семью, семейные отношения общественное развитие. Обособление сексуального и репродуктивного поведения, ставшее результатом радикальных изменений брачно-семейных отноше­ний, технически обосновано доступностью контрацепции и ис-

171

кусственных абортов, а социокультурно — действием социальных норм, разрешающих их использование и даже подталкивающих к нему1.

В прошлом для сексуального и репродуктивного поведения в целом была характерна их слитность, единство и неразделенность (синкретизм), обусловленные действием соответствующих социальных норм, запрещавших как предотвращение наступления беременности, так и ее прерывание. И в этом плане применительно к прошлому можно говорить о репродуктивном поведении в широком смысле слова, поведении, в котором сексуальность, половые отношения были лишь одним из моментов, своего рода неизбежным злом, которое терпели лишь по необходимости. Сексуальное поведение было практически полностью подчинено (по крайней мере, в том, что касалось семьи, и в рамках европейской цивилизации) исключительно целям деторождения. Современным отголоском такого, резко негативного и репрессивного отношения к сексуальному поведению является половая мораль, которой придерживаются жители общины Гелтечте.. (Инис Биг) в Ирландии, изученной в 70-е гг. американским антропологом Дж. Мессенджером2.

Глобальный процесс трансформации семьи выразился, повторим еще раз, и в том, что былая неразделенность сексуального и репродуктивного поведения оказалась снятой. Они автономизировались, обособились друг от друга. Их цели и мотивы разделились, более того, возникла их инверсия. Рождение детей остается одной из целей сексуального поведения, причем чисто условной, занимающей крайне ограниченное и сокращающееся место вообще на всем пространстве человеческой жизни.


Что же такое сексуальное поведение? Согласно современным представлениям, сексуальное поведение — это система действий и отношений, которые опосредуют удовлетворение полового влечения (сексуальной потребности)

Сексуальное поведение, и это надо постоянно иметь в виду, — это социальное, человеческое поведение, в котором человек преследует определенные цели, стремится к реализации определенных интересов, но на основе использования биологических механизмов. В сексуальном поведении соединены физиологические, психологические и социокультурные процессы, но соединены таким образом, что первые оказываются подчинены, включены в контекст последних. В сексуальном поведении проявляется совместное действие как биологических (в том числе и генетически заданных), так и социальных, социокультурных сил (аскриптивный, т.е. определяемый при рожде

172

кусственных абортов, а социокультурно — действием социальных норм, разрешающих их использование и даже подталкивающих к нему1.

В прошлом для сексуального и репродуктивного поведения в це­лом была характерна их слитность, единство и неразделенность (син­кретизм), обусловленные действием соответствующих социальных норм, запрещавших как предотвращение наступления беременности, так и ее прерывание. И в этом плане применительно к прошлому можно говорить о репродуктивном поведении в широком смысле слова, поведении, в котором сексуальность, половые отношения были лишь одним из моментов, своего рода неизбежным злом, которое терпели лишь по необходимости. Сексуальное поведение было прак­тически полностью подчинено (по крайней мере, в том, что касалось семьи, и в рамках европейской цивилизации) исключительно целям деторождения. Современным отголоском такого, резко негативного и репрессивного отношения к сексуальному поведению является поло­вая мораль, которой придерживаются жители общины Гелтечтеч (Инис Бит) в Ирландии, изученной в 70-е гг. американским антропо­логом Дж. Мессенджером2.

Глобальный процесс трансформации семьи выразился, повторим еще раз, и в том, что былая неразделенность сексуального и репро­дуктивного поведения оказалась снятой. Они автономизировались, обособились друг от друга. Их цели и мотивы разделились, более того, возникла их инверсия. Рождение детей остается одной из целей сексуального поведения, причем чисто условной, занимающей край­не ограниченное и сокращающееся место вообще на всем пространст­ве человеческой жизни.


Что же такое сексуальное поведение? Согласно современным представлениям, сексуальное поведение — это система действий и отношений, которые опосредуют удовлетворение полового влече­ния (сексуальной потребности)

Сексуальное поведение, и это надо постоянно иметь в виду, — это социальное, человеческое поведение, в котором человек преследует определенные цели, стремится к реализации определенных интере­сов, но на основе использования биологических механизмов. В сексу­альном поведении соединены физиологические, психологические и социокультурные процессы, но соединены таким образом, что первые оказываются подчинены, включены в контекст последних. В сексу­альном поведении проявляется совместное действие как биологиче­ских (в том числе и генетически заданных), так и социальных, социокультурных сил (аскриптивный, т.е. определяемый при рожде-

172

нии пол, полоролевая структура общества, его половая и сексуальная культура и мораль и т.д.).

Термин "сексуальное поведение", во многом синонимичный по­нятию "половая жизнь", мы будем употреблять, чтобы подчеркнуть социальное, активное, субъективно-деятельное начало половой жиз­ни человека, чтобы поместить последнюю в социологическую сис­тему координат, акцентировать те ее аспекты, которые отражают ее целеполагание, внутреннюю, ценностную и установочно-мотивационую сторону. Термин "сексуальное поведение" употребляется и для акцентирования самодостаточности половой жизни, ее отличия и отдельности от репродуктивного поведения, от целей деторож­дения.

Характерной чертой сексуального поведения человека является множественность, неоднородность целей, достижению которых слу­жит вступление в сексуальные отношения. Сексуальное поведение может удовлетворять целый ряд других (кроме сексуальной) потреб­ностей, радикально меняя свой личностный смысл для человека и его мотивацию, свое, следовательно, символическое значение для индивида. Надо иметь в виду, однако, что в этой множественности целей сексуального поведения, в его отрыве от целей рождения детей может таиться опасность их (целей) отчуждения, дегуманизации, ориентации сексуального поведения на девиантные, отклоняющиеся формы (гомосексуализм, групповой секс, порнография и т.д. и т.п.). Масштабы, которые в современных условиях приняли подобные ано-мичные формы сексуального поведения, приобретение некоторыми из них квазинормативного статуса служат одним из выражений кри­зиса семьи, симптомом и предвестником ее возможного и весьма вероятного краха в будущем.


Согласно современным представлениям, целями сексуального по­ведения могут быть3:

— релаксация, снятие полового напряжения;

— деторождение, удовлетворение потребности в зачатии и в акте рождения;

— чувственное наслаждение как самоцель (гедонизм);

— познание, удовлетворение полового любопытства. Эта цель особенно значима для начинающих половую жизнь, в первую оче­редь подростков;

— коммуникация, обретение чувства психологической личност­ной интимности, полного слияния с другим человеком. По мнению И.С. Кона, эта цель является своего рода надцелью и сверхмотивом для всего вышеперечисленного, входящего в нее в качестве подчи­ненных компонентов (подцелей);

173

— сексуальное самоутверждение, получение наглядных и убе­дительных доказательств собственной сексуальной состоятельнос­ти, потенции. Эта цель также является исключительно значи­мой для подростков, хотя и не только для них. Мотивирующая Сила стремления к сексуальному самоутверждению чрезвычайно высока;

— внесексуалъные цели, т.е. цели, внешние по отношению к собственно сексуальному поведению. Таковыми могут быть какие-либо материальные блага и выгоды, а также любые в принципе безличные социальные ценности, к приобретению которых может стремиться человек. Сюда же относится и поддержание определенно­го ритуала или привычки. Например, сексуальные отношения в бра­ке могут одновременно и поддерживать стабильность супружеских взаимоотношений и символизировать ее;

— компенсация, замена, возмещение каких-то иных, дефицит­ных для индивида в силу каких-то причин, видов и форм деятельно­сти или способов эмоционального удовлетворения.

Этот плюрализм целей и мотивов сексуального поведения отража­ет его сложность и комплексный характер, соединение в нем индиви­дуального и социального, биологической основы и "научения", соци­ализации, того, что привнесено в индивидуальное сексуальное пове­дение социальной системой, обществом.

Классификация половой жизни (по Г.С. Васильченко)

А. Экстрагенитальные формы.

1. Платоническая любовь.

2. Танцы.

3. Гейшизм.

Б. Генитальные формы.

I. Суррогатные и викарные (заместительные).

1. Поллюции.

2. Мастурбация.

3. Петтинг.

И. Суррогатные формы коитуса.

1. Вестибулярный коитус.

2. Coitus intra femora.

3. Нарвасадата (coitus intra mammae), подмышечный коитус и др.