Файл: Социология семьи М, 1996.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2024

Просмотров: 1057

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Coitus per anum:

а) гетеросексуальный;

б) гомосексуальный.

174

III. Нормативный гетеросексуальный коитус.

IV. Орогенитальные (лабиогенитальные) контакты (кейра, фелляция, куннилингус),

V. Сексуальные действия с животными.

Общая сексопатология / Под ред. Г.С.Васильченко. М., 1977. С. 179.

Важнейшими понятиями, раскрывающими содержание сексу­ального поведения как социокультурного феномена, являются по­нятия "половая роль", "половая культура", "сексуальный сце­нарий".

Понятие "половая культура" характеризует совокупность зва­ний, верований, социальных норм и ценностей, запретов и предписа­ний, имеющих отношение к различиям между полями и их взаимо­отношениям. Взятое в более узком, специальном смысле, это поня­тие характеризует ту часть совокупности, о которой речь шла выше, которая выполняет регулирующую и нормативную роль по отноше­нию к собственно половой жизни и сексуальному поведению челове­ка. Половую культуру в этом, узком значении слова, часто называют также сексуальной культурой.

Следовательно, когда мы говорим о половой (сексуальной) куль­туре, мы хотим тем самым подчеркнуть социокультурное содержание сексуальных отношений, хотим акцентировать то, что привнесено в них обществом, культурой и что отличает половую жизнь человека от сексуального поведения животных.

Сексуальная культура регулирует сексуальное поведение челове­ка, формирует систему ценностей, запретов и правил, а также образ­цов поведения, которая, будучи усвоенной в процессе социализации, определяет сексуальный сценарий индивида, стиль его взаимоотно­шения с партнером, вводит половую жизнь в социально приемлемые рамки на благо общества, семьи, брака. Разумеется, при этом сте­пень усвоения сексуальной культуры общества индивидом может быть совершенно различной, характеризуя индивидуальную сексу­альную культуру.

Понятие "половая (сексуальная)' культура" тесно связано с поня­тием "половая (сексуальная) роль". Под половой ролью обычно по­нимают совокупность социокультурных норм, определяющих то, ка­кими должны или не должны быть мужчины или женщины, как они должны или не должны себя вести.

Как видно' из этого определения, половая роль является конкре­тизацией понятия "социальная роль", предложенного американс­ким социологом Дж.Мидом, который под социальной ролью понимал отвечающий принятым социокультурным нормам способ поведения


175

людей в системе межличностных отношений, который зависит от их места и позиции в обществе, т.е. от статуса.

Доминирующим типом у мундугуморов были свирепые стяжатели — мужчины и женщины; нежные же и ласковые мужчины и женщины оказывались париями этой культуры. Женщина, которая проявила бы великодушие, накормив грудью ребенка другой женщины, овдовев, просто не на­шла бы себе нового супруга. Как от мужчин, так и от женщин ожидалось, что они должны быть открыто сексу­альными и агрессивными. Как правило, оба пола не люби­ли детей, а в тех случаях, когда детям позволяли остаться на свете, родители сильно тяготели к детям противопо­ложного пола. У арапешей женщин стремились отстра­нить от работы в огородах, защищая эти огороды, ямсу не нравилось иметь дело с женщинами. У мундугуморов па­ры совокуплялись в чужих огородах, чтобы испортить ямс владельцев. Как у арапешей, так и у мундугуморов я обнаружила сильную унификацию личностной культуры, причем и у мундугуморов считалось, что мужчины и жен­щины должны воплощать единый тип личности. Идея по­веденческих стилей» отличающих мужчин и женщин, была чужда обоим народам.

Мид М. Иней на цветущей ежевике // Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. С. 57.

Соответственно под половой ролью обычно понимают совокуп­ность норм, порождаемых культурой и обращенных к индивиду, которые говорят ему, какое поведение ожидается от него другими, что он должен и может делать как мужчина или как женщина. Сексуальной же ролью называют тот аспект роли половой, который относится к сексуальным отношениям и который характеризует (и предписывает) ожидания-требования к индивиду со стороны других, общества в сфере половой жизни.

Понятие же "сексуальный сценарий" характеризует, как сказано выше, ту часть сексуальной культуры, которая усвоена индивидом, стала частью его личности и потому управляет его сексуальным поведением "изнутри", будучи частью системы его диспозиций. Это понятие введено американскими исследователями У. Саймоном и Дж. Ганьоном в 1967 г.4

Это понятие, смысл которого близок к смыслу таких слов, как "план", "программа поведения", и т.п., "обозначает достаточно ши-

176

рокую когнитивную структуру, соединяющую многообразные симво­лические и невербальные элементы в организованный и хронологи­чески последовательный ряд, на основе которого люди могут одно­временно предвосхищать свое поведение и оценивать его в данный момент. Нормативные компоненты сексуального сценария — кто, что, с кем, где, когда, как и почему должен, может или не должен и не может делать в сексуальном плане — в общих чертах задаются соответствующей культурой"5.


Разумеется, наличие у индивидов общих для всех элементов сек­суального сценария (общей, совпадающей части воспринятой от об­щества сексуальной культуры) не означает отсутствия тех или иных индивидуальных вариаций, обусловленных различиями происхожде­ния и индивидуальной истории б.

Дамы и рыболовство несовместимы

Крупнейшее в Африке озеро Виктория в последние годы стало превращаться в своего рода братскую могилу для его обитателей. Специалисты объясняют это ухудше­нием экологической ситуации. Однако менее искушенные в науке жители угандийского острова Луверо на севере озера считают, что рыба исчезает по вине тех, кто допу­стил к ее ловле женщин. А такое вольнодумство, естест­венно, до добра не доводит.

Старейшины утверждают, что еще совсем недавно ме­стные рыбаки никогда не возвращались домой без рыбы. И все потому, что они следовали наказам стариков. На острове живут около тысячи мужчин и ни одной женщины. Как ни странно, кругом полная чистота. Все отходы сбра­сываются в озеро. Местные жители убеждены, что сорить на земле — значит накликать на себя беду и навсегда остаться без рыбы. Еще хуже — появление на острове женщины. Даже жене и двум дочерям старейшины запре­щено появляться на Луверо.

Что касается представительниц властей, рыбаки тре­буют, чтобы те о своих визитах предупреждали зара­нее и появлялись только днем. Местное поверье гла­сит: окажись женщина на острове ночью, все рыбацкие лодки непременно затонут, а страшный ветер нагонит столько воды, что навсегда отрежет Луверо от внешне­го мира.

Сегодня, 1994, 26 февр. 177

Сексуальный сценарий, будучи частью дислозиционной системы, имеет трехкомпонентную структуру, включающую в себя как когнитивные (понятия, представления, оценочные суждения), так и эмоциональные в побудительные элементы, совместное действие которых определяет особенности индивидуального сексуального поведения — его цели, время начала половой жизни, частоту половых сношений, принимаемые и отвергаемые их формы, сексуальную направленность и т.д.

Для характеристики индивидуального сексуального сценария и соответственно поведения чрезвычайно важным является также знание того, какая именно — более либеральная, пермиссивная, терпимая или более строгая, репрессивная — система сексуальных ценностей (половая мораль) усвоена индивидом.|


Мы уже упоминали о половой морали ирландской общины Инис Бит. В действительности в мире существует широкий спектр культур и субкультур, различающихся по степени пермиссивности (терпимости) в отношении сексуального поведения и отражающих преобладание тех или иных систем сексуальных ценностей.

Эти системы современных сексуальных ценностей некоторые авторы подразделяют на следующие основные типы: легализм, ситуационная этика, гедонизм, аскетизм и рационализм.

Легализм как этическая сексуальная система связан с принятием или отвержением, одобрением или осуждением сексуальных отношений на основе господствующей в обществе половой морали, репрессивной по преимуществу и признающей сексуальные отношения только с целью деторождения и на основе легально признанных брачных союзов. Приведенный выше пример ирландской общины Инис Бит является крайним, экстремистским выражением легализма, свойственного иудео-христианской половой морали. В ее рамках полевые сношения, рассматриваемые как дар божий, допустимы только в браке и только для рождения детей. В рамках легализма осуждаются также все формы половой жизни, кроме нормативного гетеросексуального коитуса.

Ситуационная этика является одной из наиболее распространенных в настоящее время разновидностей половой морали. Как следует из. самого термина "ситуационная этика", в основе ее убеждение в том, что сексуальное поведение должно определяться актуальным ситуационным контекстом, т.е. конкретной ситуацией. Человек должен, согласно этому взгляду, руководствоваться только любовью, доброй волей и уверенностью в том, что последствия будут хорошими. Следование правилам и нормам сторонник ситуа

178

ционной этики обусловливает характером ответа на вопрос о том, имеет ли место в том или ином случае взаимная симпатия и лю­бовь. Если да, то принимаются и признаются любые сексуальные отношения.

Гедонизм как этическая система исходит из того, что единст­венным основанием сексуальных отношений являются не моральные нормы и не ситуационный контекст, а исключительно наслаждение, удовольствие. "Делай то, что приятно!" — вот девиз гедониста, считающего, что половое влечение, подобно голоду и жажде, не должно быть объектом моральных ограничений. В своей крайней форме гедонистическая этика может оправдывать даже сексуальное насилие, а приверженец гедонизма может превратиться в своего рода "сексоголика" или "сексомана".

Аскетизм связан с отказом от сексуальных отношений, как и от других "мирских удовольствий", с убеждением, что наибольшее удовлетворение человек получает не от чувственных наслажде­ний, а от духовного самосовершенствования, удовлетворения так называемых "высших" потребностей. К счастью, аскетическая мо­раль не имеет широкого распространения (особенно в своих крайних формах).'


И, наконец, рационализм как одна из современных этических систем (в том числе и систем сексуальных ценностей) исходит из приоритета разума, из необходимости выявить рациональные основания для выбора стратегии сексуального поведения, оценить баланс возможных издержек и позитивных и негативных по­следствий вступления в половые отношения с тем или иным партнером.

Говоря о сексуальной морали и ценностях, связанных с половой жизнью, необходимо также отметить, что во всем, что касается сексуальных отношений, в современном обществе продолжает со­храняться (в той или иной степени) половая, или, как теперь модно говорить, гендерная асимметрия, различия в том, что могут или не могут, должны или не должны делать мужчины или женщины.

"Предписания сексуальной культуры всегда неоднородны и не­однозначны. Изучая сексуальные нормы и запреты, необходимо учи­тывать, кем, кому, что, с кем, насколько и почему запрещено"7. И гендерная асимметрия, или двойной стандарт,— один из наиболее ярких примеров такой неоднородности, касается ли это допущения добрачных связей, вне- или сверхбрачных отношений и многих дру­гих аспектов сексуального поведения. И хотя общая эволюция брач-

179

но-семейных отношений, в том числе и сексуального поведения, выражается, помимо прочего, и в постепенном изживании двойного стандарта (за что особенно активно выступают многие женщины), он пока еще не исчез окончательно, перемещаясь в довольно неожидан­ные формы. В частности, в настоящее время одним из выражений этого двойного стандарта является практически всеобщее убеждение, что контрацепция — это исключительно или почти исключительно "женское дело".

Каковы же основные тенденции и закономерности сексуального поведения в современном мире? И каким образом социологическая наука исследует и интерпретирует сексуальное поведение?

Первый вопрос, который нас интересует, — это вопрос о добрач­ном сексуальном поведении и, в частности, о сексуальном пове­дении подростков. Этот вопрос — первый не только потому, что, с точки зрения жизненного цикла семьи, добрачное сексуальное по­ведение предшествует браку, но и потому, что последовательное увеличение распространенности добрачных половых связей явля­ется одним из ярких проявлений кризиса семьи в современном об­ществе.

За последние 20-30 лет во всем мире резко усилился интерес к проблемам, связанным с добрачным, особенно подростковым, сек­суальным поведением. Особый упор на сексуальное поведение под­ростков неслучаен, поскольку именно на подростковый возраст приходится значительная и растущая часть добрачных половых свя­зей и поскольку именно сексуальные связи подростков порождают наибольшее число экономических, социальных, медицинских и дру­гих проблем.