Файл: Социология семьи М, 1996.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2024

Просмотров: 1056

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как отмечают авторы подготовленного ООН обзора репродук­тивного поведения подростков в развитых странах мира, "доминан­той многих высказываний и суждений по этому поводу является беспокойство. Беспокойство из-за растущего уровня рождаемости в самых молодых возрастах, из-за высокой доли нежелательных и незапланированных беременностей у подростков в контексте изме­няющихся сексуальных установок и поведения и роста возраста пер­вого брака. Это беспокойство связано с большим числом разнообраз­ных негативных последствий сверхранних и ранних беременностей. Оно может только усиливаться в связи с тем, что число таких бе­ременностей растет на фоне продолжающегося снижения рождае­мости"8.

В этой длинной для учебника цитате отражена общая для разви­тых стран проблематика и значение сексуального и репродуктивного

180

поведения подростков и молодежи. Добрачное сексуальное поведе­ние, добрачные половые отношения не являются чем-то новым, воз­никшим только в самое последнее десятилетие. Приведем в этой связи некоторые данные из работ демографов и историков семьи. Хотя приводимые оценки несколько отличаются друг от друга, все они, как правило, отражают общую тенденцию роста добрачных половых связей за последние два-три века.

Так, американский историк семьи Э. Шортер, основываясь на имеющихся данных о внебрачных рождениях, пришел к выводу, что за 1750-1850 гг. практически во всех странах Европы имел место весьма существенный рост коэффициента внебрачной рождаемости. Доля внебрачных рождений за этот период выросла, по данным Э. Шортера, с 1-3 до 10-15% всех рождений. Выросло также число добрачных беременностей. По мнению Шортера, главным фактором этого роста было увеличение добрачных половых связей, оценива­емое им как "революция в эротизме" 9.

Английский историк и демограф Питер Ласлетт, уже извест­ный вам, подсчитал, что между 1750 и 1800 гг. от одной до двух пятых всех зачатий в Англии происходили вне брака. П. Лас­летт к тому же считал, что женихи и невесты в то время обладали гораздо большим сексуальным опытом, чем это принято думать. В американских колониях Англии, где в силу преобладания проте­стантских сект (пуритане, квакеры и др.) господствовала более стро­гая и репрессивная сексуальная мораль, за сто лет, с конца XVII до конца XVIII в. процент беременных невест увеличился более чем в пять раз10.

Ученые расходятся в оценке причин такой динамики репро­дуктивного поведения (напомним, что в условиях низкого уров­ня применения контрацепции и искусственных абортов репродук­тивное поведение практически совпадало с сексуальным). Одни, как Шортер, видят в ней выражение либерализации половой морали и даже "революции в эротизме". Другие, как француз­ский историк Ж.-Л. Фландрен и бельгийский историк И. ван Уссель, видят в этих же явлениях результат усиления антисексуальных ре­прессий и подавления сексуальности, связанного с индустриали­зацией11.


Как бы то ни было, с социологической точки зрения и с пози­ций теории кризиса семьи как социального института, весьма ин­тересной представляется точка зрения, согласно которой распрост­раненность добрачных половых связей обусловлена степенью проч­ности семьи и ее сплоченностью, строгостью семейного контроля за

181

поведением молодежи, подкрепляемого внесемейными института­ми (соседская община, церковь и пр.), степенью интеграции и все­общности системы социальных норм и ценностей. Чем прочнее семья, чем определеннее взаимоотношения поколений в семье, чем строже и .всеохватнее социальный контроль, тем выше "половая сдержанность до брака" и тем менее распространены добрачные сексуальные связи, в том числе среди молодых людей и под­ростков12.

Как было показано выше, история XX в., в том числе и в нашей стране, это, по сути, — история углубляющегося кризиса семьи, расшатывания ее основ и внутренних ее связей. И потому неудиви­тельно, в свете сказанного, что на всем протяжении столетия шел неуклонный рост добрачных половых связей, увеличивались масшта­бы сексуального поведения подростков. Об этом говорят как данные статистики, так и результаты проведенных в разных странах со­циологических исследований.

Каковы же масштабы этого явления у нас в стране и в мире? Первое, хотя и не полное представление об этом, т.е. о вовлеченно­сти подростков в сексуальные отношения, могут дать данные о числе, доле и динамике рождений у женщин в подростковых возрастах. Эти данные обобщены в уже цитировавшемся выше обзоре репродуктив­ного поведения подростков в развитых странах мира, подготовленном специалистами ООН.

В послевоенные годы четко выделяются два периода, отличающи­еся друг от друга динамикой подростковой рождаемости. Для первого из них (до 1970 г.) был характерен рост подростковой рождаемости почти во всех развитых странах. При этом общая рождаемость в этих странах довольно быстро падала. Особенно быстро (в два и более раз) выросла подростковая рождаемость13 в Норвегии и Великобритании, еще в семи странах показатели подростковой рождаемости выросли в полтора с лишним раза.

Этот рост, по мнению многих авторов, был связан со снижением возраста полового созревания, возросшей автономией и свободой под­ростков (свободой прежде всего от семьи!) и ослаблением традицион­ной морали, что в совокупности результировалось в возрастании уровня добрачной сексуальной активности14.

В дальнейшем, однако, ситуация изменилась. Динамика под­ростковой рождаемости (но не подросткового сексуального по­ведения!) обнаружила три различные модели своего изменения15.


Для первой модели характерны низкий уровень подростковой рождаемости (100-200 рождений на 1000 женщин в возрасте

182

до 20 лет), а также ее дальнейшее снижение к концу 70-х гг. По этой модели изменялась подростковая рождаемость в ряда западноевро­пейских стран и в Японии. Для второй модели были характерны более высокий, чем в первом случае, уровень подростковой рождае­мости (от 200 до 400 промилле) в начале периода я его последующее крутое падение. Особенностью третьей модели был сравнительно невысокий уровень подростковой рождаемости (около 200 промилле) В начале 1970-х гг., который, однако, в противоположность первой модели затем резко повысился.

Более чем у 1.1 млн детей и подростков в США в возра­сте от 13 до 19 лет (т.е. более чем у 10% девочек-подро­стков этого возраста) ежегодно наступает беременность. По данным Института А. Гуттмахера, 7 млн американских мальчиков и 5 млн девочек в возрасте 13-19 лет живут активной половой жизнью. Исключением из правил может послужить особа, до 19 лет не имевшая интимных отно­шений.

Б е ч к и Ш . Молодежь и помощь несовершеннолетним в США. По­пытка структурного анализа. М., 1991. С. 121.

По второй модели изменялась подростковая рождаемость в неко­торых странах Западной и Северной Европы, в Австралии, Канаде. Этой же модели следовали и белые подростки в США. По третьей модели происходило изменение подростковой рождаемости в Восточ­ной и Южной Европе.

Истинной любви может помешать бедность

Десятки тысяч молодых американцев дали обет дев­ственности, отказавшись от добрачного сексуального опыта. "Истинная любовь умеет ждать", — считают они и участвуют в движении с аналогичным названием. Движение поддерживает ряд звезд спорта и эстрады, призывающих молодежь отказаться от безответствен­ности, вседозволенности и ждать прихода настояще­го чувства. Между тем эксперты полагают, что дви­жение "Истинная любовь умеет ждать" вряд ли бу­дет пользоваться популярностью у молодежи из бед­ных районов. По прогнозам статистиков, в этом году более одного миллиона девочек-подростков забереме-

183

неют, а более трех миллионов тинейджеров заразят­ся СПИДом или венерическими заболеваниями.

Сегодня. 1994. 26 февраля.

В нашей стране динамика подростковой рождаемости соот­ветствует, скорее, третьей из описанных выше моделей, т.е. для нее характерен рост подростковой рождаемости со среднего уровня (см. примечание 13). Величина суммарного коэффициен­та подростковой рождаемости для нашей страны не рассчиты­вается, однако ее можно оценить, умножив повозрастный ко­эффициент рождаемости для возрастной группы 15-19 лет на 5. В итоге получается, что за период со второй половины 50-х гг. до 1992 г. этот показатель менялся в России следующим образом (табл. 8—1)16.


Таблица 8—1

Динамика суммарного коэффициента

подростковой рождаемости

в Российской Федерации, промилле,

1958-1992

antonov 95

Правильная интерпретация этих данных предполагает, что даже умеренные относительные показатели рождаемости у подростков

184

отражают значительные абсолютные их величины. Например, в 1991 г. в России у матерей в возрасте до 20 лет родилось почти

57 тыс. детей.

Таковы масштабы проблемы.

Но значимость проблемы не ограничивается только ее общими масштабами. Тревожным аспектом проблемы является рост добрач­ной сексуальной активности в самых младших подростковых возра­стах. Например, с 1987 по 1990 г. число рождений у матерей моложе 18 лет возросло на 35.4% (в том числе в возрасте до 16 лет — на 34.3 %, у 16-летних — на 45.2% и у 17-летних — на 32.5%) при > сокращении общего числа рождений на 20.4%17.

Однако данные о подростковой рождаемости не могут дать полной картины сексуального поведения в этом возрасте. Реальные его мас­штабы гораздо значительнее, поскольку сексуальные отношения — устойчивые или случайные, упорядоченные .или хаотические — редко заканчиваются рождением ребенка. Данные, приводимые ав­торами уже цитировавшегося обзора репродуктивного поведения подростков, показывают, что даже в тех странах, в которых уровень подростковой рождаемости снижается, сексуальная активность под­ростков растет, увеличивается доля имевших сексуальные кон­такты в подростковом возрасте, снижается возраст первой половой

связи.

В частности, согласно данным Национального обследования роста семей в США 1982 г. (NSFG-1982) около трех четвертей незамужних 19-летних женщин имели к этому возрасту сексуальный опыт, к 18 годам — более половины, к 17 годам — более 40%, к 16 годам — около трети и к 15 годам — около пятой части опрошенных американских девушек, не состоящих в бра­ке. В Западной Германии в 1980 г. к 17 годам имели сексуальный опыт около 60% незамужних женщин. Другие страны име­ют такую же или сходную динамику сексуального поведения подростков18.

В нашей стране, к сожалению, представительные данные на об­щенациональном уровне отсутствуют. Однако данные немногочисленных локальных исследований говорят о том, что и у нас в стране наблюдается рост сексуальной активности подростков, отражающийся, в частности, в динамике числа рождений у этой возраст­ной группы. В частности, по данным опроса 1655 мужчин и женщин, проведенного в 1993 г. с целью выявления сексуальных представле­ний населения России, около 15% мужчин и 2% женщин начали половую жизнь в возрасте до 17 лет.


185

Добрачные и внебрачные сексуальные отношения

сельского и городского населения (в %)

Ижевск, 1976-1977

antonov 9 6

Петраков А. А. Демографический мир семьи. Ижевск, 1988. С. 41.

Однако столь низкие по сравнению со странами Запада показате­ли возраста начала половой жизни являются явно и сильно занижен­ными. Об этом говорит и тот факт, что на соответствующий вопрос не ответили до половины опрошенных. К тому же менее личностно задевающий вопрос о допустимом возрасте начала половой жизни вызвал противоположную реакцию. Только 16% женщин и 11% мужчин высказались за более позднее (23 года и более) начало половой жизни. Только 19% мужчин и 30% женщин настаивают на недопустимости добрачных сексуальных отношений. Зато 22% муж­чин и 10% женщин считают, что можно начинать половую жизнь и до 17 лет.

При этом, хотя данные о возрастном распределении ответов на эти вопросы отсутствуют, автор публикации полагает, что главным "разделительным фактором оказывается возраст1'19.

"Как Вы думаете, допустимо ли в наше время девушке начинать половую жизнь

до вступления в брак?", %, Москва, Бишкек, 1010 девушек

antonov 9 6

186

Левитас С. Г. К вопросу о сохранении репродуктивного здоровья подростков // Здоровье и продолжительность жизни (Демография и социология. Вып. 7). М., 1993. С. 56.

Эти данные хотя и фрагментарные, подтверждают общую, гло­бальную тенденцию расширения масштабов сексуального поведения подростков, снижения возраста приобретения первого сексуального опыта, а также значительные межпоколенные различия как в сфере Валовой морали, сексуальных установок, так и в сфере реального

поведения.

Поэтому неудивительно, что исследование добрачного сексуаль­ного поведения является одним из важнейших направлений социоло­гии семьи.

Распределение респондентов

по возрасту начала половой жизни,

%, Москва, Бишкек, 1010 девушек

antonov 9 6

Примечание. Данные в таблице относятся только к тем, естественно, кто в момент опроса имел опыт половой жизни. Таких среди опрошенных было в Москве 24.1%, в т.ч. среди школьниц — 9% и среди учащихся ПТУ — 41.9%; в Бишкеке — 2.7%.

Левитас С.Г. К вопросу о сохранении репродуктивного здоровья подростков // Здоровье и продолжительность жизни (Демография и социология. Вып. 7). М., 1993. С. 56.

Например, в американской социологии семьи отмечается неук­лонный рост числа работ, посвященных добрачному сексуальному поведению, при увеличении внимания как к разработке методиче­ских аспектов изучения этой проблемы, так и к более глубоким теоретическим их интерпретациям. При этом надо отметить такую