Файл: Социология семьи М, 1996.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2024

Просмотров: 1066

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одной из первых попыток включить в модели детермина­ции рождаемости поведение была схема переменных рождаемости Р. Хилла, Дж. Стикоса и К. Бэка, в которой среди факторов "се­мейного планирования" присутствуют и установки на число детей и на применение контрацепции5, а также схема факторов рождаемо­сти Р. Фридмена, впервые предложенная в конце 50-х гг.6. В своих последних по времени вариантах схема Р.Фридмена уже в явном виде включает поведение, хотя он и не употребляет этого слова.

"Промежуточные социально-психологические детерминанты" на его схеме — это и есть, по сути, блок репродуктивного поведения, точнее, блок его диспозиций.

Достаточно четкое определение Р. Фридменом основных компо­нентов репродуктивного поведения позволяет оценить его схему как важный шаг в понимании детерминации рождаемости, впервые свя­занной им с поведением семьи.

По справедливому замечанию В.А. Борисова, "если сама струк­тура поведения определяется в психологии как последовательность такого рода: потребность (импульс), установка, мотив, действие, то история изучения демографами репродуктивного поведения разви­вается в обратной последовательности: результаты поведения, изу­чение мнений, установок и, наконец, потребности семьи в детях. Это собственно вполне естественно и свидетельствует об углублении исследований репродуктивного поведения"7.

Отсюда можно извлечь тот вывод, что фиксация лишь внеш­них фактов поведения недостаточна, надо учитывать и внутренние

208

Схема 9—3 СХЕМА ФАКТОРОВ РОЖДАЕМОСТИ ПО Р. ФРИДМЕНУ

Antonov 91 7

209

факты, социально-психологические структуры — ценностные ориен­тации личности, ее установки, мотивы и потребности. И репродук­тивное поведение выражается не только в каких-то внешних поступ­ках, репродуктивных событиях, но и в изменениях этих внутренних структур, убеждении, установок и мотивов.

Таким образом, структура индивидуального поведения (и репро­дуктивного в том числе) должна представлять некоторую совокуп­ность регуляторов и взаимосвязей между ними. Одной из попыток разрешить эту сложную задачу моделирования структуры поведения является модель диспозиционной регуляции поведения, предложен­ная В.А. Ядовым8. В самом общем виде эта модель выглядит так:

ПОТРЕБНОСТИ — ДИСПОЗИЦИИ — СИТУАЦИИ

В центре этой схемы — система диспозиций (предрасположенностей или предуготовленностей личности к восприятию условий дея­тельности) , которая определяет (оценивает) возникающие ситуации повседневной жизни с точки, зрения возможностей удовлетворения конкретной потребности, специфической для данного вида поведе­ния.


Применительно к репродуктивному поведению такой специфиче­ской потребностью является потребность в определенном числе де­тей. Различные же ситуации либо способствуют, либо препятствуют удовлетворению этой потребности, но не непосредственно, а через систему диспозиций, через ценностные ориентации, которые служат критериями оценки возможности удовлетворить имеющуюся потреб­ность в детях в конкретных обстоятельствах времени и места. Оценка обусловливает принятие того или иного решения, которое приводит к конкретному результату поведения. Последний через механизм обратной связи модифицирует как ситуацию, так и ее оценку диспозиционной системой.

Одно и то же репродуктивное событие (например, наступившая беременность) будет оцениваться совершенно различным образом, смотря по тому, совпадают или нет потребность в детях и их фак­тическое число, которое как результат предшествующего поведения является элементом текущей ситуации. Поэтому в модель В.А. Ядова следует ввести дополнительный блок — блок результатов поведения.

Почему так важно, иметь четкое представление о структуре репродуктивного поведения? Ответ заключается в том, что индивидуаль­ное поведение исключительно многообразно. И понять это многооб-

210

разие можно лишь на основе осознания неодинаковости, неоднород­ности всех блоков структуры репродуктивного поведения.

Например, даже в случае сходства потребности в детях и условий жизни многих семей, различия в системе диспозиций могут вызвать вариации в интервалах между рождениями, в числе беременностей и их исходах, типах применяемой контрацепции, в мотивации рожде­ний и отказов от них и т.д. и т.п.

При этом анализ отдельных элементов структуры репродуктивно­го поведения должен дополняться рассмотрением прямых и обратных связей между ними (см. схему 9—4).

Наиболее стабильным, практически неизменяемым на протяже­нии всей жизни человека элементом структуры репродуктивного поведения является потребность в детях (определение будет дано ниже). Потребность в детях — это своего рода закрепленный в пси­хологических структурах личности опыт прошлых поколений, отго­лосок прошлых условий жизни. Индивид может изменять силу, ин­тенсивность своей, сформированной в ходе его социализации потреб­ности в детях, но не ее величину, обусловленную бытующими в обществе или в его части, с которой отождествляет себя человек, социокультурными нормами детности.

Другие элементы структуры репродуктивного поведения могут изменяться спонтанно или благодаря активности личности. Это отно­сится и к условиям жизни, по отношению к которым человек может действовать двояким образом: или стремиться к их изменению, если они не соответствуют его представлениям о должном, или желать их сохранения, абсолютного или относительного (по сравнению с други­ми) . Здесь важно то, что ориентации на изменение (или сохранение) условий жизни являются важнейшими компонентами как системы диспозиций, так и самих ситуаций образа жизни, оказывающими существенное влияние на репродуктивное поведение.


Центральным отношением, играющим роль своеобразного ориен­тира для репродуктивного поведения, является оппозиция потребно­сти в детях (в определенном их числе) и фактического их числа в семье. Однако согласование всех действий, образующих линию ре­продуктивного поведения, осуществляется системой диспозиций, со­отношением в ней семейных (связанных с семьей) и внесемейных (связанных с активностью вне семьи) ценностных ориентации.

При прочих равных условиях число рождений будет больше там, где преобладают ориентации на семейные ценности (на детей прежде всего), поскольку это преобладание обусловит восприятие окружаю­щих условий (то есть их оценку) как благоприятных для реализации имеющейся потребности в детях (независимо от того, каковы эти

211

Схема 9—4

СТРУКТУРА ДИСПОЗИЦИОННОЙ РЕГУЛЯЦИИ РЕПРОДУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

antonov 91 9

212

условия "на самом деле" или в глазах других). Если же, напротив, преобладают ориентации на внесемейные ценности (образование, профессиональная карьера, социальная мобильность и пр.), а ориен­тация на семью и ее ценности слабы, то это обусловит оценку даже самих по себе "хороших" условий жизни как неблагоприятных для полного удовлетворения потребности в детях.

Подчеркнем еще раз, что ни потребность в детях, ни условия жизни сами по себе (по отдельности) не предопределяют результатов репродуктивного поведения. Эти результаты — итог взаимодействия данных элементов в системе диспозиций личности, которая опреде-ляет ситуацию как благоприятную или неблагоприятную для удов­летворения потребности в детях.

Основные элементы структуры репродуктивного поведения. Рас­смотрение основных элементов структуры репродуктивного поведе­ния начнем с потребности в детях.

Потребность в детях — главный двигатель репродуктивного поведения, ведущий из всех его внутренних регуляторов. Одновре­менно она — элемент общей системы потребностей личности., зани­мающий место на наивысшем уровне иерархии человеческих потреб­ностей — среди социальных потребностей, наряду с такими, как потребность в браке, семье, творчестве, самореализации, образова­нии, свободном времени и т.д. Их концентрированным выражени­ем является потребность в детях9. Как социальная потребность вы­сшего уровня потребность в детях (и это мы подчеркиваем здесь особо и настоятельно) не связана прямо и непосредственно с потреб­ностями низших уровней (органическими и потребностью в самосох­ранении) .


Именно поэтому не существует никаких границ ее ослабления: никакие физиологические механизмы не в состоянии защитить ее от этого.

Не связана потребность в детях и с сексуальной потребностью. Как было сказано ранее, рождение детей имеет лишь своим предус­ловием, посредником сексуальное поведение. Человек с давних вре­мен может нарушать и нарушает автоматизм репродуктивного цикла, удовлетворение сексуальной потребности не. предполагает обязательного рождения ребенка и притом чем дальше, тем в мень­шей степени сексуальные отношения являются средством деторож­дения.

Чтобы ребенок родился, необходима специальная мотивация, не биологическая по своей природе. Однако в большинстве классифика­ций человеческих потребностей потребность в детях не выделяется как самостоятельная потребность, а отождествляется или с сексуаль-

213

ной потребностью, или с так называемой потребностью продолжения рода, под которой, как правило, подразумевается либо пресловутый и мифический "инстинкт размножения", либо столь же мифический "материнский инстинкт". Не останавливаясь здесь специально на этом вопросе, заметим, что демографы, верящие в "инстинкты" не­сколько поотстали от мировой науки, в которой инстинктивистские модели поведения давно сданы в архив10.

Потребность в детях — не биологическая, а социально-психологи­ческая и социальная категория.

Потребность в детях это социально-психологическое свой­ство социализированного индивида, проявляющееся в том, что без наличия детей и подобающего их, числа индивид испытывает за­труднения в своей личностной самореализации. Эти затруднения возникают в повседневности при выяснении семейного статуса лич­ности (например, при встрече старых знакомых после долгой разлу­ки) — тем самым производится непроизвольная оценка (и самооцен­ка) поведения личности, исходя из бытующих норм детности или репродуктивных норм. Парадоксальным отражением этих затрудне­ний является сам язык, заставляющий нас задавать вопрос о детно­сти того или иного человека, используя множественное число ("Есть ли у Вас дети?"), и выслушивать ответ все чаще в единственном числе ("Есть. Один.")11.

Для понимания сущности потребности в детях огромную роль играет понятие репродуктивных норм. Репродуктивные нормы — это детерминированные общественным бытием принципы и образцы по­добающего поведения, относящегося к рождению определенного чис­ла детей, и принятые в тех социальных группах, к которым принад­лежит или хотел бы принадлежать индивид. Репродуктивные нор­мы, как и любые другие социокультурные нормы, усваиваются лич­ностью в качестве средств ориентации поведения и образуют основу внутреннего контроля, обеспечивающего согласованность разного ро­да действий и поступков, имеющих отношение к рождению опреде­ленного числа детей. Будучи усвоенными, "интернализованными", превратившись во внутренние социально-психологические структу­ры личности, репродуктивные нормы определяют своим содержанием сущность потребности в детях.


Потребность в детях — это устойчивое социально-психо­логическое состояние индивида, обусловленное, во-пер­вых, стремлением иметь типичное для данного общества число детей в семье и дать им не хуже типичного по качеству воспитание, во-вторых, чадолюбием (т. е. глубоко усвоенными установками по отношению к детям вообще),

214

проявляющимся в том, что без наличия детей или опреде­ленного их числа индивид испытывает затруднения само­реализации себя как личности.

Бойко В . В . Малодетная семья: Социально-психологическое Иссле­дование. М., 1980. С. 61.

Таким образом, потребность в детях — это, по сути, усвоен­ные человеком в процессе социализации, бытующие в культуре или субкультуре и определенным образом преобразованные личностной структурой репродуктивные нормы или социальные нормы рождае­мости. Каким образом происходит подобное усвоение, "интернализация" — это отдельный и особый вопрос. Отметим лишь, что это такой процесс, в котором индивид не просто "вкладывает в себя" то, что ему преподносят "агенты социализации", а играет активную роль, беспрерывно взаимодействуя с тем, кто выступает для него в качестве "транслятора норм и ценностей".

Важнейшей особенностью репродуктивных норм (принципиаль­ной для понимания потребности в детях) является их исключи­тельная устойчивость, превышающая обычный для социокультурных норм "лаговый эффект". Это связано, с тем, что репродуктивные нормы отражали когда-то глубинные основы бытия, человеческой жизни, необходимость самосохранения человеческого рода, воспро­изводства населения.

Потребность в детях не меняется под влиянием текущих условий жизни и их изменений. Меняются лишь семейные ситуации, которые либо способствуют, либо препятствуют удовлетворению потребности в детях. Величина потребности в детях неизменна на протяжении жизни человека.

Следует различать ту или иную интенсивность, или силу, по­требности в детях. Даже в пределах одной и той же количественно выраженной потребности в детях ее сила может бить различной, определяя вариации в "практике оперирования промежуточными пе­ременными рождаемости", то есть в практике контрацепции и ис­кусственного прерывания беременности, что проявляется в различ­ной длине интервалов между рождениями детей, длине репродук­тивного периода и т.д. Разумеется также, что сила потребности в детях тем больше, чем больше ее величина.

В этой связи различают малодетное (1-2 ребенка в семье), среднедетное (3-4 ребенка) и многодетное (5 и более детей в семье) репродуктивное поведение, а в пределах каждого из этих типов — линии репродуктивного поведения, представляющие собой специфи-