ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.07.2024
Просмотров: 329
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I особенности ремонта электрооборудования и автоматики
§ 1. Организация ремонта электрооборудования
§ 2. Виды ремонта и общая схема технологического процесса
Глава II технология ремонта систем электрооборудования и автоматики
§ 1. Дефекты систем и их классификация
§ 2. Характеристика систем электрооборудования и автоматики как объектов ремонта
§ 3. Методика обнаружения неисправных агрегатов и узлов
§ 4. Замена агрегатов электрооборудования и автоматики
§ 5. Ремонт электромонтажных комплектов и проводов бортовой сети
§ 1. Начальные этапы технологического процесса ремонта аккумуляторных батарей
§ 2. Дефектация, ремонт и изготовление деталей и узлов
§ 3. Сборка и испытание аккумуляторных батарей
Глава IV технология ремонта электрических машин
§ 1. Начальные этапы технологического процесса ремонта электрических машин
§ 2. Дефектация, ремонт, изготовление деталей и узлов
§ 3. Сборка и испытание электрических машин
Глава V технология ремонта аппаратов регулирования и управления
§ 1. Начальные этапы технологического процесса ремонта аппаратов регулирования и управления
§ 2. Дефектация и ремонт узлов
§ 3. Сборка и предварительная регулировка аппаратов
— амплитуда входного напряжения.
Схема проверки технического состояния контактного реле-регулятора
Техническое состояние контактного реле-регулятора (рис. 298) определяется не только исправностью отдельных элементов (обмоток, сопротивлений, контактов и т. п.), но и сохранением в требуемых пределах регулируемых зазоров и усилий натяжения пружин. Поэтому перед испытаниями реле-регулятора по той или иной схеме необходимо не только произвести внешний осмотр узлов и деталей реле, но и проверить, а при необходимости и отрегулировать все зазоры.
Рис. 298. Схема проверки и регулировки контактного реле-регулятора
В схеме танкового электрооборудования входным сигналом реле-регулятора является изменяющееся в зависимости от скорости вращения якоря напряжение генератора. Выходным сигналом в системе регулирования напряжения является ток в обмотках возбуждения генератора, а в зарядной.цепи—зарядный ток.
Использование танкового генератора в качестве источника входного сигнала вынуждает иметь сложные, громоздкие установки для регулирования его оборотов. Для войс^рвых ремонтных средств, выполняющих текущий ремонт электрооборудования, иметь такие установки нецелесообразно. Поэтому в качестве источника входного сигнала используют аккумуляторные "батареи, включенные на 36 В, и потенциометр
Если точно копировать зарядную цепь танка, то напряжение от движка потенциометра следует подвести к клемме Я реле-регулятора (см. штрих-пунктирные линии на рис. 298), корпус реле соединить с минусом схемы, вольтметр включить между клеммой Я и массой. К выходным клеммам реле-регулятора соответственно подключают: к клемме Б — нагрузочный реостат через выключатель и амперметр, к клеммам Ш через амперметры — реостаты, имитирующие обмотки возбуждения генератора, и контрольные лампочки для сигнализации о срабатывании регуляторов напряжения.
При работе регуляторов напряжения с генератором (рис. 299)
Рис. 299. Рабочая характеристика генератора с реле-регулятором
размыкание контактов должно произойти в момент, когда напряжение генератора и ток в обмотках возбуждения достигли строго определенных величин. Поскольку последовательно с обмотками возбуждения генератора включены выравнивающие обмотки регуляторов напряжения, то всякое изменение тока возбуждения, при котором происходит размыкание контактов регуляторов, приведет к изменению напряжения их срабатывания. Следовательно, при проверке и регулировке напряжения срабатывания регуляторов напряжения по амперметрам А1 и А2, реостатами R1 и R2 должны быть установлены токи iВ1 и iВ2, равные iВмах т.е. току, при котором регуляторы напряжения включаются в работу. Однако при данном подключении реле-регулятора (см. штрих-пунктирные линии на рис. 298) обеспечить установку заданных токов возбуждения затруднительно, так как каждый из них изменяется не только при перемещении движка своего реостата, но и при перемещении движка потенциометра К„- Поэтому для обеспечения удобства работы оператора целесообразно изменить включение реле-регулятора. К клемме Я подводится постоянный, не зависящий от положения движка потенциометра, потенциал + 365 относительно минуса схемы. Регулирование же напряжения между клеммой Я и корпусом реле-регулятора осуществляется изменением отрицательного потенциала корпуса (см. пунктирные линии на рис. 298). Вольтметр в этом случае должен быть включен между клеммой Я и корпусом. Соединение корпуса реле-регулятора с корпусом стенда исключается. Полученная таким образом схема обеспечивает проверку и регулировку напряжения срабатывания регуляторов напряжения.
Напряжение включения командного реле обратного тока также может быть отрегулировано по данной схеме. Несмотря на тс, что она не обеспечивает проверку величины обратного тока, этот параметр, как показывает опыт, в подавляющем большинстве случаев оказывается в пределах технических условий, если правильно отрегулировано напряжение включения командного реле, и его зазоры выставлены в заданных пределах. Поэтому для реле-регуляторов, не имеющих ограничителей токов, подключение к клемме Б нагрузочного реостата является необязательным.
Если аппараты системы обратного тока работают при рассматриваемых испытаниях так же, как и на танке, то аппараты системы регулирования напряжения не вводятся в вибрационный режим. Требование обеспечения компенсации отклонения режима испытаний от режима работы выполняется здесь следующим образом.
Во-первых среднее напряжение, поддерживаемое регуляторами напряжения, на 0,5—1,0 В ниже, чем напряжение их срабатывания.
Во-вторых, на эксплуатационных оборотах двигателя ток возбуждения генератора, а значит, и ток в выравнивающих обмотках, меньше, чем ток возбуждения при вступлении регуляторов в работу.
Поскольку
Фр= Ф0 – Фв
где Фр = к1Рпр — магнитный поток размыкания контактов, определяемый усилием натяжения пружины;
Фо = к2U0 — магнитный поток основной обмотки регулятора напряжения;
Фо = к3iв — магнитный поток, выравнивающий обмотки регулятора напряжения,
то с уменьшением тока возбуждения будет уменьшаться Фв и при заданном натяжении пружины должен уменьшаться Ф 0, т. е. будет уменьшаться поддерживаемое регуляторами напряжение. Зависимость напряжения срабатывания регуляторов напряжения от тока в выравнивающих обмотках при регулировке регуляторов от аккумуляторных батарей представлена на рис. 300. Опыт показывает, что снижение поддерживаемого напряжения за счет уменьшения тока в выравнивающей обмотке происходит на 1,0—1,5 В. Следовательно, при проверке технического состояния и регулировке регуляторов напряжения в статическом режиме необходимо добиваться напряжения срабатывания регуляторов на 1,5—2,5 В выше того, которое поддерживается в рабочем режиме на эксплуатационных оборотах,
Uр= Uном + (1.5+2.5)
где Uр — напряжение размыкания контактов регуляторов напряжения при статических испытаниях, В;
Uном — номинальное напряжение генератора, которое должны
поддерживать регуляторы напряжения, В. В ходе проверки технического состояния при текущем ремонте в аппаратах регулирования и управления обнаруживаются различные отклонения от требований технических условий. По характеру этих отклонений, а также применяя различные дополнительные приемы, выявляют неисправный узел или деталь и приступают к устранению неисправности.
Рис. 300. Зависимость напряжения срабатывания регуляторов напряжения от токов в выравнивающих обмотках при испытании от аккумуляторных батарей
Полную разборку аппаратов на узлы и детали производят только при их капитальном ремонте.
При текущем ремонте разборка осуществляется только до состояния, при котором возможна замена выявленных в ходе предыдущего этапа неисправных узлов и деталей.
Металлические детали аппаратов промывают в керосине или бензине. Детали и узлы с изоляцией, и особенно с обмотками, очищают волосяными кистями или ветошью, слегка смоченной бензином, и обдувают воздухом. Ответственные детали и узлы промывают спиртом (контакты слаботочных реле, движки потенциометров и т. п.).
При необходимости детали и узлы сушат в специальных шкафах при t = 80—100°С. При текущем ремонте для этой цели используют сетки над отопительными печами в мастерских МЭРО.
§ 2. Дефектация и ремонт узлов
При текущем ремонте дефектация узлов бывает необходима для локализации неисправности, обнаруженной в процессе предварительных испытаний, т. е. для выявления узла или детали, неисправность в которых приводит к выходу из строя всего аппарата. Так, например, отсутствие изменения сигнала на выходе электронно-магнитного усилителя при изменении его входного сигнала может быть следствием выхода из строя либо блока усилителя напряжения, либо блока усилителя мощности, либо магнитного усилителя; отсутствие срабатывания командного реле реле-регулятора может быть следствием как обрыва обмотки реле, так и обрыва сопротивления температурной компенсации; отсутствие изменения сопротивления потенциометра пульта управления при повороте корпуса пульта может быть следствием или обрыва плеча потенциометра, или окисления ползункового контакта, или потери упругости пружины контакта.
Предварительные испытания, как правило, не дают однозначного ответа на вопрос о том, какой узел или деталь необходимо заменить для восстановления работоспособности аппарата. Для выяснения этого вопроса и прибегают к дефектации узлов.
Локализовать неисправность удается или тщательным внешним осмотром, или измерением величины сопротивления отдельных элементов (обмоток, сопротивлений), или проверкой исправности их цепей, или иными, специальными приемами.
Внешним осмотром проверяют состояние контактов, их чистоту и износ. Иногда целесообразно замерить величину переходного сопротивления контактов омметром, для чего отпаивают проводники хотя бы одного из контактов. Повышенное переходное сопротивление контактов свидетельствует о необходимости их чистки, или замене всего узла.
Омметром проверяют состояние обмоток, сопротивлений и их цепей. Сопротивления и обмотки различных реле и аппаратов проверяют на отсутствие в них обрывов, межвитковых замыканий и замыканий на корпус. Эти дефекты чаще всего встречаются в обмотках аппаратов, выполненных из тонкого провода и имеющих большое сопротивление (основные и ускоряющие обмотки в реле-регуляторах). Реже эти дефекты встречаются в различных сопротивлениях и совсем редко в обмотках, выполненных из толстого провода и имеющих малое сопротивление (сериесные, выравнивающие и другие обмотки).
Межвитковые замыкания к обрывы обнаруживают путем измерения величины сопротивления обмоток.
Для определения технического состояния обмоток или сопротивлений необходимо иметь схему аппарата и технические условия на величину сопротивлений обмоток. Чтобы замерить сопротивление какой-либо обмотки, необходимо найти обмотку и выводные проводники от етее, отсоединить проводники (обязательно хотя бы 570
один) от общей схемы аппарата (чтобы исключить параллельные цепи) и только после этого присоединять омметр к обмотке. Если сопротивление обмотки окажется равным бесконечности, обмотка имеет обрыв, если оно окажется меньше положенного по техническим условиям, в обмотке межвитковое замыкание.
При обнаружении обрывов, которые чаще всего возникают в местах припайки выводных проводников и их наконечников, их устраняют пайкой припоем ПОС-30 или ПОС-40 с применением канифоли.
При обнаружении внутренних дефектов (обрывов, замыканий) в обмотках и сопротивлениях заменяют целиком аппараты с неисправными обмотками (реле обратного тока, регуляторы напряжения реле-регуляторов, трансформаторы, потенциометры пультов управления и т. д.).
Специальные приемы дефектации узлов и деталей применяют, как правило, тогда, когда простейшими способами, доступными для применения в войсковых ремонтных средствах, локализовать неисправность не представляется возможным. Выбор того или иного конкретного приема определяется особенностями электрической схемы и конструкции проверяемого аппарата. Например, для отыскания неисправного полупроводникового диода, стабилитрона или транзистора при текущем ремонте бесконтактного регулятора напряжения иногда приходится применять схемы проверки полупроводниковых элементов, аналогичные применяемым при капитальном ремонте.
При определении неисправной лампы в каскаде усиления напряжения электронного усилителя в одной плоскости эту лампу меняют местами с такой же, но обеспечивающей работоспособность электронного усилителя в другой плоскости. Для выявления одной неисправной лампы из двух ламп фазочувствительного усилителя мощности их меняют местами. Таким же образом поступают во всех случаях, когда необходимо убедиться в неисправности какого-либо узла, и при этом в аппарате имеется еще один, такой же узел, обеспечивающий нормальное функционирование аппарата в другом режиме. Если подозреваемый узел в другой цепи аппарата работает нормально, а установка заведомо исправного узла не устранила неисправность, значит причина неисправности не в сменяемом узле, а в его цепи, обеспечивающей его работу.