ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.08.2024
Просмотров: 731
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.Становление педагогической профессии:
2.Сущность и основные компоненты профессионально-педагогической культуры
4. Общее представление о педагогике как науке
5 Вопрос. Педагогический процесс, как целостная система
Закономерности педагогического процесса
Функции целостного педагогического процесса
6 Вопрос. Личность ребенка как объект и субъект педагогического процесса.
7 Вопрос. Уровни методологии педагогики
Методы педагогического исследования
Индивидуальные особенности развития учащихся .
10 Вопрос Педагогическое общение.
Условия эффективности педагогического общения
17. Содержание образования как средство развития личности и формирования ее базовой культуры
18. Проектирование индивидуальных образовательных программ для учащихся общеобразовательных школ
19. О структуре образовательной среды учебных учреждений
20. Просветительская деятельность в процессе образования
21. Характеристика современных технологий обучения.
Сущностные характеристики воспитания
23. Понятие о содержании воспитания
Основные направления воспитания
24. Понятия о методах и приёмах воспитания. Классификация методов воспитания
25. Сущность понятия «форма воспитания».Классификация и характеристика отдельных форм воспитания.
17. Содержание образования как средство развития личности и формирования ее базовой культуры
18. Проектирование индивидуальных образовательных программ для учащихся общеобразовательных школ
19. О структуре образовательной среды учебных учреждений
20. Просветительская деятельность в процессе образования
21. Характеристика современных технологий обучения.
Сущностные характеристики воспитания
23. Понятие о содержании воспитания
Основные направления воспитания
24. Понятия о методах и приёмах воспитания. Классификация методов воспитания
25. Сущность понятия «форма воспитания».Классификация и характеристика отдельных форм воспитания.
27. Этапы воспитательного процесса
28. Влияние среды на развитие человека
31. Коллективная творческая деятельность, ее этапы и особенности организации. (и.П. Иванов).
1. Пространственно-предметный компонент – это архитектурные особенности здания, оборудование, особая атрибутика учебной обстановки.
2. Социальный компонент – определяется присущей именно данному типу культуры формой детско-взрослой общности. Здесь важно соблюдать несколько условий: педагог и студент – единый полисубъект развития; наличие между педагогами и студентами отношений сотрудничества; наличие коллективно распределенной учебной деятельности; коммуникативное насыщение жизни студентов и педагогов в стенах вуза.
3. Психодидактический компонент – содержание образовательного процесса, осваиваемые студентом способы деятельности, организация обучения. Внутри данного компонента даются ответы на вопросы чему и как учить.
Образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса и межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования в процессе своего взаимодействия. Люди организуют, создают образовательную среду, оказывают на нее постоянное воздействие, но и образовательная среда влияет на каждого субъекта образовательного процесса.
Как подчеркивает В.И. Слободчиков, образовательную среду нельзя считать чем-то однозначным, наперед заданным. Среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно что-либо проектируют и строят. Такую среду можно рассматривать и как предмет, и как ресурс совместной деятельности.
Е.В. Коротаева подчеркивала, что любой компонент среды должен быть эмоционально развивающим. Она выделила условия, которые могут обеспечить эмоционально–развивающий характер компонентов образовательной среды:
* отношении между участниками совместной жизнедеятельности, то есть эмоционально – поддерживающий компонент среды;
* режимные моменты, организующие процесс пребывания ребенка в ДОУ или школе, то есть эмоционально – развивающий компонент;
* внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и т.д.) – эмоционально – настраивающий компонент;
* организация занятости детей – игры, учеба, сюрпризные моменты – эмоционально – активизирующий компонент;
* включение в занятия эвристических упражнении с детьми – эмоционально – тренирующий компонент.
Чаще всего образовательная среда характеризуется двумя показателями: насыщенностью (ресурсным потенциалом) и структурированностью (способами организации). Образовательная среда только в том случае будет способствовать личностному и культурному росту обучающихся, когда "наличное социокультурное содержание превращается и в содержание образования, то есть собственно образовательную среду" (по В. Слободчикову).
Итак, мы кратко рассмотрели вопрос выделения компонентов образовательной среды. Для современного педагога важно уметь моделировать разные компоненты образовательной среды, создавать условия для полноценного воспитания и развития учеников.
20. Просветительская деятельность в процессе образования
Специально-организуемое развивающееся взаимодействие воспитателя и воспитанника направленное на достижение целей воспитания понимается как воспитательный процесс. Существующее противоречие между разнообразными (разнонаправленными) воздействиями на воспитанника и целостным формированием личности, разрешается через организацию воспитательного процесса – действия его участников направленных на упорядочение всевозможных влияний на ребенка, воспитательного взаимодействия в целом. Упорядочение происходит путем принятия субъектами воспитательного процесса целей воспитания, через определение средств их реализации, а так же измерителей позволяющих оценивать эффективность процесса. Такую организацию воспитательного процесса можно назвать системной, что означает наличие воспитательной системы.
Анализируя работы исследователей проблемы воспитания детей (А.С. Макаренко, М.И. Рожкова, В.С. Селиванова, И.Ф. Харламова, С.Т. Шацкого, Н.Е. Щурковой и др.), соотнося выявленные ими закономерности воспитательного процесса, следует отметить, что в вопросе выбора средств организации целостного воспитательного процесса доминирующим является деятельностный подход. Цель воспитания достигается посредством активности самого ребенка, поэтому необходимо организовать целесообразную социально-значимую деятельность воспитанника. Данная деятельность помимо воспитывающей должна выполнять системообразующую функцию, то есть должна обеспечивать упорядоченность системы воспитательных воздействий и взаимодействий внутри школы, и в окружающем школу микросоциуме.
Общественное воспитание в России на протяжении всей своей истории, в той или иной степени имело культурно- социально-просветительный характер. Важную роль в распространении грамоты играло самообразование населения, способы стихийно-организуемого образования зарождались еще в народной педагогике. Влияние тенденций культурной жизни на организацию просвещения, прослеживается в деятельности учебно-воспитательных учреждений, а также в общественном масштабе. Решающее влияние на выбор подходов к организации воспитания и соответствующих педагогических средств оказывал тот, или иной социальный институт, который осуществлял целеполагание и руководство образовательной сферой на конкретном этапе исторического развития страны. Таким образом, в истории использования социально-просветительной деятельности в отечественной педагогике и конкретно в воспитательном процессе следует выделить 5 периодов:
Народно-просветительный период IX – XVII вв.
Государственно-просветительный период XVIII – I пол. XIX вв.
Общественно-просветительский период II пол. XIX – нач. XX вв.
Политпросветский период 1917 – 70-ые г. XX в.
Коллективно-просветительный период с 70-х г. XX – нач. XXI вв.
В обозначенные периоды элементы социально-просветительной деятельности использовались:
в решении задач народной педагогики, включающей в педагогический процесс песни, сказки, загадки, пословицы, былины, другие формы народного фольклора являющиеся важными составляющими духовной жизни воспитанников и условием становления личности ребенка, на ранних этапах его развития (народно-просветительный период);
с целью обеспечения многогранности учебно-воспитательного процесса регламентированного государством, через развитие науки, истории родного края, искусства и европеизации всего образа жизни, прежде всего в городах (государственно-просветительный период);
в процессе распространения знаний в широкие народные массы, реализации прогрессивных идей народного просвещения и общественного воспитания (общественно-просветительский период);
в рамках пропаганды и агитации ценностей и социальных норм нового строя, для решения задач воспитания коммунистической сознательности народных масс в рамках государственной системы политпросвета (политпросветский период);
в процессе коллективно-творческой организации жизнедеятельности учебно-воспитательных заведений направленной на реализацию задач общечеловеческого воспитания (коллективно-просветительный период).
По мере утверждения гуманистической парадигмы образования опыт использования дополнительных возможностей воспитания культурой и искусством, силами различных социальных институтов приобретает систематический характер. Разработку и реализацию проекта воспитательной системы школы - социально-просветительного центра села, следует проводить с учетом идей использования общественной и культурно-просветительной деятельности представленных в педагогическом наследии С.Т. Шацкого, А.А. Захаренко, В.А. Сухомлинского и других авторов воспитательных систем сельских школ.
Ряд социокультурных факторов определяющих развитие системы образования и российского общества, актуализируют значение социально-просветительной деятельности системе общественного воспитания, среди них:
1. Развитие информационного общества.
2. Возрождение форм организации гражданско-политического воспитания.
3. Развитие форм гражданского участия и социального партнерства, взаимодействия в воспитании подрастающего поколения.
4. Появление в ОУ новых субъектов целостного воспитательного процесса.
5. Повышение роли ОУ как открытой социально-педагогической системы в рамках микросоциума (особенно в сельской местности).
6.Усиление значимости досугового компонента образовательных учреждений, становление «школы полного дня».
Изучение современной научно-педагогической литературы позволяет утверждать, что для системной организации воспитательного процесса сельской школы посредством социально-просветительной деятельности, имеется достаточно разработанная теоретическая база.
Социально-просветительная деятельность, выступает связующим звеном в процессах педагогизации среды и «социализации» школы. Характер, содержание и направленность этой деятельности указывают на ее педагогическую сущность. Воспитывающее воздействие социально-просветительной деятельности направлено как от субъекта к внешнему окружению, так и внутрь личностных структур просветителя. Социально-просветительная деятельность как многооуровневое явление, интегрирует сущностные характеристики воспитывающей деятельности, системообразующего компонента воспитательной системы школы и способа социально-педагогического преобразования среды. На личностном уровне социально-просветительная деятельность представляется как социально-ориентированная внутриличностная активность субъекта, содержанием которой является распространение знаний, приобщение к духовным ценностям, разъяснение и утверждение социально-педагогических, культурных норм жизни.
На уровне образовательного учреждения социально-просветительная деятельность является системообразующим компонентом системной организации воспитательного процесса, выполняющим ряд управленческих и системообразующих функций:
информирующую, в рамках этой деятельности происходит специально-организованная передача социальных норм, духовно-культурных традиций, ценностей;
интегрирующую, комплексный характер содержания и общественная направленность деятельности обуславливает формирование интегративных качеств воспитанника (гражданская позиция, общественная активность и др.);