ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.08.2024

Просмотров: 222

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

созданию новых рабочих мест с приемлемыми условиями труда и его оплаты, а также обеспечивают потребности населения в качественных товарах по приемлемым ценам.

Социальная ориентация экономической политики определяется нацеленностью на человека - работника и потребителя социальных услуг. В той же мере необходима экономическая ориентация социальной политики с тем, чтобы обеспечить полноценное удовлетворение потребностей населения в соответствующих услугах с минимальными затратами.

2. Разграничение и интеграция элементов социальной экономики на микро-, мезо- и макроуровни. На этих уровнях осуществляется регулирование норм налогообложения, процентных ставок банковского кредита, уровня оплаты труда, прожиточного минимума, занятости, инфляции и других экономических параметров.

Итак, социальная ориентация экономики выражается в первую очередь в подчинении производства потребителю, удовлетворении социальных потребностей населения и стимулировании этих потребностей.

Вместе с тем она предполагает необходимое перераспределение доходов между более или менее обеспеченными слоями населения, накопление в бюджетах разных уровней различных средств на оказание социальных услуг и предоставление социальных гарантий.

Социально ориентированная экономика - основа социальной политики. Чтобы смягчить неравенство между людьми, необходима социальная политика, направленная на устранение резкого различия между богатыми и бедными, динамичное развитие человеческого капитала.

Социальная политика в социальном государстве становится ориентиром и стимулом социального рыночного хозяйства, поскольку успешно осуществляемая экономическая политика - главное условие претворения социальной политики. И наоборот - успешно реализуемая научно обоснованная социальная политика включает действенные социальные механизмы в реализацию экономической политики.

Таким образом, социально ориентированная экономика обеспечивает материальную основу социальной работы, а уровень ее развития оказывает решающее влияние на степень социальной защищенности граждан и их материальное благосостояние.

Основной целью и ключевым вопросом государственной политики на современном этапе является существенное повышение качества жизни граждан России.

В настоящее время государством приняты приоритетные национальные проекты в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье.


3.2. Экономические основы системы социальной защиты населения

Составной частью социально-экономической политики государства является система социальной защиты населения, воплощенная в его социальных программах и практике, регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп.

Вболее узком смысле социальная защита представляет собой комплекс конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения [7].

Комиссия социального развития ООН разработала представление социальной защиты на модельном уровне. По ее определению социальная защита - это комплекс стратегий и программ государственного и частного секторов, осуществляемых обществом

всвязи с различными непредвиденными обстоятельствами в целях компенсации отсутствия или существенного сокращения доходов от трудовой деятельности, оказания помощи семьям с детьми, а также обеспечения людей медицинским обслуживанием и жильем.

Бедность свойственна любой экономической системе во все времена. Объективной предпосылкой появления в обществе социально слабых индивидов, групп и слоев населения является, прежде всего, биологическая природа человека и наличие у него потребностей, которые он должен удовлетворять.

Потребности населения - сложная категория, являющаяся объектом исследования многих наук, каждая из которых определяет сущность потребностей в соответствии с направленностью своих исследований. Большинство ученых усматривают в категории «потребность» выражение сложного процесса взаимодействия человека и объективных условий материальной жизни.

Впервую очередь следует выделить физические и материальные потребности. Эти потребности «рождаются» вместе с человеком и сопровождают его до смерти. Чаще они называются первичными, или витальными, и характеризуют потребность в пище, воде, сне, одежде, продолжении рода, защите от внешних воздействий (холода, жары, влаги), а также потребность в экономии сил.

Удовлетворение первичных потребностей позволяет перейти на другой, социальный, уровень, имеющий свою собственную иерархию, включающую коммуникативные, информационные и другие потребности. По утверждению А. Маслоу. истинно человеческие потребности в творчестве и самоактуализации возникают лишь после удовлетворения потребностей биологического и социального характера.



Изначально потребности, стремление к их удовлетворению определяли жизнь человека, его ценностные ориентации. Если человек был здоров, он мог сам удовлетворить потребности свои и своей семьи. А если он был нездоров, слаб физически и духовно, удовлетворение своих потребностей он перекладывал на семью, род, общину. И он сам, и его семья становились «социально слабыми», требующими помощи со стороны.

Кроме нездоровья, несчастных случаев группа социально слабых пополняется жертвами экологических, стихийных бедствий (землетрясения, ураганы, наводнения и пр.), национальных, или этнических, конфликтов, войн. Рыночная экономика добавляет к этому экономические кризисы, безработицу, неблагоприятные демографические изменения, экономическое и социальное расслоение населения и т.д.

В зависимости от объема произведенного продукта и накопленного в государстве богатства, производственного потенциала страны, способов распределения национального дохода разные страны имеют различные показатели расслоения в уровне доходов и различные когорты «социально слабых».

Существуют три основные причины заинтересованности государства в поддержке «социально слабых»:

1)государство, провозгласившее себя цивилизованным, руководствуется идеей гуманизма и, согласно ВДПЧ. обязано «Обеспечить населению достойный уровень жизни», исходя из своих экономических возможностей в данный период развития;

2)заинтересованность государства в расширенном воспроизводстве квалифицированной рабочей силы, ибо рабочая сила относится к воспроизводимым ресурсам экономики, т.е. необходимым средствам обеспечения производства, которые могут быть воспроизведены;

3)социально-экономическая поддержка «слабых» групп населения направлена на снижение социального напряжения в обществе за счет нивелирования их экономического

исоциального статуса.

Именно эти социальные, экономические и политические причины подвигают государство на создание системы социальной защиты.

Капитализм, пройдя длительный исторический путь развития, во многом изменил свой первоначальный облик, придя на смену феодально-крепостническому строю, и научился умело сочетать экономику рынка и социальную защиту населения.

Причинами активизации этого процесса к концу XIX в. стали, во-первых, бурное развитие научно-технического прогресса, развитие промышленности и урбанизация. К началу XX в. мировое производство выросло в 20, а промышленное - в 50 раз, причем 4/5


этого прироста пришлось на 60 - 80-е гг. Этот процесс сопровождался ростом численности пролетариата и социал-демократического движения.

Кроме того, свое влияние оказала Октябрьская революция в России в 1917 г., когда русские помещики и капиталисты потеряли и власть, и капиталы. Исследовав обширный исторический материал по причинам революционного отклонения в поведении людей, П.А.Сорокин в работе «Социология революции» пришел к выводу, что «непосредственной предпосылкой всякой революции всегда было увеличение подавленных базовых инстинктов большинства населения, а также невозможность даже минимального их удовлетворения» [26]. Цивилизованные экономически развитые государства стали приспосабливать рыночную экономику к определенному уровню удовлетворения витальных и социальных потребностей.

Встраивая в рыночный механизм элементы его социального регулирования, общества цивилизованных государств прошли несколько этапов.

Первый этап - классического либерализма, характеризующийся в экономике господством свободной конкуренции. Основной целью производства было получение максимальной прибыли, а человек рассматривался как «экономический человек», «человек для экономики». В экономике свободного рынка государство не играло никакой роли в распределении ресурсов, все решения принимались рыночными субъектами самостоятельно, на свой страх и риск. В период расцвета предпринимательства в обществе активно поддерживался лозунг «Не мешайте действовать». Предоставлялся полный простор частной инициативе, экономическая деятельность освобождалась из-под опеки государства, которое было нужно лишь для обеспечения условий свободного предпринимательства и торговли. Провозглашалось «равенство возможностей» агентов товарно-капиталистического производства.

Эту тенденцию ясно выразил, например, экономист Людвиг фон Мизес, считавший, что в «экономике бесперебойного кругооборота» центральную роль играет рынок, на котором каждый человек, преследуя собственные цели, в то же время действует в интересах всех. Потребитель обладает суверенной властью; спрос, который он предъявляет на рынке, вынуждает предпринимателя считаться с его желаниями. Происходит якобы автоматическое, за счет механизма свободной конкуренции, справедливое рыночное распределение и обеспечивается полная занятость населения. Государство не вмешивается ни в экономику рынка, ни в социальную защиту тех, кто объективно не может себя обеспечивать (больные, дети-сироты, инвалиды и другие). Социальная защита ассоциируется с благотворительностью.