ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.08.2024
Просмотров: 224
Скачиваний: 0
-концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях финансовой политики государства.
Итак, минимальные социальные стандарты - это установленные нормативы и нормы, обеспечивающие определенный уровень удовлетворения важнейших потребностей населения. Минимальные социальные стандарты, имеющие приоритетное значение, устанавливаются в законодательном порядке.
Минимальные социальные стандарты находят выражение в системе минимально допустимых показателей, удовлетворяющих основные потребности населения в сферах:
-труда (оплата и условия труда);
-пенсионного обеспечения;
-социального обслуживания;
-обеспеченности жильем;
-медицинского обслуживания;
-образовательных услуг;
-культуры;
-окружающей среды.
Минимальные социальные стандарты разрабатываются на федеральном и региональном уровнях. В субъектах Российской Федерации минимальные социальные стандарты могут корректироваться только в сторону увеличения.
Минимальные стандарты охватывают все отрасли социальной сферы. Они рекомендованы для использования в работе по финансированию развития социальной сферы бюджетными средствами органами исполнительной власти на всех уровнях управления.
Таким образом, система социальной защиты должна распространяться на все категории населения через систему социальных гарантий как механизм долговременного действия, предусмотренных законом обязательства государства, направленных на реализацию конституционных прав граждан.
Минимальные социальные стандарты - это установленные законодательством РФ нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться нельзя.
Гарантированный минимум - это уровень потребления, утвержденный в соответствии с финансовыми возможностям гаранта (государство, региональные органы власти, предприятие и т.д.), обеспечивающий удовлетворение минимально необходимых потребностей человека.
К гарантированному минимуму относятся:
-минимальная заработная плата;
-минимальная пенсия (стипендия);
-минимально гарантированный доход;
-гарантированное предоставление медицинских услуг в рамках медицинского страхования и т.д.
Минимальные пределы государственных гарантий подтверждаются законодательными актами, в том числе гражданским, трудовым, семейным, жилищным Кодексами, законами «О здравоохранении», «Об образовании», «О культуре», «О занятости населения в РФ» и др.
Одной из важных социальных гарантий со стороны государства выступает минимальная заработная плата.
Минимальная заработная плата - это законодательно установленный уровень оплаты труда, ниже которого работодатель не имеет права устанавливать ставки и оклады заработной платы. Она представляет собой низшую границу стоимости неквалифицированной рабочей силы.
Минимальный размер оплаты труда имеет гарантированный характер. Он выражается в том, что работающие вправе претендовать на определенный месячный уровень вознаграждения за труд. Этот уровень не снижается, если норма рабочего времени и нормы труда не выполнены не по вине работника. В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты. Последние должны начисляться на заработную плату, которая не может быть ниже установленного государством минимального уровня. Неспособность предприятия выплачивать минимальную заработную плату всем своим работникам является одним из признаков банкротства.
Величина минимальной заработной платы обычно определяется посредством исчисления прожиточного минимума, который рассчитывают по нормативам удовлетворения минимальных потребностей в товарах и услугах с учетом уровня цен, и должна соответствовать ему. Если такого соответствия нет, то это свидетельствует об отставании экономического развития страны или несовершенстве существующей системы распределения, так как минимальная заработная плата - одна из важнейших гарантий государства.
Сокращение разрыва между прожиточным минимумом и размером минимальной оплаты труда должно происходить поэтапно по мере стабилизации экономики.
Повышение минимального размера оплаты труда положительно влияет на рост средней заработной платы и приводит к увеличению его тарифной части, а также к
увеличению налоговых поступлений и платежей в государственные внебюджетные фонды.
Соответствие минимальной заработной платы потребительскому бюджету возможно лишь при стабильной экономической ситуации и определенном уровне производства.
Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. впервые в Российском законодательстве установил, что минимальный размер оплаты труда (МРОТ) не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного человека. Конечно, для полной реализации этого положения потребуется время, поэтому в ст. 422 Трудового кодекса говорится об отдельном федеральном законе, который должен установить сроки, в течение которых МРОТ достигнет величины прожиточного минимума.
Трудовой кодекс установил ответственность работодателя за задержку заработной платы. Помимо уголовной и административной введена материальная ответственность: за каждый день задержки должны начисляться пени в пользу работника. Работник имеет право приостановить работу до выплаты задержанной суммы на пятнадцатый день задержки зарплаты, письменно известив об этом работодателя.
Втрудовом кодексе сохранены разумные гарантии, предоставляемые работающим женщинам; в нем устранены положения, которые делали женщин менее конкурентоспособными на рынке труда. По-прежнему запрещено привлечение к ночной работе, сверхурочным, работе в выходные дни, направление в служебные командировки беременных женщин. Женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, предоставлено право самим решать вопрос относительно командировок. Они могут быть направлены, например, в служебные командировки, но только с их письменного согласия, при наличии медицинского заключения, что это не вредит их здоровью. Отпуск по уходу за ребенком до 3 лет теперь может взять любой член семьи, не только мать.
Вполном объеме сохранены гарантии для лиц, совмещающих работу с обучением (отпуска для сдачи экзаменов, оплата проезда раз в год до места учебы и обратно и др.), при условии, что образование данного уровня получается впервые и в учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию.
Однако следует отметить, что минимальные социальные гарантии в области оплаты труда не будут действительны, пока не будет восстановлена экономическая функция заработной платы. Это очень важно и в плане социальной защиты, поскольку заработная плата - категория не только экономическая, но и нравственная, призванная обеспечивать человеку определенный социальный статус.
Неотъемлемой государственной гарантией является минимальная пенсия.
Минимальная пенсия - это законодательно установленная минимальная величина пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Для различных категорий получателей социальной пенсии установлен ее фиксированный размер. Минимальная пенсия при общем трудовом стаже, равном для назначения полной пенсии, устанавливается не ниже минимального размера оплаты труда. Она повышается на 1 % за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии по старости, но не более чем на 20 %.
Одним из важных аспектов минимальных социальных гарантий являются гарантии защиты от безработицы. В решении этой проблемы есть две стороны: создание экономических условий для максимальной занятости и самозанятости населения, с одной стороны, и государственная поддержка - с другой.
С 1 января 2005 г. в соответствии с так называемым «Законом о монетизации» (№ 122-ФЗ от 22 августа 2004 г.) несколько изменился порядок предоставления социальных гарантий и компенсаций по безработице. На основе главы VI (ст. 27, 28) Федерального закона РФ в редакции от 28 августа 2004 г. «О занятости населения в Российской Федерации» государство гарантирует безработным:
1)выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
2)время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнения государственных обязанностей.
Размеры минимальной и максимальной величин пособий ежегодно определяются Правительством РФ. Размер пособия по безработице устанавливается (за некоторым исключением) в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы.
Государство, как определено Законом о занятости, проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Безработным гражданам в соответствии с законодательством гарантируются:
а) социальная поддержка; б) осуществление мер активной политики занятости населения, включая
бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости.
Государство также обеспечивает дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствия с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Вцелях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на федеральном, территориальных уровнях в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения из представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан.
С 1993 г. в России внедряется система обязательного медицинского страхования
на основе медицинского полиса. На основе этого финансового документа построена система обязательного медицинского страхования (ОМС). Базовая программа ОМС принята постановлением Правительства РФ 23 января 1992 г. № 4. Территориям РФ предоставлено право корректировать этот документ лишь в сторону улучшения.
Согласно Конституции РФ (ст. 43), каждому гражданину РФ «гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях». Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
Действуют гарантии социальной поддержки детей-сирот, выпускников интернатных учреждений и детских домов, детей из семей «группы риска» в период получения ими образования.
ВКонституции РФ (ст. 40) отмечается, что малоимущим, иным, указанным в законе, гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормами.