ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.08.2024

Просмотров: 220

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Либерализм отстаивал идею общественного устройства, при котором регулирование социально-экономических отношений осуществлялось бы спонтанно, через безличный механизм «свободного рынка». К функциям государства относились охрана собственности граждан, установление общих рамок свободной конкуренции между отдельными производителями.

С вступлением в XX в. возникла концепция «неолиберализма». Неолибералы считали, что свободная экономическая политика должна регулироваться либеральными нормами персональной и общественной ответственности в традиционных религиозных понятиях благотворительности. В это время появился термин «индивидуальное» (не социальное) обеспечение в виде индивидуальных пособий, минимальных и нерегулярных. Еще сильны были взгляды XIX в., когда бедность, пауперизм понимались как ситуация, когда человек, не имеющий доходов и родственников, друзей, способных его поддержать, должен обращаться в частные или общественные благотворительные общества, агентства.

Вторым этапом можно считать период, когда к 30-м гг. XX в. прогрессивные деятели стали осознавать, что во имя интересов развития общества в целом необходимо ввести некоторые ограничения на личные свободы и отказаться от политики капитализма свободной конкуренции. Толчком послужил системный экономический кризис 30-х гг., которым были охвачены почти все экономически развитые страны.

Д. М. Кейнс в своей работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) показал, что для удовлетворения современных культурных и экономических потребностей общества необходимы правительственные меры. Отвергнув саморегулирование рыночной экономики, Д. М. Кейнс выдвинул стратегию государственного вмешательства в целях стимулирования спроса и предложения, а также политику дефицитного финансирования для обеспечения полной занятости. Работы Д. М. Кейнса имели большое влияние на общественное мнение. Осознанию обществом целесообразности государственного вмешательства в рыночную экономику способствовал также рост влияния левых партий и пример СССР.

Кейнсианская политика ставила своей целью контроль и регулирование общего спроса с тем, чтобы он соответствовал общему предложению при обеспечении полной или высокой занятости населения. Модель Д. М. Кейнса - это стимулирование совокупного «эффективного» спроса путем «побуждения» к инвестированию частного капитала, а также через государственное финансирование общественных работ и некоторое перераспределение через бюджет национального дохода в пользу неимущих.

Этот этап развития экономических теорий (гак называемый кейнсианский) характеризуется признанием того, что государство может и должно вмешиваться в


перераспределение доходов граждан в целях социальной защиты неимущих. В результате государство стало брать на себя ответственность за оказание социальной помощи неимущим, правда, это носило бюрократический характер.

Третий этап развития рыночных отношений приходится на послевоенный период, когда победила концепция «социального рыночного хозяйства», включающего сильную социальную защиту и сильную социальную политику. В это время формируется современный тип социального государства. К его основателям причисляют первого канцлера Федеративной Республики Германия К.Аденауэра и экономиста, государственного деятеля Л. Эрхарда.

Восновном законе, принятом 23 мая 1949 года в статье 20 (п. 1), зафиксировано, что ФРГ является демократическим и социальным федеративным государством. Л. Эрхард признан одним из основных теоретиков и практиков в разработке социально ориентированной рыночной экономики, сущность которой, по его мнению, только тогда можно считать достигнутой, когда соответственно с растущей производительностью одновременно понижаются цены, обеспечивая, таким образом, подлинное повышение реальной заработной платы [10].

Концепция предусматривала развитие системы страхования, субсидирование бедных, гарантии трудового права, социальный характер жилищной политики, предоставление реальной возможности получения образования и медицинской помощи.

Вотличие от кейнсианской модели социальная защита в социальном рыночном хозяйстве реализуется не государственно-бюрократическими методами, а через политику, направленную на создание условий, позволяющих человеку самому заработать себе на жизнь и, более того, формирующую предпосылки для роста числа собственников.

Таким образом, социальная защита и социальная работа как профессиональная деятельность по гармонизации социальных отношений в обществе, вышедшая на государственный уровень в начале 30-х гг. XX в., в конце 50-х гг. получила крепкую экономическую базу в результате осуществления социально-экономической политики в государствах с развитыми рыночными отношениями. Остепени развитости социального государства позволяют судить следующие параметры и характеристики:

- налоговое (бюджет и внебюджетные деньги), социальное страхование; - установленная, контролируемая и гарантированная государством система

обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных за счет государственного страхового фонда, а также коллективных и частных страховых фондов;

- сфера услуг в зависимости от степени развитости социальных служб (так как социальная сфера является одной из самых человекоемких отраслей народного хозяйства:


например, доля занятых в данной сфере людей в Швеции составляет 35 %, в Нидерландах

-28 %, США - 26%, Франции и Великобритании - по 25 %, ФРГ - 21 %);

-правовое государство с развитым социальным законодательством.

Социальное государство может существовать лишь при наличии развитого гражданского общества.

По терминологии Доклада Комитета ООН в организации социальной защиты населения действуют два преобладающих принципа: социальное вспомоществование и социальное страхование.

Социальное вспомоществование подразумевает формирование государством определенных ресурсов и передачу их тем группам населения, которые имеют основание на это в силу своей обездоленности (низкий уровень доходов или их отсутствие, а также ограниченный доступ к социальным благам).

Социальное страхование представляет собой объединение ресурсов граждан ввиду опасения наступления рисков и предоставление их гражданам на основании сделанных ими взносов в целях зашиты от проявлений рисков либо смягчения их негативных последствий.

Таким образом, отдельные лица или семьи защищают себя от риска путем объединения своих ресурсов с ресурсами других, подверженных аналогичному риску, лиц.

Социальная защита - динамичный инструмент социально-экономической политики государства. Социальными элементами социальной защиты в Российской Федерации наряду со страхованием выступают социальное обеспечение и социальное обслуживание.

Основным субъектом социальной защиты населения является государство. Оно разрабатывает и осуществляет социальную политику в области социальной защиты с учетом региональных факторов. Государство обеспечивает минимальный уровень социальных гарантий, поддерживает оптимальное соотношение между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан, минимальными размерами оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий и величиной прожиточного минимума, создает условия для укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры, решения его жилищных проблем и т.д.

Государство влияет на функционирование системы социальной защиты населения, утверждая государственный бюджет, а также бюджет других, находящихся в государственной собственности, источников финансирования (внебюджетные фонды).


Путем корректировки доходных или расходных статей проектов бюджета законодательные органы создают основу финансового обеспечения проектов социальной защиты, устанавливают заработную плату занятых на бюджетных предприятиях и в организациях, а также размеры социальных пособий, пенсий и т.д.

Государство обеспечивает правовую основу социальной защиты, формирует и организует работу общественных фондов, использует их возможности для помощи социально незащищенным слоям населения. Органы законодательной власти конкретизируют порядок социальных выплат, подготавливают нормативные документы, регулирующие деятельность структур, аккумулирующих и использующих средства, предназначенные для социальной защиты граждан.

Государственное перераспределение доходов осуществляется через бюджетное государственное регулирование. В соответствии с приоритетами социальной политики и действующими социальными программами государство предоставляет социальные выплаты в форме денежных и натуральных трансфертов и услуг.

Социальные выплаты и услуги дифференцированы по источникам формирования и способам финансирования, условиям предоставления. Денежные социальные выплаты связаны с компенсацией потери (уменьшения) дохода в результате полной или частичной потери трудоспособности, рождения детей, потери кормильца или работы и т. д. Денежные социальные выплаты дополняются полностью или частично бесплатными услугами здравоохранения, образования, жилищного и транспортного секторов.

Все социальные трансферты могут носить единовременный характер или выплачиваются периодически в течение установленного времени. Размер социальных выплат зависит от законодательно установленного минимума душевого дохода или заработной платы. Все социальные выплаты оформляются в систему социального страхования и социального обеспечения, дополненную государственной поддержкой.

Таким образом, материальная база социальной защиты создается за счет государственного перераспределения доходов.

Материальное основание государственного регулирования зависит от объема национального производства и той его доли, которая перераспределяется централизованно, через государственный бюджет.

Итак, уровень развития социально ориентированной рыночной экономики оказывает существенное влияние на формирование материальной основы социальной защиты населения и системы социальной работы.


3.3. Система государственных экономических гарантий и льгот как элемент

социальной защиты населения

В обществе рыночных отношений функцию социальной защиты населения берет на себя государство как главный субъект социальной политики и социальной работы.

Основные социальные гарантии закреплены в Конституции Российской Федерации

инаходят свое подтверждение в социальной политике. Они определены в ст. 7 Конституции РФ.

Понятие «гарантия» (франц. - обеспечение) - обязательство, при невыполнении или ненадлежащем исполнении которого гарант несет ответственность в установленном законом порядке. В качестве государственных социальных гарантий выступают наиболее значимые права человека. Механизм гарантирования предусматривает специализированные юридические нормы, определяющие порядок действия гарантий; организационные структуры, управляющие системой ее реализации, финансовоэкономические рычаги и источники обеспечения.

Таким образом, социальные гарантии - это материальные, политические, организационные и юридические условия и средства, обеспечивающие гражданам возможность пользоваться предоставленными им законами государства, гражданскими правами и свободами.

Минимальные гарантии - это гарантии, обеспечивающие удовлетворение жизненно важных потребностей человека на минимальном уровне. Основой государственных социальных гарантий являются минимальные социальные стандарты. Государственные минимальные социальные стандарты - это единые минимальные социальные нормативы

инормы, отражающие важнейшие потребности человека в материальных благах и услугах, гарантирующие соответствующий уровень их потребления и предназначенные для определения обязательного минимума бюджетных расходов на указанные цели.

Государственные минимальные стандарты направлены на решение задач:

-совершенствование механизма реализации конституционных прав, гарантированных гражданам;

-удовлетворение важнейших потребностей человека;

-сохранение единого социального пространства страны на основе выравнивания условий доступности потребления материальных благ и услуг в различных регионах России;

-повышение обоснованности формирования бюджетов, прежде всего, на уровне субъектов РФ и местного самоуправления;