ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.08.2024
Просмотров: 225
Скачиваний: 0
Страховые взносы, уплачиваемые работодателями по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, не включаются в состав единого социального налога и уплачиваются отдельно.
Размеры страховых тарифов устанавливаются дифференцированно по группам отраслей (подотраслей) экономики в зависимости от класса профессионального риска.
Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем. Для обеспечения деятельности Фонда создается центральный аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах - аппараты органов Фонда.
Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.
Комиссии или уполномоченные по социальному страхованию решают вопросы о расходовании средств социального страхования, предусмотренных на санаторнокурортное лечение и отдых работников и членов их семей, о распределении путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств Фонда, рассматривают спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию.
Как показывает мировой опыт, в условиях рыночной экономики переход к страховой медицине является наиболее целесообразным механизмом финансирования системы здравоохранения, позволяющим, с одной стороны, обеспечить гарантированность медицинской помощи гражданам независимо от уровня их дохода, с другой — привлечь дополнительные финансовые ресурсы для развития медицинских услуг.
В целях обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на медицинскую помощь 26 июня 1991 г. был принят Федеральный закон № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», образованы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Фонды обязательного медицинского страхования предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.
Законом предусматривается, что финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.
Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования утвержден постановлением Правительства РФ М 867 от 29 июля 1998 г. Он определяет правовое Положение Федерального фонда ОМС: задачи, функции, источники формирования, органы управления, контроль за его деятельностью, порядок ликвидации и реорганизации.
Согласно уставу, Федеральный фонд ОМС реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования.
После введения второй части Налогового кодекса (январь 2002 г.), предусматривающего введение единого социального налога (ст. 241 НК РФ), изменен порядок исчисления страхового налога (взноса) в фонды обязательного медицинского страхования. Страховой налог (взнос) в фонды обязательного медицинского страхования исчисляется и уплачивается в составе единого социального налога. Размер ставки налога (взноса) определяется дифференцированно в зависимости от суммы налогооблагаемой базы и категории плательщика (страхователя) и направляется в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
К началу 1996 г. почти во всех субъектах Российской Федерации были созданы территориальные фонды ОМС.
Основными задачами территориального фонда ОМС (согласно Положению) являются:
1)обеспечение реализации Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;
2)обеспечение предусмотренных законодательством Российской Федерации прав граждан в системе обязательного медицинского страхования;
3)обеспечение всеобщности обязательного медицинского страхования граждан;
4)достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования;
5)обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования.
Территориальный фонд ОМС аккумулирует финансовые средства на обязательное медицинское страхование граждан и финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими
соответствующие лицензии (страховщиками), заключившими договоры обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым нормативам.
Территориальные фонды ОМС формируются прежде всего за счет части страхового налога, уплачиваемого работодателями (индивидуальными предпринимателями и др.) в составе единого социального налога (взноса); средств, предусматриваемых органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование неработающего населения, за счет других источников.
Руководство деятельностью территориального фонда осуществляется правлением и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией, возглавляемой исполнительным директором.
Для выполнения своих задач территориальный фонд может создавать в городах и районах филиалы. Филиалы территориального фонда осуществляют контроль за сбором страховых взносов на обязательное медицинское страхование со всех страхователей города, района и передают финансовые средства в соответствии с дифференцированным подушевым нормативом страховщикам, осуществляющим обязательное медицинское страхование граждан города, района. Контроль за деятельностью территориального фонда ОМС осуществляет ревизионная комиссия.
В настоящее время наряду с трудовыми пенсиями, гарантированными государством, действующим законодательством предусматривается добровольное пенсионное обеспечение, которое является дополнительной составляющей пенсионной системы России, а основным институтом, реализующим этот вид пенсионного обеспечения, являются негосударственные пенсионные фонды.
Нормы и правила добровольного пенсионного обеспечения определяются договором о негосударственном пенсионном обеспечении, взносы по которому могут осуществляться как за счет собственных средств граждан или средств предприятия, так и на паритетной основе, включающей совместные взносы работника и работодателя.
Исключительно важную роль в развитии негосударственных пенсионных фондов (НПФ) приобретает формирование многоуровневой системы гарантий сохранности пенсионных резервов, включающей в себя гарантированный размер имущества для обеспечения уставной деятельности НПФ, совокупного вклада учредителей, наличие у НПФ страхового резерва, отвечающего установленным нормативам, системы контроля.
Разнообразие вариантов добровольного пенсионного обеспечения позволяет в максимальной степени удовлетворить потребность в достойной пенсии в зависимости от размера финансовых возможностей и личных предпочтений.
Система негосударственных пенсионных фондов за время, прошедшее после принятия Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», стали развиваться преимущественно за счет пенсионных программ предприятий и отраслевых пенсионных систем (пенсионных программ крупных корпораций). Негосударственный пенсионный фонд - специфическая организация, создаваемая предприятиями (корпоративный фонд), гражданами (открытый фонд) или профсоюзами (профессиональный фонд) для накопления средств будущих пенсионеров. Такой фонд, действуя в соответствии с принятой инвестиционной декларацией, позволяет в течение длительного срока накапливать и приумножать будущие пенсионные выплаты, значительно увеличивая суммарный объем пенсии каждого работника. При строгом соблюдении законодательства, под контролем Совета фонда деньги инвестируются как в предприятие-работодателя, так и в перспективные отрасли промышленности, существенно увеличивая первоначальные вклады его участников.
В настоящее время все большее число людей создают собственные пенсионные программы и накапливают средства к пенсионному возрасту.
Проводимая в стране пенсионная реформа открывает возможность значительно расширить круг решаемых негосударственными пенсионными фондами задач.
Важным направлением финансово-коммерческой деятельности. которая регулируется Законом «О страховании», подписанным Президентом Российской Федерации 27 ноября 1992 г.. является добровольное медицинское страхование. Оно реализуется за счет средств, полученных в виде взносов, либо непосредственно от граждан за счет их собственных доходов, либо от работодателей, страхующих работников из прибыли предприятия.
Размеры страховых взносов по добровольному медицинскому страхованию устанавливаются страховыми медицинскими организациями самостоятельно и зависят от качества страхуемых рисков, правил страхования, принятых конкретным страховщиком, стоимости медицинских и других услуг, числа застрахованных и т.п. Процедура определения взносов регулируется теорией аккуратных расчетов.
Добровольное медицинское страхование относится к системе страхования как важного базового элемента функционирования рыночных отношений. В системе этих отношений личное страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лип при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из оплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком.
Конкретные условия страхования определяются при заключении договора страхования. В соответствии с указанным законом (ст. 12) объектом страхования могут быть имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица (личное страхование).
Из сказанного следует, что добровольное медицинское страхование является частью личного страхования как важного вида финансово-коммерческой деятельности и существенно отличается от обязательного медицинского страхования.
В современных условиях необходим принципиально новый подход к организации здравоохранения, гарантирующий право каждого гражданина на получение медицинской помогли, соответствующей уровню развития как страны в целом, так и отдельных ее регионов. Реализацию такого подхода в ближайшее время может обеспечить система страховой медицины. В отличие от государственного здравоохранения, построенного преимущественно по территориальному принципу, она основана на производственном принципе организации и состоит в отчислении предприятиями средств на возможные профилактику и лечение каждого работника. При этом затраты на медицинское обслуживание включаются в себестоимость продукции.
Введение принципов медицинского страхования предполагает перевод отрасли на рыночные отношения, при которых действуют
жесткие экономические законы. Поэтому обязательным условием этого перевода является внедрение экономических методов хозяйствования в практику работы медицинских учреждений.
Рыночная модель хозяйственного механизма сферы здравоохранения основывается на следующих принципах организации и функционирования:
-многоукладности экономики здравоохранения;
-хозяйственно-финансовой самостоятельности учреждений здравоохранения, основывающих свою деятельность на различных формах собственности;
-социально-экономической и юридической ответственности медицинских учреждений за результаты деятельности;
-предоставлении медицинских услуг путем их купли-продажи но ценам, обеспечивающим не только покрытие затрат на эти услуги, но и получение определенной прибыли; кроме того, цены должны формироваться с учетом качества медицинских услуг
исоотношения спроса и предложения на них на рынке медицинских услуг;
-финансировании учреждений здравоохранения в форме самофинансирования из выручки от реализации медицинских услуг, предоставленных населению, с учетом их количества, качества и эффективности;