ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.08.2024
Просмотров: 223
Скачиваний: 0
-расширении ответственности за охрану здоровья населения. Основным звеном многоукладной системы здравоохранения
выступают экономически самостоятельные, несущие всю полноту ответственности за результаты своей врачебной и хозяйственно-финансовой деятельности медицинские учреждения (их объединения) различного профиля и назначения, деятельность которых основывается на различных формах собственности, методах управления и финансирования.
Медицинскую помощь в системе медицинского страхования могут оказывать аккредитованные в установленном порядке лечебно-профилактические учреждения с любой формой собственности и самостоятельно практикующие медицинские работники. Они являются самостоятельно хозяйствующими субъектами и строят свою деятельность на основе договора со страховой организацией.
Первичная медицинская помощь осуществляется группами медицинского персонала или отдельными медицинскими работниками, являющимися самостоятельно хозяйствующими субъектами и осуществляющими свою деятельность по одной из следующих форм договоров:
-с местными органами власти:
-со страховыми организациями.
Таким образом, этот принцип выступает альтернативным к существующей ныне государственно-монополистической системе финансирования здравоохранения, которая искусственно объединяет представителен услуг и платежную сторону.
Вусловиях медицинского страхования возникает «треугольник» взаимоотношений
всистеме. Потребитель, обращающийся за медицинской помощью к учреждениям, предоставляющим эту помощь, покупает услугу, счет за которую последние направляют платежной стороне - страховой организации. Плательщики, контролируя счета и сопоставляя их с количеством и качеством «проданных» услуг, завершают платежный цикл.
Необходимым условием эффективного функционирования многоукладной экономики здравоохранения является создание рынка медицинских услуг, который должен выступать в качестве «экономической среды» деятельности медицинских учреждений, механизма, обеспечивающего взаимосвязь «производителей» и потребителей медицинских услуг, а также в роли важнейшего регулятора всей совокупности отношений и социально-экономических процессов в сфере здравоохранения.
Формирование рынка медицинских слуг предполагает создание условий и предпосылок для реализации системы рыночных свобод и прав потребителей. Важнейшей
проблемой функционирования рынка медицинских услуг является проблема создания механизма ценообразования на услуги, предоставляемые учреждениями здравоохранения. Основным требованием рыночного механизма ценообразования является свободное формирование цен на основе договора производителя медицинских услуг (продавца) и покупателя. В этих условиях необходимо формирование продуманной государственной и региональной политики цен, учитывающей, что искусственное сдерживание, «замораживание» цен на услуги здравоохранения может привести к снижению качества и эффективности медицинской помощи населению.
Динамика цен, с одной стороны, должна создавать стимулы, заинтересованность в повышении качества и эффективности медицинской помощи населению, а с другой - вести к снижению доступности высококачественной медицинской помощи для широких слоев населения. Основной проблемой регулирования цен является контроль обоснованности их уровня. Ключевые задачи контроля заключаются в том, чтобы было достигнуто соответствие между уровнем цен, с одной стороны, и качеством и эффективностью услуг учреждений здравоохранения - с другой, а также в том, чтобы не допускать роста цен, вызванного необоснованными расходами, бесхозяйственностью и другими подобными причинами.
Важное значение имеет устранение монопольного положения отдельных лечебнопрофилактических учреждений и обусловленной этим положением возможности устанавливать монопольно высокие цены. В целом должно поддерживаться соответствие между темпами роста показателей, характеризующих конечные результаты деятельности учреждений здравоохранения, состояние общественного и индивидуального здоровья населения - с одной стороны,
и темпами роста цен на медицинские услуги - с другой. Контроль и регулирование цен необходимо осуществлять экономическими методами, недопустимо введение какихлибо искусственных ограничений, административного нажима.
Таким образом, экономические преобразования, проводимые в стране, перевод всей экономики на рыночные отношения будут постепенно создавать необходимые предпосылки и условия для реализации основных положений реформы во всех социальных отраслях.
5.3.Налоги как инструмент формирования бюджетных средств и
финансирования системы социальной работы
Первостепенное значение в государственном финансировании системы социальной защиты на современном этапе приобрела проблема формирования доходной части
бюджета путем налогообложения доходов. Современная налоговая система - результат развития цивилизации. Это сложное социальное образование, тесно связанное с развитием экономики и государства.
Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставке, устанавливаемой в законодательном порядке. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами.
Налоги возникли вместе с товарным производством и появлением государства. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», - подчеркивал К.Маркс [14]. Налоги существовали и в докапиталистических общественных формах. Одним из известных первых денежных налогов был поголовный налог на всех граждан в Римской империи во II в. н. э. - трибут. А в Уставе, изданном в 996 г. на Руси, князь Владимир I определил налог - «десятину» на содержание монастырей и церквей, богаделен, больниц и «странных» неимущих. «Десятину составляли десятая часть от всякого суда, из торгу десятая неделя по всем городам, от всякого скота на каждый год десятая доля, и от каждого хлеба на каждый год десятая доля».
Основы современного государства, проводящего активную экономическую политику, как и теория налогообложения, закладывались в конце XVII в. Основоположником теории налогообложения считают шотландского экономиста и философа А. Смита. Он сформулировал основные принципы налогообложения: всеобщность, справедливость, удобность, достаточность и подвижность (увеличение или сокращение размеров налога в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбор надлежащего источника и объекта налогообложения, однократность.
Вотлаженной налоговой системе реализуются все функции и подфункции налогов.
Всовременных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую. Фискальная функция - основная, присущая экономике всех государств. С ее помощью создаются государственные денежные фонды и материальные условия для функционирования государства. Постепенно денежные налоги вытесняют все остальные виды государственных доходов и становятся ведущими в финансовых ресурсах государства. Сейчас они обеспечивают от 80 до 90 % доходов государства.
Экономическая функция означает, что налоги как активная составная часть перераспределительных отношений оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.
Усиление роли налогового метода мобилизации национального дохода вызывает постоянное соприкосновение государства с участниками производства, что обеспечивает государству реальные возможности влиять на экономику на уровнях всех стадий воспроизводственного процесса.
Налоги делятся на прямые, которыми облагаются доходы и имущество, и косвенные. Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф.
До 1917 г. в России доминировали прямые налоги. Наиболее крупным из них был налог с недвижимого имущества. Кроме государственных прямых налогов функционировали земские (местные) сборы. Среди косвенных налогов крупные доходы давали акцизы на табак, сахар, керосин, соль, спички. Значительными были поступления от производства и торговли алкогольными напитками.
После Октябрьской революции система налогов была разработана в период НЭПа. Тогда опыт 20-х гг. показал, что нормальное налогообложение возможно лишь при определенном построении отношений собственности и правовой обособленности предприятий от государственного аппарата управления.
Однако в дальнейшем финансовая система СССР от налогов перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет государства. Это явилось одной из причин финансового кризиса в стране.
Во второй половине 80-х - начале 90-х гг. ведущие страны мира провели налоговые реформы, направленные на ускорение накопления капитала и стимулирование деловой активности. Были снижены ставки налога на прибыль корпораций в США - с 46 до 34 %, Великобритании - с 45 до 35 %, Японии - с 42 до 34 %, Франции - с 50 до 42 %, снижен верхний уровень налогообложения личных доходов физических лиц, расширены интервалы налогооблагаемого дохода. В то же время несколько вырос поземельный налог, налог на добавленную стоимость и налог с продаж. Была усилена система контроля за соблюдением налогового законодательства и ужесточены санкции за его нарушения.
В начале 90-х гг. стала возрождаться и формироваться налоговая система Российской Федерации. В настоящее время на территории страны установлены 37 видов налогов, сборов и других платежей, в том числе 15 федеральных, региональных, и 15 местных.
С января 2006 г. действует новый Налоговый кодекс Российской Федерации. В нем разделены понятия налога и сбора (ст. 8, п. 1, 2).