ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.08.2024
Просмотров: 216
Скачиваний: 0
эффективности федеральных целевых программ социальной направленности и использования бюджетных ресурсов для решения насущных социальных проблем страны.
Учитывая изложенное, представляется очень важным использовать опыт социально ответственного бизнеса и новые подходы для формирования механизмов и моделей финансовой самостоятельности некоммерческого сектора - основного исполнителя благотворительных программ и проектов и его экономической устойчивости.
Решение вопроса лежит в области создания неконфликтных (в экономическом и юридическом смыслах этого слова) форм и методов подключения механизмов организационных и финансовых гарантий, а также использования ресурсов фондового рынка (облигационные займы и т.п.) к российским социальным программам. Одним из путей могло бы стать поэтапное формирование собственной финансовой среды социальной сферы через создание специализированных структур, фондов, основанных на идее организационно-финансовой площадки для комплексных социально значимых программ.
Для решения ряда проблем социальной сферы, не решаемых сегодня, концентрация денежных средств, нацеленная на создание эффективно действующих межрегиональных центров помощи, позволила бы противостоять распылению ресурсов и начать оказывать реальную помощь различным группам населения на современном уровне. В настоящее время, когда вопросы повышения полезного эффекта от бюджетных вложений в социальную сферу становятся все более актуальными, необходимо найти новые подходы к формированию федеральных целевых программ.
Создание межрегиональных фондов - центров финансовой помощи по федеральным округам - позволило бы избежать распыления средств и существенно сократить административные барьеры в решении самых острых социальных проблем и могло бы послужить адекватной экспериментальной площадкой для внедрения новых подходов в решении вопросов социальной направленности.
6 глава
Экономические основы деятельности социальных служб
6.1. Производство социальных услуг - задача экономической деятельности
социальных служб
В соответствии с законом «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации», социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи,
проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Экономическая деятельность учреждений социального обслуживания включает в себя вопросы планирования и финансирования, кадровую политику, организацию и оплату труда работников, основанную на производстве социальных услуг.
Государственная система социальных служб состоит как из государственных предприятий и социального обслуживания, являющихся федеральной собственностью и находящихся в ведении федеральных органов государственной власти, так и из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.
Государство поддерживает и поощряет развитие социальных служб независимо от форм собственности.
Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.
Государственные стандарты социального обслуживания утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Среди многообразия форм социального обслуживания важное место занимают различные виды материальной помощи. Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, одежды, обуви, средств санитарии и гигиены, ухода за детьми и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе. Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 16 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Порядок предоставления бесплатного социального
обслуживания определяется органами власти субъектов Федерации. Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб предоставляются в порядке, уста-
новленном Правительством Российской Федерации.
Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности устанавливаются ими самостоятельно. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется: несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, одиноким гражданам, не способным к самообслуживанию, и др. Дополнительные основания, по которым предоставляется бесплатное социальное обслуживание, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Учреждениями и предприятиями, оказывающими социальные услуги независимо от форм собственности, являются:
-комплексные центры социального обслуживания населения;
-территориальные центры социальной помощи семье и детям;
-центры социального обслуживания;
-социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
-центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
-социальные приюты для детей и подростков;
-центры психолого-педагогической помощи населению;
-центры экстренной психологической помощи по телефону;
-центры (отделения) социальной помощи на дому;
-дома ночного пребывания;
-специальные дома для одиноких престарелых;
-стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические
интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, домаинтернаты для детей с физическими недостатками);
-геронтологические центры;
-иные учреждения.
Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации учреждений и предприятий социального обслуживания независимо от форм собственности регулируется гражданским законодательством Российской Федерации.
Управление государственной системой социальных служб осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их
полномочиями. Управление социальными службами иных форм собственности осуществляется в порядке, определяемом их уставами, иными учредительными документами.
Научно-методическое обеспечение социальных служб осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
К полномочиям федеральных органов государственной власти относятся:
-установление основ федеральной политики в области социального обслуживания;
-принятие федеральных законов в области социального обслуживания и контроль за их исполнением;
-установление методического обеспечения социальных служб;
-разработка и принятие государственных стандартов социального обслуживания, государственный контроль и надзор за их соблюдением;
-создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания, находящихся в федеральной собственности;
-организация и координация научных исследований в области социального обслуживания;
-развитие международного сотрудничества в области социального обслуживания. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вне пределов
полномочий органов государственной власти Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование социального обслуживания населения, разработку, финансирование и реализацию региональных программ, определение структуры служб.
Ресурсное обеспечение системы предусматривает следующее. 1. Имущественное обеспечение социальных служб.
Социальные службы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обеспечиваются земельными участками, имуществом, необходимыми для выполнения их уставных задач.
2. Финансовое обеспечение учреждений социального обслуживания. Финансирование государственных учреждений социального обслуживания, являющихся федеральной собственностью и находящихся в ведении федеральных органов государственной власти, производится за счет средств федерального бюджета, а являющихся собственностью субъектов РФ и находящихся в их ведении - за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Финансирование социальных служб иных форм собственности осуществляется из источников, предусмотренных их уставами, иными учредительными документами.
Дополнительными внебюджетными источниками финансирования являются: средства, поступающие от целевых социальных фондов; кредиты банков и средства других кредиторов; доходы от предпринимательской деятельности учреждений социального обслуживания; доходы от ценных бумаг; средства, поступившие в качестве платы за социальные услуги; благотворительные взносы и пожертвования; другие источники, не запрещенные законом.
Социальные службы и учреждения, как правило, имеют юридический статус, собственную материальную базу, счет в банке, их деятельность регламентируется уставом, разрабатываемым с учетом типовых положений.
Эти службы создаются, реорганизуются и ликвидируются местными органами исполнительной власти по согласованию с соответствующими органами социальной защиты населения, а их структурные подразделения - решением директора центра. Структуру таких центров можно представить в виде отдельных модулей, набор которых зависит от конкретных обстоятельств, места, времени, ресурсов. Модули могут заменяться или дополняться новыми по мере необходимости, изменения потребностей в социальных услугах их клиентов.
Экономические функции служб определяются положением об их деятельности. В соответствии с Примерным положением Минсоцзащиты от 14 августа 1994 г., в территориальных центрах социальной помощи семье и детям предусмотрено создание отделений социально-экономической помощи. В их функции входит:
-содействие в получении льгот, пособий, компенсаций и других выплат, материальной помощи, кредитов, алиментов, улучшения жилищных условий в соответствии с действующим законодательством;
-организация мероприятий по привлечению средств для оказания помощи малообеспеченным семьям (выставок-продаж вещей, благотворительных аукционов, лотерей и т.п.);
-консультирование по вопросам самообеспечения семей, семейного предпринимательства, надомных промыслов;
-содействие в вопросах занятости, устройства на курсы переподготовки;
-социально-экономический патронаж многодетных, неполных, малообеспеченных семей, экономическая поддержка выпускников детских домов и школ-интернатов на начальном этапе самостоятельной жизни до достижения ими совершеннолетия и материальной независимости и т. п.
В стационарных учреждениях социального обслуживания проживающим прибавляются все виды социально-медицинских и бытовых услуг. Финансирование этих